Балахнинские кружева нижегородской области

Содержание
  1. Балахнинское кружево
  2. «Балахонский манер». Балахнинское кружево
  3. Кружевная Россия: как выглядит балахнинское кружево
  4. Балахнинские кружева
  5. Записи сообщества Поиск Балахнинские кружева запись закреплена Клуб ПАРАСКЕВА: ткачество, традиционный костюм Период создания:Конец ХIХ-нач.ХХвв. Материал, техника:бумага, печать Размер:26х19,5 см Место создания:— Номер в Госкаталоге:28154093 Номер по КП (ГИК):ГИМ 51006/5895 Инвентарный номер:И-III-в 17708 Внешняя ссылка:— Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей». А. Земцов (автор оригинала), Барановский (гравер). «Нива». Мариинская практическая школа кружевниц в СПБ. Репродукция. Период создания:Конец ХIХ-нач.ХХвв. Материал, техника:бумага, печать Показать полностью. Размер:26х19,5 см Место создания:— Номер в Госкаталоге:28154093 Номер по КП (ГИК):ГИМ 51006/5895 Инвентарный номер:И-III-в 17708 Внешняя ссылка:— Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей». Балахнинские кружева запись закреплена Балахнинский музейный комплекс Балахнинские кружева запись закреплена Балахнинский музейный комплекс История одного костюма Городской костюм начала XX в. Юбка из черной репса с набивным рисунком. Кофта из желтого сатина. Кружевная косынка из черного шелка плетенная на коклюшках в многопарной технике плетения. Основной фон — двухбулавная решетка. Центр косынки украшен стилизованным вазоном, заполненным клюневой решеткой, из вазона выходят листья «огурцы», шапки роз. Венчают вазон цветы, заполнены жемчужной решеткой, по верхнему краю украшены девятью полотняными лепестками. Кайма клюневая. Балахнинские кружева запись закреплена ТИМ ИЛЬЯСОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ #кружевные истории ЛЕТНЕЕ КРУЖЕВНОЕ ПАЛЬТО В 1890-1900-е годы в России мода на летнюю верхнюю одежду стала причиной очень большого производства всевозможных кружевных пальто и лёгких полупальто с укороченным рукавом (труака́р, фр. trois-quart, «три четверти»). Их популяризировали журналы «Модный магазин», «Новый русский базар», «Модный свет», «Дамский мир». Показать полностью. Модницы не только пришивали кружево к шляпкам, платкам, блузам, юбкам, на платье, но и с удовольствием носили полностью выплетенные на коклюшках кружевные наряды. Материалом служил как суровый или отбелённый лён, так и натуральный шёлк чёрного или золотисто-бежевого оттенка. Уже к началу ХХ века летнее кружевное пальто стало неотъемлемой частью нарядного и повседневного женского костюма. Лёгкая кружевная верхняя одежда находила спрос среди разных социальных слоёв населения: дворян, купцов, мещан. Плетением так называемого «фасонного кружева» занимались мастерицы многих кружевных центров страны, но наиболее крупное кружевное производство сложилось в Вологде. В советском кинематографе есть немало примеров, когда художнику по костюмам, чтобы более точно передать образ персонажа эпохи кон. XIX – нач. ХХ вв., частенько приходилось прибегать к помощи кружевниц. Так, например, в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» актриса Антонина Шуранова, исполнявшая роль Анны Петровны Войницевой, появляется в кадре в великолепном кружевном пальто, а в историческом фильме «Лев Толстой» героиня Тамары Макаровой Софья Андреевна выходит на прогулку в летнем кружевном труакаре. Балахнинские кружева запись закреплена Балахнинский музейный комплекс «Три века балахнинского кружева». Лекция директора Балахнинского музейного комплекса Марии Карташовой. Балахнинские кружева запись закреплена ПЕТЕРБУРГСКИЙ ШВЕЙНЫЙ ДОМ | ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА Балахнинские кружева запись закреплена Захожское кружево города Кириши Знаменитости в кружевах ручной работы. На сцене, на экране телевизора и в жизни. Балахнинские кружева запись закреплена Администрация Балахнинского округа Книгу «Балахнинский кружевной промысел» издадут при поддержке регионального правительства Члены издательского совета Нижегородской области утвердили перечень книг, которые будут изданы при финансовой поддержке правительства Нижегородской области в 2020 году. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства региона. Показать полностью. В их числе — издания, приуроченные к 800-летию города, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также краеведческие книги о знаковых местах Нижегородской области и известных нижегородцах. Одна из них — книга «Балахнинский кружевной промысел» (М.В. Карташова, Л.Ф. Васильева, С.