Меню

Анализ сказки как лиса шила волку шубу

Сказка как лиса волку шубу шила вывод

Я напишу тебе краткое содержание сказки, а ты для себя какой вывод сделаешь, такой и напиши.
жил-был волк.
идёт он по лесу и видит дятел долбит дерево. и говорит волк:-ты всё долбишь долбишь дерево, а что толку то?
дятел ему говорит: а ты всё режешь и режешь скот, и не можешь даже себе шубу сшить.
волк задумался и пошёл к лисе, чтобы та сшила ему шубу!
лиса согласилась сшить шубу и говорит:но сначала волк, ты принеси мне овечек.
приносит волк 1 , 2 , 3, 4 овцы
лиса съедала мясо овец,а шерсть овец на рынке продавала!
волку надоело ждать и он говорит лисе:ты когда уже шубу мне сошьёшь?
-скоро скоро волк, только ты мне вот принеси ещё обводы на шерсть.
ты лошадь зарежь и принеси мне её гриву и хвост на обводы!
волк только подошёл к лошади сзади, лошадь как УДАААРИТ ВОЛКА, и он умер. кости его на снегу теперь блестят.

вывод можно сделать такой:никогда никому не доверяй полностью.
не ведись на чьи-то просьбы.

Роман Д.Свіфта «Мандри Гулівера» це твір-пародія на англійську монархію. Тому він містить у собі різні засоби комічного.

Іронія – це насмішка, яка має зовні благопристойну форму.

Гумор – відображення смішного в доброзичливому, жартівливому тоні.

«. п’ять чи шість кандидатів просять у імператора дозволу розважити його та двір танцями на канаті, і той, хто найвище підстрибне і не впаде, одержує посаду».

«Імператор бере в руки палицю й тримає її горизонтально, а претенденти, ідучи один за одним, то стрибають через неї, то пролазять попід нею, туди й назад, залежно від того, підіймає чи опускає палицю імператор. . Хто виконує всі ці штуки найдовше і з найбільшою спритністю, той дістає в нагороду синю нитку; другий приз — червона нитка; третій — зелена. їх носять замість пояса, двічі оперезавшись круг стану, і рідко трапляється вельможа, не прикрашений хоча б одним таким поясом».

«імператор . вигадав собі дуже оригінальну розвагу. Він попросив мене стати . і якнайширше розставити ноги. Потім він наказав своєму головнокомандувачеві вишикувати військо зімкнутими лавами і провести його церемоніальним маршем піді мною: піхоту по двадцять чотири чоловіки в ряд, а кінноту — по шістнадцять,- виставивши списи, з барабанним боєм і розгорнутими прапорами. В параді взяли участь три тисячі піхотинців та тисяча вершників. Його величність наказав, під страхом смертної кари, щоб кожен солдат під час параду поводився якнайчемніше щодо моєї особи. Це не перешкодило, проте, кільком молодим офіцерам, проходячи піді мною, глянути вгору. І, по правді признаюся, штани мої були тоді в такому жалюгідному стані, що ті офіцери мали підстави досхочу посміятись і подивуватися де з чого».

«. може здатися. нібито в нас усе гаразд, насправді над нами тяжать два лиха — гострі партійні чвари всередині країни і можливий напад надзвичайно могутнього зовнішнього ворога. . сімдесят місяців тому в нашій імперії утворилися дві ворожі партії — відомі під назвою Тремексенів і Слемексенів, від високих і низьких підборів на черевиках, чим вони відрізняються одні від одних».

Исследовательская работа «Сравнение образа лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе»

Наименование органа управления образования

Управление образования Администрации Таймырского

Долгано-Ненецкого муниципального района

Наименование образовательного учреждения (полностью);

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Диксонская средняя школа»

Научно – практическая конференция школьников «Золотое перо»

Вид работы (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект, исследовательская работа);

Наименование направления (секции)

Наименование темы работы

«Сравнение образа лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе»

Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Мамаева Виктория Алексеевна,

Домашний адрес автора

647340 Красноярский край, Таймырский район, г.п. Диксон, ул. Воронина д.4 кв.42

Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Диксонская средняя школа»

Хомяченко Елена Александровна

Читайте также:  Вышивка крестом это гобелен или нет

ТМКОУ «Диксонская средняя школа»

учитель начальных классов

тел: 8903 918 5597

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

«Сравнение образа лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе»

Порой, читая литературу, мы не задумываемся о глубоком смысле того или иного персонажа. Данная работа направлена на подтверждение того, что даже лиса неспроста представлена в народных сказках хитрой, жадной и злой, в этом есть глубокий смысл. Возможно, именно такая лиса и в природе.

Актуальность данного исследования заключается в том, что нужно учиться анализировать персонажи произведений.

Цель исследования – проанализировать образ лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе.

Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок, сказки народов Севера, проживающих на территории Таймыра и рассказы о жизни лисы в природе.

