Александра георгиевна крестецкая вышивка

Крестецкая строчка: возрождая традиции и создавая новое

Путешествие в новгородскую область на производство Крестецкая строчка, что почти в 300 километрах от Петербурга, сродни путешествию во времени и пространстве. Но сегодня здесь не только чтят и восстанавливают традиции, но и смотрят в будущее.

Крестцы — обычнаое для России село — таких пролетает за окнами несколько десятков пока едешь по трассе Е 105 из Петербурга в сторону Великого Новгорода. Старые домики, дороги с ухабами, сельская размеренная жизнь…

Еще несколько лет назад в центре села находилось почти развалившееся здание производства, где работало всего 8 человек — из них три вышивальщицы. Сегодня все по-другому. Вот уже почти три года новые владельцы Александра и Антон Георгиевы бережно восстанавливают уникальное ремесло своего родного края — крестецкую строчку.

Современное здание со свежим ремонтом, светлые цеха, чистая ухоженная территория. Ощущение, что попал на европейское производство.

Это сложное мастерство, получается не у всех, а лишь у 20%

Мастеров уже стало свыше 70, владельцы вкладывают средства и силы в обучение местных жителей старому промыслу. Платят стипендии, а затем трудоустраивают на производстве. Крестецкая строчка — это сложное мастерство, получается не у всех, а лишь у 20% тех, кто приходит учиться.

История

Родиной промысла считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Нити подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Помимо льняной, вышивка выполнялась также и на ткани из хлопка или шёлка. Кстати для работы годится не всякая ткань — поэтому фактура для вышивки, или как тут говорят строчки, весьма ограничена.

Вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца. Изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Состоятельные путешественники по дороге между Петербургом и Москвой останавливались в посёлке Крестцы и охотно раскупали льняные полотенца, скатерти, покрывала, занавески.

До 1929 года строчевые изделия выполнялись исключительно кустарями на домотканом холсте льняными нитками в ручных пялах ломаной иглой. В 1911 года к белоснежным узорам при шла большая известность: на 1-ой показательной выставке художественных промыслов России в Санкт-Петербурге организованной графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем. На этой выставке, проходящей в Михайлов-манеже на улице Ракова экспонировались изделия со «сновочными гипюрами» — «гриб», «дождик», «круг», «ромашка».

На фото : 16-летняя старорахинская строчильщица Раечка Тихонова демонстрирует на выставке художественных промыслов новые приёмы строчки. 1911 год.

29 января 1929 года можно считать Днем рождения предприятия. В этот день в поселке Крестцы создается снабженческо-сбытовоекооперативное товарищество «Художественная строчка» во главе с П. И. Архиреевым.

Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом

Спустя год был основан музей Крестецкой строчки (его сейчас восстанавливают и скоро он вновь откроется в здании производства), в коллекцию которого вошли лучшие работы мастеров артели. Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом — «Священное древо жизни».

Работы мастеров Крестецкой строчки находятся в собрании Эрмитажа, Русского и Этнографического музеев.

Сегодня вышивка выполняется как ручным, так и машинным способом. Если приедете на производство, то сможете не только увидеть как создаются шедевры гипюрной вышивки, но и сами попробовать сделать узор на тренажере.

Крестецкая строчка требует огромного технического совершенства, глубокого знания законов искусства вышивки и терпения мастериц. Помимо того что вышивка сквозная, она еще и производится в структуре ткани. Если мастер где-то ошибется и выдернет лишнюю ниточку, то вся работа уходит в брак.

Основные ткани, из которых создаётся одежда «Крестецкая строчка» — это лён и хлопок.

На фото — цех ручной вышивки с применением швейных машин. 1970-е гг.

