Бабушка которая шила куклы

Мастерица шьёт невероятно реалистичных бабушек и дедушек, при взгляде на которых сжимается сердце

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изготовлением кукол Ирина увлеклась еще в детстве: когда она лежала в больнице, сестра принесла ей куклу, которую сшила сама. Постепенно знакомство с той незатейливой тряпичной куколкой переросло в любовь к подобным игрушкам и желание научиться их делать самой.

Ирина шила кукол все детство и юность, но потом началась взрослая жизнь и хобби было забыто. Впрочем, лишь на время – пока у нее не родились дети. В доперестроечные советские времена, когда на полках в магазинах лежали скучные и однотипные игрушки из пластика и металла, молодой маме очень хотелось порадовать своих малышей чем-то особенным – уютным, добрым, теплым. И Ирина сшила им матерчатых кукол. Ребята пришли в восторг, и теперь уже ей снова пришлось основательно взяться за нитку и иголку, постоянно удивляя своих детей чем-то новым и необычным. Ну а те старались не мешать маме, когда она шьет – знали, что она творит волшебство.

С тех пор авторскими куклами Ирина занимается вот уже 30 лет и за это время создала уже почти две тысячи самых разных персонажей. Своих героев мастерица, как правило, делает из пропитанного шелка, который сверху покрывает масляной краской.

А недавно ей пришла в голову идея создавать трогательных бабушек и дедушек. Все началось с первой сшитой старушки, которая оказалась настолько милой и домашней, что рукодельница решила обратить свое внимание на тему пожилых людей. В итоге получилась целая коллекция из нескольких десятков бабушек и дедушек, которую Ирина Верхградская назвала «Дорогие мои старики». Эти работы она даже представляла в Москве на выставке «Формула рукоделия». Многие посетители при виде кукол-старичков не могли сдержать слёз…

Главная тема коллекции – одиночество старого человека. Вот лежит дедушка (явно всеми брошенный) – то ли на больничной койке, то ли на кровати в комнате Дома престарелых. Окрашенные стены, облезлая тумбочка… Кто-то принес ему стандартный подарок – носки, мандарины и открытку, подписанную детской рукой: «С новым годом!». Видимо, школьники в рамках «социально значимой акции». На лице едва заметная грустная улыбка и кажется, что он чуть не плачет – то ли от того, что тронут вниманием, то ли от нахлынувших воспоминаний. Рядом валяется воздушный шарик.

Другая работа Ирины – это целая сценка: внучка в свадебном платье и фате обнимает свою сидящую на кровати бабушку, и неясно, кто более счастлив – то ли невеста, то ли старушка, на лице которой написано: «Как хорошо, что дожила…» Что будет дальше – после того, как бабушка благословит свою внучку и отправит в «свободное плавание»? Старушка навсегда останется в одиночестве или молодые будут ее навещать? Тут можно пофантазировать…

Еще одна, не менее трогательная работа – бабушка с саженцами. Старенькая, явно одинокая хозяйка с особой нежностью заботится о росточках. Тут важная каждая деталь – бережно подстеленное под ящики клетчатое детское одеяльце, старый советский будильник (наверное, ровесник своей хозяйки). И, конечно же, не может не тронуть обстоятельность и аккуратность персонажа, как у «классической» бабушки: каждая вещь на своем месте.

Не менее проникновенно изготовлены и супружеские пары – добрые, наивные, как дети. Ведь и вдвоем можно быть одинокими, всеми покинутыми. Но в то же время – счастливыми.

Где художница черпает вдохновение? Ответ прост: она вглядывается в лица пожилых людей на улице, наблюдает за знакомыми. Ну и, конечно, изучает информацию об одежде и быте стариков в интернете и других источниках.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кукольные пенсионеры Ирины Верхградской: миниатюрные бабушки, которых так хочется обнять

Ирина Верхградская – рукодельница из Новосибирска. Вот уже около 30 лет она создает удивительные куклы, которые невероятно реалистичны, хотя они легко помещаются в ладони взрослого человека.

В детстве Ирина много времени проводила в больницах. Однажды ей подарили куклу, которую девочка назвала Людка. По словам художницы, эта кукла стала ей настоящей подругой и скрашивала ее вынужденное одиночество.

Самая известная ее коллекция называется “Дорогие мои старики” и состоит из миниатюрных кукол бабушек и дедушек, которых сама Ирина помещает в привычные бытовые условия, что делает эти куклы еще более привлекательными и узнаваемыми.

Посмотрите на эту милую бабушку, которая разглядывает фото своей внучки! А еще обратите внимание на спичечный коробок — это поможет вам понять, какими миниатюрными являются эти куклы.

Ирину очень расстраивает судьба многих российских пенсионеров, которые на закате своей жизни остаются совершенно одни. Как-то раз она сделала куклу, изображающую такую одинокую бабушку и вдруг почувствовала облегчение. Она осознала, что своим творчеством может привлечь внимание к одиноким старикам и помочь им таким образом.

Дорогие мои старики…

Каждая кукла Ирины Верхградской – это реальный персонаж, она проживает его жизнь в процессе творчества и часто та или иная фигурка имеет реального прототипа. В процессе работы рукодельница прорабатывает каждую мелкую деталь, чтобы куклы выглядели как можно более реалистичными.

Как сибирская рукодельница создает эти куклы?

Свои куклы сибирская мастерица делает из специального запекаемого пластика. Этот материал очень хорошо подходит для изображения сморщенного, пожилого лица. Затем она прорисовывает другие детали масляными красками и шьет им одежду. Много времени также уходит и на создание соответствующего интерьера, который полноценно вписывается в общую картину.

Когда смотришь на фотографии кукол Ирины Верхградской , сразу же вспоминаешь о своих бабушках и дедушках. Если они еще живы – сразу спешишь им позвонить и услышать родной голос. Если уже отошли в мир иной – перед глазами всплывает светлый образ и сама собой льется молитва за близкого человека.

Много рассказывать про эти удивительные куклы не буду – их лучше как можно подробнее рассмотреть. Скажу лишь, что Ирина создала уже более 1 500 таких кукол, каждая из которых является самым настоящим шедевром!

Куклы наших бабушек

Куклы наших бабушек.

Статья написана для журнала «народное творчество» в 2010 году, не опубликована.

Кукла одна из самых древних и любимых игрушек человечества. Делали и делают кукол из различных материалов, дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках Помпеи, известны и более ранние куклы, датированные 4 веком до нашей эры, хранится она в Британском музее.

В настоящее время возрос интерес к народной культуре, к своим корням. Возрождаются древние ремесла, вышивка, ткачество, резьба по дереву, славянская писанка, поясоплетение, народная тряпичная кукла. В центре ремесел московского округа Хамовники с названием « Славич» мастера ремесленники передают эти ремесла так, как передавали им мастера и умельцы, знатоки этих ремесел. Сами мастера не только повторяют и сохраняют народные традиции, но используют вещи по своему назначению, так как это было в народном быту.

Я хочу рассказать о народной кукле. Тряпичная народная кукла для меня стала частью жизни, не только творчеством, а частичкой моего быта. Я изучаю куклу 5 лет, за это время я создала курс обучения тряпичной народной кукле, создаю свою школу, вышло несколько обучающих дисков, выпущена книга, написанная в соавторстве с Натальей Догаевой «Кукольный сундучок», в которой описания и схемы 40 кукол. Сама я обучалась у народных мастеров России, в мастерской Дома Ремесел Заповедника народного быта под Иваново.

Сейчас многие увлекаются народной куклой, она незаменима в работе с детьми, в работе психологов, дизайнеров, родители, делая с детьми куколок, начинают больше понимать друг друга.

К сожалению, старики – хранители традиции, уходят, и все меньше остается возможностей найти куколок. Не нужно оставлять усилий найти и сохранить их. Современные мастера ездят по деревням в поисках оставшихся носителей нашей, русской, славянской культуры, с надеждой встретить и записать – сохранить этнографические записи и образцы. Возможность найти куклу, которая в чистом виде обрядовая или обережная найти непросто, и очень мала. Поскольку сейчас хранители куколок наши бабушки, которые сами росли уже в советские времена, когда вытравливалась из сознания народная память и традиции. В это время куколки перешли из обряда сакральных, несущих знание о мире, могущих помочь человеку воздействовать на жизнь и судьбу, в разряд игровых.

Куколок делали из ношеной одежды, несущей часть человеческой души и уже оттого обережной ткани, ее не резали, не кололи острыми предметами, кукол не разбрасывали по дому и относились бережно. Такие куколки имели каждая свое место и назначение, они были частью дома и быта, хранителями и помощниками в обрядах направленных на обеспечение лучшей жизни. Такие куклы сохранились мало.

Но они сохранились, как часть, как основа куколок, в которые играли наши бабушки. Куколки, которым шили одежду, которых делали сами дети, для младших детей, хранят внутри одежки саму основу, в которой сохранено знание об устройстве мира, как его видели наши предки. Дети по сей день –носители частичек древних обрядов, которые хранятся в играх.

В наше время еще не все утрачено, нужно только стать внимательней, и важные находки могут быть рядом! Расспросите своих мам, бабушек, соседок и они, иногда откажутся, скажут – ничего не помню, через некоторое время могут вспомнить и рассказать, как играли, во что играли, в какие куклы. И иногда столько вспомнят! Только успевай, записывай. А записать надо:

Год рождения и место рождения

Девичью фамилию (если женщина)

Место бытования куклы

И место где жил информатор или информант ( так называется человек, рассказ которого записывайте)

Кто научил, как звали, год рождения и место бытования куклы.

И, конечно как играли с этой куколкой или в эту игру.

Тогда это будет этнографический сбор, и он будет иметь основу и ссылку на источник.

Сейчас заботит и удручает положение в информационной сети – интернет, где пишут без ссылок на источники, личные догадки зачастую кочуют с форума на форум как истина и вводят в заблуждение. Это огорчает, потому что кукла – не только игрушка, кукла по прежнему помощник в жизни, она по настоящему может помочь человеку изменить жизнь к лучшему. Она часть мировоззрения народа, который видел мир в целом и живым, и знал и умел обращаться к силам природы и владел настоящей магией. Магия это была направлена только на жизнь, на счастье, а не на плохое, как приучили думать из-за кукол вуду из американских фильмов.

В этой статье я хочу поделиться своей находкой – куколкой Валентины Буниной, учителя труда в московской школе. Она обратилась ко мне за одной куколкой, а я попросила ее обменяться куколками. Она засомневалась, где же взять-то? Я посоветовала спросить у мамы и учеников, они могли бы опросить своих мам и бабушек. И я угадала, мама Валентины рассказала и показала такую куколку, мы ее сделали и записали, теперь ей может научиться каждый. Как ее делать можно научиться, по книге «Кукольный сундучок» из-во «Белый город» 2010 г. Написанная мной и Натальей Догаевой .

Передала Бунина Валентина

информатор Зотова (Шустова дев. фамилия) Зоя Петровна ( ее мама)

Родилась в дер. Шемякино Боровской р-он. Московской обл. (сейчас Калужская)

Научилась у своей бабушки, у которой жила в этой деревне.

Кукла бытовала там же, в московской губернии.

Как делать.

Брали три одинаковых квадрата, размером с ладонь.

1. Сначала шьем мешочек, швом через край (она шила так )

2. Перегибаем квадрат и сшиваем по бокам, выворачиваем

3. Набиваем ветошью или очесами льна

4. Потом делаем голову, в середину квадрата кладем очесы или ветошь и завязываем нитью ил тонкой тряпочкой,

получается узелок. Можно из квадрата сделать круг.

Голову вкладываем в готовый мешочек по горлышку, пришиваем.

5. Руки скатываем в скатку, завязываем, отступив, немного от края и пришиваем сзади тела мешочка

7. Пришиваем волосы ( любым способом)

8. Одеваем рубаху —

длиной с тело куклы – вырезаем лоскут буквой Т и сшиваем срезы, выворачиваем и одеваем на куклу

Шьем сарафан ( его называли – шубка) – присборен спереди

Делали таких кукол разного размера, ног у куклы нет, играли двигая ручками.

Рассказ Зои Петровны Зотовой (информатора) который передала Валентина Бунина.

….Она сказала, что бабушка ей шила кукол. Голову делали как шарик , набивали тряпочками и затягивали веревкой. Туловище скручивали и зашивали,чтобы не распускалось. Потом голову пришивали к туловищу. Делали ручки из скруток и тоже пришивали к туловищу. Ножки делали не всегда. Если хотели, что бы она стояла, то туловище было длинное. На талии его перетягивали веревочкой. Иногда делали туловище покороче и потоньше, тогда к нему пришивали ножки. Ступню делали тоже шариками. Иногда, чтобы она была более вытянутая вкладывали щепочки в ступню. Это зависело от того, что хотели сделать с куклой. Волосы делали из льна или шерсти, потому что бабушка умела прясть. Она сама делала льняное полотно и шерстяную пряжу. Мама говорит, что лицо они кукле рисовали, потому что играть без лица было неинтересно. Платья шили из кусочков, которые были в доме.
Такую куклу шили лет 75 назад. У меня мама уже старенькая. Ей 79 лет. А у ее подружек кукол не было. Когда она стала постарше, то учила девочек делать кукол, чтобы было с кем играть.
Летом они делали кукол из травы. Собирали траву. Связывали ее в пучок. Пушистая часть травы была юбкой. Голову тоже делали из травы. Скатывали ее в комок и обматывали нитками. Потом прикрепляли ее к туловищу. Руки делали тоже из травы или из веток. В таких кукол они играли в основном на улице. Потому что можно из травы сделать шалаш, в котором эти куклы жили

…..Бабушка носила шубку. Это что-то типа сарафана. Она шилась из восьми полок. Полки были достаточно большие и кроились клиньями, как у клиньевой юбки. Вверху были сборки, но не очень много. Внизу, чтобы шубка не висела тряпочкой, пришивалась тесьма. Тесьма была жесткая со щеточкой. Шубка носилась над грудью и держалась на плечах на бретелях. Кофта в обычные дни надевалась сверху и тоже была расширенная книзу от груди. В праздничные дни на шубку надевалась кофта в талию. На ней было много пуговок, и от талии была баска.
Кукол тоже одевали, похоже. Шилась такая шубка, только мама говорит, что клиньев они шили 2 или 4. На плечи одевались лямочки. Кофта надевалась сверху и была прямая или с боков чуть-чуть расширенная. Кофту кроили как обычную рубаху.
На голову надевали платочек. Волосы пришивали редко, и мама не помнит как.

Лицо рисовали или вышивали.

Эта куколка, на мой взгляд, очень показательна, в ней видна основа, основа столбик, которая скручивалась из ткани, или в кусок ткани заворачивали деревянный столбик, или мешочек набивался каким-то материалом, ветошью, опилом, зерном. Некоторые обережные, обрядовые куклы были без одежды и после того, как они отслужили свою службу, их отдавали детям. Дети шили им одежду, рисовали лицо. В традиционной народной кукле сохранена основа, так как передавали кукол что называется «по прямой передаче», от мамы к дочери, от бабушки к внучке. Это сохранило неизменным способ изготовления, а так же и видение наших предков, потому что ничего не выдумывалось, не выкидывалось, старики говорили : «Не мы заводили (обычай) , не нам менять)». Ручки куклы без шитья, сохранили закатанную и завязанную по краям трубочку из ткани, этот способ присущ обрежным куклам и красная нить, которой завязаны ручки.

Много можно писать и рассматривать, разглядывать эту куклу пытаясь понять, разглядеть, что за этой простотой. Чтобы это понять нужно, изучать самих кукол, ту среду мир-культуру, где она жила и существовала, это для тех пытливых душ, которые озадачены глубокими вопросами о смысле бытия.

А можно просто научиться делать куколку, шить ей одежду и играть. Как раньше играли в свадьбы, готовясь к одному из главных переходов жизни, отыгрывая все обряды, всей семьи, в игре было до десятка кукол. Мать, отец, родня жениха и невесты. Можно вышивать и шить кукольную, и не только, одежду, изучать, как одевались, зачем служила одежда.

Самим понять и изучить свадебный обряд потрясающей глубины, познавать обычаи наших родичей, возвращать, восстанавливать в современной жизни.

Для тех, кто желает понять и сохранить нашу культуру и традиции, моя статья – пример поиска и записи, сохранения духовного наследия наших предков, без преувеличения, кукла – один из важнейших помощников человека, может быть заместитель в иных мирах души ?

В заключение, хочется сказать о важности сборов и сохранение уклада нашего народа, возвращение уважения и самоуважения, к себе как к народу, в мире, где идет слияние культур, совместного проживания разных национальностей важно, чтобы мы сохраняли свое, знакомили со своей богатейшей глубокой культурой, что поможет, на мой взгляд, пониманию, взаимоуважению и миру, диалогу культур.

Читайте также:  Вышивка крестом католического креста
Оцените статью