- Владимирская гладь – старинная русская вышивка. Как вышивать гладью?
- История владимирской вышивки
- Особенности вышивки
- Отличительные черты
- Виды стежков
- Как вышивать гладью
- Накладные сетки
- Подготовка к вышивке гладью
- Необходимые материалы
- Уход за вышивкой
- § 13. Техника владимирского шитья
- Что такое владимирская вышивка: мастер-класс для начинающих
- Что такое владимирская гладь
- Особенности вышивки и применяемые швы
- Инструменты и материалы
- Схемы для владимирской глади
Владимирская гладь – старинная русская вышивка. Как вышивать гладью?
Владимирская гладь – это известная вышивка, в которой стежки наносятся на материал, полностью заполняя всю поверхность ткани. По-другому она называется владимирский верхошов. Придумана она мастерами Владимирской области. В древние времена не было других способов украсить свою одежду, кроме вышивки. Русские мастерицы с помощью простой иголки и нитей создавали неповторимые узоры. Это сложное искусство, требующее усидчивости и внимательности. В каждой семье жена и дочери обеспечивали всю свою семью одеждой, а каждая девушка заблаговременно готовила себе приданое в сундуке.
Для каждой местности на Руси существовала самобытная, присущая только данной территории вышивка, которая имела свои характерные особенности, цветовые решения и орнаменты. С годами приемы вышивки усовершенствовались и обретали новые детали, однако своеобразие и особенности сохранились.
История владимирской вышивки
Вышивка гладью владимирским швом имеет древние исторические корни. При раскопках, проводимых археологами, изучающими историю Владимиро-Суздальского княжества, найдены обрывки одежды с красивой вышивкой. Лицевая сторона была обшита длинными стежками, однако с изнанки виднелись только контуры или легкие пунктиры, а на некоторых деталях имелись даже элементы глади вприкреп. Это когда длинные стежки прикреплялись более мелкими.
На льняных изделиях шитье было выполнено золотыми нитями. Изучение истории края привело к выводу, что это изготавливали в XVIII-XIX веках монахини монастыря св. Иоанна Милостивого, расположенного в 100 километрах от города Владимира в поселке Мстера. Именно данных мастериц и считают родоначальницами владимирского шва гладью вприкреп.
Жители близлежащих деревень и городов обучались у этих монахинь искусству вышивки. Но простые люди шили уже не золотыми нитями, которые были очень дорогими и ценными, а заменяли их красными. Узоры содержали крупные цветы и листья, которые вышивались длинными стежками, середину заполняли накладными сетками.
Красные цветы сочетались с серединками, выполненными другими яркими оттенками синего, зеленого. Допускались элементы желтого, коричневого, черного и бежевого цветов.
Особенности вышивки
В древние времена для вышивания одежды знатных особ использовали дорогие золотые нити. В целях экономии большая часть нитей находилась на лицевой стороне изделия. На изнанке видны были небольшие пунктирные линии, едва заметные глазу. Именно поэтому владимирскую гладь и назвали верхошвом.
Основное отличие ее от остальных заключается в одностороннем шитье небольшими стежками. Элементы есть и крупные, и мелкие стебельки или тонкие веточки.
Изготавливаются разные элементы особенным образом. Например, листья, птицы, цветы и другие крупные детали вышиваются гладью, для серединок используются сетки, стебель выполняют стебельчатым швом.
Отличительные черты
Хотя с давних времен владимирская гладь мастерами немного усовершенствовалась, но все же сохранила главную свою особенность – односторонность вышивки. Тематика тоже осталась прежней. В основном это растительные элементы, иногда можно встретить птиц. Цветовое решение тоже вполне узнаваемо. Чаще всего попадаются флористические идеи красного и белого цветов. Разбавляет такое однообразие небольшие элементы синего, зеленого или желтого цвета.
Мастера владимирской глади пользуются шерстяными нитками, мулине, которые сложены в несколько слоев, также можно встретить нити ирис.
В большинстве случаев на работах делают кайму из крестиков или другого орнамента, например кустиков или кисточек и прочих повторяющихся элементов.
