Алконост для чего вышивка

Делаем из бисера мифических славянских птиц Сирин и Алконост

Славянская мифология очень любит птиц, в особенности райскую парочку, которых практически всегда изображают вдвоем и на лубочных картинках, и на более серьезных живописных картинах — это птицы печали и радости Сирин и Алконост.

Вот их и будем делать. Для этого нам потребуется:

  • фетр
  • кожа искусственная или натуральная (можно ткань)
  • бисер, бусины, пайетки, стразы
  • нить, мононить или леска для вышивки
  • клей «Момент»
  • булавка-застежка (по одной для каждой птички)
  • ножницы
  • личико (по одному для каждой птицы)

Вот с лицом у меня сразу возникла проблема! Лепить я совершенно не умею, да и нет в наличии необходимых материалов и приспособлений. Но я честно пыталась 🙂 Нарисовать на ткани вполне возможно, но мне показалось это не совсем сочетающимся с моей задумкой. Хотя это очень хороший вариант! В итоге первый пробный образец я сделала, использовав лицо от куклы, которой моя внучка варварски подправила макияж!

Так что у каждого найдется, что выбрать в качестве лица. Я же остановилась на маленьких металлических масочках, которые были раньше серьгами 🙂

Даже узоры на их лицах вполне подходят к волшебному облику райских птиц.

Когда лицо выбрано, рисуем приблизительный эскиз будущей птицы. Я рисую вокруг лица, чтобы было пропорционально.

Затем по эскизу-выкройке вырезаю основу из фетра.

Тельце птички мне хочется сделать немного объемным. Поэтому беру кусочек кожи, вот такой.

И обтягиваю кожей тельце птички, не затрагивая голову и хвост. Они должны оставаться плоскими. Голова и так будет с объемным лицом и короной, а хвосту мы придадим объем с помощью бисера. Нитки нужно взять обязательно в тон. Я использовала посветлее, чтобы было видно процесс.

Теперь в отверстие у хвоста и головы проталкиваем очень небольшое количество синтепуха, чтобы чуть приподнять грудку и брюшко.

Приклеиваем лицо. Предварительно я вставила изнутри в глазницы синие стразики и залила полость силиконовым клеем из термопистолета. К сожалению, на фото «зрачков» не видно. Приклеиваю лицо к фетру клеем «Момент».

Теперь начинаем оформлять лицо. Для этого по контуру обшиваем его одним рядом бисера. И в верхней части, надо лбом, начиная от края одного глаза и заканчивая краем другого глаза, мозаичным плетением делаем несколько рядов, закрывающих лоб.

Вот принцип мозаичного плетения.

Затем включаем фантазию и начинаем вышивать корону. Это уже кому как понравится. Я брала бусинки кошачьего глаза и искусственного жемчуга и обшивала их бисером. Цветовую гамму выбираю из оттенков, присутствующих в хохломкой росписи.

Пото вышиваем ожерелье.

Грудку и брюшко можно расшить бисером полностью, а можно ограничиться отдельными «перышками» из бисера и рубки.

Теперь приступаем к хвостику. Его украшаю по тому же принципу, что и корону. Пришиваю бусину, обшиваю ее бисером.

По золотистым контурам приплела еще пару рядов мозаикой для выделения объема хвостовых перьев.

Теперь вырезаем из фетра крылышко и примеряем его к телу птицы.

По размеру крыла вырезаем кусочек кожи, приклеиваем его моментом к фетровой основе. Приклеиваем к крылу страз и оплетаем его так же, как и лицо.

Заклеиваем задник крыла кожей и обшиваем по контуру золотистым бисером. Крыло готово.

Пришиваем крыло к телу птицы.

Закрываем задник птицы кусочком кожи, вырезанным по контуру. Предварительно вставляем в кожу булавку. Приклеиваем моментом.

Обшиваем по контуру всю птицу бисером. На короне кирпичным плетением добавляем несколько рядов, чтобы корона получилась понарядней.

Затем приступаем к ножкам птички. Разумеется, будем птичек делать совсем уж сказочными, в сапожках! Склеиваю красную кожу изнанкой внутрь и вырезаю сапожки. Затем обшиваю их по контуру бисером.

Теперь сапожки пришиваем к телу сквозь бисеринки обшивки.

Как видите, эти сапожки я решила украсить «застежками».

Первая птичка готова!

Вторую птицу делаем аналогично. Не буду повторяться с описанием, покажу фото.

Самое главное, что можно включить свою фантазию и оформить и тельце, и крылышки совсем по-разному. Можно полностью расшить бисером, можно сделать отдельные перышки-бисеринки по коже, а можно сделать крылья целиком из обрезков кожи.

Вот птички, сделанные в одном и том же стиле, по одной и той же технологии, но в разном оформлении.

