Меню

Английские узоры для вышивки

Вышивка белая гладь как украшение одежды

Вышивание белым по белому приобрело широкое распространение во многих странах. Во второй половине XIX века эта гладь славилась в Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии. В языке народной символики во многих странах цвету в одежде, а также и в вышивке, принадлежит главная роль. Например, белый цвет в России связывался издавна с представлением о свете, о небесном. Восприятие белого цвета соединялось со значением счастья, изобилия, чистоты, невинности и красоты.

Мстёрская гладь

Мстёрская гладь зародилась в посёлке Мстёра Владимирской губернии в середине XIX века. Она отличается своей изысканностью и миниатюрными растительными узорами белыми нитями на тонкой белой хлопчатобумажной ткани типа маркизета и батиста. Основной приём этой вышивки – двусторонняя гладь, которая выполняется тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива с лицевой и изнаночной стороны ткани. Обычно выполняется она тонкой иглой нитками мулине в 1-2 сложения. На рисунке, где требуется выпуклость, делается настил из тех же ниток.

Гладь сочетает в себе различные рельефные элементы с настилом и без настила, со штрихами, петельками и полупетельками, стебельчатым швом. Узоры дополняются ажурными решетками, стягами, дырочками, узелками и сетками. Всё это создаёт декоративность вышивки, выполненной в одном цвете. Более крупные лепестки вышивают «россыпью».

В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Дырочки получают путём прокола специальной костяной, деревянной или металлической палочкой с заострённым концом. Если дырочки большие, их делают с помощью ножниц, разрезая ткань в будущей дырочке по вертикали и горизонтали с двух сторон (прорезная гладь). Листья удлинённой формы иногда также выполняют прорезной гладью.

«Стяги» – один из самых декоративных элементов белой мстёрской глади, хотя и трудоёмкий. «Стяги» выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением. Игла стягивает квадратик ткани, в котором, к примеру, три нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Прежде чем выполнить стяг на плотной ткани, необходимо одну или две нити основы и утка подрезать на краю рисунка и выдернуть. Иногда мстёрская гладь красиво сочетается с мережкой.

Мстёрской гладью украшают блузки, воротнички, носовые платки, ночные сорочки, постельное бельё, покрывала, и конечно, женские и детские платья.

Английская белая гладь также принадлежит примерно к этому же роду вышивания, но здесь всё — таки в основном преобладают дырочки и фестоны. Почти все мотивы представляют собой веточки с листочками в виде дырочек, обшитых вокруг гладью. Называется эта гладь – английская белая работа — «whitework» или «Broderie Anglaise» — «Английская вышивка». Эта вышивка была необычайно популярна в Англии в XIX веке, хотя, как предполагают, возникла она в XVI веке в Восточной Европе.

Узоры вышивки представляют собой цветы, листья, виноградные лозы, стебли, выполненные простыми вышивальными стежками. В основном это мелкие рисунки. Дырочки выполняются теми же способами, что и в мстёрской глади, но в некоторых случаях сначала вышивают рисунки на ткани, а затем ножницами вырезают дырочки.

С 1870-х годов Broderie Anglaise начали выполнять на швейцарской вышивальной машине. Сегодня Broderie Anglaise создаётся в основном машинным методом.

Читайте также:  Мышка шитье своими руками выкройка

Когда-то Broderie Anglaise была популярна для женского нижнего белья и детской одежды. С середины 50-х годов ХХ-ого столетия английская вышивка стала использоваться не только для отделки нижнего белья, но и в женских платьях.

Сегодня и мстёрская гладь, и английская вышивка популярны во многих стилях одежды и прекрасно дополняют друг друга.

Лёгкие шёлковые платья на узеньких бретельках, напоминающие комбинации, или белые платьица с самым незамысловатым кроем, украшаются прекрасной декоративной вышивкой. Отделкой иногда служат оборки, вышитые в тон цвета ткани. Чаще всего это белые, бежевые и прочие пастельные цвета, однако чёрный цвет не отменяется.

Английская вышивка: история, техники, сюжеты

Давайте поговорим об английской вышивке, о том, какой для нее характерен стиль. Посмотрим, что вышивали в Англии с незапамятных времен до сегодняшнего времени, как отразилась смена эпох на развитии вышивального искусства в этой стране.