Образ лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера………. 5

Сравнение образа лисы в народных сказках и прототипа в живой природе………………………………………………………………………………… 7

Сказки – прекрасное творение искусства. Самые первые сказки, с которыми мы знакомимся в раннем детстве — это сказки о животных, которые являются одним из древнейших фольклорных жанров. Главная задача таких сказок – высмеять плохие черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Изучая на уроках литературного чтения народные сказки, я заметила, что героиней многих из них является лиса: лиса Патрикеевна, лисичка — сестричка, лиса — кумушка. Она очень хитра и изобретательна: обманывает старика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом; выгоняет зайца из лубяной избушки. Лиса — притворщица, воровка, обманщица. Во всех сказках она всюду верна себе.

Передо мной стала проблема : так ли происходит в природе? Отличается ли образ лисы в сказках народов Севера? Я решила провести исследование, тема которого «Сравнение образа лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе».

Актуальность данного исследования заключается в том, что нужно учиться анализировать персонажи произведений.

Объект исследования – образ лисы.

Предмет исследования – русские народные сказки, сказки народов Севера, проживающих на территории Таймыра, различные источники о живой природе.

Гипотеза исследования – лиса в природе аналогична её образу в народных сказках.

Цель исследования – проанализировать образ лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе.

прочитать русские народные сказки и сказки народов Севера, в которых одним из персонажей является лиса;

изучить этимологию имени Патрикеевна;

изучить поведение лисы в живой природе с помощью различных источников;

провести опрос по теме работы среди учащихся;

проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные;

создать книгу « Лиса Патрикеевна ».

Методы исследования: чтение и анализ русских народных сказок и сказок народов Севера, проживающих на территории Таймыра, сравнение образов лисы в народных сказках, поиск информации о лисе в разных источниках, опрос, анализ результатов.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Результат проекта: книга « Лиса Патрикеевна ».

Образ лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера

Многим и не нравится.

За лукавство и вранье.

Чтоб найти себе жилье 1 .

Своё исследование я начала с прочтения русских народных сказок и сказок народов Севера, проживающих на территории Таймыра, главной героиней которых является лиса.

Русские народные сказки

Сказки народов севера

Лиса, заяц и петух

Кот, петух, и лиса

Как лиса шила волку шубу

Лисица-девица и Котофей Иванович

За лапоток курочку, за курочку гусочку

Мужик, медведь и лиса

Как лиса летать училась

Лисичка-сестричка и волк

Крылатый, мохнатый да масленый

Снегурушка и лиса

Овца, лиса и волк

Эвенкийская сказка

Росомаха и лисица

Как хитрую лису человек перехитрил

Как лисица женщин обманула

Лиса и старичок

Как медведь оленеводом был

Долганская сказка
Эвенские сказки

Старик и лисица

Ненецкиесказки

Как медведь хвост потерял

Читайте также:  Схема вышивки звезда давида

Лисица, птичка и ворон

Как Лиса богатство добывала

Нганасанские сказки

Отчего у лисы на груди белая шерсть

Я провела анализ характера лисы в данных сказках. Результаты своих исследований поместила в таблицу«Особенности характера лисы в сказках»( Приложение1. Таблица 2 ).

Далее мне стало интересно, всегда ли лисья хитрость ей помогает в сказках, и всегда ли она выходит победительницей. Свои наблюдения я поместила в таблицу ( Приложение 2. Таблица 3 ).

Вывод. Рассмотрев сказки с участием лисы, я сделала вывод, что в русских народных сказках и в сказках народов Севера лиса является отрицательным героем, олицетворяющим хитрость, коварство, лживость. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать; она пользуется доверчивостью, находит слабые стороны друзей и недругов. Из 41 прочитанных мною сказок, в 24 из них лиса обманывает, в 10 сказках её обманывают, в 3 сказках она показана глупой и трусливой, в 5 сказках она положительный герой.

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна. 2
Александр Бобров

Лисонька, Лиса, лиса – при беседе краса, лисичка-сестричка, Лисица-девица. Как только ласково не называют эту хитрую бестию в народных сказках. Я решила узнать: влияет ли имя на качество характера лисы. Ведь говорят же, что « имя отражает характер и склонности своего носителя 3 . »

Я обратилась к этимологическому словарю русского языка: слово ЛИСА образовано от ЛИС . ЛИСА родственно употребляемым на территориях отдельных районов нашей страны словам: ЛИСЫЙ — «желтоватый», ЗАЛИСЕТЬ — «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти 4 .

Вывод: Следовательно, лисицей зверя прозвали за жёлтую шерсть.

В сказке « Крылатый, мохнатый да масленый» я обратила внимание на незнакомое мне отчество лисы – Патрикеевна. В Интернете мною была найдена интересная фраза: « Для полной психологической характеристики, значение отчества не менее важно, чем значение имени 5 ». Поэтому следующим этапом моего исследования выяснить, почему лису нарекли таким редкостным отчеством. Возможно, в нём спрятана тайна её характера.

Оказывается, героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Патрикей — имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось — Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода. 6

Но причём тут лиса? А дело в том, что лет семьсот назад жил-был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна. (Ю. Дмитриев.) 6

Вывод: отчество Патрикеевна лиса получила за свою хитрость, как прототип хитрого князя новгородского.

