Английская «Белая» Вышивка «Бродери Whitework»: от Истоков до Современной Одежды
Очаровательная, милая, невинная и женственная, но, в то же время, элегантная – английская вышивка удивляет своей универсальностью. В последнее время одежда с отделкой «Broderie Anglaise»(своеобразная смесь вышивки и игольного кружева) завоевывает все большую популярность. Ее легко узнать: узоры, представляющие собой небольшие, обработанные ниткой отверстия в ткани, располагаясь различным образом, составляют всевозможные удивительные рисунки. Они могут служить как окантовкой по краю юбки, платья, рубашки, или пиджака, так и быть самостоятельным узором на всем изделии.
Эту вышивку хорошо делать металлизированными или блестящими хлопчатобумажными нитками. В подготовительной работе для рельефной глади используется хлопчатобумажная нить потолще и со слабым витком. Годится также раскрученная нить для меток. Вышивается вещь свободно, без пялец.
Концы ниток следует прятать под сделанные предварительно стежки вперед-назад, а не завязывать узлов ни в начале, ни в конце работы.
Так как ткань светлая, при нанесении узора нельзя пользоваться химическим карандашом, шариковой ручкой или копировальной бумагой.
Контуры узора прошиваются густыми стежками вперед иголкой и полученная поверхность заполняется ослабленными стежками вперед иголкой, стебельком, тамбурным или русским швами.
Вышивая стежки основы, надо следить, чтобы большая часть нитки стежка оставалась на лицевой стороне работы. Стежки основы прокладывать с таким расчетом, чтобы вышивать по ним гладью в противоположном направлении.
Для придания мотивам большей выпуклости следует делать стежки основы посредине гуще или прошивать их многократно.
Гладьевые стежки вышивать густо один возле другого с одинаковым натяжением вышивальной нити, чтобы поверхность вышивки получалась гладкой, а контур четким.
Вместо слова joonis читать рисунок
Рис.1. Стебелек.
Рис.2. Стебелек, густо вышитый по наметке (или по тамбурному шву).
Рис.3. Стебелек, вышитый по предварительно прикрепленному шнуру.
Рис.4. Фестонный шов вышит по наметке.
Рис.5. Шов «прямой шнурочек» вышит по предварительно прикрепленному шнуру.
Рис.6. Крупный рельефный бугорок вышивается гладью. Стежки основы прошиваются несколько раз.
Рис.7. Маленький бугорок вышит гладью. Стежки основы прошиваются несколько раз.
Рис.8 и 8А. Маленький листочек вышивается гладью. Для основы годятся гладьевой, русский и тамбурный швы.
Рис.9. Прорезь в форме листочка. Контур прошить стежками вперед иголкой. Разрезать ткань и подогнуть иголкой наизнанку, под края. Шов «прямой шнурочек» по краю образует на одном конце листочка дугу, на другом — заострение.
Рис.10. Маленькая круглая дырочка. Контур обшивается дважды швом вперед иголкой.
Затем середина дырочки разрезается накрест ножницами с острыми концами, треугольники ткани подгибаются иголкой наизнанку, а края вышиваются густым «прямым шнурочком».
Вышивать одинаковыми короткими и густыми стежками. Оставшуюся с изнаночной стороны часть ткани позднее обрезают. На готовой работе все дырочки прокалываются круглой палочкой или округляются спицей. Начиная и заканчивая вышивание, прячут концы ниток под стежки по краю.
Рис.11. Окаймление швом «прямой шнурочек» цепочки из дырочек. Стежками вперед иголкой прошивается (см. рисунок) половина дырочки, затем вышивальная нить проводится по диагонали через промежуток к намеченной второй дырочке. Так пересечением ниток основы обеспечивается прочность промежутков между кругами. Середина круга прорезается накрест, края подгибаются наизнанку и густо вышиваются швом «прямой шнурочек».
Круги соединины между собой длинными стежками.
Рис.12. При изготовлении цепочки из дырочек внешний край их вышивается фестонами или петельным швом, а внутренний — швом «прямой шнурочек».
Рис.13. Рельефный край фестонным швом. Основа делается наметкой и тамбурным швом, а затем на ней вышиваются фестонные стежки, потом по краю обрезается лишняя ткань.
Рис.14. Рельефный край фестонным швом. Чтобы дуги были красивыми и одинаковыми, делается небольшой шаблон из жесткой бумаги.
Рис.15. Мережка «бродери». Из ткани выдернуть две нити утка, на их месте вышить ажурную мережку. Оба края мережки прошить стежками вперед иголкой. Теперь сделать по одному краю мережки пять стежков «прямым шнурочком», затем перекинуть через ряд мережки петлей вышивальную нить и оплести ее вместе с нитями основы. Сделать снова по краю 3-4 стежка «прямым шнурочком» и вышить над рядом мережки новую петлю.
Вышив один край мережки, покрыть другой край стежками «прямого шнурочка».
Потом дырочки равномерно проколоть палочкой для «бродери». При вышивании дуг мережки нити выдернуть невозможно, поэтому следует палочкой сделать дырочки до оплетения столбиков мережки.
Деталь вышивки для головного платка. Центральная Европа, конец XIX века.
Вышито на белой льняной ткани нитками для меток рельефным гладьевым и
ажурным швами.
