5кл лоскутное шитье конспект

План-конспект открытого урока по технологии на тему «Лоскутное шитье» и презентация «Лоскутнре шитье» (5 класс)

Выбранный для просмотра документ Лоскутное шитьё.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лоскутное шитьё Подготовила Левшина В.Н. учитель технологии МБОУ «Инжавинская СОШ» Землянский филиал

Лоскутное шитьё – древний вид декоративно-прикладного творчества. Техника шитья из кусочков ткани – лоскутов, в России известна издревле. Вначале бедность заставляла бережливых хозяек из остатков старой одежды шить новую, а из лоскутков – изделия для домашнего обихода. Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин любимым занятием. Лоскутные вещи шьют и профессиональные художники по текстилю и домашние хозяйки. Из разноцветных лоскутков можно получить оригинальные вещи

Мастера с любовью выкладывают узоры из лоскутов, часто, изделия напоминают вышивку или роспись. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия

УЗОР «СПИРАЛЬ» Лоскутки нашивают на основу. В качестве основы, как правило, берут отрез светлой ткани. Для того, чтобы сложить узор, следует начинать с центра изделия. Центральный лоскут называют «зрачком», для него подбирают очень яркий кусок ткани и сразу вручную или с помощью швейной машины пришивают лоскут к лоскуту, двигаясь по часовой стрелке. Центральную часть изделия заполняется мелкими лоскутами, а по мере увеличения полотна присоединяют все более крупные. Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах, используя цветовую сочетаемость

Иногда все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. Но очень важно стараться не соединять между собой лоскутки, слишком близкие по цвету и рисунку, так как они будут смотреться как одно цветовое пятно и могут нарушить задуманную композицию

Читайте также:  Шкурка для шитья шапки

УЗОР «ИЗБА» Популярный способ соединения полосок вокруг маленького квадрата красного или жёлтого цвета. Символизирующего огонь и тепло печки, или очаг. Такой узор условно ещё называют «американский колодец», «бревенчатый дом». Если в качестве центра используется квадрат синего цвета, то такой узор называют «колодцем». Синий цвет символизирует воду

Для классического узора, характерно то, что одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из тёмных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а вторая находится в тени. Размер центрального «очага» может быть разным, но обязательно длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски. Сборка полосок вокруг «очага» ведётся по часовой стрелке или против, длина полосок постепенно увеличивается по мере удаления от «очага»

Используемые источники: https://videouroki.net/video/28-loskutnoie-shit-ie.html https://www.yandex.ru/yandsearch Источник для фона: http://www.lenagold.ru/fon/pred/bum/buk/23.html http://www.lenagold.ru/fon/pred/ruko/11.html

Выбранный для просмотра документ откр. урок.docx

План-конспект открытого урока

по дисциплине «Технология»

в 5 классе МБОУ «Инжавинская СОШ» Землянский филиал

на тему «Лоскутное шитьё»

Разработал: Левшина Вера Николаевна учитель технологии

Тема урока: «Лоскутное шитьё»

Дата проведения – сентябрь 2017г.

Тип урока : комбинированный

Цель урока — организовать деятельность учащихся по ознакомлению с лоскутным шитьём

образовательные : ознакомить учащихся с лоскутным шитьем как древним и современным видом декоративно – прикладного творчества; с наиболее распространенными видами лоскутной техники, с особенностями узора и цветовой гаммы, с правилами подбора тканей к работе;

— развивающие: – способствовать формированию и развитию творческих и коммуникативных способностей учащихся к самостоятельности, изобретательности и творческому мышлению; развивать умение применять знания теории на практике;

— воспитательные — формирование культуры общения при работе в группе, эстетического вкуса, способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, внимательности, целеустремлённости, самостоятельности в трудовой деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: стремление к совершенствованию своих знаний и умений, осознание личностной и практической значимости учебного материала, своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

Метапредметные:регулятивные: составление плана действий и применение его для решения творческих задач; прогнозирование результата труда; умение осуществлять самооценку и взаимооценку; — познавательные : — умение извлекать необходимую информацию из различных текстов, беседы, рассказа; выбор способа выполнения задания, умение строить логическую цепочку рассуждений; — коммуникативные : выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на вопросы, умение договариваться, распределять работу, работать в группах.

Предметные: Понимание и определение понятий: «лоскутное шитье», узор «Спираль», узор «Изба»; умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических учебных задач; умение применять знания в практической деятельности.

Основные термины, понятия: лоскутное шитьё, узор «спираль», узор «изба».