В. Пухова), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц». Всего в 2020 году на поддержку книгоиздания в рамках реализации мероприятий государственной программы «Информационная среда Нижегородской области» из областного бюджета выделено 2 млн. 529 тыс. рублей. Всего в 2020 году поступила 21 заявка от 7 издательств. Каждый проект оценивали члены издательского совета Нижегородской области по следующим критериям: актуальность, ценность с точки зрения исторической, научной, образовательно-просветительской, художественной, воспитательной и иной значимости. По итогам голосования был составлен рейтинговый список издательских проектов, а также рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного правительства, исходя из объема бюджетных средств на поддержку книгоиздания в этом году. Выпуск 8 отобранных изданий будет осуществлен до конца текущего года. По традиции, около 70% тиража изданных книг на безвозмездной основе будет передано в библиотеки, архивные и музейные учреждения и общественные организации области. «Большинство из заявленных издательских проектов при их широкой публикации могут внести достойный вклад в популяризацию наших культурных ценностей, в развитие исторической памяти и привлекательности нашего города. Многие работы обладают высокой образовательно-просветительской, художественной и воспитательной ценностью. Я поздравляю авторов проектов и издательства, которые вошли в перечень издательских проектов, рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, и уверен, что скоро всех нижегородцев ждет увлекательно-познавательное чтение. Напомню, что Нижегородская область — один их немногих регионов России, в котором финансово поддерживается книгоиздание, а после выхода в свет книги бесплатно распространяются в библиотеки, школы города и области», — рассказал председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода, член Комитета экспертов ЮНЕСКО и Международной организации труда, Почетный гражданин Нижнего Новгорода Геннадий Рябов. «Хотелось бы пожелать, чтобы как можно больше книг, изданных при поддержке правительства области, играло важную роль в жизни нашего города», — отметила Почетный гражданин Нижнего Новгорода, профессор кафедры ЮНЕСКО международного института экономики, права и менеджмента ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», автор более 200 публикаций Татьяна Виноградова. Напомним, что издательская программа правительства области действует с 2008 года. В состав издательского совета входят представители научного сообщества, руководители ведущих региональных издательств, полиграфических предприятий, областного отделения Союза писателей России и Литературного фонда России, члены высшего творческого совета Союза писателей России, руководители областной библиотечной системы, нижегородских музеев, фонда народных художественных промыслов, органов исполнительной власти региона. За 12 лет при содействии областного Правительства издано 95 книг общим тиражом свыше 75 тысяч экземпляров на общую сумму 28,9 млн рублей. Нижегородская область по количеству выпущенных изданий и их общему тиражу входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе, который признан самым «книжным» из федеральных округов. Поддержка книгоиздания со стороны Правительства Нижегородской области также высоко оценена Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Ассоциацией книгоиздателей России. В перечень изданий, рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного бюджета в 2020 году, вошли следующие издательские проекты: — книга «Улица Большая Печерская: соединение эпох» (О.В. Орельская, С.В. Петряев), ООО «БегемотНН»; — альбом «Нижегородский государственный художественный музей» (Я.И. Гройсман, Р.Ю. Жукарин, И.В. Миронова), ООО «Издательство «Деком»; — книга «Нижегородцы — кавалеры Георгиевского креста Великой войны 1914−1918 гг.», том 3 (Р.В. Кауркин, А.В. Молоков), ООО «Издательство «Деком»; — книга «Ивница. Курская Хатынь» (Ф.Г. Сухов), ООО «Издательство «Деком»; — книга «Балахнинский кружевной промысел» (М.В. Карташова, Л.Ф. Васильева, С.В. Пухова), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц»; — книга «Нижний Новгород — город трудовой доблести» («Нижний Новгород — арсенал Победы») (М.Н. Вдовин, А.М. Горева), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц»; — альбом «Наследие художника Ивана Волкова (1847—1893)» (Е.В. Столярова), ООО «Икса»; — альбом «Нижний Новгород — 800» (Я.И. Гройсман, Н.В. Резанова, Н.Г. Григорьева), ООО «Издательство «Деком».
Читайте также:  Выкройки цветов их шелка