Деталь вышивки для передника. Вышивка на льняной ткани нитками для меток рельефной гладью вместе с мережкой в двух направлениях, швами сеточкой и ажурным.
Рельефная вышивка металлической нитью. Контуры узора окаймлены стежками вспомогательной нити.
Чтобы ценная нить лучше выделялась и работа была выразительнее, основную поверхность мотива вышивают рельефно либо используют вырезанные по узору кусочки кожи или фетра, поверх которых вышивают гладью.
Иногда золотую нить пришивают к ткани вспомогательной нитью редкими стежками через край, при этом стежки образуют на поверхности вышивки своеобразный узор.
Виды стежков в английской вышивке:
Английская вышивка XVI-XVII веков — всеобщее хобби
В XVI и XVII веке искусство светской вышивки расцвело в Европе, особенно в Англии. Еще в Средние века английские мастера, вышивавшие церковное облачение, славились по всей Европе. Когда же король Генрих VIII порвал с католической церковью в 1534 году и учредил собственную церковь, нужда в расшитой богатой одежде для священников и убранстве соборов значительно сократилась. А вот спрос на вышитую светскую одежду и домашний декор возрос, поскольку люди могли себе позволить такую роскошь в относительно спокойные и богатые времена правления Елизаветы.
Конец XV века. Нижняя часть ризы священника.
1635 г. Переплет книги. (Псалмы Давида).
После 1651. Переплет книги.
1636 г. Переплет книги. (Требник).
1649 г. Переплет книги.
Середина XVII века. Житие Святого Авраама
Середина XVII века. Житие Самуила.
Середина XVII века. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по льну.
Несмотря на то, что вышивка традиционно считается занятием женским, в те времена ею увлекались все: мужчины и женщины, дети и взрослые, профессиональные мастера и просто любители. Скорее всего, молодых девиц в обязательном порядке учили этому искусству. Техника вышивки зависела от их социального статуса. Бедным полагались простые узоры и стежки, богатым дворянкам – более сложные. Если девица или дама достигала высокого мастерства, это вызывало всеобщее уважение, поскольку считалось доказательством ее трудолюбия и благочестия.
1656 г. Мастер — Анна Бакетт. Вышивка шелком по льну. Узор XVI века.
Третья четверть XVII века. Дама.
Что же вышивали в те времена? Мотивы делились на две большие группы. Первая – флора и фауна, как английская, так и экзотическая. Вторая – иллюстрации Библии и портреты людей.
Конец XVI века. Райский сад. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по бархату.
Портерт Карла I, приблизительно 1650-1670 г. Вышивка шелковыми и золотыми нитями.
В конце XVI века сначала в Европе, а затем и в самой Англии (примерно в 1590-х годах) начали печатать альбомы с рисунками для кружевоплетения и вышивки, а ведь книги тогда стоили немалых денег. Можно предположить, насколько дорогим было это хобби.
Начало XVII века. Сумочка.
Начало XVII века. Сумка.
Первая четверть XVII века. Сумка.
Чаще всего вышивкой украшали головные уборы, носовые платочки, маленькие сумочки и кошельки. Такие сумочки использовали для хранения ароматных трав и духов и как роскошную упаковку для подарков. Но самым популярным предметом одежды с вышивкой были перчатки. Они ассоциировались с романтической привязанностью, могли служить знаком любви, который преподносили второй половине, например, в день помолвки, как в наши дни дарят кольцо. Поэтому на них изображали такие традиционные символы любви, как сердце.
1620–40 г. Кожаные перчатки.
1600 г. Кожаные перчатки.
Первая половина XVII века.
Кроме того вышивкой украшали корсажи. На них изображали цветы, фрукты, птичек и насекомых.
1616 г. Женский жакет.
1600-1620 г. Ночной колпак.
Конец XVI — начало XVII века. Ночной колпак.
Что касается предметов домашнего обихода, то здесь вышивали практически все, что только можно: начиная с подушек и простыней и заканчивая шкатулками и рамами для зеркал. Мебель в те времена была достаточно простой. Чтобы сделать интерьер нарядным и уютным, его украшали текстилем.
1601 г. Наволочка.
Конец XVI века. Фрагмент скатерти.
Первая половина XVII века. Древо жизни.
Третья четверть XVII века. Шкатулка для письменных принадлежностей с изображением пяти чувств.
В середине XVII века в моду вошла объемная вышивка, которая чаще всего встречается на рамах зеркал. На них изображали мужчин и женщин в роскошных одеждах, которые приветствуют друг друга.
Третья четверть XVII века. Рама для зеркала с объемной вышивкой.
1665 г. Объемная вышивка. Житие Святой Эсфири. Самый популярный сюжет в английской вышивке XVII века. Эсфирь считали образцом багочестия и смелости, а также красоты.
Третья четверть XVII века. Шкатулка с изображением жития Святого Иосифа.
1672 год. Рама для зеркала.
Середина XVII века. Подушка с изображеием царя Соломна и царицы Савской.
Первая четверть XVII века. Наволочка подушки.
1590–1610 г. Наволочка.
Третья четверть XVII века. Дамы воплощают два чувства: осязание и вкус.
Мелинда Ватт, отдел Европейской культуры и декоративно-прикладного искусства Музея Метрополитен.