Виды стежков
- Гладь. Шьется длинными стежками по лицевой стороне.
- Двусторонняя гладь. Шьется нитками мулине одинаково, что на лицевой стороне, что на изнанке.
- Гладь с настилом. При желании сделать элемент объемным перед вышивкой гладью делают стежками настил, то есть по контуру рисунка прошивается материал простыми стежками, затем на них сверху выполняют гладь, направляя нить от середины элемента к его краям.
- «Лапки». Это вышивка, которая напоминает птичьи следы (отсюда и название шва). Ими часто заполняют промежутки в крупных деталях.
- Шов «вперед иголку» делают в качестве настила для объемных деталей.
- «Стебельчатый» шов. В вышивке владимирской гладью применяют такой вид шва для изготовления тонких веточек или стеблей цветов. Иголкой прокалывают ткань вверху и по диагонали.
- «Козлик». Очень напоминает вышивку крестиком. Стежки пересекаются сверху и снизу стежка предыдущего и последующего. Размер стежков мастер выбирает стихийно, по желанию.
Как вышивать гладью
Для владимирской глади используют белую вышивку и гладь одностороннюю и двустороннюю. Как видно из названия, для белой вышивки используют только нити белого цвета. Вышивают рисунок поверх настила. Для этого сначала швом «вперед иголку» прошиваются все нарисованные карандашом контуры, затем прошивается настил, полностью закрывающий стежками поверхность крупных цветов или листьев. Поверх белыми нитками наносится рисунок. Вышивку гладью «Владимирское шитье» применяют для украшения постельного белья: пододеяльников, простыней, наволочек, полотенец и т. д.
Гладью в данной вышивке прошиваются все крупные элементы. Начинают шитье от острого конца листика или лепестка и проходят в направлении от центра детали к краям. Наглядно можно увидеть примеры швов на старинной русской вышивке «Владимирская гладь» на образце швов на рисунке в статье. Однако при формировании формы цветка стежки глади направляются от контура детали к центру.
Накладные сетки
Изображения цветка имеют большую полую серединку, которую в данном виде вышивки заполняют с помощью накладных сеток. Серединки цветка состоят из симметрично расположенных мелких элементов: квадратов, полосок, волнистых линий, треугольников. Между ними могут располагаться лапки или козлики.
Иногда серединку полости заполняют длинными стежками, расположенными либо горизонтально, либо вертикально. В месте перекрещивания часто образуется крест. Особенностью данной вышивки является то, что все элементы сетки заполняются симметрично, ровно.
Подготовка к вышивке гладью
Перед тем как вышивать гладью, нужно подготовиться. Это удобно сделать с помощью специальных приспособлений. Чтобы правильно подобрать нитки, нужно естественное освещение. Свет должен падать слева. Нельзя допускать, чтобы нитки и иголки валялись на столе. Должно быть все уложено по своим местам, чтобы при необходимости быстро найти нужный инструмент.
Необходимые материалы
- Ткань. Лучше брать льняную. Традиционно используют неотбеленный лен.
- Нитки мулине или двунитку.
- Набор иголок, толщина которых соответствует толщине нитей.
- Ножницы.
- Пяльцы, чтобы ткань была хорошо натянута.
- Мягкий сантиметр для разметки основных линий и контуров узора.
- Калька, копировальная бумага, образцы узора.
- Простой карандаш с хорошо заточенным краем.
- Утюг.
Уход за вышивкой
После того как работа закончена, важно еще правильно ухаживать за изделием, чтобы вышивка не испортилась, не деформировалась. Стирают ткань только в теплой воде. Моющие средства можно использовать, но они не должны содержать отбеливатель, потом хорошо все выполоскать. Если вы стираете в машинке, то изделие с вышивкой нужно поместить в наволочку или специально предназначенный мешочек для стирки деликатных вещей.
Есть один небольшой секрет. Чтобы не испортить вещь, лучше выкручивать ткань через махровое полотенце. Гладить утюгом можно только с изнаночной стороны, используя влажную хлопчатобумажную ткань. Лучше гладить на мягком полотенце. Складывать влажную ткань нельзя, нужно ее разложить и дать окончательно высохнуть.
