4. Ассортимент вышитых изделии и технология их производства
В начале каждого производственного процесса вышивального производства стоит замысел художника. Кроме эстетических концепций художник должен в своих разработках учитывать и ожидаемый экономический эффект, соображения моды и условия производства — имеющиеся в наличии оборудование, сырье, квалификацию обслуживающего персонала. Приняв во внимание все эти факторы, художник вышивального производства разрабатывает и выполняет эскиз нового рисунка в натуральную величину. Такое начало характерно для всех видов машинной технологии.
Эскиз выполняется карандашом, углем или цветным мелком. Рабочий проект по эскизу или патрону изготовляет дессинатор. Составление патрона — это не только техническая работа по расстановке символов, принятых для изображения стежков. Оно требует способности ощутить форму рисунка и найти возможность его реализации.
Шестикратное увеличение эскиза, необходимое для работы, осуществляется с помощью проектора. Разметка выполняется карандашом, нанесение контуров и заполнений — зелеными копировальными чернилами. Выбор именно зеленых чернил был обусловлен особенностью вышивальной машины с пантографом и необходимостью размножить рисунок для одновременной выработки на нескольких машинах.
Копирование осуществляется путем увлажнения бумаги, на которую посредством прижатия или трения переносится зарисовка, выполненная копировальными чернилами. Зарисовщик подсчитывает количество стежков в рисунке, которое дает основу для калькуляции цены вышивки. Это лишь предварительный подсчет, так как количество стежков окончательно определяется после насечки карты, ибо, как правило, по различным технологическим причинам оказывается необходимым предусмотреть еще и дополнительные стежки. Так как стежкообразующие органы вышивальной машины расположены горизонтально, горизонтальное направление имеет и раппорт. Отделочная полоска не может быть больше рабочей ширины машины. Вот отчего вышивальные машины всегда старались делать возможно длиннее. Ширина полоски практически не ограничена. Как правило, по заправочной высоте вырабатывается несколько полосок
Раппорт по высоте создают только для кружевного полотна. В вертикальном направлении раппорт может повторяться любое число раз, но обычно стараются, чтобы раппорт был кратен ширине полотна.
Так как машину наиболее рационально использовать для выработки изделий с малыми раппортами, штучные изделия, такие, как широкие воротники или круглые кружевные накидки, изготовляют небольшими частями, с раппортом 8 /4 или 12 /4. Затем их сшивают, причем стоимость сшитых изделий гораздо ниже, чем изделий, вышитых большими раппортами. Для вытравного кружева куски сшивают после вытравки и после мокрой обработки (беления, крашения), если она предусмотрена технологией.
Насечка карт автоматического управления на картонасекальной машине аналогична подобным же операциям на других видах автоматического оборудования. Кроме пробойного механизма машина для насекания карт имеет все основные узлы вышивальной машины с пантографом — сам пантограф, стол для крепления патрона, маленькую раму, размер которой соответствует входящей в комплекс маленькой вышивальной машине для контроля.
Короткая вышивальная машина позволяет вести точный контроль за последовательностью вышивания во время насечки карт. Процесс вышивания здесь такой же, как на машине с пантографом нормальной длины, только гораздо медленней, так как при каждом отборе иглы в движущейся ленте из карт пробойный механизм с помощью устройства отбора насекает отверстия, которые бывают трех видов: для определения размера стежка, для направления стежков и для ввода машины в работу. Транспортировочные отверстия, или насечки, возникают в картах ленты автоматически, по мере движения ленты, отверстия другого назначения — при нажиме на кнопку направляющего штифта пантографа.
Читая запись стежков на патроне (размер стежков устанавливается регулировочным барабаном), насекатель карт переносит эти данные с помощью платин на пуансоны перфоратора. Места для насечек размечаются маленькими рычагами с правой стороны и пробиваются при нажиме на кнопку левой рукой. Необходимо предусмотреть также насечки для останова машины на перезаправку, контроль и т. д. Для перезаправки насечку следует делать в таком месте, где из-за перерыва в работе рисунок не нарушится. Особое значение это имеет для гипюровых полотен.
Если нужно изделие с одним рисунком вырабатывать на нескольких машинах, соответствующие карты размножают на копировальном станке, представляющем собой подобие картонасекальной машины, на которой насечки со вложенной в нее готовой перфокарты автоматически переносятся на заготовки карт. Кроме простого копирования на этом же станке получают карты с зеркальным (отражением рисунка, на котором все стежки — вертикальные, горизонтальные — расположены в обратном направлении. Этот станок сокращает расход времени на подготовку рисунка.
Вышивка является одним из средств, позволяющих индивидуализировать одежду, сделать ее нарядной и женственной. Она используется не только для декорирования нарядной и летней одежды, но и для украшения всесезонной, зимней, повседневной и спортивной одежды, обуви, кожгалантерейных изделий, белья. Большую популярность вышивка завоевывает и в интерьере. Стали модными вышитые гардины и шторы, скатерти, салфетки и т. д.
Вышиваются готовые изделия, элементы кроя, предлагаются различные варианты штучной вышивки, которая различными способами прикрепляется к готовому изделию. При этом используются термоплавкие нити, пленки и специальный клей. Для оформления современного белья очень модны вышитые вставки, в значительной степени вытеснившие традиционные кружева. В большинстве своем Кг и вышивки многоцветные (с использованием трех-шести цветов) В отличаются высоким уровнем технологического исполнения.
Вышитые изделия нового ассортимента создаются с помощью высокопроизводительного вышивального оборудования, оснащенного микропроцессорной техникой.
Для определения характера и тематики вышивки в первую очередь определяют ассортиментную группу изделий, предназначенных для вышивания: спортивные, нарядные, детские, молодежные, платочные, интерьерные.
Для спортивных изделий вышивка должна отличаться четкостью силуэта, лаконичностью орнаментального решения, масштабной соразмерностью деталей, насыщенными локальными цветами, технологичностью переноса вышивки на изделие.
Для вышивки объемной фактуры используют различные виды стежков и принципы заполнения ими поверхности материала, в том числе гладь, валики, обтачивание по контуру.
Композиционные приемы оформления вышитых вставок, используемых для украшения белья, очень разнообразны. Для создания рисунков используют несколько направлений: мелкий растительный орнамент, как в старинных вышитых кружевах, пластичный орнамент в сочетании с геометрической сеткой и с просечкой материала по принципу вышивки ришелье, растительный орнамент из форм средней величины.
Вставки имеют различную конфигурацию силуэта — от четкого треугольника до мягкой, с неглубокими фестонами, формы.
Для рисунков вышитого кружева используют растительный орнамент с ювелирно проработанными формами. Кружево имеет вид прошивки с неглубокими фестонами с двух сторон.
Вышитые вставки и вышитое кружево могут быть также использованы для оформления нарядных легких платьев, блуз и летних фуфаек.
Для вышивки на легких платьях создают рисунки растительного цветочного орнамента разного масштаба. Вышивка может быть расположена на платье в разных местах.
Вышивка производится на разных тканях — шелковых (крепдешине), хлопчатобумажных (бязи, шифоне) и др.
Особенно модным видом отделки для детской одежды также является вышивка — в виде различных фигур, стилизованного изображения зверей, рыб и т. п. Вышивка должна быть яркой, декоративной, тематика — понятной и близкой детскому восприятию.
Вышивка может быть выполнена аппликацией и гладью.
Рисунки для аппликативной вышивки красочные, многоцветные, лаконичные по форме, «детские» по содержанию. Благодаря применению для аппликации разных материалов можно получить вышивки с разной фактурой поверхности — блестящие, матовые, выпуклые и т. п.
Рисунки для вышивки гладью бывают небольшого и среднего размера, многоцветные и декоративные, имеют тонкую проработку форм.
Штучные вышитые гардины представляют собой новую группу ассортимента гардинных изделий. Варианты композиционных решений для гардин разрабатывают в следующем ассортименте:
гардина с каймой и достаточно большой заполненностью фона орнаментом;
гардина с разбросанными по ее фону букетами, листьями.
гардина из орнаментальных форм, расположенных в виде полос;
гардина с малым заполнением фона орнаментом.
При создании рисунка учитывают структуру гардинного полотна, виды ниток и виды стежков, наиболее приемлемые для вышивания.
Изделия художественной вышивки
Вышивание — один из самых древних и широко распространенных видов народного декоративно-прикладного искусства, который применяется для украшения праздничной, повседневной одежды и предметов бытового обихода. Узор вышивки выполняют льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитками на ткани, коже, войлоке и других материалах. При этом часто используют бисер, жемчуг, блестки и т. п.
Ассортимент изделий с вышивкой включает предметы одежды (женские платья и костюмы, сарафаны, фартуки, блузки, мужские сорочки, детские изделия), столовое и постельное белье (скатерти, салфетки, полотенца, пододеяльники, наволочки), декоративные изделия (портьеры, шторы, занавески).
На протяжении многих поколений у каждого народа выработались свои приемы и способы вышивания. Поэтому различают изделия мстерские, крестецкие, новгородские, рязанские, калужские, владимирские, ивановские, орловские, смоленские и т. д.
Самым крупным центром вышивки является Ивановская область. Ивановская, Шуйская и Палехская фабрики производят в основном женскую одежду из светлых тканей для работы и летнего отдыха. На других фабриках этой области больше внимания уделяют выпуску столового и постельного белья.
На предприятиях Калужской, Рязанской и Тверской областей вышивку используют для оформления скатертей, салфеток, полотенец, наволочек, пододеяльников.
На предприятиях Рязанской, Калужской, Калининской, Смоленской областей развивается ажурная цветная вышивка. Для производственного объединения «Рязанские узоры» характерен строго геометрический орнамент, в основе которого лежат ромб, квадрат, косой крест и другие формы с прямоугольными очертаниями. Красочный орнамент нередко выполняется на цветных тканях. Наряду с выпуском женской одежды это предприятие специализируется на предметах декоративного назначения.
Тарусская фабрика художественной вышивки Калужской области специализируется на выпуске изделий для украшения интерьера — скатертей, салфеток, диванных подушек, полотенец, постельного белья, а также блузок, легкого женского платья, костюмов, косовороток, гуцулок, мужских и ночных сорочек, сувениров. Тарусская цветная ажурная вышивка более многоцветна и разнообразна по узору. Для вышивки применяются красные, зеленые, синие и желтые нитки.
В Новгородской области специализируются на выпуске детской и женской одежды с яркой вышивкой крупной сеткой и длинными пушистыми стежками, из которых образуются разные формы геометрического и растительного орнамента. На Чкаловской и Городецкой фабриках вышивка используется для украшения летних платьев и блузок, скатертей, салфеток, полотенец, постельного белья и сувениров. В Новгородской области широкое развитие получил такой вид вышивки, как «крестецкая строчка». Промысел «Крестецкая строчка» выпускает изделия, декорированные сквозными узорами ажурной вышивки, выполняемой белыми или суровыми нитками по сетке вручную или частично на машине. Иногда некоторые участки ткани вырезают и на этом месте создают требуемый орнамент. Изделия отличаются тонким ажурным геометрическим орнаментом, состоящим из сложного переплетения различных геометрических фигур, вписанных в фон из крупных сеток. Ассортимент этого промысла включает столовое и постельное белье, ажурные тематические панно, столешницы, женские блузы, накидки.
На Кировской фабрике строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта на карельской фабрике «Заонежская вышивка» выпускаются в основном, предметы для украшения интерьера. Во Владимирской области широко применяется такой вид вышивки, как белая и цветная гладь с изящными мелкими узорами растительного орнамента на тонких хлопчатобумажных тканях. Белая гладь представляет собой двустороннюю вышивку белыми нитками по белому полю. Вышивка цветными нитками по тканям (цветная гладь), или так называемый владимирский шов, выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета.
В изделиях Александровской фабрики «Квалифицированный труд» преобладает многоцветный орнамент из садовых цветов и полевых трав, в котором определяющим является теплый колорит. На Мстерской фабрике параллельно развиваются два вида народной вышивки — владимирские швы и белая гладь. «Владимирскими швами» растительного орнамента украшают женскую летнюю и детскую одежду из светлых тканей и различные предметы декоративного назначения. Тончайшая белая гладь украшает женские блузки, покрывала, декоративные панно.
Уникальным видом русской народной вышивки является золотое шитье, которое получило свое развитие в городе Торжке Тверской области. Бювары, обложки для записных книжек, небольшие настенные панно, пояса, воротники и другие дополнения к современной народной одежде из замши, бархата, сукна, шерсти и шелка являются основным ассортиментом этого промысла.
Изделия с национальной вышивкой выполняются на предприятиях Чувашии, Мордвы, Башкирии, Удмуртии, Татарии.
105 идей для прикладной вышивки
Недавно я рассказывала о своих принципах оформления вышивок в рамку. Но не все хотят оформлять свои работы в багет: кто-то не хочет сверлить стены, чтобы повесить картины, а у кого-то просто-напросто вышивка не вписывается в интерьер. Или, например, вышили совсем маленькую работу — куда её пристроить?
Можно оформить вышивки в прикладные изделия, которыми можно пользоваться в повседневной жизни. Особенно это актуально для тех, кто дружит со швейной машинкой.
Идей для прикладной вышивки огромное множество! Я составила большой список вариантов — в нём 105 пунктов! Конечно же, со своими примерами.
1. Вышивка на одежде (на джинсах, платье и т.п.). Сейчас популярна вышивка на карманах, воротничке или на спинке джинсовой куртки.
2. Вышитый ремень / пояс
3. Мягкие плечики с вышивкой для одежды
4. Туфли / сапоги с вышивкой — почему бы и нет? 😉
5. Вышитая бижутерия (кулон, браслет, серьги с вышивкой)
7. Церковная прикладная вышивка (иконы, литургические покровцы и надгробные покровы, одежда духовенства) — специфично, но ведь используются.
8. Вышитые пуговицы
9. Заколка с вышивкой
10. Рюкзак с вышивкой
13. Сумка / шопер / ридикюль
14. Сумка / чемодан для ноутбука, чехол для планшета. По своему опыту могу сказать, что текстильный чемодан в итоге — это неудобно, лучше сумка 😉 Кстати, надо бы мне новую сумка для ноутбука сшить.
15. Чехол для мобильного телефона
16. Кошелек / бумажник / монетница
17. Холдер для билетов, кредитных карт / дисконтных карт
18. Мешочек для нижнего белья, для пижамы
19. Полотенце с вышивкой
20. Вышивка на постельном белье. Для примера — текстильный комплект, вышитый в технике “горьковский гипюр“.
23. Фартук с вышивкой
24. Скатерть / столовая дорожка
25. Вышитые занавески
27. Вышитое покрывало, одеяло (в том числе в технике лоскутного шитья)
28. Чехлы на стулья / сидушки на табуретки
30. Поднос с вышитой вставкой
31. Прихватки для горячего
32. Грелка на чайник
33. Магниты на холодильник
34. Сервировочный кармашек для столовых приборов
35. Вышитая тесьма / фестон на полку
36. Манжет / этикетка на банку для сыпучих продуктов. Для примера покажу вышитые этикетки для баночек из журнала Les plus belles creations de Veronique Enginger au point de croix №1.
37. Тканевая крышка с вышивкой для баночек
38. Бирка для багажа, бирочки для подарков
39. Манжет на свечи
40. Вышивка на мебели (например, на кресле, диване или пуфе)
41. Вышитая вставка на деревянной мебели
42. Экран для камина
43. Вышитая столешница
44. Ширма с вышивкой
45. Шкафчик для коллекции
46. Полочка для бижутерии
47. Настольная лампа / торшер / абажур с вышивкой
48. Текстильный короб / корзинка с вышивкой
49. Вышивкой можно украсить любую коробку. Используя технику картонаж, можно сделать с вышивкой: комод для мулине, конфетницу, различные коробки и т.п.