Балахнинское кружево

История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна.

С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством… Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.

Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения – самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.

Балахнинские плетеи создали особый «балахонский манер». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Читайте также:  Кройка шитье женского платья

Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.

В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья – тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.

В 1912 г. Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.

Богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее.

На выставке-экспозиции представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX – начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты… Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой. Здесь же подвижники этого промысла Г.А. Котова и Г.В. Муравьева проводят мастер-классы по плетению на коклюшках. Создан «Клуб любителей кружева».

«Балахонский манер». Балахнинское кружево

Находясь под глубоким впечатлением после посещения вологодского музея кружева, по возвращении из Вологды, буквально через несколько дней ваша покорная слуга собралась в Балахну. На сайте Балахнинского музейного историко-художественного комплекса к своему разочарованию обнаружила, что музей кружева в Балахне прекратил свое существование. Списалась с сотрудниками комплекса по электронной почте и узнала, что теперь экспозиция упраздненного музея выставлена в другом здании, а именно – в «Доме А.А. Плотникова». И это уже не специализированный музей кружева, и выставленная здесь экспозиция – лишь малая толика собрания кружев, хранящегося в запасниках.

Музей в целом очень хороший, но как разителен контраст с Вологдой! Само здание снаружи выглядит весьма плачевно, а экспонаты – уникальные, неповторимые шали и косынки XIX – начала XX вв. – находятся не в специальных выставочных стендах под стеклом, а просто висят на стенах. Хотелось бы поблагодарить сотрудниц музея за доброжелательность, за стремление рассказать об экспозиции – ведь экскурсию я не покупала, а просто самостоятельно ходила по залам. О замечательной коллекции старинных икон и об экспозиции работ художника Николая Ростовцева я уже писала в рамках этого проекта . Поговорим, наконец, о кружевах, о знаменитом «балахонском манере».

На стене музея висит под стеклом статья «Кружевная Балахна» – ее текст я привожу здесь полностью:

«История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.

Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна.

С незапамятных времён славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством… Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития, и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.

Промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.

Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения – самая сложная и трудоёмкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.

Балахнинские плетеи создали особый «балахонский манер». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.

Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.

В начале XX в. кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоёмкая технология плетения и дороговизна исходного сырья – тонкого шёлка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.

В 1912 г. Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.

В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее.

На выставке-экспозиции представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX – начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты… Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой.»

Честно говоря, я не пересчитывала экспонаты, но мне кажется, я увидела много меньше, чем «около 100 образцов». И как мне удалось выяснить уже в январе 2015 года, у музея просто нет возможности показать коллекцию во всей красе из-за банального отсутствия помещений. Согласитесь, очень обидно! И очень странно, что городские и областные власти абсолютно не уделяют внимания сохранению и популяризации промысла, некогда бывшего гордостью Нижегородской губернии. Ведь балахнинское кружево, в отличие от того же вологодского, более мягкое, тонкое и нежное, потому что плелось из шелковых нитей. Мне удалось украдкой потрогать это кружево. Да, разница существенная!