Этакие три «птицы-девицы», от которых веет старинным славянским духом, и которые отсылают нас в сказку.

Надеюсь, мой мастер-класс послужит источником вдохновения для любителей не очень затейливых украшений. Таких птичек можно использовать как брошь для крепления платка в народном стиле, как прихватки для штор, как елочные игрушки. Удачного творчества!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Бисероплетение (72)
  • Фоамиран (1)
  • Валяние из шерсти (51)
  • Вкусняшка (268)
  • Вышивка крестиком (138)
  • Вышика крестом (49)
  • Вышивка (39)
  • Вязание (840)
  • книги и журналы (206)
  • Красивая одежда (254)
  • Красивая одежда (51)
  • Красота и здоровье (63)
  • Лепка (2)
  • Лепка из пластики (6)
  • Мастера (60)
  • Мастера и подмастерья (1183)
  • МК мастеров (1161)
  • Мои махонькие и не очень рукоделочки (63)
  • музыка (2)
  • Наш сад-огород (1)
  • Рисунки, картины (35)
  • Смешинки (11)
  • Флористика (110)
  • Фотошоп урок (10)
  • Шитики (156)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн и прочие священные птицы

Птицы солнечного сада: Сирин, Алконост, Гамаюн и прочие священные птицы

древнерусские, египетские и иранские мифы и легенды

Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год). Кто они, эти загадочные птицы-девы из Райского или, по-другому, Солнечного Сада, и как они попали в русскую культуру?
Птицы-девы не единственные фантастические существа, знакомые славянским верованиям. Им были известны и Кентавр (Китоврас) — человекоконь, стреляющий из лука, Грифон — крылатый лев с головой орла, Дракон — крылатый змей. Все эти чудо-звери связаны с преданиями и искусством Востока. Трудный и долгий путь совершали сказочные образы Востока, прежде чем они попадали на Русь. По Хвалынскому (Каспийскому) морю, а затем по Славянской реке, как восточные купцы тогда называли Волгу, плыли корабли из Индии и Персии, груженые разными товарами, украшенными рисунками, в которых переплетались фантастические травы, цветы, звери и птицы. По притокам Волги, где водой, а где и волоком, отправляли их во все стороны Руси. Кроме Волги, был и второй путь, связывающий Киевскую Русь с Востоком — это путь по Днепру и Черному морю. Шумным и оживленным был порт Корсунь (Херсонес) — близ современного Севастополя. Корсуньские купцы не только держали в своих руках всю торговлю с Востоком, но и рассказывали русским людям о далеких странах, об услышанных там мифах и легендах.

Сирин и Алконост — хранители Древа Жизни


Сирин и Алконост. Худож. В.Васнецов.

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.

Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Сирин в древнерусском фольклоре — большая, сильная, пестрая дева-птица с большой грудью, строгим лицом и короной на голове.
Аналогом и даже скорее всего предшественником русского Сирина являются греческие Сирены, которые волшебным пением увлекал и мореходов, и их корабли гибли в морской пучине. Первым человеком, кто услышал пение Сирен и остался жив, был Одиссей, который залепил своим спутникам уши воском, а себя повелел привязать к мачте. Благополучно мимо острова Сирен прошли и аргонавты, но только лишь потому, что их внимание от «сладкоголосых» отвлек своим пением Орфей. Согласно другому мифу Сирены — морские девы необыкновенной красоты — входили в свиту богини Деметры, которая разгневалась на них за то, что те не помогли ее дочери Персефоне, похищенной Аидом, и наделила их птичьими ногами. Правда, существует еще один вариант этого мифа: Сирены сами просили дать им птичий облик, чтобы им было легче разыскать Персефону.


Сирин на виноградном дереве 1710г

По описанию древнерусских верований сладкоголосая птица Сирин, как и губительные морские птицы-девы Сирены, своей песней печальною тоже одурманивала путников и увлекала их в царство смерти. В более поздний период эти черты были вытеснены, и русский Сирин был наделен магическими функциями защитного характера, олицетворял красоту, счастье и радость бытия. А носителем несчастий и бед, согласно русской мифологии, считалась фантастическая птица с женским ликом — птица Обида, которая в отличие от Сирина и Алконоста, изображалась с распростертыми крыльями, разгоняющими хорошие, светлые времена. Вестником несчастий был также Див или Птич — гневная птица с раскинутыми крыльями, сидящая на вершине дерева.
Старейшими изображениями Сирина в русском искусстве считаются рисунки на ювелирных изделиях Киевской Руси, главным образом на золотых колтах (висячих подвесках или височных кольцах в женском головном уборе) и серебряных браслетах-запястьях. Сохранились изображения Сирина на старинных дверцах шкафа, сундуке, поливном блюде, берестяных шкатулках. Рядом с Сирином зачастую славяне рисовали и другую мифическую птицу — Алконоста.


