Меню

Ажурная вышивка новгородской губернии

Русская вышивка XIX-XX веков

Коллекция Русского музея

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.


Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.
Государственный Русский музей

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески» — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии’

. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии’4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]»), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва». Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента’5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы», привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья», а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину» — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом’

. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка» — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.


Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.

Читайте также:  Схема вышивки след собаки


Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.


В.В.Грумкова. Полотенце «Кадриль».
1973. Рязань
Государственный Русский музей


В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади» с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов» — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом», крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. «КСИЭ». Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.— Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. — Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. — В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Ажурная вышивка новгородской губернии

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Мережка. Автор работы — julietka001.

Мы уже рассказали о самом древнем виде вышивки — «верховой», т.е. счетной вышивке по цельному полотну. Но у счетной вышивки есть еще одна разновидность — шитье по полотну с выдернутыми нитями, как тогда называли «по редине» или «по выдергу». Так на свет появились яркие и самобытные техники ажурного шитья, многие из которых сохранили свою популярность и до наших дней. Но, самое главное, именно эта техника стала прообразом первых кружев.

По одной из версий, выдергивать нити из полотна стали, чтобы разметить, «расчертить» продергами полотно перед выполнением счетной вышивки и облегчить себе работу. Не случайно подобная технология была распространена в северных губерниях, ведь северные дни заметно короче, и мастерицам в основном приходилось работать про искусственном освещении. Постепенно вышивальщицы заметили, что полотно с выдернутыми нитями приобретает особую фактуру, по которому можно не только вышивать, но и обвивать рабочей нитью нити основы, получая новую по структуре ажурную ткань. Так появились на свет уникальные ажурные вышивки, которые многие по праву считают разновидностями игольного кружева, причем, в каждом регионе были свои узоры и свои приемы.

Многие дошли до наших дней, например, всем известная мережка. Это один из самых старинных и самых простых способов вышивки. Об этом свидетельствует ее широкое распространение в странах Европы и практически во всех регионах России. Особенность мережки в том, что выдергивались только нити утка, а получившиеся столбики нитей основы обвивали обшивали узелками, формируя ажурный узор. Мережкой вышивали края салфеток, скатертей, полотенец, платков, подолы и вырезы рубашек ( и мужских, и женских), платьев, блуз.

Мережка стала «прабабушкой» для многих разновидностей ажурной вышивки. Так, выдергивая нити полотна не в одном, а в обоих направлениях, мастерицы получали сетки, по которым, как по канве, выполняли вышивку. Все разновидности таких ажурных (сквозных) вышивок носят общее название «строчевая вышивка» или «строчка». В каждой губернии были свои виды строчки, которые называют по названию населенного пункта: крестецкая, ивановская, ведновская, ярославская и т.п.

Фото. Подзор, выполненный в технике ведновской строчки.

Тверская или ведновская строчка носит свое название по селу Ведное Тверской губернии. Ведновскую строчку шьют, выдергивая нити в обеих направлениях на тонком льняном полотне или батисте, получается сетка с мелкими (менее 4 х 4 мм) ячейками. Сетку обвивают в один оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку, настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов — получается очень тонкое изящное ажурное полотно. Это шитье получило название «мелкая тверская строчка».

Поначалу вышивку выполняли вручную, двумя короткими иголками, но в начале XX века в селе была открыта строчевышивная фабрика, где вышивку выполняли на машинах. К сожалению, сейчас этот вид народного творчества почти забыт, и только старые мастерицы в селе помнят и бережно хранят народную традицию.

Фото. Крестецкая строчка: «Мыльные пузыри», розетки, мережка.

Крестецкая строчка — народный промысел, зародившийся в Новгородской губернии, где издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других уездах занимались строчевой вышивкой «на ломаной игле» (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. Полотно там ткали не тонкое, поэтому и сетку продергом получали с более крупными ячейками- от 1 х 1 до 5 х 5 см.

Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п. Мастерицы переносили на полотно белизна снега, замысловатые рисунки на морозном стекле, красоты родной природы, вид покрытого инеем зимнего леса. Узоры получались прозрачные и ажурные, из-за чего их часто принимают за кружево.

Читайте также:  Банный мужской халат с капюшоном с вышивкой

Главной особенностью этой техники является использование сновочной строчки («сновки» – дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной сетке такая сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра.

Фото. Полотенце, декорированное вышивкой крестецкая строчка. Выставка в Лихудовом корпусе Новгородского Кремля, 2012 г.

К концу XIX века под Новгородом выделяются два основных центра строчевой вышивки – крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени окончательно формируются традиции этой техники, а также ее название — «крестецкая строчка».

Мастерицами было разработано много разнообразных ажурных (гипюрных узоров), названия которых в наши дни звучат как песня: «старинный», «рассыпной», «мыльный пузырь», «тарлата», «вологодское стекло» и др.

