Актуальность шитья мягкой игрушки
Обоснование возникшей проблемы
У меня много готовых покупных игрушек. Однажды утром мне захотелось что-нибудь сделать своими руками и я взяла ткани, которые были и сшила зайчика. Моя игрушка получилась красивой и смешной.
Так как мягкие игрушки в моде очень давно и стоят очень дорого, сделать ее самой гораздо выгоднее и лучше. А сейчас самый лучший подарок – мягкая игрушка.
Актуальность Мягкие игрушки всегда актуальны, они нравятся не только детям, но и взрослым. У каждого в жизни была, а может и есть в настоящее время своя любимая игрушка. С ней он рос и взрослел. Мягкие игрушки позволяют вернуться в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Порой из рук мастера выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее изготовителя.Цель работы:изготовить мягкую игрушку своими руками. Задачи:— Исследование мягкой игрушки: а) история возникновения мягкой игрушкиб) для чего она нужнав) какая от нее польза Гипотеза:Я думаю, что именно мягкая игрушка положительно влияет на нас – детей. Играет ребенок с мягкими игрушками или не играет, во многом зависит от темперамента и характера. Бывает так, что маленькому ребенку бывает сложно самому организовать ролевую игру. Тут необходимо участие взрослого. В детском саду воспитателя, а дома кого-то из родителей, бабушек и дедушек. Вот тут и приходят на помощь наши маленькие мягкие друзья. Объект исследования: мягкая игрушка.
Методы исследования:
— анкетирование среди одноклассников;
— фотографирование мягких игрушек;
Глава 1. История развития игрушек.
Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.
Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.
Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-ХV вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X-XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV-XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников.
Глава 2. История возникновения мягких игрушек.
История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19 века в Германии. Многие женские журналы в то время начали печатать выкройки и советы по собственноручному изготовлению мягких игрушек. В 1879 г жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных игрушек в виде зверей в качестве подарка для своих племянников на Рождество. Игрушки безумно понравились соседям, и вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек. Отец молодой рукодельницы открыл небольшую мастерскую, в которой Маргарет и ее сестры изготавливали мягкие игрушки. Уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». Именно там в конце 20-го века «родилась» игрушка, которая впоследствии стала любимой во многих странах мира. Это плюшевый мишка.
Глава 3. Мои исследования.
Свое исследование я начала с опроса одноклассников. Им были заданы следующие вопросы:
«В какие игрушки вы играете дома?». Из 27 одноклассников в куклы играют 5 человек, машинками – 8 человек и в мягкие игрушки- 14человек.
«Для чего нужна нам мягкая игрушка?». Она нужна нам, чтобы с ней спать и играть, не скучать, любить ее и чтоб было весело.
«Какая польза от мягкой игрушки?». Мягкая игрушка — самый верный друг, который не скажет «Я не дружу с тобой!», она развивает нашу фантазию.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
— мои одноклассники любят играть в мягкие игрушки;
— мягкие игрушки можно сделать своими руками и подарить;
— о мягкой игрушке можно заботиться и играть как с настоящим питомцем.
Мягкие игрушки не оказывают вреда здоровью, помогают развивать фантазию. Взяв игрушку с собой, ребёнку будет легче в незнакомой обстановке. С мягкой игрушкой ребенок учится воспринимать живой мир и проявлять любовь к животным.
Глава 4. Изготовление мягкой игрушки
Для того, чтобы сшить мягкую игрушку необходимо подобрать нужную ткань. Мама помогла мне найти выкройку. Дальше я раскроила ткань, все элементы аккуратно сшила. Далее надо мягкую игрушку вывернуть и набить ненужными лоскутиками или ватой. И вот в ваших руках красота, которую вы сами создали!
При работе со швейной иглой и ножницами надо соблюдать правила техники безопасности:
— Хранить иголки и булавки в игольнице.
— Не брать иголки, булавки в рот, не вкалывать
— Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
— Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
— Не размахивать ножницами.
— Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.
Выявление основных требований к изделию
Моя игрушка должна быть:
Красиво и качественно изготовлена;
Из мягкой ткани;
С низкой себестоимостью.
