Меню

Ажурная вышивка это бриды

Ажурная вышивка с простыми бридами

Характерной особенностью этой вышивки является применение брид на местах вырезанной ткани для создания большей ажурности и скрепления деталей рисунка.

Бриды — это воздушные строчки, обработанные плотным валиком и соединяющие детали рисунка. Бриды располагаются в определенном порядке и являются составной частью рисунка, могут выполняться по разному.

Первый вариант — При изготовлении блузок, воротников, носовых платочков и других изделий из тонких тканей применяют бриды без прокладочной нитки. Для образования таких брид на месте вырезанной ткани между двумя контурами надо прострочить несколько сновок (3-5), которые затем вместе обработать плотным валиком. Толщина брид должна соответствовать толщине валика по контуру рисунка. Только в этом случае вышивка выглядит красиво.

Второй вариант — выполняют бриды с оттяжкой прокладочной нитки и последующей обработкой её швом «валик». Такие бриды прочные, рельефные и быстрее выполняются. Применяются они чаще всего при вышивке изделий из плотных тканей — скатертей, салфеток, постельного белья.

Существует два способа выполнения ришелье с бридами.

В начале ткань с нанесенным рисунком надо запялить в пяльцы не очень туго, чтобы не осыпался срез ткани при натягивании брид. Затем обстрочить контур рисунка (в размере пялец) двойной частой строчкой. Прокладочную нитку (хлопчатобумажную № 10, 20, 40 обязательно в 2 сложения) закрепить в начале рисунка и обработать плотным валиком одну сторону контура (сначала обрабатывают выпуклую сторону). После этого начать обработку валиком второй его стороны. Бриды образуют одновременно с выполнением валика. Дойдя до места расположения бриды, не вынимая пялец из-под иглы (иглу оставить в ткани с внешней стороны контура валика), вырезать кусочек ткани 0,5-1,0 см между контурами рядом с валиком. На месте выреза настрочить сновку к противоположной стороне контура, одновременно оттягивая одну из прокладочных ниток. Закрепить сновку и прокладочную нитку за валик противоположного контура 2-3 ударами иглы. Повернув обратно, сложить вдвое прокладочную нитку и обработать ее плотным валиком вместе со сновкой. Дойдя до контура, откуда начинали выполнение бриды, соединить прокладочную нитку с первой оставленной прокладочной ниткой и продолжить обработку валиком контура рисунка до следующей бриды, которую выполнить аналогично. Можно выполнить бриды и без прокладочной нитки. Для этого на месте выреза следует прострочить 3-5 сновок к противоположной стороне, закрепляя их за контур несколькими ударами иглы. Затем обработать их вместе плотным валиком.

Бриды надо располагать на одинаковом расстоянии друг от друга. Выступающие части рисунка необходимо прикреплять бридами к противоположному контуру, иначе они останутся как бы повисшими в воздухе и могут деформироваться при носке.

Иногда в ришелье встречаются рисунки, когда по краю среза располагаются цветы или листья, выполненные выпуклой гладью или полугладью. В этом случае вначале контур цветка или листа надо обработать двумя частыми строчками и поверх них «зигзагом» прикрепить прокладочную нитку (№ 10, 20). Затем выполнить гладь или полугладь, перекрывая прокладочную нитку, и только после этого выполнить ришелье, закрепляя бриды за прокладочную нитку, делая удары иглой между гладьевыми стежками.

Передвигать пяльцы по рисунку надо только после окончательного выполнения ришелье на запяленном участке. Запяливать ткань с выполненной вышивкой следует очень осторожно, сильно не натягивая, чтобы не порвать ткань.