§ 13. Техника владимирского шитья
Владимирское шитьё — это односторонняя гладь, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка. Из-за того, что нитка в основном располагается на лицевой стороне ткани, существует другое название глади — верхошов.
Цветы и круги вышивают длинными стежками, располагающимися между внешним и внутренним контурами рисунка строго радиально. Во внутренней части круга стежки ложатся плотнее, во внешней части гладь выглядит разреженной. Это достигается тем, что стежки-переходы на внутреннем контуре рисунка гораздо короче, чем на внешнем (рис. 9, а).
Листья вышивают стежками верхошва, укладывая их по обе стороны от центральной прожилки приблизительно под углом 45° к ней (рис. 9, б). Если лист большой и имеет внутреннюю область, её заполняют бархатным швом.
Рис. 9. Верхошов: а — заполнение цветка, 6 — заполнение листика
Большие круглые элементы вышивают гладью «вприкреп», перекрывая длинные стежки более короткими. В этом случае стежки-переходы выполняют не по контуру, а по радиусу внутрь круга (рис. 10).
Рис. 10. Гладь «вприкреп»
Большие детали в рисунке вышивают, разбивая их на несколько зон. Внешнюю часть обычно заполняют стежками красного цвета, а центральную — различными накладными сетками дополнительных цветов — синим, зелёным, жёлтым (см. рис. 5 и 11).
Рис. 11. Накладные сетки
Для выполнения накладной сетки нитки натягивают на одинаковом расстоянии параллельно друг другу сначала в горизонтальном, а затем в вертикальном направлении, закрепляя их по линии контура.
Чтобы нитки не сдвигались, места их пересечения закрепляют стежками, которые являются элементами украшения и могут быть вышиты в виде косого стежка, крестика, кустика.
Во владимирском шитье края вышитых рисунков оформляют «кисточкой» и другими декоративными швами, называемыми полосками (рис. 12). Полоски выполняют швом «вперёд иголку» в два приёма. На обратном ходу шва закрывают пропуски и одновременно делают «кисточки» из пяти стежков: вначале — средний стежок, затем — крайние и последними — промежуточные.
Рис. 12. Шов «кисточка»
Практическая работа № 11
Инструменты и материалы: льняная (неотбелённая) ткань натурального, белого или серого цвета, калька, копировальная бумага, простые карандаши, пяльцы.
Задание. Подготовить ткань для вышивания и выполнить вышивку в технике владимирского шитья.
- Отутюжьте ткань для вышивки.
- Обметайте или обработайте края липкой лентой, чтобы предохранить их от осыпания.
- Определите центр ткани, сложив её пополам по длине и ширине.
- Переведите на ткань рисунок «Ветка» (рис. 13).
Рис. 13. Ветка
- Середину цветка вышейте накладной сеткой нитками синего цвета с красными крестиками; лепестки — гладью «верхошов» нитками красного цвета; ягодку — гладью «вприкреп» нитками красного цвета; середину листика — бархатным швом; листик — гладью «верхошов» нитками синего цвета; стебелёк — стебельчатым швом.
Что такое владимирская вышивка: мастер-класс для начинающих
Владимирская вышивка – это разновидность старинной глади, появившаяся на территории Владимирской области несколько столетий назад. Классические узоры этой вышивки относятся к народным и сохраняются как представляющие культурную ценность.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое владимирская гладь
Впервые такая вышивка появилась еще во времена Владимиро-Суздальского княжества в 11-12 веках. Она характеризует уровень прикладного искусства этой эпохи и показывает, что уже в этот период расшитая одежда имела особое значение. На обнаруженных фрагментах тканей с вышивками были найдены золотые и шелковые нити, что указывает на материалы, традиционно применяемые для владимирской глади. Таким способом расшивались праздничные одежды, сшитые из дорогих тканей. Работа доверялась только особо искусным мастерицам.