Тарлату и крестецкую сновочную сетку выполняют по сетке с крупными ячейками. В тарлате плотный узор настилали по неперевитой сетке (внешне он напоминает прием «настил», характерный для счетной вышивки), сочетая с ажуром в виде цепочки ромбов или квадратов, образованных воздушными петлями или диагональными сновками. Часто они бывают украшены прозрачным узором, состоящим из четырех или восьми лучистых звезд с круглыми копеечками.

Мыльный пузырь — самый тонкий и воздушный из вышеназванных швов. Он состоит из легких прозрачных двойных и тройных тончайших кругов с перемычками, располагающихся на перекрестках сетки с широкими или узкими столбиками и тонких диагональных сновках.

Старинный и россыпный гипюры, наоборот, — легкие прозрачные разделки. Их всегда сочетают с плотными элементами узора. Эти два вида крестецкой строчки выполняют на крупной или мелкой часто неравномерной сетке с тонкими столбиками, обвитыми простым швом. В старинном гипюре легкий узор сочетается с плотными восьмиконечными розетками, напоминающими ромашки с удлиненными лепестками.

Фото. Крестецкая строчка: панно «Сани — лебеди», работа до 1914 г., техника — мелкая сетка.

В россыпном гипюре полупрозрачный геометрический орнамент, выполненный мелкой сеткой, является основным. Он дополнен ажурными разделками из все тех же воздушных петель, мелких звезд и четырехлепестковых цветов. Сновочные мотивы выполняют без сетки на вырезанном в ткани квадрате, в котором протягивают большое число диагональных сновок, перекрещивающихся в центре. На этих, расположенных веером по кругу, сновках штопальным швом выполняют плотные фактурные розетки с ажурной серединой. Эти рельефные розетки, напоминающие сказочные многолепестковые цветы, создают мощные акценты в ювелирно отточенном ажурном узоре. В узоре они часто сочетаются с многолучевыми звездами. Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель.

Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства. Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани.

Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. А на выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры.

Кстати, так часто бывало, что превратившись из домашнего рукоделия в промысел, способ заработка, вышивка сразу становилась и занятием для мужчин. Причем, сильная половина человечества в искусности ее исполнения не сильно проигрывала женщинам. Так в 30-е годы в одну из строчевых артелей Крестецкого района были объединены . только мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.

В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. Одно из них — «Москва-порт пяти морей» — с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть «Созвездие» с узором, изображающим 11 звёзд — по числу республик, входивших тогда в состав СССР.

Появление с середины 1950-х гг. технологии машинной вышивки не прервало традиции крестецкой строчки. На одноименной фабрике, основанной в 1959 г., и по сей день существует цех ручной строчки, а также — экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.

Фото. Изделия крестецких мастериц из музея Крестецкой строчки. Портрет Сталина, 1950-е гг,.
Фото. Изделия ОАО «Крестецкая строчка» (п. Крестцы, Новгородская область).
Фото. Мастера фабрики «Крестецкая строчка» со своими изделиями. Рушник с каймой.

По мнению специалистов, специфическая техника ивановской строчевой вышивки зародилась в Холуе (ныне — поселок Южского р-на Ивановской обл.). Холуйские женщины виртуозно вышивали по тонкому льняному полотну, батисту и другим тканям. Похожая вышивка была в г. Пучеже и в окружающих его селах. Здесь она также известна с XVIII в.

В ряду различных техник вышивки, которыми владели пучежские мастерицы, наибольшим спросом пользовались мелкая белая строчка (напоминающая тверскую) и тонкая белая гладь с ажурными вырезами (т. н. «английская»). Но главное отличие заключалось в том, что готовый узор мастерицы часто обшивали по контуру цветной нитью (преимущественно красной). Поэтому эту вышивку еще называли «ивановская строчка с обводкой».

Поначалу ивановская вышивка не носила характера промысла (мастерицы расшивали одежду только для нужд своих семей), но к концу XIX в. их изделия начинают пользоваться большим спросом в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. Часто ивановским мастерицам заказывали приданое для невест из богатых столичных семей.

К концу XIX в. в холуйском женском училище был даже организован класс рисования для того, чтобы разнообразить местные узоры. Произведения холуйской вышивальщицы А.Ф. Шаховой демонстрировались на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. по разделу кустарных промыслов, а в 1912 г. российский Вице-консул в Англии представлял работы ивановских вышивальщиц на выставке в Лондоне.

В том же году Вязниковское уездное земство Владимирской губернии учредило в Холуе мастерскую по вышивке гладью и строчкой, правопреемницей которой является известная в Ивановской области строчевышивальная фабрика.

Искусство народной строчки и вышивки, создававшееся в разных уголках Ивановской земли, отличалось своим изяществом, богатыми орнаментальными мотивами и различными способами изготовления. Сельские рукодельницы сохранили тайны своего мастерства и до наших дней. В настоящее время строчевышивальный промысел представлен промышленными предприятиями Шуи, Иванова, Пучежа и Пестяков. Они достаточно успешны и достойно представляют регион на российском и международном рынках. Например, в изделии Шуйских вышивальщиц ходит королева Испании.

