- Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
- Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
- Магазин обставляла сама
- Маленькие партии невыгодно шить в Китае
- Сезонность — это боль
- Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
- Самое сложное — структурировать работу
- Как открыть ателье по пошиву одежды
- С чего начать
- Объем инвестиций
Как запустить свой бренд одежды на 35 000 рублей
Владелец бренда «Brier» раскручивает свой бренд одежды среди масс-маркета и крупных российских дизайнеров.
Я училась в институте и лицее на модельера-конструктора. Потом работала в свадебном салоне одновременно модельером, администратором, продавцом, расшивала платья и иногда убирала салон. Ушла в другую компанию, где моделировала и конструировала спортивные костюмы — там мои новшества не нашли понимания, и я ушла в «Инканто», оттуда — в другую крупную российскую компанию. Компания занималась производством нижнего белья и купальников, там я проработала старшим дизайнером до декрета.
Потом расписывала стены в рентгенкабинете Морозовской больницы вместе с другими волонтерами и вела занятия для детей в кафе. В это время меня ничего не связывало с созданием одежды.
В 2014 году случился кризис, вещи подорожали и я решила попробовать сама разрабатывать и шить одежду дома. Первую коллекцию сделала сама, дома, а швеей была однокурсница из лицея.
В 2015 году у меня было 35 000 рублей. На эти деньги я купила ткань на складе на пять моделей женских вещей: кардиган, жилет, два пальто, брюки, заказала минимальную партию бирок — 4500 штук, потому что — ну что за вещь без бирок.
Сшила, договорилась с фотографом, чтобы это снять. Сделали фотосессию и разместили всё это в Инстаграме.
Через полмесяца я сделала мужскую коллекцию: брюки, пальто, кардиган.
Вещи увидели мои подписчики, подписчики фотографа, подписчики людей, которые снялись в той первой сессии. Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида.
Первые восемь вещей продала в течение месяца, на вырученные деньги снова закупила ткань и сшила еще два пальто одного вида
Дальше я делала съемки, но снимала не моделей, а простых людей: фотографа, военного, биолога, гольфиста.
Многие снимались бесплатно, поскольку хотели меня поддержать, и я им за это очень благодарна.
Искала шоурум на Чистых прудах, Китай-городе, а нашла на Хохловке
Сначала клиенты приезжали ко мне домой, и так было полгода. Нас воспринимали как ателье, где можно попросить шить на заказ. Была история, когда женщина говорит: «Мне нравятся ваши модели, я очень хочу вот такое пальто, но давайте возьмем красную ткань, сделаем бархатный черный воротник, пальто приталим и утеплим». И тут я начинала придумывать отговорки: «Простите, моя швея забеременела, ушла в декретный отпуск, уехала к себе на родину, а другую швею не могу найти, извините, пожалуйста».
Потом познакомилась с дизайнером другой российской марки одежды, и года два мы вместе снимали квартиру на Чистых прудах в доме мечты — это дом с животными. У нас было два балкона, один выходил на Чистые пруды, а с другой стороны были видны звездочки Кремля и несколько высоток. Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей.
Когда к нам приходили заказчики, их не смущало, что это коммуналка и в прихожей стоят тапочки соседей
Для многих было счастьем оказаться в том доме и посмотреть, как там внутри. Квартиру снимали на троих, и каждый платил по 20 000 рублей, но третий постоянно отваливался.
Решила поменять место, потому что люди приходили только по звонку, и нас никто не мог найти с улицы . Я переехала на Кузнецкий мост. Ходила по Кузнецкому и зашла в подъезд понравившегося мне дома, спросила у охранника, не сдается ли помещение — оказалось, что есть комната за 45 000 в месяц. Но там проблема с парковками — машину негде было поставить, а на время чемпионата мира по футболу дороги перекрывали, и я не могла даже завезти вещи в шоурум.
Я переехала на Хохловку. Сейчас окна магазина выходят на улицу, но вход со двора — зато теперь к нам можно приходить без звонка, и у меня в шоуруме есть чай с сушками.
Магазин обставляла сама
Площадь шоурума — 20 квадратных метров, аренда — 32 000 рублей в месяц. В помещении есть примерочная, шкаф-склад и основной зал с вещами и диваном.
Примерочная у меня открытого типа. Когда приходит покупатель и решает примерить вещь, я закрываю примерочную ширмой. В остальное время ширма открыта, и это дает дополнительный объем.
В основном зале стоят шесть стоек с одеждой. Я развешиваю вещи не по цветам или размерам, а по ассортименту.
У меня есть стойки с рубашками, с легкими пальто, с теплыми пальто, пиджаками, жилетами, платьями и кардиганами.
И еще одна важная деталь — диван с маленьким столиком.
Когда человек приходит один, он может отдохнуть на этом диване. Когда приходят пары, один примеряет вещи, другой отдыхает. Мужчины не очень любят ходить по магазинам: вот он приходит уставший, садится на диван, ему предлагают чай или кофе. Он отдыхает, а дальше включается и помогает с выбором одежды женщине. Мы создаем ощущение, что у нас уютно, как дома.
Еще есть небольшой склад-контейнер площадью 2 х 2 квадратных метра, который арендую за 3000 рублей в месяц. Там храню рулоны тканей, вещи, которые могут понадобиться в магазине. Контейнер арендовала рядом с домом, чтобы можно было заезжать по пути на работу или с работы.
Если мне нужно что-то раскроить и сшить, я делаю это дома, в своей квартире. У меня в планах сделать мастерскую, где можно хранить вещи, которые сейчас в контейнере, кроить, шить и чтобы это не мешало моей семье.
Градацию по размерам делаю не как полагается, а ориентируюсь на своих клиентов и на себя. Я шью одежду на разные типы фигур. Например, у меня есть линия брюк размера S на мужчин ростом 196 сантиметров. Пиджаки я тоже шью с длинными рукавами, при необходимости их всегда можно укоротить.
Маленькие партии невыгодно шить в Китае
Вначале вещи шила сама, потом отдавала швее. Шить у швеи в два раза дороже, чем на производстве . У меня было состояние, когда я уже отчаялась, что швея не справляется и вещи получаются дорогие. Потом нашла маленькое производство, где сшила первую партию. В это производство я отдала отшить кардиганы — были недоработки, но всё равно, это было быстрее, эффективнее и легче, чем ездить по швеям.
Сейчас отшиваю вещи в мастерских в Москве и в Подмосковье. У меня маленькие партии — на все размеры 10—15 единиц вещей. В Китае отшивают только большие партии, иначе невыгодно.
Я рассматриваю вариант шить вещи в других городах России — возможно там фабрики и мастерские не такие сытые, как в Москве и Подмосковье. Но тогда встает вопрос логистики и возможности контроля качества пошива, потому что даже у самой идеальной фабрики будут проблемы. И если мастерская в другом городе, а мне приходит партия, где что-то перекошено или неправильно сшито, тогда мне надо искать возможность отправлять вещи снова на фабрику.
Каждую вещь в партии проверяю сама. Я знаю, в какой модели и какие ошибки могут быть, например у пальто:
- направление ворса;
- не тянет ли подкладка;
- не смещен ли центр рукава;
- не забыли ли зашить дырку в подкладке рукава;
- крепко ли пришиты кнопки;
- ровные ли строчки.
Вещи с недочетами оставляю на исправление, чтобы не тратить время и не возить их из магазина на производство и назад. Всегда надо закладывать время на то, чтобы проверить партию после обшивки.
Сезонность — это боль
Я стараюсь делать конкурентные цены. Да они чуть выше, чем в масс-маркете, но это обоснованно, потому что работаю с натуральными тканями. Цену снижаю за счет технологической обработки. Я нашла ткани, которые не требуют обработки — швы остаются открытыми, но ткань не мохрится, и вещь выглядит приятно .
Если разрабатываю новое пальто, на его запуск уходит минимум 30 000 рублей:
- работа конструктора — 6000 рублей;
- первое пальто — 5000 рублей;
- проверить градации, по одному для пальто для каждого размера — 15 000 рублей;
- распечатать лекала — 4000 рублей.
Потом эту сумму делю на всю партию и делаю наценку: партия в 20 штук — значит, на каждое пальто сверху накину 1500 рублей. Если планирую продавать еще партию из десяти штук этого же пальто, тогда наценку считаю на 30 штук.
В стоимость вещей также входит аренда шоурума, расходники и зарплата. Одно пальто стоит от 18 000 рублей, а все рубашки по 6500 рублей. Цены на сайте и в шоуруме одинаковые.
В 2018 году оборот был 2 800 000 рублей, но есть вещи, которые покупали друзья, и я делала им скидки. В 2019 году доход будет больше, потому что я делаю меньше делаю скидок, и обороты понемногу растут .
- аренда шоурума — 32 000 рублей;
- аренда склада — 3000 рублей;
- зарплаты — 100 000 рублей.
Летом люди едут в отпуск, и им нужно меньше вещей — достаточно надеть одно платье или шорты и футболку. А зимой нужны платье, брюки, кардиган, пальто. Покупают больше вещей, и у нас вырастает доход. Чтобы пережить несезон, нужно иметь где-то 200 000 рублей про запас .
Я запускала марку сама и точно знаю, что не хочу привлекать инвесторов со стороны, потому что для меня важна та свобода, которой я владею. Я сама принимаю решения, распоряжаюсь заработанными деньгами, но мне нужен хороший финансовый консультант — человек, который посчитал бы все мои доходы и расходы, сделал рекомендации и сказал, что можно улучшить, на что тратить меньше, во что вложить побольше. Я, конечно, стараюсь всё записывать, но вот анализировать не получается. И это моя проблема.
Ткань с дырками, пять пар брюк — в брак
Поставщик отматывает ткань, я привожу ее на производство, выкраиваем вещи, а оказывается, что ткань неравномерно прокрашена или на ней дырки. И тогда в брак уходит пять пар брюк — это недобросовестность поставщиков.
В мастерских тоже бывают проблемы: могут нашить бирку «100% шерсть» на хлопковые брюки, а на шерстяные пришить «100% хлопок». На рубашках путают лён с хлопком. Когда вижу такое, либо зачеркиваю, либо отрезаю бирку, либо говорю покупателям, что всё в порядке, это путаница.
Или вместо бирки «ручная стирка» могут пришить бирку «химчистка». На шерстяные пальто мы пришиваем «Химчистку», а на брюки пришиваем «100% шерсть, ручная стирка». Однажды звонит клиентка и в волнении спрашивает: «Неужели придется относить брюки в химчистку?» Говорю: «Не волнуйтесь, просто производство перепутало, можно стирать дома».
В одной партии брюк были некачественные нитки, и постоянный клиент, который покупал уже третьи брюки, позвонил и сказал, что у него на брюках лопнул шов. Я починила брюки и отвезла всю партию в мастерскую, где переделали швы.
Самое сложное — структурировать работу
Мне сложно четко структурировать работу, расставлять приоритеты и находить людей, которым я могла бы полностью доверить свои дела. Они есть, но их услуги стоят дорого.
Трудно найти производство. Я сменила семь или восемь мастерских и каждый раз говорю, что для меня самое важное — сроки. Без ошибок в пошиве мы точно не обойдемся, но мне нужны реальные сроки, когда мне отдадут коллекцию или партию вещей. И вот сроки постоянно срывают на несколько дней, на неделю, на две — и это одна из главных причин стресса.
Сложно найти помощника, потому что многие претенденты думают, что работа с модельером — это прекрасные съемки с моделями, с актерами, с интересными людьми, но они упускают, что помощник дизайнера — это работа с поставками, с отчетами, с клиентами. Нужно не забывать сообщать клиентам про новые коллекции, про то, что надо что-то отдать подшить или забрать уже готовое.
Своя работа — это стресс в удовольствие, я даю себе нагрузку как испытание: смогу я это сделать или не смогу. Я могу в любое время поехать в отпуск, взять выходной или уйти на больничный. Когда работала в офисе, я так не могла. Самое крутое в предпринимательстве — возможность выбирать дорогу, и я не хотела бы работать на кого-то. Сейчас меня никто не ограничивает — я совершаю ошибки, но это мои ошибки.
Как открыть ателье по пошиву одежды
С чего начать
Если вы хотите открыть мини-ателье по ремонту одежды, то, безусловно, у вас должны быть навыки в шитье. Лучше всего, если вы получили специальное образование. Хотя в наши дни основам кройки и шитья можно научиться и на курсах, и даже самостоятельно. Главное, чтобы вы не были той или тем, для кого трудно пришить даже пуговицу, а такие люди, говорит героиня нашей статьи, опытный портной и владелец мини-ателье Любовь Домрачева, встречают нередко.
Немаловажна любовь к этому делу, ведь известно, что мастерство швеи или портного требует терпения и усидчивости. Готовы ли вы заниматься этим каждый день по многу часов? Также следует учитывать разницу между портными и швеями. Портной — тот, кто умеет кроить, составлять чертежи и делать лекала. Следовательно, он лучше понимает, как шьются вещи, и может предложить больше вариантов ремонта и пошива. Швея, как правило, не имеет такой высокой квалификации.
владелица мини-ателье по ремонту одежды
Я четыре года училась в лицее, освоила там основы кройки, шитья, конструирования, научилась разбираться в тканях. Для ателье хорошо уметь шить и верхнюю, и лёгкую одежду. Хотя многие останавливаются только на лёгкой одежде, потому что с мехами и кожей работать трудно, но я берусь. В нашей работе важна творческая составляющая. Творчество нужно даже в ремонте: есть много вариантов, как можно заделать дырку на куртке, какой лучше всего? Иногда другие мастера отправляют ко мне своих клиентов со словами: «Она придумает, как это сделать».
Также для создания мини-ателье нужно иметь художественный вкус и желание совершенствоваться, изучать новые модные тенденции, видеть, что лучше всего подойдет клиенту, суметь посоветовать, подобрать ткань, фасон.
Как оценить потенциальный рынок, спрос? Спрос на услуги ателье по ремонту одежды есть всегда, даже в самых небольших городках и бедных районах.
Наш район расположен далеко от центра города, здесь живут в основном люди со средним и ниже среднего достатком, но и у нас работают пять ателье, и работы нам всем хватает.
Услуги ателье по ремонту особенно пользуются спросом в неспокойное с экономической точки зрения время. Люди в возрасте и пенсионеры не решаются позволить себе новую одежду, поэтому несут её на переделку в ателье: кому длину укоротить по современной моде, кому воротник переделать. Но нужно быть готовым к капризам клиентов.
Один дед принес куртку — дерюга, кожа свиная деревянная, мех с советских времен. Сначала молнию захотел вставить, потом укоротить, потом карманы пришить. Он на это всё потратил около 2 тысяч рублей, мог бы ещё тысячу добавить и купить себе новую куртку, но. вещь к сердцу родная, ещё отцовская.
Как можно обойти конкурентов и привлечь к себе людей? Первое время, говорит героиня нашей статьи, только демпингом, скидывать цены — тогда народ пойдет. А цены в мини-ателье сегодня самые разные: на окраинных районах от 20 рублей за то, чтобы пришить пуговицу или зашить маленькую дырочку (приносят и такое!), до 5-6 тысяч рублей, если требуется переделка шубы. В районах, где аренда помещений дороже, стоимость услуг будет в 2-3 раза выше.
владелица мини-ателье по ремонту одежды
Вначале я бы советовала открывать ателье по ремонту одежды. Потому что на пошив одежды уходит очень много времени: снять мерки, подобрать модель, ткань, фурнитуру, сделать лекала, затем многочисленные примерки, капризы клиента, который хочет переделать то одно, то другое. А на что будет жить ателье всё это время? Если хотите начать зарабатывать с первого дня, то лучше займитесь ремонтом. К тому же для ателье по пошиву нужно больше людей (хотя бы три человека), больше машинок — а значит, и больше первоначальных инвестиций.
Если вы откроете мини-ателье по ремонту одежды, будьте готовы, что к вам придут самые разные клиенты. Иногда к нашей героине приходят даже школьники, которым на уроках труда дали задание сшить фартук. Приходят подростки, у которых то и дело ломается молния на куртке. Пенсионеры — самые частые посетители. Заходят молодые женщины — укоротить, перешить платья, юбки, брюки. Причем не думайте, что богатые люди не ремонтируют свою одежду — бывают и такие клиенты.
Объем инвестиций
Когда я открывалась два года назад, у меня было всего 20 тысяч рублей. Я купила одну швейную машинку за 10 тысяч, принесла из дома две своих машинки, утюг и заплатила за аренду 5 тысяч рублей.
Существует также возможность получить материальную помощь на открытие бизнеса через биржу труда. В Казани в настоящее время после одобрения бизнес-плана государство выдает 120 тысяч рублей (без учета налогов), и требования таковы, что в течение двух лет вы не имеете права закрыться, а также периодически нужно сдавать отчёты. На полученные деньги можно докупить более дорогие машины, а также расходные материалы (нитки, иголки и пр.).
Аренда в отдаленных районах Казани стоит сейчас 500 рублей за 1 кв.м., в районах с развитой инфраструктурой — 1000 рублей за 1 кв.м. Самое минимальное помещение для ателье — 3 на 3 метра. Но учтите, что чем меньше помещение, тем меньше в нём можно поставить машинок, поэтому лучше всего 10-12 квадратов: здесь будет комфортно чувствовать себя и посетитель, примеряющий вещь.
Прежде всего, потребуется купить одну промышленную машинку (она стоит примерно 20 тысяч рублей), один оверлок (тоже около 20 тысяч рублей) и одну бытовую машинку для зигзагов и петель (до 10 тысяч рублей).
Если хотите работать с мехами и кожей, то можно в будущем также купить машинки и для них (б/у будут дешевле). Очень пригодится распошивальная машинка для трикотажных материалов, промышленная версия стоит около 70 тысяч рублей.
Итак, минимальные вложения в открытие мини-ателье по ремонту одежды — 50 тысяч рублей. Это с учётом того, что стол, утюг, лампы для освещения вы принесете из дома.
владелица мини-ателье по ремонту одежды
Первый месяц я работала только на аренду, пока клиентуры не было. Если есть возможность — можно раздавать визитки, вешать объявления. Но лучше всего работает сарафанное радио. Если с самого начала зарекомендуешь себя хорошим мастером, если не будешь отказываться, делать быстро и в срок, то к тебе придут люди.
Какие текущие расходы у данного бизнеса? Если вы работаете в одиночку, то в основном деньги уходят на аренду. Расходные материалы (нитки, иголки, брючная тесьма, молнии, дублерин) закупаются раз в полгода-год, и уходит на них на оптовых складах немного — 2-3 тысячи рублей. Если же у вас будут сотрудники, то прибавьте к расходам 10-15 тысяч рублей зарплаты на человека.