С. Т. АТАЖАХОВА: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ У АДЫГОВ
Золотошвейное искусство поистине одно из самых изящных ремесел человечества. Благодаря своей красоте и высокому художественному уровню оно на протяжении многих веков занимало значительное место в народном декоративном искусстве адыгов. Сведения о распространении этого вида ремесла мы находим в дневниках и записках русских и зарубежных ученых и путешественников, посетивших Черкесию в период с X по XIX вв.
По свидетельству арабского путешественника Масуди, черкесские женщины «носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом» [1, с. 28–29].
О качестве работы адыгейских мастериц Ф. Торнау писал: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление» [2, с. 22].
Золотому шитью как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов посвящены отдельные монографии, написаны диссертации по искусству золотого шитья и орнамента, а также целый ряд научных изданий. Давно стали классическими труды
этнографов-адыговедов М. К. Азаматовой, Е. М. Шиллинга, Б. Х. Мальбахова, Л. И. Лаврова, А. С. Кишева, Т. Д. Равдоникас, Е. Н. Студенецкой, М. М. Иваноковой, Н. К. Теучежа, М. Г. Куека и др.
Золотошвейный комплекс адыгов, включающий четыре вида техники, является одним из древних видов художественного и прикладного искусства. Технические приемы, использовавшиеся в старинной адыгской вышивке золотом, следующие: шитье «дышъэидагъ» (в прикреп), «шъыхьаридагъ» (шитье по настилу, которое в этнографической литературе называют гладью), шитье по веревочкам, вышивка канителью, вышивка изготовленным вручную шнуром (или плетение на пальцах тесьмой), ткачество на дощечках, плетение басонных изделий.
О том, что вышивка золотом и серебром является одним из древних видов художественного и прикладного искусства, говорят археологические памятники скифского периода. Так, в нартском эпосе прослеживается мастерство красавицы Сэтэнай в золотошвейном искусстве. «Поспорила она однажды с нартом – шорных дел мастером: «Кто из них за день изготовит изделие краше?». Сэтэнай сказала, что изготовит за день «сай», а юноша – седло. Целый день работа в руках мастеров спорилась. Солнце клонилось к закату, когда искусный шорник, закончив свою работу первым, сел в ожидании конца состязания. А Сэтэнай все еще вышивала. Отчаявшись, что до заката солнца не успеет завершить свою работу, она с мольбой обратилась к нему: «О солнце, остановилось бы ты на одно мгновение!». В те времена исполнялись все желания нартов, и поэтому, услышав просьбу Сэтэнай, солнце на миг остановилось. И это позволило Сэтэнай закончить свою работу. Увидев, как Сэтэнай встала и надела удивительный сай – «женское национальное платье адыгов», украшенное золотыми узорами невиданной красоты, солнце зашло. Признав свое поражение, молодой нарт сказал: «Ты достойна той славы, которая ходит о тебе, Сэтэнай! Никто не может сравниться с тобой в искусстве вышивания золотом!» [3, с. 108].
Характерной особенностью золотого шитья является доведенное до совершенства гармоничное сочетание элементов вышивки с басонными изделиями, создававшими неповторимый и изысканный стиль, отличавший адыгское шитье от других золотошвейных комплексов Кавказа.
Искусству вышивки и плетения из золотых и серебряных нитей адыгские рукодельницы учились с раннего детства в течение многих лет. Мастерство совершенствовалось изо дня в день и достигало того высокого уровня, когда появляется легкость и свобода при создании той или иной вещи. Шитьем золотом и серебром занимались в основном девушки из зажиточных семей, но каждая адыгская рукодельница, вне зависимости от происхождения, создавала своими руками уникальную праздничную одежду для себя и подарки для своих родных и близких.