Следует отметить также, что отличительной чертой балахнинской школы коклюшечного кружевоплетения является использование в большей мере многопарной техники. Иногда количество пар коклюшек доходит до 500! Причем, в процессе работы количество пар не меняется, изделие выполняется по всей ширине, что чрезвычайно усложняет саму технологию, но позволяет создавать необычайно тонкий и мягкий тюль. Предлагаю посмотреть интереснейший сюжет, снятый еще в 2011 году телеканалом «Загородная жизнь». Мастер кружевоплетения, член союза художников России, руководитель народной мастерской «Балахнинские узоры» Котова Галина Александровна рассказывает об искусстве, которому посвятила свою жизнь.

«Балахонский манер» не умирает благодаря лишь настоящим подвижницам, энтузиасткам — таким как Галина Александровна Котова и Галина Викторовна Муравьева, которые не просто сохраняют секреты старинного искусства, но и новаторски развивают его, обучают всех желающих этому непростому ремеслу, проводят мастер-классы и обмениваются творческим опытом с коллегами-кружевницами не только из других городов России, но и из-за рубежа. Галина Викторовна занимается историей русского кружевного промысла, выступает с докладами на международных конференциях. Ее статьи вы можете прочитать в открытой группе Клуб любителей кружева в социальной сети ВКонтакте.

Татьяна Шепелева. Январь-февраль 2015 года

Кружевная Россия: как выглядит балахнинское кружево

Я серьезно заболела народными промыслами. А точнее — кружевоплетением. Наверное, потому, что я не умею этого делать.

Справедливости ради отмечу, что это один из немногих видов рукоделия (если не единственный), которым я не занималась)) Хорошо, что у меня есть Люся-всезнайка!

Сегодня на повестке дня — балахнинское кружево . Особенный рисунок, тонкие шелковые нити — и вот оно, легкое, воздушное и невероятно красивое. Начнем с него. Да, Люся?

— Да, давай. Мне оно тоже очень нравится. Вообще надо сказать, что в XIX веке в России уже в 17 губерниях серьезно занимались кружевоплетением. Это Московская и Тульская, Новгородская и Орловская, Нижегородская и Вологодская.

— Люся, а Балахна — это же где-то на Волге?

— Точно. Балахна — городок в Нижегородской губернии . И кружево там плетут особенное — из шелковых нитей, чаще всего кремовое или черное (как шантильи).

Те, кто читал нашу предыдущую статью про Мариинскую Практическую школу кружевниц (а кто не читал, найдут ссылку в конце), уже знают, что в Санкт-Петербурге готовили мастериц кружевного дела. Все для того, чтобы они обучали других.

Одна из выпускниц Мариинской школы, Дарья Ивановна Сергеева, стала начальницей школы кружевниц Балахны .

— Люся, скажи, а чем балахнинское кружево так отличается от других? Ну, кроме шелковых ниток?

— Ой, знаешь какая сложная у них техника плетения! Для создания кружева в технике многопарного плетения — «балахонский манер» — потребуется много пар коклюшек — от 60 до 600!

Балахнинское кружево цельноплетеное — рисунок и фон выплетаются одновременно.

А выглядит как чудесно! На ажурных решетках расположены густые растительные орнаменты: цветы, гроздья винограда, вазоны, стилизованные дубовые листья, балахонская роза и огурец.

И смотрите, каков результат!

Вот, друзья, какая красота может получиться в умелых руках! Тема эта настолько обширная, что рассказывать мы с Люсей будем понемногу. Продолжение здесь: Кружевная Россия: что такое «балахонский манер» и почему он исчезает

Подписывайтесь на канал и следите за нашими публикациями. Конечно, если вам это интересно!

Балахнинские кружева

  • Записи сообщества
  • Поиск

Балахнинские кружева запись закреплена
Клуб ПАРАСКЕВА: ткачество, традиционный костюм

Период создания:Конец ХIХ-нач.ХХвв.
Материал, техника:бумага, печать
Размер:26х19,5 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:28154093
Номер по КП (ГИК):ГИМ 51006/5895
Инвентарный номер:И-III-в 17708
Внешняя ссылка:—

Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей».

А. Земцов (автор оригинала), Барановский (гравер). «Нива».
Мариинская практическая школа кружевниц в СПБ. Репродукция.