Фото. Коллекция моделей Шуйской строчевышивальной фабрики. Фото с сайта Департамента культуры и культурного наследия Ивановской обл.

Ярославское шитье, как и ивановскую строчку, тоже заканчивали обшивкой основного узора, выполненного белой нитью, цветной обводкой. Но в ярославской традиции такую обводку выполняли яркими толстыми нитями (мулине в 6 сложений, ирисом, шерстяным и шелковым гарусом), из-за чего узор получался рельефным и необычайно декоративным.

Особой изысканностью и разнообразием приемов шитья славится строчевая вышивка Нижегородской области, она даже приобрела особое название — «гипюр» (от фр. слова guipure – воздушная вышивка). Нижегородские (горьковские) гипюры — это белая ажурная вышивка. От крестецкой она строчки отличается большей ажурностью, в узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют «розетками», «цветками»). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами — ветками ягод, листьями и т. п. Выполняется такая вышивка по продернутой на ткани сетке, с размером ячеек сетки 0,5÷0,8 см. .

Фото. Фрагмент декора полотенца. Ярославская губерния, конец XIX в.

В Нижегородской губернии строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Причем, возникла случайно: село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства, но, когда в начале XIX века спрос на коклюшечное кружево резко упал, местные мастерицы занялись ажурной вышивкой. В качестве образцов для подражания они взяли владимирские и ивановские вышивки, выполнявшиеся в селах Верхний и Нижний Ландех, Холуй, Палех, Пестяки (все эти села граничили с Нижегородской губернией).

Самым популярным приемом стала вышивка по сетке — ею украшали постельное и столовое белье, женскую одежду. К концу XIX века вышивкой занимались более 4000 строчей, проживавших более чем в 100 селениях. Кроме Катунок, крупным промысловым центром становятся села Василево, Городец, Лысково и др., причем не только женщины, но и мужчины. Дети с 7-летнего возраста занимались держкой сетки. Изделия нижегородских вышивальщиц, кроме Москвы и Петербурга, в большом количестве шли в Закавказье и Закаспийский край.

И хотя работы сельских вышивальщиц отличались высоким техническим мастерством, но по орнаменту они были нередко сильно упрощены. Для того чтобы повысить художественное качество вышивки в 1912 году в Нижнем Новгороде при содействии земства был открыт кустарный склад (по современной терминологии – база данных рисунков).

Как стиль вышивки горьковский гипюр складывался в народной среде постепенно, в результате соединения традиционной народной строчки с другими приемами образования ажурного узора, которые получили широкое распространение в городской среде того времени. К ним относятся японская строчка, филе по плетеной сетке, игольный гипюр, ирландское и венецианское кружево и т.п.. Народные мастерицы в угоду потребителю, вводили в традиционную белую строчку новые приемы, отбирая наиболее интересные. Так из синтеза традиции и моды и сложился уникальный, неповторимый по своему изяществу стиль ажурной вышивки.

Фото. Пример выполнения длинных пушистых стежков. Выставочный зал ЗАО «Гипюр»

Характерной особенностью орнамента и фактуры горьковского гипюра, является использование разделок из длинных пушистых стежков, создающих плотный рельефный узор самых разных очертаний. Это очень древний прием, но наибольшей популярности он достиг в начале XX века.

Введение в узор большого количества длинных стежков изменило стиль самого орнамента: узор стал крупнее и декоративнее, появилась возможность создавать новые, ранее не встречавшиеся в вышивке, мотивы орнамента. Особенно это отразилось на очертании «цветков», которые стали более разнообразными и «сказочными», более ярко выделявшимися на ажурном фоне. Это позволяло мастерам создавать ажурное полотно различной плотности переплетения, что делало его особенно изящным и воздушным.

Фото. Полотенце «Солнечное» (100х150, лен 100%). Выставочный зал ЗАО «Гипюр».

Вышивки, где строго геометрический узор сочетался с «цветками», были характерны для целого ряда предприятий Горьковской области. Лучшими были произведения художников и мастериц из Бора, Городца, Чкаловска и Пуреха. И сейчас в этих городах сохранились строчевышивные предприятия и промыслы. Ассортимент выпускаемой ими продукции разнообразен — это постельное и столовое белье, панно, сувенирная продукция, одежда из льна, предметы интерьера. Льняные изделия с нижегородским гипюром и сейчас пользуются популярностью как в России, так и за ее пределами. Часть продукции идет на экспорт в Канаду, Германию, Америку.

Глядя на всю эту красоту, невольно задаешься вопросом: «Это вышивка или кружево?» — настолько легкие, изящные и ажурные получаются вещицы. А главное — они все пронизаны национальным русским колоритом.

Хотя, техники ажурной вышивки были распространены и в Европе. А многие — сохранили свою популярность и до наших дней. Но об этом — в следующий раз!

Adblock
detector