При выполнении небольших работ ришелье с бридами вначале надо обстрочить контур рисунка, где будет вырезаться ткань, двойной частой строчкой и обработать его легким «зигзагом». Затем в начале линии рисунка прикрепить прокладочную нитку, вырезать кусочек ткани 0,5-1,0 см, не доходя до контура 1 мм, и начать обрабатывать первую сторону контура плотным валиком с прокладочной ниткой. Дойдя до места расположения бриды, выполнить ее так же, как при первом способе. Затем снова вырезать кусочек ткани и обработать валиком контур до следующей бриды, и так далее до конца первой стороны контура. Выполнив все бриды, обработать плотным валиком с прокладочной ниткой вторую сторону контура. Этот способ дает возможность чисто обработать срез в ришелье.

Бриды с «усиками пико» выглядят более нарядно, чем простые бриды. Выполняют их аналогично, с той лишь разницей, что, обработав бриду плотным «зигзагом» до середины, надо положить поперек нее толстую иглу или хлопчатобумажную нитку № 10 и, придерживая ее левой рукой, сделать 4-6 ударов с обеих сторон иглы поочередно. Дойдя до бриды, сделать также 4-6 ударов иглой с другой ее стороны. Затем иглу вынуть и остаются «усики», далее продолжать обрабатывать бриду плотным «зигзагом» до ее конца.

Читайте также:  Как шить одежду для больших собак

Бриды с петельками выполняют следующим образом. Дойдя до середины бриды, надо вначале с одной ее стороны сделать 3-4 удара иглой в пустоту, образуя воздушную петельку, четвертым ударом иглы прикрепить петельку к бриде. Затем выполнить такую же петельку с другой стороны.

Петельками можно украсить не только бриды, но и край изделия. Для этого, обрабатывая край изделия валиком, надо дойти до места расположения петельки, обстрочить контур петельки, сделать в середине прокол и обработать полученную дырочку плотным валиком без прокладочной нитки. Затем продолжить обработку фестонов.

«Вышивка «ришелье» как вид декоративно-прикладного творчества. Изготовление брид»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Октябрьский»

План – конспект занятия в детском объединении «Художественная вышивка» :

« Вышивка «ришелье» как вид декоративно-прикладного творчества. Изготовление простых брид »

Разработано:
педагогом дополнительного образования
Куницыной Л.А.

Оформление: экспозиция, состоящая из предметов декоративно-прикладного творчества, выполненных в технике «ришелье»;

наглядные пособия «Бриды простые, разветвляющиеся, паучки»;

на стенах кабинета плакаты:

— «Искусство старинное – и молодое…»;

— «Только дурная птица гнезда не бережет»;

— «Глаза страшатся, а руки делают»;

— «Мастерство тому дается – кто весь делу отдается»;

— «Уют в доме – гармония в душе»;

мини-выставка литературы по ажурной вышивке.

Оборудование: мультимедийная установка, видеозаписи из фондов музея ДПИ ДДТ «Октябрьский»; инструменты и приспособления для работы.

Цель занятия: сохранение и развитие искусства вышивки «ришелье» как вида декоративно-прикладного творчества.

формировать знания, умения и навыки выполнения ажурной техники, обучить техническим приемам выполнения простых брид лангетным швом;

формировать стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать, обобщать. Научить пользоваться специальной литературой;

формировать умения планировать работу и самостоятельно контролировать её поэтапное выполнение.

ознакомить с историей возникновения техники «ришелье», богатством этого вида творчества, с национальными традициями страны, Липецкого края (по материалам летних экспедиций);

развивать умения работать по технологической карте.

воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;

воспитывать художественный вкус, интерес ко всему прекрасному, и в первую очередь, к искусству декоративной вышивки;

пробуждать интерес и уважительное отношение к народным традициям и обычаям;

формировать потребности в творчестве; интересном и познавательном досуге.

— проверка готовности обучающихся к занятию;

II . Вводный инструктаж: знакомство обучающихся с темой, целью и заданием предстоящей работы.

Историческая справка. Кардинал Ришелье (Арман Жан дю Плесси) – основатель ажурной техники.