Элементы орнамента располагаются на большом поле ткани, не занятом другими элементами, что отличает адыгское золотое шитье от техники шитья других народов. Цветовое решение адыгского искусства вышивки восходит к древним временам, к эпохе формирования национального мировоззрения, когда человек поклонялся солнцу как Богу. Золотая и серебряная нить покрывает темный бархат черного, темно-синего, зеленого, бордового цветов. Праздничный костюм отличался от будничного более светлым тоном и качеством ткани, редкой вышивкой. Так, исследователь Е. Н. Студенецкая отмечает, что темно-красный цвет носили представители только высших слоев общества. При этом женщинам зависимых сословий запрещалось носить платья того цвета, какой был у их княгини [4, с. 217].
Особое место вышивка занимала в украшении традиционной женской одежды. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы кафтанчика, нарукавники, донышко и околыш женской шапочки. При более подробном рассмотрении золотошвейного узора становится очевидным, что крест, ромб круг являются началом всех орнаментальных композиций. У адыгов роговидный завиток, выходящий из треугольника и дополненный растительными мотивами, вышивался на полах девичьего кафтанчика, имел свое логическое значение. Мотив треугольника представлен как женский знак, обозначающий чрево. Следует отметить, что у многих народов, в том числе и у адыгов, существовали единые пространственно-временные мировоззренческие концепции, где «три» – число частей вертикальной структуры космоса, мирового дерева и т.п., а «четыре» – число сторон света.
Мастерицы с большой осторожностью выбирали орнамент, так как в одеждах «золотое шитье» присутствовало не на повседневных вещах, а лишь на праздничных и поэтому требовалась тщательная подборка композиции со строгими, изящными, красивыми линиями.
Особый колорит женской одежде придавало умелое сочетание разнообразных видов техники золотого шитья и басонных изделий. Крупные золотые и серебряные узоры, выполненные в технике «дышъэидагъ» (в прикреп), создают богатую фактурную поверхность и воспринимаются объемно. Адыгские золотошвеи владели всеми этими техниками вышивки и ткачества в совершенстве и успешно применяли их в своих вышитых работах. Одежда, вышитая золотым шитьем, была очень дорогой, и на изготовление ее затрачивались месяцы, а то и годы кропотливого труда, поэтому носить ее могли только состоятельные женщины.
Методический доклад на тему: «ОРНАМЕНТ В АДЫГСКОМ ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad2.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯБЛОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Методический доклад на тему:
«ОРНАМЕНТ В АДЫГСКОМ ПРИКЛАДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ»
Преп. Семенова Виктория Викторовна
Как возник орнамент.
«Орнамент (ornamentum — украшение (лат.)) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений»
Возникновение орнамента относится к древнейшим эпохам истории человечества. Шедевры его, дошедшие до нас, завораживают особым миром форм и линий. В нем есть две стороны, органично связаны между собой: элементы- мотивы, являющиеся своеобразным содержанием орнамента, и ритм, который определяет порядок чередования этих элементов между собой, образуя так называемый раппорт. Как и почему возник орнамент? В чем разгадка чередований всех этих странных фантастических цветов, фигурок, значков? Орнамент в отличии, скажем, от живописи, существует на какой-то созданной человеком вещи — стене дома, сосуда, ткани.
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно — поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х.Э. Керлота.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Несомненно, также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам. К таким знакам относится, например, колесо . Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке , в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков , в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.
Человек выделился из природы, когда стал не просто осознавать мир вокруг себя (его так или иначе осознает любое животное), но, когда научился выражать свои представления создаваемых им предметах, то есть стал творить. Первое, что осознал человек было представление о том, что существует «Верх» и «Низ», «Небо» и «Земля» — эти два самых главных яруса бытия. Так возник дольмен, примитивнейшая форма, построенная из двух камней, один из которых положен перпендикулярно другому, на подобие гигантского стола. Плоскость «Стола» и была выражением «Неба», отделенного от реальной земли. Или другая древнейшая форма — сосуд. Почему он имеет яйце образную форму- обязательно сужен и округлен к низу? Для удобства использования, и только? А вот древнегреческие философу полагали, что Вселенная имеет форму яйца и, демонстрируя ученикам ее устройство, наполняли водой керамический сосуд и начинали его вращать.