Период создания:Конец ХIХ-нач.ХХвв.
Материал, техника:бумага, печать
Показать полностью.
Размер:26х19,5 см
Место создания:—
Номер в Госкаталоге:28154093
Номер по КП (ГИК):ГИМ 51006/5895
Инвентарный номер:И-III-в 17708
Внешняя ссылка:—

Местонахождение
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей».

Балахнинские кружева запись закреплена
Балахнинский музейный комплекс

Балахнинские кружева запись закреплена
Балахнинский музейный комплекс

История одного костюма

Городской костюм начала XX в.

Юбка из черной репса с набивным рисунком.
Кофта из желтого сатина.
Кружевная косынка из черного шелка плетенная на коклюшках в многопарной технике плетения. Основной фон — двухбулавная решетка. Центр косынки украшен стилизованным вазоном, заполненным клюневой решеткой, из вазона выходят листья «огурцы», шапки роз. Венчают вазон цветы, заполнены жемчужной решеткой, по верхнему краю украшены девятью полотняными лепестками. Кайма клюневая.

Балахнинские кружева запись закреплена
ТИМ ИЛЬЯСОВ / ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЫ

#кружевные истории
ЛЕТНЕЕ КРУЖЕВНОЕ ПАЛЬТО

В 1890-1900-е годы в России мода на летнюю верхнюю одежду стала причиной очень большого производства всевозможных кружевных пальто и лёгких полупальто с укороченным рукавом (труака́р, фр. trois-quart, «три четверти»). Их популяризировали журналы «Модный магазин», «Новый русский базар», «Модный свет», «Дамский мир».
Показать полностью. Модницы не только пришивали кружево к шляпкам, платкам, блузам, юбкам, на платье, но и с удовольствием носили полностью выплетенные на коклюшках кружевные наряды. Материалом служил как суровый или отбелённый лён, так и натуральный шёлк чёрного или золотисто-бежевого оттенка.

Уже к началу ХХ века летнее кружевное пальто стало неотъемлемой частью нарядного и повседневного женского костюма. Лёгкая кружевная верхняя одежда находила спрос среди разных социальных слоёв населения: дворян, купцов, мещан. Плетением так называемого «фасонного кружева» занимались мастерицы многих кружевных центров страны, но наиболее крупное кружевное производство сложилось в Вологде.

В советском кинематографе есть немало примеров, когда художнику по костюмам, чтобы более точно передать образ персонажа эпохи кон. XIX – нач. ХХ вв., частенько приходилось прибегать к помощи кружевниц. Так, например, в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» актриса Антонина Шуранова, исполнявшая роль Анны Петровны Войницевой, появляется в кадре в великолепном кружевном пальто, а в историческом фильме «Лев Толстой» героиня Тамары Макаровой Софья Андреевна выходит на прогулку в летнем кружевном труакаре.

Балахнинские кружева запись закреплена
Балахнинский музейный комплекс

«Три века балахнинского кружева».
Лекция директора Балахнинского музейного комплекса Марии Карташовой.

Балахнинские кружева запись закреплена
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ШВЕЙНЫЙ ДОМ | ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Балахнинские кружева запись закреплена
Захожское кружево города Кириши

Знаменитости в кружевах ручной работы. На сцене, на экране телевизора и в жизни.

Балахнинские кружева запись закреплена
Администрация Балахнинского округа

Книгу «Балахнинский кружевной промысел» издадут при поддержке регионального правительства

Члены издательского совета Нижегородской области утвердили перечень книг, которые будут изданы при финансовой поддержке правительства Нижегородской области в 2020 году. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и правительства региона.
Показать полностью.

В их числе — издания, приуроченные к 800-летию города, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также краеведческие книги о знаковых местах Нижегородской области и известных нижегородцах. Одна из них — книга «Балахнинский кружевной промысел» (М.В. Карташова, Л.Ф. Васильева, С.В. Пухова), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц».

Всего в 2020 году на поддержку книгоиздания в рамках реализации мероприятий государственной программы «Информационная среда Нижегородской области» из областного бюджета выделено 2 млн. 529 тыс. рублей.