Экономическое обоснование
Ткань – 225 рублей,
Хлопчатобумажные лоскутки – имелись в наличии.
Нитки, иголки – имелись в наличии.
Пуговицы – 30 рублей.
Итого 255 рублей, а в магазине мягкая игрушка стоит 500 рублей. Выгодно шить своими руками.
Заключение.
Работая над темой исследования, для себя я открыла много нового и интересного. Узнала, что игрушки появились очень давно. По качеству они бывают абсолютно разные. Я получила огромное удовольствие от изготовления игрушки своими руками, а мама была в восторге от такого подарка! Если вы хотите дарить радость себе и другим, я могу предложить вам несколько выкроек самых простых игрушек. Шейте игрушки, дарите их близким! Ведь самый лучший подарок, это тот, который сделан своими руками.
Литература.
1. Аркин Е.А. Из истории игрушки// Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
2. Батурин Е. Игрушки в семье// Дошкольное воспитание, 1974, № 9.
3. Городкова Т. В., Нагибина М. И. – «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки» — 2001.
4. Петухова В. И., Савельева Л. М., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка» — 1995.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. /Авт. Сост. Н.Г. Юрина. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Мягкая компания»
Выполнила: ученица 8 «А» класса
Проверила: Спиридонова Т. А.
Содержание
Актуальность темы проекта: 3
Критерии при выборе изделия: 4
Глава 1 «Историческая». 5
История появление диванной подушки. 5
Глава 2 «Поисковая». 7
Исследование изделий, имеющихся на рынке в настоящий момент: 8
Исследование в сети Интернет: 9
Дизайн спецификация проектного изделия: 9
Глава 3 «Последовательность изготовления» 10
Глава 4 « Экономическая ». 17
Экологическая страница.. 17
Правила безопасности при работе иглой, 19
булавками и ножницами. 19
Уход за мягкими игрушками. 21
Мягкие игрушки для разных возрастов. 21
Оценка результата.. 21
Библиографический список литературы. 23
Введение
Актуальность темы проекта:
В наше время мягкие игрушки очень актуальны , они полюбились не только детям, но и взрослым. У каждого человека в жизни была своя любимая игрушка. Каждый любил её по своему, с ней он рос и взрослел. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Может, поэтому многих захватывает изготовление игрушек. Кто-то мастерит их из кожи и дерева, кто-то берет в руки спицы или крючок и начинает вязать, а кто-то берет ткань, выкройку и садится за машинку . Порой из рук мастера выходит не совсем аккуратный персонаж, не то, что хотелось бы, но все равно эта игрушка для ребенка становится наиболее любимой, так как она несет тепло рук ее изготовителя.
Мягкие игрушки, сшитые своими руками, получаются очень забавными и смешными. Но я решила усовершенствовать ее и сделать подушку-игрушку. Такую подушку делают в виде игрушки для детской кровати, дивана. От обычных подушек отличаются тем, что у них есть лапки и они не обычной прямоугольной (квадратной ) формы, а самой разнообразной. С появлением игрушки-подушки у многих родителей решилась проблема с укладыванием ребёнка спать, потому что на такой креативной игрушке-подушке, просто хочется обязательно полежать. Такие подушки привлекают к себе внимание и никого не оставляют равнодушными.
Этим уютным и оригинальным подушкам в доме отводится особая роль, поскольку в каждом доме разные декоративные мелочи очень важны, потому что именно от их присутствия и зависит комфорт в доме. Наличие в доме такой замечательной игрушки-подушки украсит и несколько оживит внутреннее убранство, а также с выгодной стороны подчеркнёт творческую натуру хозяев дома. Эти смешные зверушки могут помочь снять напряжение после длинного рабочего дня, и создать атмосферу комфорта. Разместить игрушки-подушки с изображением разных зверей, например, коров, лягушек, тигров, котят и других животных, можно на кровати, на диване или в кресле, где обычно многие любят проводить время после трудового дня. Помимо всего описанного, подушку-игрушку можно подарить на День рождения, Новый год и многие другие праздники своим близким и друзьям. Особенно ценным подарком может стать игрушка-подушка, которую сделали своими руками. Это эксклюзивный подарок. Потому что такой другой подушки не будет ни у кого.