Методическое оснащение урока:

компьютер, проектор, экран, презентация;

— учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко — Технология 5 класс, рабочая тетрадь.

Учебно-техническая документация (УТД):

— подборка книг и журналов;

— карточки самоконтроля, взаимоконтроля; — материалы для контроля знаний учащихся.

Организационный момент (2 минуты)

— настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний; — создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс

Организует начало учебной деятельности.

Приём « Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока если учащимся понравился урок, и узнали что-то новое, то прикрепляют к вазе красный цветок, если не понравился – голубой

Готовятся к уроку.

Личностные: — мобилизация внимания, уважение к окружающим
Регулятивные: — целеполагание Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Проверка выполнения домашнего задания (3 минуты)

— установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; — устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях;

— выяснить степень усвоения заданного на дом материала; — определить типичные недостатки в знаниях и их причины; — ликвидировать обнаруженные недочёты

Метод «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе. Задача учеников — найти и исправить ее.

1.Композиция – это пространство (расположение) изобразительных элементов по определённой схеме с целью наибольшей выразительности содержания произведения.

2.Орнамент не (используется) используется для украшения различных предметов декоративно – прикладного искусства.

3.Чёрный, белый и множество оттенков серого цвета – это хроматические (ахроматические) цвета. 4.Круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета, называется разноцветным (цветовым) кругом. 5.С помощью графического редактора Paint создавать простые графические иллюстрации, редактировать готовые фрагменты невозможно (можно)

Отвечают на вопросы.

— повторение раннее изученного материала

— контроль правильности ответов обучающихся

— взаимодействие с учителем во время опроса; — умение полно и точно выражать свои мысли

Актуализация знаний (10 минут)

— организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания;

— актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания; — организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании

Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

Организует побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Проведение: Карточки с вопросами наклеены на доске в перевернутом виде. Ученик называет номер карточки, учитель переворачивает карточку и задаёт вопрос.

Ответьте на вопросы:

1.Что такое декоративно – прикладное искусство и на какие виды оно делится?

2.Где можно применять произведения декоративно – прикладного искусства?

3.Какие виды декоративно – прикладного искусства традиционны для нашего региона?

На стенде представлены работы, как вы думаете, в какой технике они выполнены? — Что такое лоскутное шитье? ( Это вид декоративно-прикладного творчества, техника шитья из кусочков ткани -лоскутов )

— Какие изделия можно выполнять в этой технике?

(Подушки, сумки, прихватки…)

После ответов сообщает тему урока и показывает презентацию «Лоскутное шитьё»

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

— активное погружение в тему; — умение осознавать значимость поставленных учебных задач

— умение поставить учебную цель

— умение анализировать, структурировать знания; — умение выделять и формулировать задачи

— умение выражать свои мысли в устной форме

Введение новых знаний (13 минут)

— сформулировать и согласовать цели урока;

— организовать уточнение и согласование темы урока;

— организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; — организовать фиксацию преодоления затруднения

Сообщает новые знания:

Лоскутное шитье –древний вид декоративно-прикладного творчества. Техника шитья из кусочков ткани – лоскутов — в России известна издревле. Вначале бедность заставляла бережливых хозяек из остатков старой одежды шить новую, а из лоскутков – изделия для домашнего обихода. Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин любимым занятием. Лоскутные вещи шьют и профессиональные художники по текстилю и домашние хозяйки.

Слайд 3-4 Из разноцветных лоскутков можно получить оригинальные вещи. Слайд 5 Мастера с любовью выкладывают узоры из лоскутов, часто, изделия напоминают вышивку или роспись. Если внимательно всмотреться в выполненную работу, то не только можно судить о вкусе рукодельницы, но и определить ее настроение. Чем же привлекателен этот вид декоративно-прикладного искусства? Во-первых, эта техника очень доступна, ведь старая и ненужная одежда есть у каждого. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты. Кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия. Чтобы создать лоскутное изделие, нужно научиться шить отдельные узоры. Сегодня на уроке познакомимся с видами лоскутного шитья и узорами «спираль», «изба».

Узор «спираль». Этот узор напоминает мозаичные картинки, сшитые из разноцветных маленьких лоскутков. У такого шитья много названий: «спираль», «карусель», «лабиринт», «крейзи». Лоскутки нашивают на основу. В качестве основы, как правило, берут отрез светлой ткани. Выкроить ее надо размером немного больше размера будущего изделия, с учётом усадки материала при строчке на швейной машине. Если же работать без основы, то швы потянутся в разные стороны и получится неряшливое, некрасивое изделие. Для того, чтобы сложить узор, следует начинать с центра изделия и сразу вручную или с помощью швейной машины пришивают лоскут к лоскуту, двигаясь по часовой стрелке. Существует традиция, по которой центральный лоскут называют «зрачком». Для него подбирают очень яркий кусок ткани.