Всего в 2020 году поступила 21 заявка от 7 издательств. Каждый проект оценивали члены издательского совета Нижегородской области по следующим критериям: актуальность, ценность с точки зрения исторической, научной, образовательно-просветительской, художественной, воспитательной и иной значимости. По итогам голосования был составлен рейтинговый список издательских проектов, а также рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного правительства, исходя из объема бюджетных средств на поддержку книгоиздания в этом году. Выпуск 8 отобранных изданий будет осуществлен до конца текущего года.

По традиции, около 70% тиража изданных книг на безвозмездной основе будет передано в библиотеки, архивные и музейные учреждения и общественные организации области.

«Большинство из заявленных издательских проектов при их широкой публикации могут внести достойный вклад в популяризацию наших культурных ценностей, в развитие исторической памяти и привлекательности нашего города. Многие работы обладают высокой образовательно-просветительской, художественной и воспитательной ценностью. Я поздравляю авторов проектов и издательства, которые вошли в перечень издательских проектов, рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного бюджета, и уверен, что скоро всех нижегородцев ждет увлекательно-познавательное чтение. Напомню, что Нижегородская область — один их немногих регионов России, в котором финансово поддерживается книгоиздание, а после выхода в свет книги бесплатно распространяются в библиотеки, школы города и области», — рассказал председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода, член Комитета экспертов ЮНЕСКО и Международной организации труда, Почетный гражданин Нижнего Новгорода Геннадий Рябов.

«Хотелось бы пожелать, чтобы как можно больше книг, изданных при поддержке правительства области, играло важную роль в жизни нашего города», — отметила Почетный гражданин Нижнего Новгорода, профессор кафедры ЮНЕСКО международного института экономики, права и менеджмента ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», автор более 200 публикаций Татьяна Виноградова.

Напомним, что издательская программа правительства области действует с 2008 года. В состав издательского совета входят представители научного сообщества, руководители ведущих региональных издательств, полиграфических предприятий, областного отделения Союза писателей России и Литературного фонда России, члены высшего творческого совета Союза писателей России, руководители областной библиотечной системы, нижегородских музеев, фонда народных художественных промыслов, органов исполнительной власти региона.

За 12 лет при содействии областного Правительства издано 95 книг общим тиражом свыше 75 тысяч экземпляров на общую сумму 28,9 млн рублей. Нижегородская область по количеству выпущенных изданий и их общему тиражу входит в число лидеров в Приволжском федеральном округе, который признан самым «книжным» из федеральных округов. Поддержка книгоиздания со стороны Правительства Нижегородской области также высоко оценена Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Ассоциацией книгоиздателей России.

В перечень изданий, рекомендуемых для получения финансовой поддержки за счет средств областного бюджета в 2020 году, вошли следующие издательские проекты:

— книга «Улица Большая Печерская: соединение эпох» (О.В. Орельская, С.В. Петряев), ООО «БегемотНН»;

— альбом «Нижегородский государственный художественный музей» (Я.И. Гройсман, Р.Ю. Жукарин, И.В. Миронова), ООО «Издательство «Деком»;

— книга «Нижегородцы — кавалеры Георгиевского креста Великой войны 1914−1918 гг.», том 3 (Р.В. Кауркин, А.В. Молоков), ООО «Издательство «Деком»;

— книга «Ивница. Курская Хатынь» (Ф.Г. Сухов), ООО «Издательство «Деком»;

— книга «Балахнинский кружевной промысел» (М.В. Карташова, Л.Ф. Васильева, С.В. Пухова), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц»;

— книга «Нижний Новгород — город трудовой доблести» («Нижний Новгород — арсенал Победы») (М.Н. Вдовин, А.М. Горева), ООО производственно-коммерческая фирма «Кварц»;

— альбом «Наследие художника Ивана Волкова (1847—1893)» (Е.В. Столярова), ООО «Икса»;

— альбом «Нижний Новгород — 800» (Я.И. Гройсман, Н.В. Резанова, Н.Г. Григорьева), ООО «Издательство «Деком».

Оцените статью