- Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы
- Что это?
- История
- Особенности башкирского узора
- Цветовые предпочтения
- Центральное символическое значение
- Любопытные элементы узора
- Применение в прикладном искусстве
- Орнаментальные комплексы
- Особенности башкирской вышивки
- Вязание шалей
- Башкирское полотенце с вышивкой
- Башкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узоры
- Орнамент как взаимосвязь культур
- Ковроткачество
- Ковры с полосатым узором
- Ковры с геометрическим и растительным узором
- Цветовая гамма
- Узорные ткани
- Виды орнамента
- Вышивка
- Резьба по дереву
- Вывод
Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы
Любое национальное творчество достаточно интересно в изучении. Ведь оно формировалось, впитывая в себя традиции народа, его важные черты, отношение к жизни, природе, друг к другу. Через народное прикладное творчество познается национальная история. В данном контексте мы рассмотрим башкирский орнамент. Ознакомимся с его отличительными чертами, историей, комплексами узоров и многим другим.
Что это?
Начнем разговор с определения.
Башкирский орнамент — это узор, который основывается на гармоничном повторении растительных, геометрических либо зооморфных элементов. Это творчество, которое относится к прикладному искусству. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, оружие, одежду — праздничную и повседневную.
История
Рассмотрев фото башкирского орнамента, читатель, конечно, задастся вопросом: почему используются именно данные узоры? Дело в том, что в орнаменте народные мастера выразили свое представление о тройственном устройстве мира. Если вы знакомы с образчиками прикладного творчества других народов, то обнаружите заметное сходство. И это не случайно: тройственный ритм бытия характерен для очень многих этносов.
Сам по себе орнамент — это одна из самых древних форм творчества, художественной деятельности человека. Как составляющая изобразительного искусства, составление таких узоров у башкир формировалось постепенно. Первые изображения были достаточно просты и наивны: веточка или цветок, стебелек растения, осколок ракушки или семена, вдавленные в сырую глину.
Со временем изображения стали усложняться. Художник продумывал их композицию, гармоничное соотношение. Затем башкирскому орнаменту авторы стали придавать и определенное символическое значение.
Варианты изображений у башкир встречаются такие:
- Геометрические узоры.
- Растительные узоры.
- Криволинейные узоры.
Древние образчики башкирских орнаментов и узоров мы можем встретить на различных материалах: коже, полотне, дереве или металле.
Особенности башкирского узора
Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:
- Яркий, многокрасочный, с различными элементами.
- Симметричный.
- Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.
- Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.
- Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.
- Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны — более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.
Цветовые предпочтения
Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:
- Полихромный: многоцветный и яркий.
- Колористический образ — контраст ярких чистых цветов.
- Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.
- Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.
Центральное символическое значение
Мы выше обозначили, что древние мастера наносили узоры не просто так. Орнамент нес в себе определенное значение.
Если мы взглянем на трафареты башкирского орнамента, то поразимся их геометрической правильности, симметричности. Узор отражает в себе восприятие мира народом. В этой реальности все противопоставлено: день — ночи, жизнь — смерти, свет — тьме, мужское — женскому, левое — правому. Такие пары и определяют симметричность рисунка.
Изображенные фигуры тут как бы противостоят друг другу. Но, чтобы определить их целостность, связь между собой, мастер обязательно вводит центральный объект в орнамент. Он выступает связывающим элементом между противопоставлениями.
Снова обратимся к трафаретам башкирских орнаментов, узоров. Центральные фигуры здесь следующие:
- Женщина. Символизирует собой богиню, мать всего сущего на земле.
- Изображение дерева. Здесь тоже все однозначно — растение обозначает древо жизни.
- Ромб. А эту геометрическую фигуру сложно понять современному человеку. Древние же считали, что ромб — это символ земли и пашни.
Любопытные элементы узора
Орнамент башкирского народа — это еще и следующие любопытные для изучения элементы:
- ¥. Этот символ называется «кускар». Он образно изображает завиток бараньих рогов. Кроме того, у древних народов кускар часто выступал и символом как трав, так и растений вообще.
- ֔֕. Один из солярных знаков, что были характерны практически для всех народов мира. Древние почитали солнце, поклонялись ему. Звезда, как и сегодня, считалась источником жизни. Этот солярный знак напоминает собой окружность с расходящимися от нее лучами.
- ♥. Символическое изображение сердца, столь знакомое и современным людям. Однако у башкир этот символ означал не нежность, страсть и любовь, а гостеприимство.
Важно отметить, что башкирский народный орнамент отражает в себе самые первые этапы развития национальной культуры. Этот тот период, когда башкиры еще не приняли ислам.
Применение в прикладном искусстве
Башкирские национальные орнаменты широко применялись в следующем:
- Украшение воротников, застежек, вырезов, подолов одежды, краев рукавов. Однако эстетика тут была не на самом первом месте. Если край одежды украшался орнаментом, это якобы делало человека защищенным от порчи, злого глаза.
- Украшение элементов домов, жилых построек. Тоже делалось не только для внешней привлекательности. Так древние башкиры стремились защитить родной дом от злых духов. Орнаментом покрывали ставни, ворота, наличники окон, крыши.
- Многие предметы быта делали оберегами для владельцев, нанося на них символическое изображение глаза. При этом ромб рисовали в фас, а треугольник — в профиль. Кстати, последней геометрической фигуре башкиры уделяли большое значение. Они почитали треугольник как символ, способный оградить их от врагов, темных сил, злых духов и прочих негативных воздействий.
Орнаментальные комплексы
Если вы приобретете раскраску с башкирским орнаментом, то обнаружите в ней один из шести (или собрание сразу нескольких) основных орнаментальных комплексов, характерных для декоративно-прикладного творчества этого народа.
- Простые геометрические узоры. Мастера изображали треугольники, прямоугольники, квадраты, крестики, ромбы, круги, геометрические розетки-завихрения. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой.
- Спирали, рогообразные и сердцевидные фигурки, пальметки, бегущие волны и неизменные треугольники. Такими узорами украшались всевозможные амулеты.
- Растительные узоры. Орнамент, копирующий естественные рисунки природы, более всего был характерен для оформления национальной одежды башкир, тамбурной вышивки на ней.
- Восьмиконечные звезды сложного начертания, многоугольники, роговидные парные завитки, многоступенчатые ромбы, причудливые многоугольники с «отростками». Эти элементы узора складывались по замыслу мастера в более сложный орнамент. Чаще всего — в сетки, сложные розетки.
- Геральдические композиции. В фамильных гербах присутствовали символические изображения животных, птиц, растений. Встречались и восьмиконечные звезды. Еще частые варианты — ногтевидные, вилообразные фигурки.
- Ромбики, квадраты, изображение восьмиконечных розеток, Х-образные фигуры и даже стилизованные зарисовки человека. Все это было характерно для ткачества, строчной, счетной вышивки.
Особенности башкирской вышивки
И сегодня вышивки башкирских мастериц все также поражают восхищенных зрителей. Для данных работ характерно следующее:
- Чаще всего используется именно растительный узор.
- Для рисунка предпочитают такую цветовую гамму: желтый, зеленый и красный. Притом оттенки не плавно перетекают, а всегда контрастируют друг с другом.
- Аппликация тканью и техника вышивания «косая сетка» характеризуются частым применением спиралевидных узоров.
- Бесконтурные гладьевые вышивки и ткачество — это выбор Х-образного и ромбовидного орнамента.
- Часто используются и следующие отличительные приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, сплошной сеткой либо розетками.
Вязание шалей
Башкирское декоративно-прикладное искусство невозможно представить без пуховых шалей. Промысел был развит сразу в нескольких районах:
- Баймакский.
- Абзелиловский.
- Хайбуллинский.
- Белорецкий.
- Зианчуринский.
- Кугарчинский.
Также на всю страну известны оренбургские пуховые платки. Природно-климатические условия этих регионов позволяли держать определенную породу коз, чей пух был одновременно тонкий и крепкий, эластичный. Его прядильные качества признавались самыми высокими. Именно из такого пуха изготавливалась пряжа для удивительных башкирских шалей.
Они относятся к уникальному виду ткачества. Ведь эти шали ткали на станках. К нашей теме же более близки узорчатые ажурные шали. Их вязали только вручную всего на двух длинных спицах. Различали середину и кайму изделия, по бокам делали зубчики. Узор — башкирский геометрический орнамент. До сих пор в республике популярен семейный пуховязальный промысел.
Прикладное творчество может многое рассказать о самой ранней истории народа. Каждый элемент орнамента здесь не случаен — он выполняет определенную задачу. Что мы и увидели на примере башкирских узоров.
Башкирское полотенце с вышивкой
До XIX в. тамбурная вышивка выполнялась обычной иглой без пялец. К ранним формам относятся растительные узоры, выполненные одновременно тамбуром и косой сеткой. Технический прием исполнения тамбурной вышивки – со сплошным заполнением отдельных элементов орнамента – встречается и у других групп башкирского народа, а также у среднеазиатских народов.
Поэтому исследователи предположили, что наиболее старинные изделия
выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов.
Со второй половины XIX в. при шитье узоров стали применять специальный крючок (дамбур энәһе)
и пяльцы (кирге) для натягивания ткани. Много гостинцев для своих жен и любимых привезли башкирские воины, которым удалось вернуться из войны против Наполеона живыми и
невредимыми. В мешках, привязанных к седлу, вместе с красными французскими платками
были и круглые кольца трофейных барабанов из поля боя, так называемые «тамбуры».
Вскоре рукодельницы превратили кольца тамбура в удобные пяльцы для вышивания.
С тех пор начали говорить: «вышить тамбуром», то есть вышивать на барабане.
А крючки называют «дәмбернә», то есть «тамбурная игла».
В настоящее время происходит
возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике. В республике, в районах проводятся обучающие семинары, в том числе и выездные, мастер-классы, выставки, публикации в средствах массовой информации, передачи на телевидении, что
оказало благотворное влияние на распространение
и развитие искусства тамбурной
вышивки в Башкортостане.
Автор описания:
Тулыбаева Нафиса Булатовна. Должность: заместитель генерального директора по творческой деятельности Республиканского центра народного творчества РБ, директор, учредитель АНО по Развитию Фольклора «Центр Сэсэнов РБ».
Экспедиции:
Год, собиратели: 1959 – Р.Г. Кузеев; 1968 – Н.В. Бикбулатов, С.Н.Шитова, А.Г. Янбухтина; 1990 — З.М. Давлетшина. Место фиксации: Белокатайский район Республики Башкортостан. Место хранения: Музей археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук, Государственный музей этнографии народов Башкортостана, Государственный Художественный музей им. М.В. Нестерова.
© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.
Башкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узоры
Башкирские орнаменты и узоры являются важной составляющей материальной культуры и одновременно одной из форм духовного творчества народа Башкортостана. В этом смысле народное искусство есть результат многовекового развития: в орнаментике, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории.
Орнамент как взаимосвязь культур
Крупные события в истории башкир, те или иные повороты в их судьбе всегда или почти всегда находили художественное отражение в искусстве, в том числе декоративном: в орнаментике, в технике исполнения, в развитии новых или угасании существующих видов творчества.
Башкирский орнамент, технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров являются концентрированным отражением переплетений этнической истории башкирского народа. Это касается его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурно-исторических взаимодействий с соседними народами. Изобразительное искусство в силу ряда причин, прежде всего, благодаря большой устойчивости орнамента, полнее и рельефнее, чем многие другие виды материальной культуры, несет в себе следы различных эпох и взаимодействия разных этносов.
Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров:
- ковры, одежда, полотенца, занавески, постельное белье;
- изделия из кожи, декоративные поделки из природных материалов;
- посуда, домашняя утварь;
- художественная роспись, рисунки, гравюры, полиграфия и так далее.
Ковроткачество
Орнамент башкирского народа особенно четко прослеживается в ковроткачестве. Узорные ковры были обязательной частью приданого девушки. Паласы с рисунком в полоску были распространены по всей южной Башкирии и среди башкирского населения Курганской области. В юго-западной, западной и отчасти центральной Башкирии, в бассейнах рек Дема и Ик, а также в среднем и нижнем течении реки Белой ткались преимущественно ковры с геометрическим узором.
С середины 20 века на юго-западе республики большое распространение в орнаменте ковров получили растительные мотивы в виде завитков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Фактически это новый, современный этап эволюции орнамента и узоров на территории Башкирии.
Ковры с полосатым узором
Ковры с узором в полоску ткутся полотнищами шириной в 20-22 см. Продольно-полосатый узор создается основой из крашеных ниток овечьей или козьей шерсти. Узор паласа прост — это продольные, зубчатые или гладкие многоцветные полоски. Очень простой полосатый башкирский орнамент позволяет предположить, что это наиболее древний тип ковров.
Ковры с геометрическим и растительным узором
Они сшиваются из двух, иногда трех тканых полотнищ шириной в 40-60 см и заключаются в неширокую кайму. Кайма обычно ткется отдельным полотнищем и с рисунком, несколько отличным от узора центрального поля. Иногда такой ковер вовсе не имеет каймы.
Башкирский орнамент ковров с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными элементами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звезды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.
В случае растительной трактовки геометрического узора отростки традиционного ромба принимают очертания веточек с листьями, а восьмиконечная звезда трактуется как восьмилепестковый цветок.
Цветовая гамма
Башкирский национальный орнамент касательно цветовой гаммы разнообразен. Цвета полосок — красные, желтые, зеленые, синие, голубые, фиолетовые и другие в наиболее глубоких тонах при абсолютном преобладании цвета марены. В стремлении не повторять друг друга ткачихи добиваются значительного разнообразия в расцветке. При простейшей композиции умелым подбором и сочетанием цветов они достигают большой красочности орнамента.
