Меню

Анализ декоративно прикладного искусства вышивка

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Разное
  • Вышивка как вид декоративно прикладного творчества

Вышивка как вид декоративно прикладного творчества

Вышивание — распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.

Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.

Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.

Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.

В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.

Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.

Презентация «Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества.

Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: история Цель урока: Ознакомить с творчеством народных умельцев; Напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Читайте также:  Схема вышивки логотипа фольксваген поло

Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» Концепция программы. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Актуальность.

Цель программы. Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда — вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.

Задачи программы. Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой). Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Возраст детей. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы. Продолжительность реализации программы — 2 года. Предусматривается 2 этапа работы: 1 – с детьми 5-6 лет (старшая группа); 2 – с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).

Формы и режим занятий. При наполняемости группы 20 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой — не более 20 минут – в старшей группе, 25 минут — в подготовительной группе. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; В ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки.

Формы Предусмотрены как теоретические — рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

История вышивки Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 17- У вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Вышивка в Древнем мире Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

Вышивка в Средние века Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины. Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Читайте также:  Как начинать шить кожу

Восточная вышивка Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией. Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

Вышивка в Новое время Английская вышивка Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого! Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Французская вышивка Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства. Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Германская вышивка Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки. Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Итальянская вышивка В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Вышивка на Руси В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом. Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культурного убранства. Более скромны были вышивки в народном быту. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники

Владимирский верхошов Основные цвета, используемые во Владимирской глади – белый и красный. Иногда используются синий, зеленый и желтый оттенки. Вышивка осуществляется различными видами швов (в зависимости от типа рисунка) шерстяными нитками, мулине в несколько сложений или же нитками ирис.

Читайте также:  Вышивка крест маленькие бабочки схема

Используемые виды швов Гладь Гладью вышиваются все крупные детали рисунка, а именно, цветочки и листья. Готовый лист состоит из стежков, которые начинаются от острого конца и косо направлены в противоположных направлениях от центра. Вышивкой по очереди заполняются обе половины листа. При формировании цветка стежки направляются от контура к центральной части. Наклонные стежки используются для вышивания стебельков и усиков растений. Наглядно это можно увидеть на схематичном рисунке.

Накладные сетки Различными видами сеток заполняют середины цветков. Представляют собой швы в форме треугольников, квадратов или полосок, которые вышиваются гладью или «козликом». Горизонтальные и вертикальные длинные стежки дополнительно закрепляются в месте пересечения в виде креста. Все эти элементы должна располагаться ровно, имея одинаковое направление.

Шов «козлик» Во Владимирской глади этот вид шва используется для заполнения пустот листьев, а также для выделения очень маленьких деталей.

Мстёрская гладь Мстёрская гладь зародилась в посёлке Мстёра Владимирской губернии в середине XIX века. Она отличается своей изысканностью и миниатюрными растительными узорами белыми нитями на тонкой белой хлопчатобумажной ткани типа маркизета и батиста. Основной приём этой вышивки – двусторонняя гладь, которая выполняется тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива с лицевой и изнаночной стороны ткани. Обычно выполняется она тонкой иглой нитками мулине в 1-2 сложения. На рисунке, где требуется выпуклость, делается настил из тех же ниток. Гладь сочетает в себе различные рельефные элементы с настилом и без настила, со штрихами, петельками и полупетельками, стебельчатым швом. Узоры дополняются ажурными решетками, стягами, дырочками, узелками и сетками. Всё это создаёт декоративность вышивки, выполненной в одном цвете. Более крупные лепестки вышивают «россыпью»

Крестецко-валдайская строчка Издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других районов занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. В отличие от вышивки глухими швами по цельной ткани, для создания строчевых швов из полотна выдергивали нити, превращая его в сетку, а затем оставшиеся нити перевивали иглой, создавая разнообразные узоры

Калужская цветная перевить На насыщенном красном фоне этой строчевой* вышивки четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки. *- Строчевая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей. В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышитых фигур, густо перевивается цветными нитками.

Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими «древо», «древо жизни», «древо познания добра и зла». Контуры композиции очерчены «тамбурным» швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура — узорные заполнения в технике «набор», напоминающей счетную «гладь».

Нижегородские гипюры особый вид строчевой вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России. Строчка выполняется по сетке с квадратными ячейками, которые подготавливаются путем выдергивания определенного количества продольных и поперечных нитей из ткани с последующим перевивом столбиков тонкими белыми нитками. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. Строчевые мотивы дополняются узорными мережками, фон ткани красиво контрастирует с праздничной вышивкой.

Нижегородские гипюры: история и современность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector