Анализ идеи вышивка крестом

Вышивка крестиком

Историческая справка о вышивке крестом. Выявление основных требований к изделию. Разработка идей и вариантов вышивки крестом, их анализ. Выбор ткани, инструментов, последовательность изготовления изделия, контроль качества, испытание изделия и самооценка.

Рубрика Культура и искусство
Вид творческая работа
Язык русский
Дата добавления 08.02.2015
Размер файла 7,0 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Творческий проект по технологии по теме:

Ученицы 6 «А» класса

1. Историческая справка

2. Обоснование возникшей проблемы и последовательности

3. Определение конкретной задачи и ее формулировка

4. Выявление основных требований к изделию

6. Разработка идей и вариантов

7. Анализ идей и вариантов

8. Выбор ткани, инструментов

9. Последовательность изготовления изделия

10. Экономическое обоснование

11. Изготовление изделия, контроль качества

12. Испытание изделия

1. Историческая справка

Историческая справка о вышивке крестом не сохранила точных данных о дате зарождения этого искусства и мастерице, которая подарила его миру. Нам известно лишь, что занимались им женщины еще в древности. Кое-где сохранились искусные вышивки, созданные рукодельницами в XII веке. Но это нельзя считать рождением искусства вышивки, так как вполне возможно, что зародилась она гораздо раньше. Мы знаем, что примерно в Х веке люди уже вышивали крестом и использовали вышивку для изготовления оберегов.

Вышивка, как и любое другое искусство, отражает культуру страны и ее национальные традиции. Историческая справка о вышивке крестом содержит сведения о национальных особенностях вышивки каждого народа. Отличалась вышивка крестом узорами и цветами, которые использовали мастерицы в своих работах. Вышивали одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и занавески. Очень часто вышивка крестов использовалась для украшения свадебного наряда невесты.

В XVI столетии в Западной Европе крестом начали вышивать сцены из библии, иконы и даже тексты молитв. Сначала использовали смешанные стили вышивки, например, комбинируя крест с гладью и стежками, а позже перешли преимущественно именно на данный тип вышивки. В конце XVIII века появились геометрические и растительные орнаменты, вышивка крестом стала более разнообразной.

Историческая справка о вышивке крестом не сохранила точных данных о дате зарождения этого искусства и мастерице, которая подарила его миру. Нам известно лишь, что занимались им женщины еще в древности. Кое-где сохранились искусные вышивки, созданные рукодельницами в XII веке. Но это нельзя считать рождением искусства вышивки, так как вполне возможно, что зародилась она гораздо раньше. Мы знаем, что примерно в Х веке люди уже вышивали крестом и использовали вышивку для изготовления оберегов.

Вышивка, как и любое другое искусство, отражает культуру страны и ее национальные традиции. Историческая справка о вышивке крестом содержит сведения о национальных особенностях вышивки каждого народа. Отличалась вышивка крестом узорами и цветами, которые использовали мастерицы в своих работах. Вышивали одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и занавески. Очень часто вышивка крестов использовалась для украшения свадебного наряда невесты.

В XVI столетии в Западной Европе крестом начали вышивать сцены из библии, иконы и даже тексты молитв. Сначала использовали смешанные стили вышивки, например, комбинируя крест с гладью и стежками, а позже перешли преимущественно именно на данный тип вышивки. В конце XVIII века появились геометрические и растительные орнаменты, вышивка крестом стала более разнообразной.

2. Обоснование возникшей проблемы и потребности

Моя старшая сестра попросила ей сделать вышивку крестиком. Правда, она сама умеет вышивать, но у нее мало свободного времени. Я согласилась выполнить ее просьбу , на уроках технологии мы учимся вышивать и лишняя практика мне не помешает .

вышивка крест последовательность изделие

3. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Когда я обосновала возникшую проблему и потребность, то сразу поняла: моя задача — вышить вышивку.

1. Изделие должно быть выполнено аккуратно.

2. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.

3. Изделие должно быть красивым.

4. Изделие должно быть практичным.

Вышивка — один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времён.

Мне стало интересно, вышивают ли мои сверстники крестиком или нет. Для этого я провела не большой опрос. В нем участвовало 10 сверстников и 10 взрослых. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:

1. Вы умеете вышивать крестом?

Сверстники 3 да 7 нет

Взрослые 6 да 4 нет

2. Занимаетесь ли Вы вышивкой сейчас?

Сверстники 2да 8нет

Взрослые 1да 9нет

3. Хотели бы Вы научиться вышивать?

Сверстники 7да 3нет

Взрослые 8да 2нет

Я провела исследование среди своих сверстников и взрослых, из которого узнала, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.

Как ни странно, но и среди взрослых тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.

Идея 1. Для праздничного стола можно вышить салфетки

Идея 2. Можно украсить скатерть, наволочки, одежду

Идея 3. Сделать в виде картины.

Мне нравится много вариантов вышивок. Но для их выполнения требуется очень много времени. Поэтому я выбрала вышивку « Котёнок», которую можно поместить в рамку и повесить над письменным столом.

8. Материалы, инструменты и оборудование

* пяльцы с винтом

* схема для вышивки.

9. Последовательность изготовления изделия

В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.