История развития техники «ришелье» в России:

роль Петра I в распространении ажурной вышивки;

термин «монастырская работа» (видеосюжет по материалам летней экспедиции 1996 года в Добровский район);

вышивка «ришелье» (19, 20 век);

сообщение участницы экспедиции об экспедиционных находках по данному виду рукоделия;

рукодельные работы к свадебному и крестильным обрядам (платок «ревун», «ширинка подножная», полотенце «рукобитное», «манжетка на букет невесты, «букет на свечу»);

применение ажурной вышивки «ришелье» в современном оформлении интерьера и одежды;

повторение пройденного материала в виде кроссворда (ключевое слова «бриды»).

3. Воздушные перемычки – бриды:

— виды брид (простые, разветвляющие и паутинки);

— 3 способа изготовления простых брид.

Практическая часть. Изготовление простых брид лангетным швом.

Подготовка к вышиванию – материалы и инструменты.

Вопросы к детям:

Какова должна быть длина рабочей нити?

Как закрепляется нить в начале и конце работы?

Как подобрать иглу?

2. Объяснение техники выполнения простых брид лангетным швом.

3. Текущий инструктаж в виде целевых обходов

контроль за соблюдением техники безопасности;

контроль за качеством выполнения брид;

оказание помощи отдельным обучающимся.

4. Заключительный инструктаж:

подведение общих итогов;

оценка работы каждого:

V . Задание на дом.

Звучит музыка Бакирини.

Педагог: Итак, начнем наше занятие.

И сразу хочу поздравить вас с праздником, так как сегодня мы начинаем один из интереснейших разделов вышивки – искусство старинное и молодое – ажурная вышивка «ришелье».

На нашем занятии мы совершим экскурс в историю развития вышивки «ришелье», познакомимся с богатством этого вида творчества, а также с национальными традициями нашей страны и Липецкого края (по материалам летних экспедиций), а также научимся выполнять один из элементов ажурной вышивки – воздушные перемычки – бриды.

Откуда же пошло это старинное, изумительное, тончайшее рукоделие? А родом оно из Франции. Музыка Бакирини переносит нас в 17 век. А кто его прародитель?

Читайте также:  Одежда с своим принтом вышивкой

Как ни странно – мужчина, да к тому же человек очень занятой – первый министр Людовика XIII – Кардинал Ришелье (1586 – 1642 г.г.).

(Выступление воспитанницы д/о).

Родился он в небогатой дворянской семье, по матери был внуком парижского адвоката. Ришелье был очень твердым в достижении поставленных целей, подчинил своему влиянию слабовольного короля и до конца дней был фактическим правителем Франции. В своей книге «Политическое завещание» он говорит: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства». Оказывается, что этот фактический правитель Франции для души увлекался вышиванием. Надо сказать, что в 17 веке вышивание было модно при дворе, как и игра в карты, и французские дворяне, следуя примеру короля и кардинала, помимо шпаги умели пользоваться иглой и пяльцами.

Множество легенд, дошедших до наших дней, приписывают кардиналу Ришелье. Если не авторство, то несомненное увлечение этой техникой вышивки. Молва утверждает, что здесь не обошлось без женщины.

(Инсценировка детского объединения «Импровиз»)

Педагог: Возможно, что дело было так:

В кабинет решительным входит кардинал Ришелье. Он одет в черное платье (или черный плащ, имитирующий кардинальское платье), поверх которого – воротник-ришелье. В руках у него – письмо, свернутое в трубку. За ним в кабинет входит Миледи, одетая в красивое платье с декольте. Кардинал протягивает письмо Миледи.

Кардинал: Это письмо, Миледи, нужно срочно доставить в Ла-Рошель.

Миледи: В стан Гугенотов?

Ришелье: Там есть наши люди. Письмо очень ценно, оно не должно попасть в руки врага.

Миледи: Хорошо, святой отец. Но как я узнаю нашего человека? Нужен тайный знак.

Кардинал в задумчивости теребит край воротника и шагает из угла в угол.