Значение орнамента в прикладном народном творчестве.
К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация , плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим , заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.
По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. ( лотос , папирус , пальметта , акант , гранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы ( гербы ). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях ) или в книгах (т. н. вязь ). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология , геометрических и растительных — арабески ).
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.
В литературе, посвященной истории и культуре адыгов, часто встречаются понятия «орнамент»: кабардинский, адыгейский, черкесский орнамент. Так, Э. Г. Аствацатурян приводит следующее мнение Шиллинга: «Стиль орнаментации черкесского серебра — анималистический и растительный с применением геометрических форм».
Когда же заходит речь об элементах черкесской орнаментики, возникает понятие «стилизация», и к числу наиболее часто воспроизводимых относят изображение бараньего рога и трилистника:
Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов. Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье.
Кроме этих элементов, существовали еще и не менее важные компоненты адыгского орнамента, каковыми являются символистические изображения связанные с прекрасным окружающим нас миром и религиозными культовыми обрядами:
-символ солнца – тыгъэ;
-середина или центр (сердце);
-огненные символы – машIо;
-символ гробницы – пхъэбай;
-дольмен – исп ун;
-символ метательного оружия – щэбзащ;
-символ молнии и грома – шыблэ;
-символ холодного оружия – саблэ, сэшхо;
-лук, натянутый тетивой – щабзэ;
В художественном изображении элементов орнамента:
Начав орнаментальное оформление тамговой символики, можно утверждать, что адыгские (черкесские) фамильные тамги, это не те же самые элементы адыгского орнаментального искусства, названия которых было утеряно с течением некоторых неизвестных обстоятельств.
В орнаментальное искусство адыгов входят также рельефные, фризовые узоры, нанесенные на древних керамических сосудах протомеотского периода, на дольменных плитах, на накладках кинжалов и шашек:
-дольменный зооморфный орнамент (заяц)
-рельефный узор, символ виноградничества;
-символ горной местности.
Для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении на предмете или вещей одного или нескольких мотивов, свойственны: лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным.
Орнамент в адыгском прикладном творчестве
Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых – стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками (пIуаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства.
Истоки мотивов первого комплекса уходят корнями в эпоху бронзы. Известно существование мотивов этого комплекса на керамике и частично — на металле. Прямолинейные геометрические элементы комплекса широко используются в вышивке «вприкреп», т.е. когда на плоскостной рисунок наносится узор. Они также располагаются бордюрами по низу платья, по краю воротника и по манжетам. Второй комплекс — древний — включает криволинейные мотивы (спирали, волюты1, «рога барана»). Именно к началу нашей эры можно отнести происхождение соответствующего комплекса. Основные элементы древнего растительного орнамента — трилистники, пальметты — сохраняются почти в неизменном виде на металлических изделиях и в вышивке в более поздние периоды. Значительное место в орнаменте вышивки занимает мотив «рога барана». Известно, что вариант этого мотива — две спирали, закрученные в разные стороны, имеется у многих народов Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири. Существуют различные мнения по вопросу о происхождении этого мотива. Одни считают, что он является изображением реальных рогов барана, другие — что это стилизованное изображение парных птиц по сторонам мирового дерева. В средневековье этот мотив мог изображаться и в виде треугольника.