Большое количество растительных орнаментов, а также солнце, луна и птицы традиционно присутствуют в узорах, которые сохранились до сегодняшнего дня. Преимущественно использовались белый и красный цвет, иногда добавлялись желтый, голубой, зеленый. Данная вышивка унаследовала классические узоры и приемы золотого шитья и соединила их со славянскими мотивами.
Сегодня владимирские узоры применяются для декора одежды, сумок авторского производства, постельного белья, скатертей, салфеток и диванных подушек. Также иногда ими украшают рушники и шторы.
Владимирская гладь признана традиционно российским видом рукоделия, как оренбургские платки, вологодские кружева, хохломская роспись. Все эти прикладные промыслы являются наследием русской культуры, поэтому сохраняются и поддерживаются.
Особенности вышивки и применяемые швы
Главная особенность владимирской вышивки – она практически односторонняя, на изнаночной стороне ниток совсем мало. Техника появилась в момент развития золотого шитья, когда для создания узоров на одеждах богатых людей использовали ценные нити. Они были дорогими, поэтому расходовались экономно. Из-за этого владимирская вышивка имеет на изнанке минимальные, едва заметные стежки, а на лицевой – длинные.
Во владимирской вышивке применяется целый ряд стежков.
- Гладь. Стежки значительной длины. Они кладутся на лицевой стороне и не имеют перетяжек на оборотной.
- Двухсторонняя гладь. Используется крайне редко, появилась в таких узорах относительно недавно. Традиционно этот прием во владимирской вышивке не использовался.
- Гладь с настилом. Служит для создания более выпуклых элементов узора. Точно неизвестно, присутствовал ли прием в классическом варианте.
- Внахлест. Эти стежки бывают нужны для заполнения крупных пространств между элементами или внутри них.
- Козлик. Схож с крестиком, но перекрещиваются стежки не по центру.
- Стебелек или стебельчатый. Им прошивают тонкие линии и контуры элементов. Чаще всего так вышивают стебли травы и цветов.
- Вперед иголку. Применяется для контуров узоров, а также как база при вышивке в настил.
- Накладные сетки. Такие швы применяют для заполнения областей внутри цветов в растительных узорах. Швы при этом могут быть выполнены в форме квадратов, треугольников или полос. В местах пересечения длинные стежки традиционно закрепляются крестиком. Кроме прочности, это придает узору дополнительную декоративность, делая зашитую область более насыщенной различными элементами.
Инструменты и материалы
Для вышивки требуется приобрести необходимые материалы и инструменты, которые будут соответствовать друг другу и подходить для данной техники.
- Основа. Вышивают владимирской гладью по ткани, а не канве. Лучше использовать льняное полотно с равномерным переплетением нитей, что обеспечит ровность стежков. С традиционными узорами особенно привлекательно выглядит неотбеленный.
- Нитки. Использовать можно мулине или шелковые нити. Иногда выбирают шерсть, но этот материал нельзя назвать традиционным для владимирских узоров.
- Иглы. Их размер должен соответствовать вышивальным ниткам и ткани основы. Конец иглы должен быть острым, а не закругленным, как у гобеленовых. Если опыт не позволяет определить, какой толщины инструмент необходим, можно посмотреть специальные таблицы соответствия в нашей статье про иглы для вышивания.
- Копирка (копировальная бумага). Используется для перевода узора на ткань. Рисовать по материи намного сложнее, чем по бумаге. Поэтому готовый узор стоит именно переводить на материал основы, а не пытаться изобразить его сразу на полотне.
- Пяльцы. Вышивать на ткани, которая не имеет сильного натяжения, не получится. Стежки будут слишком тугие, затягивающие основу и вызывающие появление на ней складок. Для больших работ лучше выбирать раму, а для небольших – классические круглые пяльцы.
Схемы для владимирской глади
Схемы для вышивки владимирской гладью обычно имеют только контур узора, который надо перенести на ткань. Вышивая цветы, длинные стежки, образующие лепестки, стежок кладут от контура к середине. Листья зашивают короткими стежками, направленными по диагонали. При этом вначале прошивается одна сторона листа, а после вторая.