Сравнение образа лисы в народных сказках

и прототипа в живой природе

Рыжим хвостиком тропинку заметала,
И вынюхивая все по сторонам,
Хитрая плутовка пробегала,
В поисках добычи по лугам . 7

Лиса – главный действующий персонаж многих сказок, всегда о ней говорится, как о хитрой воровке, с красивой «шубкой» и пушистым хвостом. Почему же лису называют хитрюгой? Такая ли она на самом деле, или только в сказках? Следующим этапом моего исследования был сбор информации о жизни лисы и сравнение образа лисы в сказках и в природе.

Лиса — одно из самых красивых животных . Наиболее распространена лисица рыжая. Рыжая лиса относится к семейству Собачьих, но есть в ней и немного кошачьего — у лисиц, как у кошек, зрачок вертикальный, продолговатый (у волков, шакалов и собак круглый), и в характере есть кошачье, никогда стаями не живут и не охотятся, а всё в одиночку.

Лисий мех во все времена славился своей красотой, шелковистостью и рыжевато-оранжевым отливом, играющим на солнце. Грудка у лисы белая, а на концах лап отчетливо видны черные «сапожки». Морда, как и у всех Псовых, вытянута. Особое обаяние этому созданию придают смышленые глазки, похожие на кошачьи. Ее легендарный хвост – пушистый и длинный. Он зрительно увеличивает лису в размерах 8 .

Читайте также:  Фразы про шитье одежды

Рыжую лису можно встретить на всем Евразийском континенте, в Северной Америке, Северной части Африканского материка и даже в Австралии 9 .

Лиса — это хищное животное , поэтому к ней на «обеденный стол» могут попасть самые разные мелкие животные, но в тоже же время, лиса не брезгует и растительными кормами. В ее «меню» входит почти 400 видов различных животных и десятки видов растительной пищи. Лисица обыкновенная с удовольствием поедает различные ягоды (землянику, чернику, вишню), яблоки и виноград. В голодные времена эти звери поедают овес, нанося существенный урон посевам. Также лисы едят птиц: кроме кур, лиса любит мясо глухарей, гусей и других птиц. В её рацион могут входить: рыба (на нерестовых реках), падаль, насекомые, яйца и птенцы тех птиц, которые гнездятся на земле, а порой и выкапывает дождевых червей. Лиса никогда не ест «до отвала», пойманного зверя, если она не голодна, прячет в какой-нибудь кладовой «на черный день», который когда-нибудь да наступает.

Лисица — хороший охотник . Охотится лиса круглосуточно, правда наиболее удачное время – это сумерки. Помимо наблюдательности и сообразительности, у нее прекрасная зрительная память, хорошее обоняние и острый слух. Пискнет чуть слышно мышь, а лиса слышит ее за сотню метров, прошелестит полевка по сухой траве под полуметровым слоем снега — и ее услышит. Хорошо лазает по кручам, плавает, а на берегу исключительно маневренна. Ее смекалка на охоте проявляется при бегстве от преследователей, а она быстро бегает (её обычная скорость – 10км/ч), что вызывает восхищение. Лисица сможет залезть на дерево, если оно чуть наклонено или ветвится невысоко от земли 10 . Говорят, что еще лиса умеет «в опоссума играть», притворяясь мертвой не хуже его, и тоже глазом не моргнет, если даже за хвост ее поднять и положить в мешок 11 .

Своё логовище лиса устраивает, роя глубокую нору с несколькими выходами, которая помещается под камнями, между корнями больших деревьев. Если лисица находит оставленную нору барсука, она поселяется в ней и даже живёт с ним иногда в одной норе 11 . Говорят, что барсук, выживая лису из своей норы, все норовит закопать ее. Лиса же портит ему жизнь тем, что пакостит у него под носом. Такого свинства в доме этот чистюля совсем не выносит и, потеряв надежду перевоспитать (или заживо зарыть) сожителя, бросает свой дом и роет новую нору. А лисе только этого и надо 12 .

Вывод. Изучив научные статьи о поведении лисы в природе, я пришла к следующему выводу: лисица – одно из самых известных диких животных. Она является ловким, резвым и хитрым зверем, великолепным охотником с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом. Лисе до всего есть дело, она очень любопытна. Прекрасно плавает, быстро бегает, а также умеет лазать по деревьям. В ее «меню» входят различные животные и десятки видов растительной пищи. Лиса никогда не ест «до отвала», она всегда остается легкой, стремительной и подвижной, а значит, готова к охотничьим подвигам.

Я сравнила образ лисы в природе и в сказках. Результаты внесла в таблицу «Лиса в природе и в сказках». ( Приложение 3.Таблица 4 .)

Из таблицы видно, что Лиса, как сказочный образ, наделена чертами, свойственными этому животному и в реальности. Ведь недаром говорят: « Все сказки оказываются правдой, если уметь их читать ». 13 Лада Лузина .

Практическая часть исследования

На начальном этапе своей исследовательской работы я решила выяснить, что знают учащиеся моей школы о сказочной лисе. Опрос проводился посредством анкетирования, в котором приняло участие 10 человек. Результаты анкетирования представлены в Таблице 5.

Adblock
detector