Центральную часть изделия заполняется мелкими лоскутами, а по мере увеличения полотна присоединяют все более крупные. Лоскутки объединяют по цвету в разных вариантах, используя цветовую сочетаемость. Например, начинают пришивать светлые кусочки и после прохождения очередного круга, в следующем витке – выбирают более темные лоскутки ткани, но в той же цветовой гамме.

Иногд а все соседние лоскутные витки делают контрастными по цвету. Но очень важно стараться не соединять между с обой лоскутки, слишком близкие по цвету и рисунку, так как они будут смотреться как одно цветовое пятно и могут нарушить задуманную композицию. Слайд 8

Популярный способ соединения полосок вокруг маленького квадрата красного или жёлтого цвета. Символизирующего огонь и тепло печки, или очаг. Такой узор условно ещё называют «американский колодец», «бревенчатый дом». Если в качестве центра используется квадрат синего цвета, то такой узор называют «колодцем». Синий цвет символизирует воду. Слайд 9

Для классического узора, характерно то, что одна половина квадрата выполнена из светлых полос, а другая – из тёмных. Как бы одна половина избы освещена солнцем, а вторая находится в тени.

Размер центрального «очага» может быть разным, но обязательно длина его стороны не должна быть меньше ширины полоски.

Сборка полосок вокруг «очага» ведётся по часовой стрелке (или против), длина полосок постепенно увеличивается по мере удаления от «очага». Помимо этих узоров, существует еще целое множество красивых узоров.

Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы

— проявление интереса к новому содержанию;

— осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению

— умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой

— умение работать с различными источниками информации, выделение необходимой

информации, — построение логической цепочки рассуждений; — структурирование новых знаний; — умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

— умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

— умение выражать свои мысли в устной форме

— умение давать определения новым понятиям темы

Физкультминутка (5 минут)

— создать условия для снятия переутомления у учащихся.

1.Исходное положение – сидя на стуле, руки опущены. На счёт «раз» — поднять руки вверх, потянуться, как бы стараясь достать потолок, на счёт «два» — вернуться в исходное положение. Повторить 6 -8 раз. 2. Исходное положение – сидя на стуле, руки опущены, глаза закрыты. Представить себе, что у вас на кончике носа карандаш и написать им цифры от1 до 9, вращая только головой. Упражнение выполнять медленно.

Закрепление знаний учащихся (3 минуты)

— организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Вопросы наклеены на бумажном кубике. Учащиеся подкидывают кубик и отвечают на вопросы. 1.Что такое лоскутное шитьё?
2. Какие изделия можно выполнить из лоскутов?

3.На что нашивают лоскутки узора «спираль»?

4. Как называют центральный лоскуток в узоре «спираль»?

5. Какой способ соединения полосок применяется в узоре «изба»? 6.Что такое шаблон и для чего он нужен?

Участвуют в беседе, формулируют выводы. Самостоятельная работа в рабочей тетради (задание 27, п.1, п.3, п.4)

Познавательные: — извлекать необходимую информацию из прослушанного; — обобщать, ставить и формулировать проблемы; — структурировать знания
Коммуникативные: — вступать в диалог; — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные : — давать определения новым понятиям темы

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты)

— организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

— подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Учитель предлагает ответить на вопросы анкеты. 1.Какова была ваша учебная задача? 2.Чему вы научились на уроке? 3.Какие знания, полученные на предыдущих уроках, пригодились сегодня?

4.Где можно применить полученные знания?

5.Каково было общее эмоциональное состояние в группе?

Оцените работу группы по 5- бальной шкале

Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. Учащиеся прикрепляют к вазе цветы

Анализируют свою деятельность на уроке; осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: — умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
Коммуникативные: — вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: — осознавать успешность своей деятельности; — стремление к речевому самосовершенствованию

Информация о домашнем задании (2 минуты)

— включить новый способ действий в систему знаний учащихся;

— тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

1.Найдите в Интернете историю лоскутного шитья.

2.Что такое пэчворк?

3.Разработайте один из узоров для лоскутного изделия – прихватки ( рабочая тетрадь задание 27, п.2, стр.69) . 4. П.28, ответить на вопросы

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

— оценка и самооценка учебной деятельности;

Оцените статью