Сейчас существуют даже такие подушки-думки, внутри которых может находиться небольшой плед или одеяло из плиса. Такую подушку можно брать с собой в путешествия на автомобиле. С такой игрушкой в дороге ребёнок может поиграть, а если устанет, то даже поспать на ней, укрывшись одеялом.
Сделать такую подушку не очень сложно, если под рукой имеются все необходимые материалы и выкройка
Для кого-то шитье игрушек становится настоящим увлечением, а процесс их создания увлекает и завораживает. Ведь только от Вас зависит какая – это получится игрушка. Веселая, грустная, а может смешная, но однозначно она будет уникальной. Начиная шить игрушку, подумайте о своем будущем создании, постарайтесь передать через него все свои любовь и радость. И помните, что вещь, сделанная своими руками, ценнее во много раз, в неё вложен собственный труд, фантазия, терпение. Следует добавить, что это ещё процесс подлинного творчества.
Приступая к вязанию игрушек в первый раз, лучше начать с самой простой модели. Со временем придут опыт и определенные навыки, накопятся собственные секреты изготовления.
Не бойтесь экспериментировать и придумывать собственных персонажей. Не стоит сразу же распускать игрушку, которая, по вашему мнению, не удалась. Оставьте ее для того, чтобы в следующий раз не допустить ошибок при шитье , а скорректировать по ней новый экземпляр игрушки.
Критерии при выборе изделия:
Вещь, выполненная моими руками, должна быть:
«Игрушки в нашей жизни. Мягкая игрушка». Творческий проект.
В проектной работе ученица исследует происхождение, историю мягких игрушек, их виды. Автор выясняет, может ли игрушка быть не только полезной, но и принести вред своему владельцу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Мягкая игрушка» | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
«Игрушки в нашей жизни.
Ученица 3 Б класса
Яковлева Татьяна Игоревна
Митина Людмила Валерьевна
Я работала над проектом «Игрушки в нашей жизни. Мягкая игрушка».
Игрушки «живут» рядом с нами с рождения. Самым популярным и распространённым видом детских игрушек является мягкая игрушка, т.е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек…), сделанные из мягкого материала.
1.1. Актуальность исследования
Выбранная мною тема актуальна, так как мягкая игрушка для ребёнка — предмет и средство игры. Чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками , и какое они имеют значение в жизни ребёнка.
1.2. Аргументы выбора темы
Во-первых, я хочу узнать о происхождении, истории мягких игрушек, их видах.
Во-вторых, очень интересна роль мягких игрушек в психическом развитии детей.
В-третьих, может ли игрушка быть не только полезной, но и принести вред своему владельцу.
— изучить литературу по исследуемой теме;
— рассмотреть разнообразие мягких игрушек;
— изучить материалы, из которых изготавливаются мягкие игрушки, самостоятельно изготовив игрушку;
— определить факторы, влияющие на пользу и вред игрушки;
— провести анкетирование в классе и определить популярность мягкой игрушки среди учащихся.
Я предполагаю, что мягкая игрушка может принести ребёнку не только пользу, но и вред.
2. Теоретическая часть
Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку. В конце XIX века широкое развитие получило производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. В начале ХХ века в Германии появился на свет первый плюшевый медвежонок Тедди, который стал самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых. А в 2003 году исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых игрушек.
2.1. Виды мягких игрушек
В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки от классических медвежат до тех, которые изображают… микробов. Широкий выбор игрушек разделить по классификационным видам сложно, но среди этого разнообразия можно выделить основные:
— простая игрушка. Не содержит никаких механизмов, её ткани имеют разнообразную фактуру и цвет;
— музыкальная игрушка. Содержит в себе вшитое электронное устройство, которое издаёт звуки;
— плюшевые экземпляры, способные воспроизводить световые эффекты, мигать разноцветными лампочками;
— мягкие книжки для малышей;
— погремушки, внутрь которых вшита шуршалка или пищалка;
2.2. Требования безопасности
К игрушкам предъявляется множество требований безопасности:
— механическая безопасность (степень гладкости, отсутствие острых углов);
— химическая безопасность (знак «С» на упаковке означает, что материалы нетоксичны);
— безопасность от шума и вибраций (уровень шума, ультра- и инфразвуки, вибрация);
— пожарная безопасность (информация на упаковке о возможностях возгорания);
— электрическая безопасность (батарейки, подключение к сети);
— биологическая безопасность (наличие патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности);
В последнее время покупатели стремятся приобретать игрушки отечественного производства. Такие фабрики как: Компания «Плюшевый друг» г.Иваново, Московская фабрика мягких игрушек «Плюшевая сказка» и другие используют только сертифицированные и гипоаллергенные материалы; проводят двойной контроль качества.