Алканост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.

Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.

Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой. Считается, что на Коляду (в зимнее солнцестояние) Алконост рождает детей на «краю моря», и тогда семь дней стоит безветренная погода. Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского Евангелия 1120-1128 годов — одного из древнейших памятников русской письменности, которое было выполнено в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Изображен Алконост с руками и крыльями одновременно и с цветком в руке.

Почему же на столь значимых, дорогих предметах чаще всего можно было увидеть именно птиц-дев — Сирина и Алконоста? Ответ на этот вопрос дают древние языческие верования славян, когда люди поклонялись Природе и ее стихиям: молились солнцу, дождю, ветру, почитали огонь, наделяли защитными свойствами растения, животных и птиц. Среди птиц особым почитанием пользовались Птица-Солнце — сильная птица с распростертыми крыльями и отходящими от нее во все стороны лучами, и Уточка — древнеславянский символ очистительной силы Воды. Считалось, например, что Птица-Солнце и Уточка, соединенные на двух сторонах одного колта, могут защитить женщину от бед. Одновременное сочетание этих двух птиц присутствует и в изображении солнечного бога Хорса.
С 988 года новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. По приказу князя Владимира при стечении всего народа в Киеве были разрушены все святилища, а Перун и Велес сброшены с крутого берега в Днепр. Та же судьба постигла каменного Перуна на реке Збруч, который в конце прошлого века был найден в осыпях обрывистого берега, а теперь хранится в залах музея в Кракове как редкий и ценнейший памятник старины. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Но разве можно беспрекословно принять и полюбить «мачеху», когда на твоих глазах под «ее именем и знаменами» произведен такой акт вандализма над твоей «родной матерью»?! Конечно же, нет. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Наиболее почитаемыми стали те святые, которые приняли на себя черты языческих божеств. Например, образ великой богини Матери-Земли воплотился в образе Богоматери или Богородицы, Георгий-Победоносец стал олицетворением солнечного бога Хорса и Дажьбога, Илья-пророк соответствовал богу грома и молний Перуну, покровитель скота Власий стал преемником языческого Велеса.
Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распро-страненным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии. Постепенно образ птицы Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т.е. божественным, и наделять необыкновенными качествами: яркостью, сиянием, неземной красотой, чудным пением и добротой. Изображение Сирина в русском искусстве получило широкое распространение, оно довольно часто встречается на поверхности различных изделий XIV-XVII веков. Алконост попадается гораздо реже. Возможно с течением времени различия между ними были забыты, и они слились в один образ Сказочной Птицы, в котором, как в символе прекрасного, русский человек видел свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.
Наиболее распространенной композицией древнеславянского языческого искусства, связанного с изображением этих двух птиц, является расположение их по двум сторонам одного и того же дерева, ветки или листа. Согласно утверждениям исследователей, это идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло высокое могучее дерево — скорее всего, это знакомое многим выражение — «на Море-океане, на острове Буяне, стоит Дуб». От двух птиц, свивших на том Дубе гнездо, началась новая жизнь на земле. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы — символом добра, продолжения рода и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.
До начала XX столетия обе птицы-девы часто встречались и на народных лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках, на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в рисунках на домотканом холсте, в народной вышивке и кружеве. В настоящее время все это в основном хранится в музеях, но до сих пор в российской деревенской глубинке можно увидеть дома, украшенные резными досками, где среди завивающихся побегов и листьев можно встретить загадочных райских птиц — Сирина и Алконоста.

Вещие птицы, рожденные в глубине веков и сохраненные памя-тью народа, вдохновили любителя русской старины, художника В. М. Васнецова к созданию картины «Сирин и Алконост. Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год).

Гамаюн — птица вещая

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Ее имя происходит от слова «гам» или «кам», что означает «шум», отсюда слова — «камлать», «шаман». В белорусском языке слово «гаманiць» означает «говорить», «разговаривать». В древнерусской традиции птица Гамаюн служила Велесу, Крышню, Коляде и Дажьбогу, она же «пропела» и «Звездную Книгу Вед».

Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Встревоженность и печаль этой птицы переданы Васнецовым в картине «Гамаюн — птица вещая» (1897 год). Эта тревога, волнение и пророческий дар вещей птицы, глядящей с картины, вдохновили Александра Блока на создание одноименного стихотворения:

Гамаюн — птица на дереве
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных..
.

Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых
.

Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
..

Птица Феникс

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

более подробно, здесь же в сообществе:

Легенды о птице Феникс

2014 год — год Жар-Птицы по славянскому календарю

Читайте также:  Виды машинных работ при шитье
Оцените статью