Кардинал: Да, знак нужен. И я его нашел.

Кардинал показывает на свой воротник. Миледи в недоумении.

Кардинал: Тайным знаком послужит точно такой же воротник с этой чудесной вышивкой.

Миледи: Вы уверены, святой Отец?

Кардинал: Воротник с такой вышивкой есть только у меня и у герцога Бургундского. Так что Вы не ошибетесь.

Миледи: Позвольте спросить, святой отец? Неужели это вы вышили своими руками? Не может быть!

Ришелье: (с загадочной улыбкой на лице) И у кардинала могут быть свои слабости.

Миледи: О, преклоняюсь перед Вами, святой Отец.

Миледи склоняется в глубоком поклоне. И Кардинал и Миледи застывают на месте.

Педагог: Так людская молва назвала Ришелье автором столь изысканной вышивки. Спасибо актерам. А мы попытаемся поближе познакомиться с историей вышивки.

А когда же эта изумительная вышивка пришла в Россию?

Воспитанница д/о: В 18 столетии в Европе вошло в моду украшать столовое, постельное и ночное белье (ночные кофты, чепцы) ажурной, изысканной вышивкой «ришелье». И тогда по указанию Петра I в Россию в Новодевичий монастырь пригласили 3- монахинь из фламандских монастырей для обучения девочек-сирот умению выполнять ажурную вышивку.

И уже с конца 19 века в России многие отдавали столовое и постельное белье, а также ночное и нижнее белье в монастырские мастерские, которые охотно брали светские заказы.

Педагог: Термин «монастырская работа» дошел и до наших дней. Так называют особо тонкую, искусно выполненную белую вышивку и ажуры. Нам удалось познакомиться с изделиями, выполненными в монастырских мастерских во время летней экспедиции по Добровскому краю. Посмотрим видеосюжет.

Педагог: Как вы думаете, почему во время летней экспедиции, столь редко на нашем пути встречались изделия, украшенные вышивкой «ришелье»?

Педагог: Правильно, ведь эта вышивка была привилегией высших и средних слоев населения, а крестьянство украшало свои предметы одежды и быта другими, более простыми видами вышивки – крестом, тамбуром. А выполняли эту изысканную вышивку «ришелье» монахини, да еще крепостные девицы, в девичьих мастерских. К сожалению, после отмены крепостного права, стало невыгодно держать «девичьи» мастерские по белошвейным работам. Поэтому в вышивке получился длительный застой и упадок. Да еще после революции 1917 года партией и правительством внушалась мысль, что создание уюта –« пережитки прошлого», а вышивку называли «буржуазной отрыжкой».

Лишь после войны, в 50-е годы снова у населения возникает потребность украшать свою одежду и предметы быта вышивкой ришелье. Но, к сожалению, к тому времени большинство старинных рисунков было утеряно. Вышивка становится намного грубее и проще, чему мы убедились во время летних экспедиций по Липецкому краю.

Читайте также:  Хлопок турция ткани шитье

(Выступление участницы экспедиции по Задонскому району).

Почитай в каждом сельском доме у старушек в заветном сундуке хранятся наволочки, подзоры, да накидушки, украшенные ажурной вышивкой. Нам удалось приобрести в наш Музей ДПИ изделия, украшенные этим видом вышивки. (Достает из сундука изделия и рассказывает о них).

В селе Троекурово Лебедянского района Моднова Анна Николаевна подарила нам накидку на подушку, которую изготовила её мама Щербакова Нина Тихоновна, 1906 года рождения. Главное украшение этой работы – это сочетание прорезной глади – круглых и каплеобразных отверстий и стебельчатого шва. Накидки обработаны узким фестонным краем.

А вот эти работы – подзор и полотенце подарила Косых Алла Ивановна. На подзоре выполнены самые разнообразные виды брид: простые, разветвляющиеся и паутинки с паучками.