История

Самый древний из сохранившихся образцов английской вышивки относится к 909 году. Речь идет о вышитой мантии Святого Губерта, которая была найдена в его гробнице. Особое развитие искусство вышивания в Англии получило при монастырях и аббатствах в XI-XIV веках. В основном, вышивали гладью большие рисунки на одежде.

В XVI веке происходит снижение популярности вышивки на религиозную тематику. Причиной тому стал роспуск монастырей королем Генрихом VIII (в 1534 году он порвал с католической церковью). Потребность в расшитой одежде для священнослужителей значительно уменьшилась. А вот спрос на светскую вышивку вырос: люди могли позволить себе роскошь в относительно спокойные и богатые времена правления королевы Елизаветы I.

Шёлковая гладь

В моде была не только различная вышитая одежда (платья, перчатки, туфли… и даже белье), но и предметы интерьера с вышивкой. Говоря о последних, хочется отметить, что пользовались популярностью гобелены. Основной техникой вышивания являлась шелковая гладь. Основные сюжеты можно разделить на две группы. Первая — это цветы, животные и птицы, оплетенные стеблями растений. Вторая — портреты и библейские сюжеты.

К концу XVI века начинают выпускать книги по вышиванию, а именно, альбомы с рисунками для вышивки и кружевоплетения. Аристократы оборудуют собственные помещения под домашние мастерские.

Золотое шитье

Во времена правления королевской династии Тюдоров, в XV-XVI веках в Англии активно развивается золотое шитье, которым страна славилась еще в XIII веке. Считается, что на распространение данного искусства в западных странах в Средние века оказала большое влияние византийская вышивка. Изысканное английское золотое шитье, носившее название Opus Anglicanum (в переводе с латинского языка — “английская работа”), заказывали высокопоставленные особы как в самой Англии, так и далеко за ее пределами.

Во времена Тюдоров вышивка золотыми и серебряными нитями получила особую популярность у англичан благодаря возведению новых дворцов, потребовавших значительное количество вышитых тканей для внутреннего убранства — украшения трона, кроватей, окон, стен. Расшитые покрывала, подушки, шторы, пологи, настенные драпировки — все это придавало атмосферу роскоши и уюта. Вышивка выполнялась профессиональными вышивальщицами. Были созданы целые цеха мастериц, у которых можно было заказать вышитые изделия. Считается, что рисунки вышивок в те времена брались из старинных рукописей с миниатюрами.

Читайте также:  Как вышивка крестом прямой стежок

Вышивка блэкворк

Со времен правления Генриха VIII в Англии при декорировании одежды (как женской, так и мужской) и предметов быта широко использовалась вышивка блэкворк, или “черная вышивка”. Эта техника была привезена сюда из Испании в начале XVI века первой женой английского короля Екатериной Арагонской. Первоначально вышивка блэкворк выполнялась черными шелковыми нитями по белому полотну — отсюда и получила свое название. В основе вышивки — шов “гольбейн” (двойной шов “вперед иголку”).

Якобинская вышивка

В XVII веке, во времена правления королевской династии Стюартов, вышивка в Англии все еще имеет большое значение, но не такое, как при Тюдорах. В середине века в моду входит приподнятая гладь, объемная вышивка, которую чаще всего можно увидеть на рамах, в обрамлении зеркал. Среди мотивов изображений — женщины и мужчины в богатых одеждах, приветствующие друг друга.

В первой четверти XVII века, в период правления короля Якова I, в Англии появляется якобинская вышивка (разновидность “крюила” — вышивки, выполняемой шерстяными нитями в смешанной технике с использованием множества швов из разных видов вышивки, прежде всего, гладьевых стежков). В отдельное направление в вышивании вышивка “крюил” оформилась в Англии в том же веке. Возникновение якобинской вышивки, характеризующейся особым стилем изображения цветочных мотивов, произошло в результате развития в то время англо-индийских торговых отношений. “Мода на все индийское” в Англии закрепилась и в вышивке.

Причудливые завитки с обвивающими стебли сказочными цветами и листьями, экзотические птицы и животные — именно такой стиль изображения отличает якобинскую вышивку, а комбинирование большого количества швов и стежков придает ей некую объемность. В XVII веке этой вышивкой украшали одежду, аксессуары, различные предметы интерьера: диванные подушки, шторы, обивку мебели и т.д.

