Башкирская шапка с хвостом выкройка

Башкирская шапка с хвостом выкройка

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шить следует с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку складывают с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачивают на машинке нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, нужно вывернуть изделие так, чтобы бархатная ткань на 1‒2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделать аккуратный шов. Отступив на 3 мм от него вверх, сделать еще один шов. Для придания жесткости нижней части необходимо продеть шпагат в кулиску. Надлобная часть готова.

Снизу по лицевой стороне надо отметить высоту тюбетейки ‒ 8‒9 см ‒ и светлыми нитками линию: по ней будут сшиваться боковая и верхняя части тюбетейки. Простегать швом «вперед иголка» наклонными линиями участок между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Следует подобрать потолще веревочки, чтобы тюбетейка хорошо держала форму, иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу до верхнего стежка, вынуть через подклад наружу, отрезать веревку. Так нужно обработать все ряды между вертикальными стежками. Подтянуть ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли внутрь изделия.

Затем простегивается верх тюбетейки. Верхний круг необходимо дугообразными линиями разделить на шесть частей. Каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, следует сделать лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам шести треугольников, получаем шесть дугообразных линий. Эти линии нужно перевести через копирку на подкладку. После этого подкладку притачать к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегать все шесть дугообразных линий и продеть в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, вывести иглу, отрезать нить и, слегка потянув ткань, убрать внутрь торчащие концы. Так следует простегать всю поверхность круга.

Читайте также:  Ирландское кружево схемы бабочек

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки нужно разделить на четыре одинаковые части. Соединить детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачать их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогнуть за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришить.

Вывернуть тюбетейку, внутри слегка опрыснуть водой, надеть на специальную форму до высыхания.

Откуда взялась знаменитая башкирская шапка с лисьим хвостом?

Нынешняя артистическая молодежь и представить не может современную башкирскую сцену без национального мужского головного убора – традиционной шапки «с хвостиками». Между тем, у нее есть конкретный автор. Уфимский мастер Галим Рахимкулов (Мухаметкалим Сайфульгалимович Рахимкулов). Вот что об этом рассказывает его сын, видный ученый, литературовед Мурат Галимович Рахимкулов, член Союза писателей СССР.

Мой отец Мухаметкалим Сайфульгалимович Рахимкулов – из башкирского села Сафар нынешнего Чишминского района. Дед Сайфульгалим был образованным, писал стихи в уфимских, казанских журналах. Отец родился в 1888 г. В 1912 году устроился учеником в мастерскую головных уборов братьев Симоновых в Уфе, быстро стал классным мастером. После революции работал в мастерской Текстильного отдела Башкирского СНХ (совнархоза) в цехе пошива головных уборов. Далее эта мастерская передавалась в состав Промкооператива, промартели «Утильзаготовитель» и, наконец, объединения «Союзбытпушнина».

Мы жили в доме на углу улиц Революционной – Социалистической. Отец работал без выходных, по ночам, и давал более 300% нормы. В 1938 году ему дали звание «стахановец». Дома имелись швейная, скорняжная и стригальная машины, комплект разных форм. В те годы он стал выполнять заказы БГАДТ, ансамбля танца по изготовлению национальных шапок. Требовали изготовить оригинальный головной убор, предназначенный для танца. В результате, была изготовлена модель, которой, по существу, не было в жизни: с отворотом по всей окружности, с острым верхом и двумя длинными хвостами сзади.

Сначала ее не восприняли. Позже, после использования на сцене, дело пошло. Зав костюмерного цеха БГАДТ М. Янбухтина в 1939 г. сделала два больших заказа. У меня сохранились справки с ее подписью. Ранее, еще в 1936 году, первые из шапок были подарены М. И. Калинину и отправлены И. В. Сталину и К. Е. Ворошилову. Об этом свидетельствует справка Уфимского Дома Красной Армии от 30. 11. 1936 года. Вот что говорится в справке, подписанной зав. костюмерным цехом М. Янбухтиной:

Дана настоящим Рахимкулову М. В том, что заказ для БГАДТ был сделан им по заказу театра как мастером исторических народных шапок башкирского народа для постановки «Салават Юлаев».

(прилагаются счеты от 21.05.41 г.

27.10.39 г. и 16.01.40 г.) Зав. костюмным цехом

Отец также шил шапки для руководства республики, жен Д. Юлтыя и А. Тагирова.

Рахимкулов был арестован в ночь с 12 на 13 апреля 1942 года, уже в годы войны, и расстрелян 28 октября 1942 г. в Уфимской тюрьме. Обвинен в «подрывной националистической деятельности». Вся эта «деятельность» ограничивалась созданием ныне всемирно известного сценического башкирского головного убора, своеобразного национального символа башкирского народа, его искусства. Да, он был знаком и общался с видными людьми того времени. Вот уж поистине – «шапочное знакомство», а дело кончилось расстрелом в тюрьме, расположенной буквально в двух шагах от нашего дома.

Прошли годы. Я окончил школу на золотую медаль. Но саму медаль мне не дали – как ЧСВН (члену семьи врага народа). Я окончил театральную студию и 5 лет посвятил сцене БАГДТ, даже стал помощником режиссера. Брат Сабит там же всю жизнь проработал администратором. Это были счастливые годы моей жизни. Я работал под началом такого великого режиссера, как Хажи Бухарский; пришлось работать с Вали Галимовым.

На сцене я любовался шапками, сшитыми моим отцом. Надеялся, что папа еще вернется. Но вот в 1957 году мы получили из «органов» справку о том, что «М. Рахимкулов умер 20. 07. 1951 года в местах заключения от острой сердечно-сосудистой недостаточности» и что он якобы был «осужден на 10 лет без права переписки».

Только спустя многие годы мы узнали, что отца расстреляли уже через полгода после ареста в ту роковую ночь…

…Вот и вся история той «хвостатой» шапки, которую вначале и видеть не хотели на сцене, а затем сделали символом национальной культуры. История, все-таки, грустная.

Башкирский национальный костюм

Одно башкирское предание повествует, что после сотворения мира разные народы расселились в разных местах, и каждая народность получила свой язык и костюм…

Национальные одежды представителей разных стран – это дань уважения предкам. С помощью костюма старое поколение передает потомкам наследие своего народа, рассказывает свою историю.

У башкирского народа национальный костюм — это не только способ покрасоваться на празднике. Каждая вещь наряда воплощает богатую историю Башкирии, отражает жизненный уклад и характер живущих там людей.

Основные сведения о национальном костюме

Башкирия — регион нежаркий, поэтому национальные одежды отличаются многослойностью. Поверх нательной рубашки надевалось по нескольку халатов, в зависимости от времени года они были толще или тоньше. Самым верхним заключительным слоем был «елян» — длинный кафтан из сукна.

Важно! У праздничных одеяний количество одежд было больше, чем у повседневных.

О знатности человека говорили не только богатство одежды и её отделка, но и количество надетых за раз нарядов. Чем больше халатов, тем он состоятельней и влиятельней.

Многообразие нарядов


В зависимости от занимаемой в автономии территории исторически сложилось 7 вариантов национального костюма. В каждом из них есть элемент, являющийся «визитной карточкой» данного района, по которой его узнают остальные.

Башкиры делятся на северо- и юго-западных, северо- и юго-восточных, восточных, проживающих в центральной части и в самаро-иргизских поселениях.

В пределах одной небольшой страны можно наблюдать, какой опечаток накладывает на национальные наряды образ жизни его населения.

  • В северных районах башкиры быстрей оценили удобство оседлой жизни и занялись растениеводством. Изо льна и конопляного волокна они пряли тонкую пряжу и ткали тонкое полотно с причудливыми узорами.
  • Башкирцы-южане остались верны скотоводству. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь.

Материалы

Предки современных башкир ценили роскошь, яркие цвета и богатые украшения на одежде. Это внесло свою лепту в создание традиционного наряда.

Зажиточные граждане могли себе позволить предметы одежды из дорогих тканей: бархата, шелка, атласа.

Те, кто победней, а их было большинство, шили повседневные одежды из хлопка, льна, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для производства верхних елянов, казакинов использовалось валяное сукно из овечьей шерсти, войлок.

Декорировались предметы башкирского гардероба золотым и серебряным шитьем, бусинами, монетками, элементами из кожи и меха.

Особенности кроя


Согласно религиозным устоям, женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними. Это внесло свои коррективы в создание национального костюма.

Женские наряды не облегают фигуру, преобладает свободный ниспадающий крой. Одежда длиной до пола с длинными рукавами.

У простолюдинов, что у мужчин, что у женщин, основным видом одеяния выступали просторные, не стесняющие движений, домотканые рубахи, штаны и халаты.
Для мужчин-охотников, пастухов, наездников и земледельцев, просторная одежда была важна из-за удобства.

Интересно! Орнаменты, украшающие традиционные одеяния башкир, имеют символическое значение.

Присутствие в нём растительных элементов или фигурок животных служило для людей защитой от недобрых людей, от порчи, привлекало хозяину удачу.