Сегодня на предприятии реализуется масштабный проект по возрождению и популяризации традиционного промысла. Обновляется оборудование, восстанавливаются утерянные техники вышивки, на фабрику возвращаются лучшие мастера и художники, разрабатывается линия современной женской и детской одежды с использованием традиционных швов Крестецкой строчки, обновился стиль и логотип предприятия, а продукцию стало возможно приобрести в интернет магазине и бутиках далеко за пределами новгородской области.

О фабрике

Уникальный промысел,
зародившийся в Новгородской области в 1860 году.

История

150 лет

истории крестецкой
строчки

Зародившись в селе Старое Рахино Крестецкого уезда Новгородской губернии, вышивка с необычным орнаментом оформляется в промысел. Состоятельные путешественники по дороге между Петербургом и Москвой останавливались в посёлке Крестцы и охотно раскупали льняные полотенца, скатерти, покрывала, занавески… Стремясь придать своим изделиям своеобразную прелесть, местные мастерицы украшали строчкой одежду и предметы быта.

Скатерти и занавеси со «сновочной вышивкой» впервые выставляются в Москве.

Образцы изделий с крестецкими гипюрами представлены на Показательной выставке художественных промыслов России в Санкт — Петербурге. Работы мастеров ручной вышивки награждены Первой медалью на международной выставке в Турине. Изделия новгородских артелей художественной строчки получают мировое признание.

Ремесленники объединяются в Крестецкое кустарное кредитное товарищество.

В поселке Крестцы создается кооперативное товарищество «Художественная строчка» во главе с .

29 января 1929 года считается Днем рождения предприятия.

Основан музей Крестецкой строчки, в коллекцию которого вошли лучшие работы старых мастеров. Самое старое изделие экспозиции музея датировано 1861 годом — «Священное древо жизни».

Создается Крестецкий Промсоюз, объединивший 2500 кустарей. Организованы коллективные мастерские, курсы подготовки инструкторов для обучения вышивальному делу.

Открывается экспериментальная мастерская, в которой разрабатываются новые приемы, швы и сочетания различных техник.

Продукцией артели интересуются иностранные фирмы. Первым и основным покупателем становится компания «Спиро» (Великобритания). Столовое и постельное белье поставляется во Францию, Бельгию, Голландию, Швецию.

Строится первый производственный этажный корпус нового здания фабрики.

В кооперативном товариществе «Художественная строчка» трудятся около 5000 человек. С началом Великой Отечественной войны фабрика на несколько месяцев прерывает работу. Экспонаты музея вывозятся за пределы области. 286 экспонатов хранятся в Свердловской картинной галерее. Развитие строчевышивальных промыслов, несколько приостановившееся в тяжёлые военные годы, вступает в новый период.

Первые попытки выполнения крестецкой строчки с применением машины. Для механизированного цеха выстраивается двухэтажный кирпичный корпус. Цех ручной строчки и экспериментальная мастерская продолжают работать, развивая лучшие традиции гипюрной вышивки.

Кооперативное товарищество «Художественная строчка» была переименована в фабрику «Крестецкая строчка».

Период разработки новых вариантов традиционных крестецких швов и их сочетаний. Появляется возможность значительно расширять ассортимент и создавать сложные сюжетные композиции.

Изделия фабрики ежегодно выставляются на советских и международных выставках, получают множество наград и дипломов. Создаются изделия, которые были признаны достоянием России и пополнили фонды лучших музеев страны.

Первый год отнесения продукции к изделиям Народных Художественных Промыслов.

Фабрике присвоено звание «Предприятие высокого качества выпускаемой продукции».

Происходит акционирование государственного предприятия.

Крестецкие мастерицы выполняют костюмы для участниц конкурсов «Мисс Новгород» и «Мисс Россия».

Посёлок Крестцы Крестецкого района Новгородской области установлен как место традиционного бытования народных художественных промыслов по изготовлению строчевышитых изделий с традиционной крестецкой вышивкой.

Смена собственников. Фабрика возрождается, как крупное производственное предприятие с целью возвращения «Крестецкой строчке» былого престижа в России и за рубежом.