Узорные ткани
Башкирские орнаменты и узоры до сих пор встречаются на парадной национальной одежде. Ткани из растительных волокон у башкир отличаются богатым и сочным орнаментом, разнообразием приемов украшения. Для пошива обыденной одежды, повседневных предметов изготавливалась так называемая пестрядь — цветной холст в клетку либо в полоску. Праздничная и обрядовая одежда, предметы, украшающие жилище, орнаментировались узорами закладного или браного тканья (тканое полотно).
Из пестроткани шили женские рубахи, передники, женские и мужские штаны. Из нее же делали скатерти, полотенца, салфетки, занавеси, различные сумы и т. д. Клетчатый рисунок пестряди образуется пересечением цветных полос. В южных районах Башкирии и в Зауралье пестрядь ткется крупными клетками. В расцветке преобладают красный, белый и черный цвета. Национальный орнамент пестроткани северных районов отличается мелкими клетками рисунка и более пестрой расцветкой. Часто клетчатая пестрядь, предназначенная для передников, скатертей и занавесок, украшалась и украшается браными узорами наподобие розеток-медальонов.
Виды орнамента
Узорами закладного тканья украшались лишь предметы декоративного убранства для дома: занавеси, полотенца и скатерти. В орнаментации одежды закладная техника не применялась. Наиболее простыми элементами орнамента, выполненного закладками, являются массивные уступчатые линии — это типичный башкирский орнамент. Рисунок этих линий усложняется, они, соединяясь между собой, образуют X-образные, 3-образные, ромбовидные, 8-образные фигуры и другие более сложные узоры. Очень характерны восьмиконечная звезда, крест, свастика, ромб с продолженными сторонами или с парными завитками на углах, роговидные фигуры.
Вышивка
Традиционно в Башкирии вышивка имела даже большее значение, чем узорные ткани. Объясняется это более простой техникой работы, при этом можно приложить больше творческих усилий. Для ткачества требовались исходное сырье и ткацкие станки, а с распространением готовых тканей изготовление собственных стало анахронизмом. Зато вышивка востребована и поныне. Большим разнообразием отличаются башкирские узоры и орнаменты. Рисунки зависят от техники вышивания и способа нанесения чернового изображения на вышиваемую поверхность.
Основные элементы орнамента — это фигурки в виде парных рогов барана, S-образные линии, которые в различных комбинациях дают узоры в виде буквы X, свастики или образуют сильно стилизованные растительные мотивы. Башкирский орнамент исполняется вышивкой на сукне, бархате, реже на хлопчатобумажной ткани шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Узоры на чепраках обычно вышиваются по красному или зеленому фону, а на кисетах и декоративных лентах встречается еще и черный фон, что придает узору большую яркость и обеспечивает четкое звучание каждого цвета в узоре. Для самих узоров выбираются обычно цвета теплых тонов, но, как правило, контрастные с фоном. Чаще применяются красный, желтый, зеленый и очень редко синий и голубой. Излюбленный красный цвет нередко встречается и на узорах с красным же фоном.
Резьба по дереву
Резьба, орнамент на посуде и роспись по дереву не были столь широко распространены среди башкир, как, например, вышивка или ткачество. Исключение составляет архитектурная резьба, со второй половины XIX века появившаяся в Башкирии повсеместно. Наибольшее распространение художественная резьба по дереву получила в горнолесной части юго-восточной Башкирии, где сосредоточены обширнейшие таежные леса Южного Урала, дававшие разнообразное сырье для «деревянного производства».
Потребности натурального хозяйства и наличие леса издавна делали необходимым и возможным изготовление из дерева различной утвари, предметов домашнего обихода. При этом у башкир практичность, целесообразность была связана и тесно переплеталась с эстетическими вкусами. Изготовляя предметы бытового обихода, башкиры стремились сделать их не только прочными, удобными в пользовании, но и красивыми. Неслучайно наиболее ярким, интересным был орнамент на посуде и предметах, которые ежедневно, постоянно использовались в быту. При этом в изготовлении ковшей для кумыса, в орнаментации утвари, в росписи деревянных подставок под сундук наряду с национальным колоритом, выработанным в течение столетий, сохранены элементы узоров, характерные для древних племен, участвовавших некогда в этническом формировании башкирской народности.
Вывод
Орнамент башкирского народа — тот же фольклор. Он является продуктом коллективного творчества сменяющих друг друга поколений. Каждый узор — результат коллективного творчества, в то же время он продукт художественного воображения отдельной личности. Многие мастера не только вносят изменения в известные им узоры, но и создают новые. В свою очередь, вновь созданные узоры не остаются неизменными. Другие художники шлифуют их или, опираясь на традиционные узоры, создают свои. Отсюда разнообразие и богатство форм, которые мы наблюдаем в народной орнаментике Башкирии.