На полотенце изображен растительный орнамент, выполненный различными видами швов: двусторонней и прорезной гладью, стебельчатым и тамбурными швами. Широкий фестонный край выполнен петельным швом.

А занавеска на окно, приобретенная во время последней нашей экспедиции, подарена Родионовой Валентиной Николаевной из с. Дмитряшевка Хлевенского района. На этом изделии вышивка «ришелье» выполнена на машинке.

Педагог: В последние годы вышивка переживает расцвет, который часто называют вторым рождением. Домашнее рукоделие идеально восстанавливает силы после рабочего дня, дает возможность творить и удивлять родных и близких старомодным рукодельным подарком.

Вот мы и подошли к практической части занятия. Но прежде, чем мы приступим к выполнению воздушных перемычек, мы разгадаем небольшой кроссворд, в котором спрятано ключевое слово нашего сегодняшнего урока.

Славянская богиня плодородия, жизни, хранительница всего сущего на земле. Образ Великой Богини Земли. (Берегиня)

Греческая богиня, которая согласно преданию, изобрела вышивку (Минерва).

Как в старину называлось полотенце для вытирания лица? (Утиральник)

Как называется вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими узор? (Гладь)

Самые скромные полотенца, которые в старину висели у рукомойника? (Рукотеры).)

Педагог: Ключевое слово нашей практической работы – бриды, воздушные перемычки, соединяющие детали. Виды брид: простые, разветвляющие, паутинки. Бриды можно выполнять тремя способами: просто обвивать их; петельным швом; лангетным швом.

VI . Практическая часть.

Педагог: Прежде чем приступить к выполнению простых брид, давайте вспомним:

— Какова должна быть длина рабочей нити?

— Как закрепляется нить в начале и конце работы?

— Как подобрать иглу для вышивания?

«Длинная нитка – ленивая девушка», «Не припася основы – за работу не садятся», «Что рядком лежит – само в руки бежит».

(Подготовка к вышиванию: ткань, пяльцы, иголки, нитки, ножницы).

Педагог: Вышивку «ришелье» лучше всего выполнять на плотных тканях: льняных, полульяных или льняном батисте. Другие виды ткани садятся при стирке, что может привести к деформации вышивки или сильно осыпаться. Работая с такими материалами, вы только напрасно потратите время, труд и нервы.

Простые бриды выполняют одновременно с настилом. Чтобы сделать более прочные, плоские бриды, их вышивают лангетным швом. Для этого натягивают 2 нити, разделяют их и обвивают, вкалывая иглу между нитками. Эти бриды очень крепки и не скручиваются во время стирки.

Итак, приступим к очень интересной работе.

Девочки вышивают, а педагог осуществляет целевые обходы:

— контроль за соблюдением техники безопасности;

— контроль за качеством выполнения брид;

— оказание помощи отдельным обучающимся в выполнении задания.

Педагог: В «Домострое» похвалили занятие вышивкой: «…вышивание – работа, требующая большой усидчивости и терпения, вырабатывающая характер…», ведь чтобы вышить участок 10х10 см, нужно продеть сквозь ткань иглу полторы тысячи раз.

заключение по уроку;

общая оценка работы обучающегося;

оценка каждого: качества работы; скорости.

Педагог: Надеюсь, что познание нового вида декоративно-прикладного творчества вышивки «ришелье» поможет вам создать иголкой маленькие шедевры, ибо как писала А. Кристи: «Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивание, приготовление изысканных блюд, живопись, рисунок или стремление писать романы и рассказы».

Курс женских рукоделий – М.: Российский писатель, 1992.

Еременко Т.И. Иголка-волшебница – М.: Просвещение, 1988.

Кашкарова–Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию – М.: Радио и связь, 1992.

журнал «Анна» // спец. Выпуск: ришелье, 2001.

журнал «Юный художник», № 5,6, 1997.

журнал «Юный художник», № 1, 1995.

Григорьева А.С. История русской вышивки – М. 1990.

Adblock
detector