Женский национальный костюм

Женщины любой национальности всегда прекрасны. В душе каждая из них кокетка. Она мечтает найти своего возлюбленного и привлекать внимание противоположного пола. Даже в рамках жестких религиозных канонов наряд девушек из Башкирии постепенно совершенствовался, становился всё краше. Это подтверждают многочисленные фото.

Платье — основа наряда


Кулдэк — это традиционное платье башкирок, украшенное вышивкой. Сначала оно имело небольшой воротничок, широкий вырез горловины, а под грудью перетягивалось пояском (у простолюдинок бечевкой).

В прошлом веке оно немного видоизменилось, усовершенствовалось. В районе груди появились защипы, а на рукавах и вороте отворот.

На платье надевался нагрудник, якобы защищающий от недобрых духов.

Женщины богатого рода поверх платья носили камзолы, богато украшенные серебряными монетами.

Другие элементы костюма


В верхней одежде у башкирок был богатый выбор. В разных ситуациях они надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы и тулупы.

Под платье полагалось надевать просторные штаны — ыштан.

Даже такую обыденную вещь современного мира, как фартук, башкирки используют не только по прямому назначению — готовя обед или хозяйничая на кухне.

Интересно! Передник (алъяпкыс) — обязательная часть праздничного наряда. Для торжественных случаев он шьется из дорогих и красивых тканей.

Ножки башкирских женщин согревали шерстяные, войлочные или холщовые чулки. Поверх обувались кожаные башмаки, украшенные вышивкой или разноцветными кисточками.

Головные уборы для празднеств не уступали култэку по нарядности. В обычной жизни женщины покрывали голову платками или шалями. На улице поверх платка надевалась меховая шапка — бурэк.

Мужской национальный костюм


Костюм представителей сильного пола не поражает разнообразием вариантов нарядов. Мужчины менее капризны в выборе нарядов. Великолепием отделки и продуманностью элементов мужские одежды не уступают женским.

На каждый день башкирский муж предпочитал рубашку свободного кроя, штаны и длинный халат или камзол (в зависимости от статуса). Популярностью у мужского населения пользовались суконные чекмени.

Более теплым вариантов верхнего одеяния являлись кэзэки — кафтаны расклешеного покроя и с высоким воротом.

В мужской одежде башкирского народа преобладает ярко-зеленый цвет, символизирующий мужество и благородство.

Интересно! Жителей юга и севера Башкирской автономии можно распознать по форме выреза рубахи.

У южан он делался косым, без притачного воротника, края его скреплялись шнуровкой. А жители северных районов носили модель, более привычную для современного человека: у неё был воротник, а край был ровный.

При наступлении холодов башкиры утеплялись, надевая овечьи тулупы и шубы.

В районах, где процветало скотоводство, все население, от мала до велика, ходило в кожаных сапогах и башмаках. Зимой в ход шла валяная обувка.

Головы мужчины покрывали тюбетейками. Так же как и женщины носили национальные меховые шапки-бурэки.

Особенности детского национального костюма

Детская одежда практически не отличалась от взрослой.

Нарядная и повседневная одежда девочек повторяла наряды мам. Малышкам нельзя было надевать такыю. Это головной убор взрослой дамы, который представлял собой особую шапочку с вуалью. На этом отличия заканчивались.

Для мальчишек одежда полностью копировалась с мужской. Как и родители, они облачались в рубашки со шнуровкой, штаны, в качестве ремня был богато украшенный пояс в традиционном стиле местности.

Свадебный национальный костюм

Свадьба — это знаменательное событие в жизни молодых. Для башкир оно обладало особенной торжественностью. Подготовке свадебных нарядов молодоженов уделялось не меньше внимания, чем всему празднеству.

Одежды жениха и невесты должны были поразить и ослепить присутствующих на свадьбе. Ради этого родители готовы были платить баснословное вознаграждение местным мастерицам-вышивальщицам.

Свадебное платье украшалось лентами и богатыми оборками.

Цвет традиционного наряда молодых имел значение, он отшивался в двух цветах:

  • красном — символе дома и теплого семейного очага;
  • белом — олицетворявшем солнце и лад в делах семейных.

Голову избранницы покрывали воздушным платком. А обувью становились белые сапожки, они отшивались из тончайшей и мягкой козьей кожи.

Красную свадебную рубаху для будущего супруга невеста шила и вышивала собственноручно и непосредственно перед важным днем вручала её суженому.

Башкирские костюмы создавались на века. Современная молодежь бережно хранит эти народные традиции.

Оцените статью