К третьему комплексу — раннесредневековому восходит один из узоров, широко распространившийся в XIII-XIV вв., — вьющийся побег, затем ставший излюбленным узором мастериц XIX вв. Он имеет, различную степень стилизации — от почти геометрического облика до хорошо проработанных листьев и цветов. К нему же идут корни некоторых криволинейных мотивов, в частности, розетки. Композиции, составленные из растительных мотивов, также ведут свое происхождение от раннесредневековых. Это крестообразные фигуры, древовидные композиции из расщепленных пальметт, «древа» со стволами и отходящими завитками-листьями, замкнутыми и полузамкнутыми фигурами сердцевидной формы. Особенностью растительного орнамента, широко представленного в вышивке, стало усложнение его ботаническими элементами растительности, что связано с поздними влияниями, начиная, возможно, с конца XVII в., когда активизировались культурные контакты местного населения с русскими. В третий комплекс адыгского орнамента входят и зооморфные изображения — это птицы, рыбы, животные. Традиция изображения животных в искусстве имеет длительную историю. Сугубо местные приемы исполнения и использования их в качестве орнаментальных мотивов складываются в основном в эпоху поздней бронзы. Помимо изготовления мелкой пластики, применялась орнаментация самых разнообразных предметов фигурками или головками животных. Археологические находки показывают, что так украшались браслеты, булавки, пряжки, фибулы, а также керамические сосуды2. В.П.Левашова утверждает, что у адыгов «орнамент вышивания совпадает с орнаментом ювелирных изделий».
Искусство украшения ткани вышивкой продолжает традиции, выработанные еще в древности при оформлении керамических, металлических и соломенных изделий, сохраняя непрерывность в развитии орнаментального искусства древних адыгов, обогащая его мотивами и композициями. Из орнаментированных предметов, найденных в «адыгских погребениях» и «захоронениях местных племен», привлечены только те, которые, судя в первую очередь по орнаменту, или являются непосредственно черкесским «экспортом», или же сделаны местными мастерами по образцу изделий адыгских ремесленников. Кроме этого, привлечена богатейшая коллекция адыгских орнаментированных изделий из числа экспонатов музеев. Известно, что техника производства украшений и их орнаментации сохраняет в основном традиционные приемы на протяжении многих веков. Изображения на бляшках, штампованные золотые пластинки — все это архаичные формы орнамента, возникшие задолго до появления вышивки. Его следует считать одним из видов исторических источников, поскольку в нем заложена информация о жизни и быте, традициях, привычках и обычаях народа. Адыгские женщины не придумывали орнамент, а брали образы из реальной жизни. Со временем рисунок становился схематичным, а смысл каждого его элемента постепенно утрачивался, старые мастерицы просто отвечали, что так принято или так нужно. Попробуем восстановить утраченное по тем археологическим и письменным данным, что дошли до нас. Сравнение археологического и этнографического материала проводится на основе исторически сложившихся комплексов, выделенных нами в адыгском орнаменте: 1-архаический, 2-древний, 3-раннесредневековый, 4-средневековый.
Область применения орнамента.
На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое. Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей. Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.
В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов, от более простой контурной, до трехгранно- выемчатой, плоскорельефной и сквозной (ажурной) с использованием традиционного орнамента солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия. В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения была резьба нескольких видов от более простой контурной до трехгранно- выемчатой, плоскорельефной и сквозной (ажурной) с использованием традиционного орнамента солярного, растительного и зооморфного. Сочетание нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и изяществу изделия.
В художественной обработке кожи наиболее распространенными техниками являются холодное и горячее тиснение и аппликация. В изделиях, выполненных в технике аппликации, чаще встречаются зооморфные мотивы орнамента, з то время как в тиснении были распространены геометрические, а огчасти и растительные узоры. Тиснение по коже выполнялось двумя способами — холодным и горячим. Холодное тиснение использовагось, главным образом, для украшения больших поверхностей и выполнялось путем выдавливания узора по контуру. Изготовленные в этой технике изделия отличались значительным разнообразием рисунков и требовали от мастера специальных художественных навыков, в частности большого композиционного опыта и владения традиционным языком орнамента.
Орнамент кинжалов Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой.
Изучение художественных приемов декорирования плетеных изделий из болотной травы представляет особый интерес, потому что довольно ограниченный арсенал технических приемов, рожденных самой технологией изготовления плетеных изделий обнаруживает возможность создания неограниченного количества орнаментальных композиций и изображений предметов народного быта, объединенных сопричастностью к сюжету.