52. Панно / баннер / беллпул на держателе
53. Пинкипы разных форм
55. Основа для отрывного календаря
56. Фоны для вечного календаря с кубиками
57. Hoop-art — оформление вышивки в пяльцы
59. Доска для заметок с вышивкой
60. Пенал для ручек / карандашей
62. Брелок для ключей
Брелок с ёжиком
63. Закладка для книги
64. Открытки с вышивкой
65. Ароматическое саше (например, с лавандой внутри) / Мешочки для сушёных трав
66. Quaker ball (квакер болл) — дословно переводится как “квакерский мяч”. Это объёмный шарик, собранный из отдельных вышитых фрагментов с вышивкой в стиле «квакер». Отличительной чертой квакерской вышивки является ее простота: монохромные символы изображены внутри геометрических фигур. Вышивка в стиле “квакер” относится к примитивам.
67. Shadow Box (с англ. теневая коробка) обычно представляет собой глубокую коробку или раму, порой со стеклянной дверцей. Внутри коробки в виде трехмерного коллажа размещаются различные предметы, записки, фотографии, вышивки, объединённые какой-либо темой.
68. Bourse (франц.) — кошелек, мешочек для денег. В вышивке — это мешочек для мелочей, в котором можно хранить что угодно: монеты, конфеты, украшения…
69. Чехол для швейной машинки
71. Органайзер для рукоделия, чехол для спиц, ролл для хранения вышивок
72. Чехол для ножниц
73. Бискорню, зигугу, батончики (needleroll) и другие «кривульки»
74. Маячок для ножниц
75. Хорнбук (hornbook) — прапрадед современного учебника, который представляет собой деревянную или костяную основу с закрепленным на ней алфавитом или отрывком из Библии. Внешне хорнбук напоминает зеркало или разделочную доску с ручкой, в которой делалось отверстие для ремешка или веревки, чтобы носить хорнбук на шее или поясе. Сейчас в хорнбук оформляют вышивки. Причём у хорнбука могут быть дырочки, на которые можно повесить мулине, т.е. он будет использоваться как органайзер для ниток. У Isabelle Vautier есть целая книга со схемами для хорнбуков.
76. Обложка для паспорта
77. Обложка для ежедневника / блокнота
78. Обложка для кулинарной книги / обычной книги / медицинской книжки
79. Вышитая книга — да-да, и такие существуют. Можно сделать детскую вышитую книгу с картинками
80. Вышивка на детских распашонках, слюнявчиках
81. Уголок / конверт для младенца
82. Бортики в детскую кроватку
83. Ораганйзер с кармашками для бутылочек, погремушек, который вешается на детскую кроватку
84. Мобиль в кроватку с вышитыми игрушками
85 Вышитый кукольный театр
86. Детские мягкие игрушки с вышивкой
87. Детские кубики с вышивкой
88. Вышитый паззл / мозаика
89. Детская метрика, свадебная метрика
90. Подушечка для свадебных колец
91. Елочные игрушки
92. Гирлянда из вышитых флажков
93. Юбка под ёлку (у Dimensions такие есть)
94. Бант / лента (тоже у Dimensions есть)
95. Шары на ёлку в стиле пэчворк (в качестве основы используется пенопластовый шарик)
96. Новогодний носок / сапог для подарков
97. Рождественский / новогодний адвент-календарь
98. Декоративный венок: например, новогодний из еловых веток с вышитыми украшениями или осенний из прутьев с вышитыми осенними листьями и овощами
99. Вышитый циферблат для часов
100. Вышитая фоторамка
101. Пасхальный декор (вышитые фигурки зайчиков, цыплят)
102. Пасхальные яйца с вышивкой (например, в технике пэчворк с й или пинкипы в виде яиц, которые подвешиваются на петельки)
103. Маска для сна
104. Вышитый галстук, бабочка
105. Кукла крупеничка (зерновушка)
Не бойтесь, что изделие с вышивкой испачкается — его можно постирать. Если со временем изделие придёт в негодность, тоже не переживайте — мы же вышиваем и шьём для себя и близких, чтобы пользоваться красивыми вещами. А живём мы один раз 😉