Выполните диагональный стежок справа налево и вниз, протяните иглу с ниткой на изнаночную сторону, а затем вколите в ту точку, которая будет вершиной левого верхнего уголка крестика.

Закончите крестик, выполнив второй диагональный стежок, пересекающий первый, и вколите иглу в правый нижний угол креста.

Выполните диагональный стежок из верхнего правого угла в нижний левый. Выведите иглу на лицевую сторону и сделайте параллельный стежок.

Продолжайте до завершения ряда.

Затем выполните второй ряд диагональных стежков в противоположном направлении, то есть двигаясь от верхнего левого угла к нижнему правому.

Набор для вышивки 1 шт.250 руб.

Пяльцы 1 шт.15 руб.

Рамка 1 шт.100 руб.

Итого:3 шт.365 руб.

Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет 365 рубля.

11. Контроль качества

Аккуратное и надежное закрепление нити — это основа вышивки. Это красота изнанки, это долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке.

Учитель рассказала на уроках технологии об основных критериях проверки и оценки качества проекта.

После выполнения работы, вышивку необходимо прополоскать, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся. Если вовремя стирки мулине начало линять, то вышивку нужно полоскать до исчезновения подтёков. Аккуратно отжать через полотенце и повесить сушить. Чистая высохшая вышивка должна восстановить свою форму .

Моя работа мне очень понравилась, т.к. я её сделала сама. Во время испытания никаких ошибок не было выявлено.

Я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. Оцениваю её на пять.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Традиция вышивального искусства. Технологическая карта изготовления изделия. Эскиз и чертёж данных вышивки. Метод «петля» для закрепления нити на ткани. Подготовка материалов и инструментов для работы. Последовательность работы. Расчёт цены изделия.

творческая работа [589,2 K], добавлен 03.09.2012

Вышивание крестом как один из самых распространенных видов народного искусства. История появления и развития вышивки. Технология выполнения вышивки крестом, применяемые материалы, инструменты и оборудование. Использование вышивки в дизайне интерьера.

творческая работа [817,6 K], добавлен 15.03.2013

Основы изготовления картин, вышитых крестом. История возникновения картин, вышитых крестом. Генезис орнаментов в картинах, вышитых крестом. Цветовая гамма вышитых картин. Изготовление картины. Выбор изделия. Экономическое обоснование эффективности.

курсовая работа [471,7 K], добавлен 15.11.2008

История искусства вышивания. Разработка опорной схемы-размышления для выполнения проекта «Вышивка крестом». Эскизы альтернативных моделей, банк идей и характеристика используемых материалов и оборудования. Описание окончательного варианта проекта.

презентация [454,1 K], добавлен 27.04.2011

Роль декоративно–прикладного искусства в оформлении интерьера. Техника вышивки крестом и текстильной аппликации, создание картин с их помощью. Требования к оформлению интерьера вышитыми картинами. Технология выполнения картин в смешанной технике вышивки.

курсовая работа [7,2 M], добавлен 24.11.2012

Творческий проект «Вышивка крестом»

В данном проекте рассказывается об истории вышивки.показана последовательность выполнения изделия, составление опорной схемы размышления. Самооценка работы.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_vyshivka_krestom_popovoy_nasti.docx 939.46 КБ

Предварительный просмотр:

Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла

Выполнила: ученица 8 класса Акишина Ольга

Руководитель: Тихонова Татьяна Сергеевна

1.Выбор и обоснование проблемы

2.Определение конкретной задачи и её формулировка

3.Выявление основных потребностей к изделию

5.Разработка идей, вариантов

6.Анализ идей и выбор лучшего варианта

7.Составление опорной схемы размышления

8.Выбор материалов, инструментов, оборудования

9.Последовательность изготовления изделия

10.Правила безопасного труда

12.Контроль качества и экологическое обоснование

14.Оценка и самооценка

1. Выбор и обоснование проблемы

… Едва ли есть высшее из наслаждений,

Как наслаждение творить.

Чтобы моя комната была уютной совсем необязательно покупать какие–нибудь вещи, которые могли бы украсить и придать ей домашний уют. Можно, конечно, приобрести в магазинах красивые картины, панно, сочетающиеся по цвету с обстановкой, или, например, искусственные цветы, которые могли бы занимать в комнате любой угол, придать ей тем самым веселое, радостное настроение.

Но гораздо интереснее, когда сам сделаешь что-нибудь для своего дома. К примеру, подошли бы вышитые картины, к тому же ручная вышивка всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда – то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастерицы.

Кроме сказанного выше, моя мама, как и я очень любит вышитые изделия. Так почему бы не порадовать ее, украсив наш дом аккуратными и приятными на вид картинами. Тем более, зная, что я сделаю приятно не только себе, но и близким людям, процесс вышивания картин будет еще интереснее для меня. А это имеет немалое значение – ведь когда знаешь, что твоя работа не будет бесполезной, и работаешь с удовольствием.

2.Определение конкретной задачи и её формулировка

Подумав, я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника, к тому же это несложно.

3.Выявление основных потребностей к изделию

По моему мнению, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым, поглаженным и красивым.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -«репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:

  • в центре, всадники или птицы по сторонам;
  • держащая ветки или светильники;
  • с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка — это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной

по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных : ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы : северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Читайте также:  Как шить тяжелые шторы
Оцените статью