Получение сертификата соответствия по системе ГОСТ Р на игрушки является обязательной процедурой для всех производителей. Во время сертификации проверяется не только сам продукт, но происходит изучение процесса его производства. На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится номер ГОСТа и СанПиНа, соответствие требованиям которых было подтверждено в результате проверки.
2.3. Из чего делают мягкие игрушки
Главное внимание производители мягкой игрушки уделяют непосредственно материалу, из которого она изготавливается. Он может быть самым разным: вельвет, бархат, фланель, трикотаж, плюш, полиэстер, искусственный мех на трикотажной основе, с длинным или коротким ворсом, обладающий достаточно широкой цветовой гаммой. Хлопчатобумажные ткани используются для выполнения кукольной одежды, самих кукол, аппликаций.
Популярны игрушки, изготовленные из ворсовых тканей, бархата и велюра; их основа бывает трикотажной из шелка или хлопка; шерстяных тканей и валяных (фетр). Поверхность этих тканей покрыта густым, коротким шелковистым ворсом. Они очень подходят для изготовления мягких игрушек, таких как медведь, зайка, лисичка. Фетр особенно удобен для выкраивания мелких и отдельных деталей (хвостики, лапки, клювы и носы), так как ткань абсолютно не сыпучая и не требует обметывания.
Шелковые ткани используются при изготовлении мягкой игрушки, чаще всего, для шитья платьев, аппликаций и отделки.
В качестве наполнителя игрушек служат: синтепон, вата, поролон. Отдельные части могут быть наполнены крошечными пластиковыми шариками, перебирая которые ребенок будет развивать мелкую моторику и совершенствовать осязание.
2.4. Влияние мягкой игрушки на развитие ребенка
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Она выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Это так называемые игрушки-подружки, с которыми малыши не расстаются, вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Мягкий друг легко одушевляется детьми, облегчает малышу переживание опасности или одиночества, становясь опорой их внутреннего мира.
Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий готов принять.
Большое значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал мордочки зверушки, пухлые щечки, маленький нос и большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.
3. Практическая часть
3.1. Как ухаживать за мягкими игрушками
1. Первое, что нужно делать, — регулярно протирать мягкие игрушки влажной салфеткой.
2. Стирка в стиральной машине – самый легкий способ вернуть игрушке чистую шубку. Однако не более 10% всех производимых игрушек можно подвергать машинной стирке.
3. Вручную стирают игрушки, которые имеют приклеенные детали (глаза, язычок, носик или аппликация на грудке); игрушки, сделанные из неоднородных материалов (например, набитые опилками или имеющие вставки из металла или дерева).
4. Сушить игрушки лучше всего на горизонтальной поверхности, например, на подоконнике или столе, а можно и подвесить на прищепке. После просушки зверька нужно аккуратно расчесать.
5. Отличный способ совмещения влажной уборки с дезинфекцией – обработка мягких игрушек паром. Для этого понадобится пароочиститель. Однако надо быть осторожным, нельзя направлять струю на приклеенные детали, элементы из пластмассы.
6. Очистить от пыли мягкую игрушку можно пылесосом при помощи насадки для мягкой мебели.
7. Если малыш – аллергик, то врачи вообще не советуют в раннем возрасте обзаводиться мягкими питомцами. Но если все же требуется чистка мягкой игрушки, то стоит задуматься об аквачистке. Делается это в химчистке.
8. Еще один вариант для аллергиков – дезинфекция мягких игрушек в морозильной камере. Под воздействием холода плюшевые звери полностью очищаются от пылевых клещей и микробов. Рекомендуется проводить такую процедуру минимум один раз в месяц.