В настоящее время на фабрике наращиваются объемы производства и расширяется ассортимент, разрабатывается линия современной женской и детской одежды с использованием традиционных швов Крестецкой строчки. Руководство фабрики ведёт активную работу по восстановлению музея легендарного промысла, организации туристических маршрутов, программы для детей и взрослых.

Сегодня

крестецкая строчка
сегодня

Сегодня на предприятии «Крестецкая Строчка» реализуется масштабный проект по возрождению и популяризации традиционного промысла в России и за рубежом.

в музеях

Музеи, в которых
представлена Крестецкая
строчка

выставки

Выставки

Всероссийская выставка-смотр изделий народных художественных промыслов на ВДНХ СССР. Диплом первой степени.

Музей
Крестецкой
строчки

Музей
Крестецкой строчки

В 1930 году по инициативе главы кооператива «Художественной строчки» Петра Архиреева был создан Музей Крестецкой строчки. Он приступил к сбору экспонатов – лучших работ мастеров. Самое старое изделие, полотенце «Священное дерево жизни», относилось к 1861 году. В настоящий момент оно экспонируется в «Русском музее» в Санкт-Петербурге.

Во время Великой Отечественной войны образцы изделий были временно эвакуированы из Крестцов, в частности, 286 из них хранились в фонде Свердловской картинной галереи (Екатеринбург).

Александра и Антон Георгиевы возрождают Крестецкую строчку – уникальный вид русской вышивки

Подписаться

Поделиться

Бизнесмен Антон Георгиев и его жена-дизайнер Александра выкупили фабрику «Крестецкая строчка» в Новгородской области и стали идеологами возрождения знаменитого народного промысла.

Вы говорили в прошлом интервью нашему журналу, что планируете открыть свою фабрику для туристов. Удалось подготовить ее к высокому турсезону?

Антон: Да, музей и фирменный магазин мы открыли в середине июня, но у нас было, на что посмотреть, и до этого. В советские времена на фабрику был бешеный поток посетителей — по московской трассе постоянно ездили в обе стороны туравтобусы с остановкой на «Крестецкой строчке». Будем восстанавливать историческую справедливость.

А бренд, как вы считаете, уже восстановили?

Александра: Считаю, что его слава никуда и не уходила. Крестецкая строчка была невероятно популярна в СССР, встречалась в каждом доме и едва ли не в каждом втором фильме: в «Девчатах» — скатерть, в картине «Москва слезам не верит» — салфетка на телевизор. Бренд был и есть, надо просто грамотно его продвигать.

25 июля 1911 года, первая показательная выставка художественных промыслов России в Петербурге, организованная графиней Шуваловой и князем Михаилом Федоровичем

Первая артель была сформирована в 1929 году в доме Василия и Екатерины Добрягиных и была названа «Художественная строчка»

В феврале 1929 года в поселке Крестцы создается кооперативное товарищество «Художественная строчка».

На мировом уровне?

Антон: Как раз тут мы сменили стратегию. Поучаствовали в нескольких международных выставках, в том числе в парижской Maison & Objet, и поняли, что наша российская вышивка иностранцев, за исключением ностальгирующих эмигрантов, в принципе не интересует. Потому что народные промыслы — это локальное достояние, и каждый ценит свое.

А как же сицилийские мотивы у Dolce & Gabbana? Их вроде бы все хотят.

Антон: Я думаю, если Dolce & Gabbana сделают под настроение разовую коллекцию с жостовскими розанами или с вологодским кружевом, у них это тоже раскупят. А мы хотим развивать стабильный национальный бренд, доступный для покупателя, в том числе в регионах. Потому что если мы будем работать только с бутиками, то не сможем загрузить производство полноценной работой.

Однако недавно у марки Vilshenko вышла коллекция с вашей крестецкой строчкой. Планируете продолжать коллаборации с модельерами?