Адыгские циновки в силу своей многофункциональности (использовались как декоративные ковры-панно и паласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного обряда) несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жилища. Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся методом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др.
Сохранение методики изготовления адыгского орнамента сегодня
Основными видами народного декоративного искусства адыгов являются: художественная обработка дерева и металла, резьба по камню, кости рога, вышивка, тиснение и аппликация на коже, художественное плетение циновок и предметов быта. На стилистическом характере этих изделий сказались как этнические особенности адыгов, так и условия труда и быта, воздействие окружающей среды и перипетии исторического процесса.
Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные. Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные.кабардинокабазиноксимметричнымромбасимметричнымкабардинокабазиноксимметричнымромбасимметричным Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком. Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.
Значение орнамента в ДШИ
Тема орнамента и орнаментальной композиции выбрана не случайно. Орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции. Результат же труда не уступает «станковым» видам изобразительного искусства.
Методика «механических» способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождения школьника в курс декоративных образов ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей. По мере привыкания к специфике художественной деятельности перед учащимися ставятся все более сложные творческие задачи. Элемент случайного энергично преобразовывается в творческий замысел создания орнаментальной композиции, возможно полноценное приобщение школьника ко всей художественной культуре в целом, т. к. орнамент является ее первоосновной и несет в себе все ее элементы.
Общество на каждом этапе своего движения вырабатывает все новые орнаментальные формы, отражающие как наличие современных технологий, так и новые условия существования индивидуума в общественной и природной среде. Через орнамент можно многое понять в современной культуре и современном обществе в целом. В орнаменте на уровне подсознания отражаются национальные черты личности, ее гениологическая культура . Приобщение школьника к культуре орнамента является современным и крайне необходимым элементом формирования развитой личности современного человека.
В основе самого сложного орнамента лежат простые, доступные каждому, в том числе и младшему школьнику, принципы его создания. Обнаружение этих признаков, их «гласность» почему-то составляли приоритет специализированных художественных направлений высшей школы. Громадному пласту средне-специального, профессионального, а тем более начального и среднего массового образования было не доступно постижения основ изобразительной грамотности.
Разработка изобразительной грамотности в комплексе с началами отвлеченных наук (арифметика, геометрия) формирует и развивает новое, что никогда не ставилось задачей и целью начального и среднего массового образования – построение основ структурности мироздания, всеобъемлющей гармонии принципов его существования.
В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляется иногда трудной задачей даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетаний достаточно велики и имеют общее название: элементы, виды или образы симметрии. Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие направления науки, и это не случайно, т. к. все многообразие является комбинационным симметрическим методом организации материи в форме живой и не живой природы.
Орнамент обнаруживает и знакомит учащихся, с одной стороны с элементами, с другой – с глобальными принципами устройства мировоззрения. Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, т.к. учащимся предоставлена возможность, создавая виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получить первые понятия об эстетике, науке, наблюдающей гармонические основания структуры мира и сопричастности к ней человека на уроках орнаментальной композиции.
Вначале необходимо использовать методику «механических» способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение школьника в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.
По мере привыкания к специфике художественной деятельности, перед учащимися ставятся все более сложные творческие задачи.
В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента, лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляется иногда трудной задачей даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетания достаточно велики и имеют общее название – элементы, виды или образы симметрии. Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие направления науки, и это не случайно, т. к. все многообразие является комбинационным и симметрическим методом организации материи в форме живой и неживой природы.
Орнамент обнаруживает и знакомит учащегося, с одной стороны с элементами с другой – с глобальными принципами устройства мировоззрения. Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, т. к. учащемуся предоставлена возможность, создавая виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получить первые понятия об эстетике, науке, наблюдающей гармонические основания структуры мира и сопричастности к ней человека, на уроках орнаментальной композиции.