Одной из задач исследования было анкетирование. Ход опроса — исследования.
1) Ребятам предлагалось вспомнить свои игрушки, ответить на вопросы.
2) Далее получившиеся результаты анализировались.
Анкета для ребят.
1. В какие игрушки Вы играете ?______________________________________________
2. Сколько у вас дома мягких игрушек?________________________________________
3. По какому случаю вам покупают игрушки?___________________________________
4. Какая игрушка самая любимая?_____________________________________________
5. Какую игрушку очень хочется иметь?_______________________________________
6. С какого возраста мягкие игрушки можно давать детям?________________________
7. Может ли мягкая игрушка принести вред? ___________________________________
Мы опросили 22 ученика в возрасте от 8 до 10 лет и выяснили, что у всех ребят есть мягкие игрушки. По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. У современных детей разнообразные игрушки.
2. В основном у ребят дома по 15 – 20 мягких игрушек.
3. Покупка игрушек связана с празднованием Дня рождения, многим детям игрушки покупают просто так.
4. Мишка является самой любимой игрушкой.
5. К коллекции своих игрушек дети хотели бы добавить медвежат, кукол, электронные игры.
6. Большинство опрашиваемых считают, что игрушку можно давать детям с 2 – 3 лет.
7. Все участники опроса считают, что мягкая игрушка приносит пользу, а вред она принести не может.
Мы узнали, что игрушка во все времена была значима для ребят, всегда были любимые игрушки. Игрушек было и есть большое количество, но они менялись со временем.
3.3. Рекомендации и выводы
В результате работы я пришла к выводу, что самый главный минус плюшевых игрушек в том, что они являются «пылесборниками». Их симпатичные мордочки и тела рай для клещей-сапрофитов, способных вызвать у ребенка аллергию и бронхиальную астму.
Очень важно качество материала, используемого при производстве игрушки. Большинство игрушек шьется из синтетики, но даже искусственные материалы сильно отличаются по качеству. Покупать игрушки нужно известных производителей, это будет гарантией того, что в их шерсти не будет кадмия и ртути. Особое внимание качеству окраски, потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. В состав зеленых красок могут входить ядовитые вещества.
Приобретая игрушку, обратите внимание, что она не издает резких неприятных запахов.
Если игрушка предназначена маленькому ребенку, не допускается наличие мелких деталей: бусин, пуговиц. Лучше отказаться от такой покупки во избежание проглатывания ребенком посторонних предметов.
Мягким игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями для детей, участниками их игр. Игрушкам дают имена, придумывают им биографии и характеры. Именно поэтому нужно крайне внимательно отнестись к их покупке. Во-первых, не стоит покупать игрушки на рынках и в сомнительных магазинах. Но если уж вы нашли желаемый экземпляр только там, не поленитесь спросить сертификаты качества на этот товар. Если вы чувствуете резкий запах, видите неаккуратные швы и вылезающую шерстку – лучше отказаться от такой покупки. Во-вторых, лучше не покупайте отрицательных персонажей – они могут негативно повлиять на ребенка.
Я шью изделие, которое соответствует всем нормам экологически чистой игрушки.
Список используемой литературы
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.
2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2004, № 9. – 82 –85 с.
3. Воспитание детей в игре / ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 2003. – 27-36 с.
4. ГОСТ 25779-90 «Игрушки»- Издательство стандартов СССР, 1990.
5. Дерябина Л.И., Шманева Р.Н. Товароведение текстильных товаров и одежды. М.: «Экономика», 1984. — 272 с.
6. Еременко Т.И. Иголка волшебница. — М.: Просвещение, 1987. – 114 с.
7. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. — М.: Просвещение, 1978. – 82 с.
8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
9. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. — №9.
10. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.
11. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.
12. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.
13. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. — М.: НОТА, 1999. – 176 с.
14. Риски в современном бизнесе/ Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два – Три», 1996.
15. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. — Л.: Аврора, 1981. – 218 с.
16. Спутник любознательных: «Что такое?» «Кто такой?», издательство «Просвещение», Москва, 1990.