Английская вышивка XVI-XVII веков — всеобщее хобби

В XVI и XVII веке искусство светской вышивки расцвело в Европе, особенно в Англии. Еще в Средние века английские мастера, вышивавшие церковное облачение, славились по всей Европе. Когда же король Генрих VIII порвал с католической церковью в 1534 году и учредил собственную церковь, нужда в расшитой богатой одежде для священников и убранстве соборов значительно сократилась. А вот спрос на вышитую светскую одежду и домашний декор возрос, поскольку люди могли себе позволить такую роскошь в относительно спокойные и богатые времена правления Елизаветы.

Конец XV века. Нижняя часть ризы священника.

1635 г. Переплет книги. (Псалмы Давида).

После 1651. Переплет книги.

1636 г. Переплет книги. (Требник).

1649 г. Переплет книги.

Середина XVII века. Житие Святого Авраама

Середина XVII века. Житие Самуила.

Середина XVII века. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по льну.

Несмотря на то, что вышивка традиционно считается занятием женским, в те времена ею увлекались все: мужчины и женщины, дети и взрослые, профессиональные мастера и просто любители. Скорее всего, молодых девиц в обязательном порядке учили этому искусству. Техника вышивки зависела от их социального статуса. Бедным полагались простые узоры и стежки, богатым дворянкам – более сложные. Если девица или дама достигала высокого мастерства, это вызывало всеобщее уважение, поскольку считалось доказательством ее трудолюбия и благочестия.

Читайте также:  Шьем халат для девочек

1656 г. Мастер — Анна Бакетт. Вышивка шелком по льну. Узор XVI века.

Третья четверть XVII века. Дама.

Что же вышивали в те времена? Мотивы делились на две большие группы. Первая – флора и фауна, как английская, так и экзотическая. Вторая – иллюстрации Библии и портреты людей.

Конец XVI века. Райский сад. Вышивка шелковыми и золотыми нитями по бархату.

Портерт Карла I, приблизительно 1650-1670 г. Вышивка шелковыми и золотыми нитями.

В конце XVI века сначала в Европе, а затем и в самой Англии (примерно в 1590-х годах) начали печатать альбомы с рисунками для кружевоплетения и вышивки, а ведь книги тогда стоили немалых денег. Можно предположить, насколько дорогим было это хобби.

Начало XVII века. Сумочка.

Начало XVII века. Сумка.

Первая четверть XVII века. Сумка.

Чаще всего вышивкой украшали головные уборы, носовые платочки, маленькие сумочки и кошельки. Такие сумочки использовали для хранения ароматных трав и духов и как роскошную упаковку для подарков. Но самым популярным предметом одежды с вышивкой были перчатки. Они ассоциировались с романтической привязанностью, могли служить знаком любви, который преподносили второй половине, например, в день помолвки, как в наши дни дарят кольцо. Поэтому на них изображали такие традиционные символы любви, как сердце.

1620–40 г. Кожаные перчатки.

1600 г. Кожаные перчатки.

Первая половина XVII века.

Кроме того вышивкой украшали корсажи. На них изображали цветы, фрукты, птичек и насекомых.

1616 г. Женский жакет.

1600-1620 г. Ночной колпак.

Конец XVI — начало XVII века. Ночной колпак.

Что касается предметов домашнего обихода, то здесь вышивали практически все, что только можно: начиная с подушек и простыней и заканчивая шкатулками и рамами для зеркал. Мебель в те времена была достаточно простой. Чтобы сделать интерьер нарядным и уютным, его украшали текстилем.

1601 г. Наволочка.

Конец XVI века. Фрагмент скатерти.

Первая половина XVII века. Древо жизни.

Третья четверть XVII века. Шкатулка для письменных принадлежностей с изображением пяти чувств.

В середине XVII века в моду вошла объемная вышивка, которая чаще всего встречается на рамах зеркал. На них изображали мужчин и женщин в роскошных одеждах, которые приветствуют друг друга.

Третья четверть XVII века. Рама для зеркала с объемной вышивкой.

1665 г. Объемная вышивка. Житие Святой Эсфири. Самый популярный сюжет в английской вышивке XVII века. Эсфирь считали образцом багочестия и смелости, а также красоты.

Третья четверть XVII века. Шкатулка с изображением жития Святого Иосифа.

1672 год. Рама для зеркала.

Середина XVII века. Подушка с изображеием царя Соломна и царицы Савской.

Первая четверть XVII века. Наволочка подушки.

1590–1610 г. Наволочка.

Третья четверть XVII века. Дамы воплощают два чувства: осязание и вкус.

Мелинда Ватт, отдел Европейской культуры и декоративно-прикладного искусства Музея Метрополитен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector