Особенности армянской вышивки
Армянская вышивка является одним из древнейших видов рукоделия . История ее возникновения берет начало в швейных школах Урфы, Мараша, Карина, Сваза, Вана, Айнтапа, которые славились своими уникальными работами. Однако в годы геноцида большинство образцов были уничтожены , и на сегодня, они известны под другими названиями.
Благодаря вышивальнице Сатеник Безикян, из вышеперечисленных школ удалось спасти урфинские и марашские образцы. Спасаясь от геноцида она смогла вывезти более 73 оригинальных вышивок и 230 эскизов. Сейчас эти образцы находятся в Национальной галерее Армении.
На сегодняшний день существует несколько названий армянской вышивки: «Переплетенная», «Мараш» и «Мальтийская вышивка». Среди самых распространенных в мире вышивок считается «Мальтийская». Свое название этот вид рукоделия получил в средние века, благодаря острову Мальта. Однако возник и развивался он еще задолго до этого в Армении , и назывался просто — армянская вышивка.
«С прошлых веков сохранились уникальные шедевры, выполненные в технике армянской вышивки. В наших семьях было принято украшать в этой технике покрывала, наволочки, скатерти и другие предметы домашнего обихода», — говорит Сатеник Безикян.
Отметим, что традиционная тематика внешних узоров армянской вышивки удивительным образом напоминает шедевры армянских камнерезов — то же затейливое переплетение, полное гармонии и музыкального ритма, восьмиконечный крест с восьмиконечной звездой внизу, которые сохранили отголосок языческой культуры царства Урарту , а также вышитые буквы армянского алфавита.
«В отличие от других, армянская вышивка отличается особенным, переплетённым видом стежков. Эта техника на первый взгляд может показаться очень сложной. Но красота выполненных в этом стиле работ, стоит того, чтобы потратить время и овладеть таким уникальным видом рукоделия», — говорит Сатеник.
Основные приемы стежков армянской вышивки приведены ниже. Для работы вам понадобятся плотная ткань-основа и нитки. Эскиз переводится с оригинала на ткань специальным карандашом для разметки (карандаш легко смывается при стирке). Отметив карандашом основу с нанесенного рисунка, как показано ниже, выполните первый ряд швом «Рыбья косточка». Далее идет второй ряд . При выполнении двух рядов, стоит обратить внимание на расположение стежков: у каждого стежка оба конца должны быть или под, или над соседними стежками. Для правильного положения стежков нужно следовать по схематичному рисунку. Затем, оформляя верхнюю часть шва , нужно оплетать рабочей нитью верхние сетки и проделать тоже самое с нижней частью, завершая узор. Для выполнения третьих и четвертых рядов, не прокалывая ткань, стоит провести рабочую нить между тканью и нитями сетки.
Отметим, что работая над нижним рядом сетки стежков «Рыбья косточка», стоит пропустить рабочую нить под нитями сетки. Сетка-основа выполняется без излишнего натягивания рабочей нити, так как она будет переплетаться и натягиваться ими. Что касается шва, он должен получиться рельефным.
Сегодня по таким образцам работают и восстанавливают традиции урфинской и марашской вышивки — сестры Анжела и Анаит Абгарян, в своей студии рукоделия. Их работы, как мастериц, так и их подмастерий, известны не только в Армении, но и в Англии, Америке, Канаде, Китае и во Франции. По словам сестер, в своей студии они работают по образцам древнеармянских книг, вывезенных из Западной Армении и Ближнего Востока.
«У каждой школы свой узор, своя «тайна», – говорит Анжела. – Наши ученицы, заканчивая изучение одной школы, переходят к другой, потом к следующей и так далее. Ни одна из известных школ, будь то Урфа, Сваз, Мараш, Себастия — не останутся без внимания. Мы проходим все стадии, изучая вышивку нашего народа».
«На базе вышеназванных школ, мы используем вышивку на шелке, хлопке и шерсти, тем самым создавая уже свою, абгаряновскую. У нас уже есть «свои» узоры и этим мы хотим сказать слово нашего времени», — говорят сестры.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- рукоделие (5341)
- вязалочка (1796)
- вышивка (1211)
- журналы (813)
- бижутерия (603)
- бисер (514)
- хенд мейд (440)
- игрушки (416)
- Мода (281)
- пластика (272)
- квилт (97)
- гобелен (66)
- макраме (45)
- декупаж (35)
- декупаж (15)
- квилинг (10)
- кулинария (1888)
- Выпечка (620)
- Вегетерианство (524)
- заготовки на зиму (335)
- торт (144)
- искусство (1881)
- музыка (507)
- живопись (351)
- рисунок (220)
- антиквариат (201)
- роспись (184)
- ювелирное искусство (183)
- скульптура (163)
- художник (163)
- музеи ,выставки (39)
- батик (21)
- Мастер-классы (1441)
- Видео (815)
- страны и народы (742)
- индейцы (123)
- Китай (74)
- Индия (50)
- буряты (28)
- эвенки (4)
- саморазвитие (669)
- Психология (475)
- фото (462)
- дом (406)
- интерьер (249)
- Фен-шуй (5)
- садово-огородное (362)
- здоровье (325)
- КРАСОТА СЕВЕРНОГО КРАЯ (311)
- Интересно (302)
- Русь Великая (292)
- Байкал (258)
- юмор (234)
- эзотерика (190)
- домашняя косметика (168)
- Братья наши меньшие (142)
- мысли вслух (121)
- Северобайкальск (95)
- праздники (90)
- кошки (85)
- Йога (80)
- ФАРФОР (77)
- религии (77)
- буддизм (42)
- мой дом (76)
- мое творчество (45)
- Моя семья (18)
- магазин (4)
- хиппи (67)
- самоцветы (44)
- люди (44)
- Тайны Земли (44)
- винтаж (33)
- мандалы,фракталы (31)
- история (22)
- Вселенная (3)
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Марах (Marash) — Армянская (Мальтийская) вышивка
Воскресенье, 21 Июля 2013 г. 01:01 + в цитатник
Армянская вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Этот вид вышивки носит также названия Переплетенной армянской вышивки, вышивки Марах (Marash), по названию города, считающегося местом ее возникновения, а также Мальтийской вышивки. Пожалуй, в мире больше известно наименование «Мальтийская вышивка», но возник и развивался этот вид рукоделия в Армении, а на Мальту пришел уже несколько позднее, в Средние века.
Внешне узоры армянской вышивки удивительно напоминают шедевры армянских камнерезов – то же затейливое переплетение, полное гармонии и почти музыкального ритма.
С прошлых веков сохранились уникальные шедевры, выполненные в технике Армянской вышивки. В армянских семьях в этой технике часто украшались покрывала на кровать, наволочки, скатерти, другие предметы домашнего обихода. Традиционная тематика для вышитых работ – армянский восьмиконечный крест с восьмиконечной звездой внизу (сохранившейся, как отголосок языческой культуры, еще со времен царства Урарту), а также вышитые буквы армянского алфавита. Ниже представлены изображения ряда работ со ссылками на оригинальные фотографии.
Армянскую вышивку отличает особенный, переплетенный вид стежков. На первый взгляд эта техника может показаться очень сложной, но красота выполненных в этом стиле работ стоит того, чтобы потратить время и овладеть уникальным видом рукоделия.
Основные приемы армянской вышивки.
Приведенные ниже основные виды стежков армянской вышивки взяты из книги «Искусство вышивки Марах» известной искусствоведа-этнографа С. С. Давтян, изданной в Ереване в 1978 году.
Для работы Вам потребуется эскиз вышивки, достаточно плотная ткань-основа и нитки (например, DMC). Эскиз наносится на ткань любым удобным способом, например, переводится с оригинала специальным карандашом для разметки тканей. Этот карандаш легко смывается при первой же стирке.
Для начала необходимо все тем же карандашом для ткани разметить основу с нанесенным рисунком, как показано ниже. Это – основа Вашей будущей вышивки.
Далее выполните первый ряд швом «Рыбья косточка», как показано на следующем рисунке.
Выполните второй ряд швом «Рыбья косточка». Выполняя оба ряда, обратите внимание на расположение стежков: важно, чтобы у каждого стежка оба конца были или под, или над соседними стежками. Для правильного положения стежков следуйте схематичному рисунку ниже.
Теперь оформляйте верхнюю часть шва, оплетая рабочей нитью верхние стежки сетки, как показано на рисунке.
И наконец, проделайте то же самое с нижней частью сетки, завершая узор.
Работая над нижним рядом сетки стежков «Рыбья косточка», пропускайте рабочую нить под нитями сетки. Сетку-основу необходимо выполнять без излишнего натягивания рабочей нити, потому что она будет потом переплетаться нитями и натягиваться ими. Шов получится объемный, рельефный. Вышивка Марах – это очень точная вышивка. Любая ошибка в выполнении нарушит работу. Первый и вторй ряды являются основой для третьего и четвертого. Важно: выполняя третий и четвертый ряды, ткань-основу не прокалывают, а проводят рабочую нить между тканью-основой и нитями сетки.
Как уже говорилось, ткань-основа для Армянской вышивки рекомендуется достаточно плотная. Поскольку отличительной чертой этого стиля является его рельефность, для вышивания берут минимум три нити. При определенных навыках возможна также вышивка более декоративной крученой нитью «ирис» или шелком. Можно варьировать толщину и цвет нити для сетки-основы и верхних стежков.
Чтобы лучше узнать конструкцию шва, попробуйте нарисовать простой дизайн на куске ткани и попытаться выполнить шаги, перечисленные ниже. Все части вышивки делаются из различных комбинаций и вариаций дизайна, как показано ниже:
Первый шаг: ряд стежком «елочкой».
Второй шаг: работа во втором ряду. Делать «бары» снова и снова поочередно до конца, как это показано на рисунке.
Третий шаг: нижнее переплетение.
Четвертыйй шаг: работа в верхней строке переплетения.
На нижней строке на картинке слева — готовый шов.
Эта картина представляет собой сочетание дизайна. Как вы можете видеть, в первом ряду, кресты на верхней стороне. Во втором ряду, крестики чередуются. В третьей строке, кресты с обеих сторон. В четвертом ряду крестов снова чередуются. Каждая строка представляет собой вариант первой строки.
Здесь каждая строка имеет свой собственный дизайн. Основной стежок же, как и все остальные.
Каждая строка на этом рисунке иной конструкции. Первая строка показывает, как сделать треугольник. Вторая строка показывает, как сделать угол. Третья и четвертая строки показывают, как сделать различные углы.
Это изображение показывает три различные формы. Первая строка показывает, как сделать квадрат или алмаз. Вторая и третья строки показывают, как сделать различные формы.
Армянская вышивка – один из древнейших видов рукоделия
Палица. XVIII в. Константинополь (?) Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина.
Армянская вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Она украшала быт и одежду как крестьянина, так и духовного пастыря, считаясь искусством роскоши. Предметы, посвящаемые Церкви, всегда были изысканы, поскольку предназначались для земного рая, который олицетворяет любой храм. Художественное шитье всегда находилось под особым покровительством Церкви. Хоругви, скатерти, покрывала на потир, балдахины, палицы, чехлы для хранения предметов церковного обихода, элементы ритуального облачения, венцы, тиары, митры, пояса, обувь представляют образцы изысканной, художественной работы. «Высокая культура изготовления армянских художественных тканей позволяла их относить к сакральным предметам, придающим богослужениям парадность и торжественность, что обеспечивало им большой спрос на мировом рынке», — пишет З. Тараян в книге «Армения. Легенды бытия».
Фрагмент завесы. 1761 Константинополь. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Также искусствовед рассказывает о том, что уже в раннем христианстве были разработаны композиции для значимого предмета в убранстве – завесы. Иконостасы вошли в обиход намного позже. Армения настороженно воспринимала любые нововведения, благодаря чему христианская служба дошла до нас в аутентичном виде.
На темных, златоцветных или малиновых шелках вышивались сцены из священной истории. Темные завесы открываются в литургии, посвященные страстям и испытаниям Христа, златоцветные – в праздники.
Рассмотри некоторые сокровища, хранящиеся в музее Первопристольного Эчмиадзина. Мы видим, например, архиерейскую митру, расшитую серебром, жемчугом, изумрудами, самоцветами. Один из воротников, называемых оплечьем, создан в мастерской Новой Джульфы: золотые, серебряные и шелковые нити.
Епитрахиль создана в 1732 в Смирне – здесь мастерицы тоже использовали жемчуг и изумруды (кабошоны). Кабошон – это способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки.
Одна из завес, хранящаяся в этом музее, сделана в 1761 году в Константинополе.
З. Тараян считает, что самыми распространенными мотивами шилья являются испускающие лучи звезды и кресты, головки херувимов и серафимов, фантастические райские сады с прекрасными бледно-оранжевыми и зеленовато-голубыми цветами. Среди них можно узнать календулу, ромашки, георгины, гвоздики. Особыми приемами шилья показаны фактура стеблей, шелковистость, бархатистость или глянец листьев, тяжесть гроздьев и колосьев, легкость облаков.
Омофор. Фрагмент. XVIII в. Несвиж — Слуцк. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина
Одна из самых популярных в простонародье вышивок – марашская. Названа по имени города Мараш, города, расположенного сейчас в юго-восточной Турции (Кахраманмараш).
В промежутке с 1071 по 1086 гг. столица армянского государства Филарета Варажнуни. После падения государства Варажнуни Мараш, видимо, на короткое время вернулся под власть Византии: до 1097 года его история неизвестна, а в 1101—1104 годах здесь правил вассальный Византии армянин Татул с титулом «князь князей». В 1104 году Мараш был захвачен Жосленом I де Куртенэ и вошел в качестве феода в Эдесское графство. По Девольскому договору 1108 года Мараш был передан Боэмунду Тарентскому.
В конце XII—начале XIII вв. — в составе Киликийского армянского государства. С XVI в. — под властью Турции. Современный Мараш был основан в XVII в. (в 18 км к Западу от старого Мараша). Марашскую вышивку также называют переплетенной армянской вышивкой. А еще – мальтийской. Пожалуй, в мире больше известно наименование «Мальтийская вышивка», но возник и развивался этот вид рукоделия в Армении, а на Мальту пришел уже несколько позднее, в Средние века.
Внешне узоры армянской вышивки удивительно напоминают шедевры армянских камнерезов – то же затейливое переплетение, полное гармонии и почти музыкального ритма.
Образец марашской вышивки
В марте 2017 года в Нидерландах в сокровищнице базилики Святого Серватия была обнаружена марашская вышивка XIV века. Позже Лала Мнеян, обнаружившая находку, привезла ее в Ереван на экспертизу. Ее догадка подтвердилась. Об этой истории написала журналист Магдалина Затикян. Выяснилось, что марашская вышивка в этой базилике была неслучайно: ведь Святой Серватий был известен как Серватиус Армянин. Он родился в Армении в IV веке. Однажды ему явился ангел, повелевший вести проповедь христианства в северных землях. Серватий отправился через Иерусалим в Тонгерен, расположенный на территории современной Бельгии, где был рукоположен в епископы. Согласно летописным источникам, в 381-382 гг. ему явился апостол Петр и наказал перенести епископскую кафедру в Маастрихт из-за нашествия гуннов. Скончался Серватий в 384 г. в этом же городе и с тех пор считается христианским святым и святителем в католицизме и восточном христианстве. Его мощи и сейчас хранятся в базилике Св. Серватия.
Фонд народного искусства «Ангуйц» (Нидерланды) посвятил вечер одному из уникальных видов армянского традиционного рукоделия – вышивке. Фото: Голос Армении
Марашскую, как и урфинскую вышивку, спасали как величайшую ценность во время Геноцида армян. В публикации «Основные черты армянской вышивки» исследователи из Сургута Эльвира Чурсина и Мариам Торосян пишут, что в ней сохранилось мышление армянского народа начиная от дохристианской эпохи до нашего времени, основанное на традициях христианства.
Вышивка отражает характерные черты, свойственные разным регионам Армении. Во второй половине XIX века школы вышивки: Киликии, Малого Айка, Ширак-Джавахк, Ван-Васпураканская, Арарата, Сюник-Арцах, Высокого Айка. Каждая школа имела свои отличительные черты в технике, цветовых оттенках, орнаментике. Армянская вышивка отличается богатством технических средств, мастерством и тонкостью вышивки, со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, полихромными орнаментами. Многие вышивки получили свое название от городов и регионов: Мараша, Айнтапа, Вана и другие.
Армянский музей Москвы предлагает вам прочитать этот очерк: приятно, что авторы в своих исследователях опирались на публикацию Армянского музея Москвы и культуры наций. Также мы представляем вам фотогалерею, посвященную главным образом марашской вышивке.
Основные черты армянской вышивки
Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия, в котором сохранилось мышление народа начиная от дохристианской эпохи до нашего времени, основанное на традициях христианства. Одна из вышивальщиц старых школ до сих пор хранит образцы спасенных со времен геноцида вышивок. Это урфинские и марашские вышивки. Ей удалось спасти семьдесят три неповторимые вышивки и более двухсот тридцати схем вышивок. В настоящее время образцы хранятся в Национальной галерее Армении.
Вышитая подушка — элемент бытовой армянской культуры
Необходимо отметить, что в Армении вышивка — одно из самых распространенных ремесел. Вышивка отражает характерные черты, свойственные разным регионам Армении. Во второй половине XIX века школы вышивки: Киликии, Малого Айка, Ширак-Джавахк, Ван-Васпураканская, Арарата, Сюник-Арцах, Высокого Айка. Каждая школа имела свои отличительные черты в технике, цветовых оттенках, орнаментике. Армянская вышивка отличается богатством технических средств, мастерством и тонкостью вышивки, со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, полихромными орнаментами. Многие вышивки получили свое название от городов и регионов: Мараша, Айнтапа, Вана и другие.Рассмотрим более подробно традиционные урфинские и марашские вышивки.
Вышивка Урфы конца XIX века – начала XX веков отражает эстетические вкусы многих поколений. Урфа (Эдесса) – это древний город, основанный армянами еще до нашей эры, который был эпицентром вышивки в Великой Армении. Эта вышивка сочетает в себе растительные, геометрические, животные и архитектурные мотивы. Но главным в этой вышивке является растительный орнамент, выявляя связь человека с природой и преклонение перед нею. Роскошная флора Урфы – незабудка, колокольчик, гранат, ежевика, шиповник, роза, ромашка и мак, которыми украшаются одежда и предметы была, обретают в вышивке новую жизнь, благодаря умелым вышивальщицам, которые сочетают условное с реальным.
Вышивка Мараш, или по-другому Мальтийская вышивка, получила свое название в средние века, когда пришла на остров Мальта, но появилась и активно развивалась в Армении. Данная армянская вышивка имеет несколько названий: «Переплетенная», «Мараш» и «Мальтийская вышивка». Мотивы перечерчиваются на ткань с подлинника специально предназначенным карандашом. Затем начинается сам процесс вышивки. Выполняется первый ряд, затем второй ряд стежков «Косичка». На этом этапе необходимо точно проследить, чтобы концы стежков были либо под, либо над другим стежком. Далее оплетаются верхние и нижние сетки, завершая узор. При желании можно сделать еще несколько рядов, проведя рабочую нить между тканью и нитками сетки. Вышивка получается рельефная и приятная на ощупь. Эту технику можно развить и получить более сложный узор «Мальтийский крест».
Изучая образцы традиционных вышивок, можно отметить, что характерной чертой данных вышивок являются растительные, зооморфные и геометрические узоры, стилизованность орнамента и реалистические сюжеты. Эти вышивки пленяют изяществом рисунка, архаичностью символов и отточенностью своей композиции.
Вышивка гладью и крестиком были самыми распространенными в Армении, но традиционное искусство плетения иглой особо выделяется. При помощи этой техники исполнялись искусные кружевные цветы для налобников национального женского наряда, салфетки, скатерти и много других изделий. Рассматривая мотивы, цветовые решения, переплеты нитей, можно найти сходство с мотивами кружевной резьбы камнерезов, армянских миниатюристов.
В целом, рассматривая и изучая национальный орнамент Армении, можно его разделить на 3 группы: растительный, геометрический и зооморфный. Остановимся более подробно на этих группах орнамента.
Для сюжета растительного орнамента характерны различные виды деревьев, стеблей, ветвей и листьев.Символом бесконечной жизни в данном орнаменте является волнистая линия с лепестками и ростками, которой украшаются края одежды. Замысловатым орнаментом отличаются мужские и женские куртки и безрукавки западных армян. Цветы являются символом юности, вечной молодости и непорочности. По поверьям миндалевидный орнамент, который встречался на передниках, был символом плодородия и защиты от зла.
Вышивку букв армянского алфавита можно часто увидеть в армянских домах.
Зооморфный орнамент использовался на одежде редко, так как он очень стилизован, с характерным акцентом внешних признаков животного. Самым распространенным мотивом являются «рожки» — стилизованный орнамент, состоящий из рогов быка, коровы или овна. Используется на женских передниках и других элементах костюма. Орнамент символизирует плодородие, обилие и благополучие. На тканных орнаментах наиболее распространенным является закодированная змея, в S-форме, для женской одежды.
Геометрический орнамент особенно свойственен Западной Армении. Им украшают женскую и мужскую одежду. Геометрический орнамент имеет большую смысловую нагрузку, чем другие орнаменты. Одним из самых часто встречающихся орнаментов является круг. Распространентакже квадрат, который означает пространство, а четыре угла имеют значениечетырех стихий, сторон света, времен года. Треугольник имеет двоякое значение. Женский символ, треугольник, изображен вершиной вниз, а мужской символ изображался вершиной вверх. Ромб символизирует плодородие как объединение двух начал.
Порой вместо орнамента можно встретить надписи, вышитые или же вытканные, которые на ряду с орнаментом считываются в виде знаковблагопожелания. Утратив свой сакральный магический смысл, орнамент сохранился в народной одежде до начала двадцатого века. В современном мире традиционные орнаменты часто стилизуются и широко применяются в декоративно – прикладном искусстве.
Стилизованный орнамент широко использовался в ковроткачестве Армении. Орнамент армянских ковров был очень разнообразен. Орнаментальными мотивами для армянских ковров служили стилизованные изображения людей, животных и растений.В некоторых работах главное место занимал орел, а также крест. Характерной чертой являлись яркие краски, узоры и загадочные символы ковров.
В завершение можно отметить, что каждая точка и цвет в армянской вышивке имеет свое значение и ничего просто так не делается. Можно отметить преданность своим традициям, которые передаются из поколения в поколение. Спустя века традиции сохранились и активно развиваются, несмотря на частичную утрату семантики образов. Таинственные знаки, подтекст в каждом символе и вдохновляющие цветовые соотношения подчеркивают основные черты армянской вышивки, делают ее узнаваемой среди тысячи других.