Антон: Да, мы ведем переговоры. Но это только одно из направлений работы, далеко не основное, а имиджевое. Александра у нас и сама дизайнер, тонко чувствует стиль и, мне кажется, создает хорошие коллекции с крестецкой строчкой. А вообще четкой модели развития, которая была бы выстроена на пятилетку, у нас нет. Мы не будем упираться и терпеть убытки, чтобы приплыть в конкретную точку, — иногда стоит довериться течению.

Не боитесь, что, пока вы неспешно ищете путь к массовому покупателю, рынок наполнится фейками?

Антон: Во-первых, у нас есть патент на производство и географическое наименование. Крестецкая строчка может иметь провенанс только фабрики в поселке Крестцы Новгородской области, как шампанское может быть только из региона Шампань, а пармская ветчина из провинции Парма. Остальное пусть называется «северным гипюром» или «валдайской вязью» — нам без разницы. Во-вторых, таких мастеров, которые вручную повторят узоры крестецкой строчки, на свете единицы. А грубую машинную имитацию сразу видно. Мы сами думали над тем, как можно автоматизировать хоть какой-то процесс, чтобы понизить стоимость изделий. Отправляли образцы производителям оборудования для швейного производства, но никакие их варианты нас даже близко не устроили. И к вопросу о подделках и настоящем: некоторые покупатели опасаются — вдруг при стирке разойдутся нитки? Но я вам точно скажу: ткань совершенно неубиваемая. Потому-то эти скатерти и передавались из поколения в поколение. Вышивка настолько плотная, что ее можно отбеливать, крахмалить, кипятить на здоровье. Знаете, очень важно, чтобы крестецкая строчка не вызывала ощущения, будто ее связала крючком бабуля, а вы мастерицу своей покупкой облагодетельствовали. Поэтому мы много сил вкладываем не только в сам товар, но и в брендинг — на каждой упаковке, например, стоит подпись вышивальщицы, а надписи оформляют художники-каллиграфы. Даже Эвелина Хромченко отметила нашу продукцию как идеальный подарок партнеру, особенно иностранному — скатерть в красивом простроченном конверте. И везти его на встречу точно удобнее, чем самовар.

У вас появляются новые идеи товаров «Крестецкой строчки»?

Александра: Постоянно появляются. Сейчас я думаю о расширении палитры и о коллекции женской одежды. Традиционная крестецкая строчка — это вышивка белым по белому. А многие просят что-нибудь контрастное. В некоторых интерьерах кипенно-белый будет слишком ярким пятном, поэтому мы рискнули бы отойти от канона и сделать вещи в спокойных цветах: голубом, сером, терракотовом. Или использовать мягкий вареный лен, который не нужно гладить. Но для этого нужно найти производителя, и желательно поближе, чем в Италии. Сейчас мы заказываем ткань на Оршанском комбинате в Белоруссии, это одно из самых крупных льняных производств в мире.

Антон: Он гораздо приятнее на ощупь, чем лен наших компаний, из которого получатся разве что мешки для картошки. Но даже оршанский, отлично подходящий для домашнего текстиля, немного грубоват для одежды. Будем искать варианты.

Значит, изменить цвета крестецкой строчки и материал вы, в принципе, не против. А как насчет самих узоров?

Александра: Нет, что вы. Основные элементы вышивки остаются неизменными. Они как алфавит, из букв которого можно сложить любой орнамент, любую картину.

Антон: Наша главная задача — чтобы крестецкая строчка, которая узнаваема уже 150 лет, такой и осталась. Мы отказываем даже крупным заказчикам, если им захотелось на белую салфетку нашить золотыми нитками логотип своей компании. Красота, разумеется, но это не к нам. Крестецкая строчка — в хорошем смысле консервативные, аристократичные вещи. Не хочется подстраиваться под людей, которые любят золотые вензеля.

Читайте также:  Набор для вышивки крестом ваза с пионами
Оцените статью