Батик что это такое презентация

Презентация на тему: БАТИК

ТЕМА УРОКА: БАТИК МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Советского Союза Н.С.Степанова» Вилюйского улуса Республика Саха(Якутия) Учитель технологии Кириллина Зинаида Семеновна г. Вилюйск

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с техникой батика, с видами, инструментами для батика; учить выполнять росписи на ткань; развивать творческое воображение , воспитывать интерес к декоративному искусству. Оборудование: Образцы изделий. Краски и кисти. Альбом. Баночка для воды. Словарь: Батик, восковая масса, резерв, стеклянная трубочка

СЛОВАРЬ Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля. Восковая масса – специальный резервирующий состав, главным компонентом которого является пчелиный или искусственный воск. Восковую массу используется только для горячего батика. Резерв — состав, который применяется для создания резервирующей линии. Резерв служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Стеклянная трубочка- инструмент для нанесение резерва при росписи в технике холодного батика.

ЧТО ТАКОЕ БАТИК ? Это технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, — нанесение специального состава , не пропускающего краску на те места ткани, которые должны оставаться не закрепленными и образовать узор.

КОМПОЗИЦИЯ И ЦВЕТ Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

КРАСКИ По способу разведения ( спиртовые, водяные) Не имеет запах , чистый цвет, высокая цветоустойчивость По способу закрепления (с помощью утюга, пара) Краска жидкая, сухая

Читайте также:  Выкройка для шитья джинс

КИСТИ И ТКАНИ Кисть – важный рабочий инструмент , от которого зависит качества работы. По форме – круглая , плоская, веерная. Материал из куньего, беличьего , колонкового меха. Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: Воск – применяется в качестве резервирующего вещества. Раздвижные рамы и подрамники Стеклянная трубочка Для нанесения на ткань резервирующего состава Фен для ускорения процесса высыхания Шаблон- четкий рисунок Булавки для шелка

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: Раздвижная рама: Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал. Подрамник Расстелить ткань и положить подрамник Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить . Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

ГОРЯЧИЙ БАТИК Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск. Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания. Просушить ткань. После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК Нарисовать шаблон Наносить рисунок на ткань С помощью спринцовки поместить в трубочку резерв Нанести резервный состав по контуру Просушить 40-50 мин. Приступить к расписать фон,

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

ТЕХНИКА СВОБОДНОЙ РОСПИСИ Загрунтовать солевым раствором Начинается рисунок со светлых пятен Постепенно переходить на темные пятна Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ Как называется процесс закрепления краски ? Что такое шаблон для батика? Чем отличается шаблон от эскиза? Чем разбавляют резервирующий состав?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. ПРИМЕРНАЯ ТЕМА: «САКУРА» ПО ТЕХНИКЕ СВОБОДНОЙ РОСПИСИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Заключение Учащиеся научились : — к выбору композиции; — ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения батика; — работать самостоятельно, так и в коллективно; — в совершенстве овладели искусством росписи на ткань Выбор темы Эскиз (рисунок) Подбор цвета Нанесение кистью тона от светлого к темному Окончательный рисунок Защита проекта

ЛИТЕРАТУРА Анна Эм «Батик шаг за шагом» Минск: Харвест, 2010

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Презентация «Искусство Батик»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Батик- технология окрашивания ткани. Слово «batik» в переводе с индонезийского языка означает расписанную от руки ткань: «ба» — хлопчатобумажная ткань, а «тик» – точка или капля.

Батик — batik — индонезийское слово.

Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»;

— ba — хлопчатобумажная ткань.

Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань.

Батик — технология окрашивания и украшения ткани.

1. Техника горячего батика

2. Техника холодного батика

3. Техника узелкового батика

4. Техника набивного батика

5. Техника монотипии по ткани

6. Техника свободной росписи

7. Техника травления с использованием

Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции Работа начинается с подбора материала по заданной теме, зарисовок, постепенно продумывая тоновое, графическое и цветовое решение композиции

Композиция и цвет

По способу разведения ( спиртовые, водяные)

Не имеет запах , чистый цвет, высокая цветоустойчивость

По способу закрепления (с помощью утюга, пара)

Краска жидкая, сухая

Кисть – важный рабочий инструмент , от которого зависит качества работы.

По форме – круглая , плоская, веерная.

Материал из куньего, беличьего , колонкового меха.

Ткань должна быть из натуральных волокон Х/б, шелк.

Воск – применяется в качестве резервирующего вещества.

Раздвижные рамы и подрамники

Для нанесения на ткань резервирующего состава

Фен для ускорения процесса высыхания

Шаблон- четкий рисунок

Булавки для шелка

  • Закрепить ткань с помощью кнопок сначала по углам, а затем посередине
  • Чем больше количество кнопок , тем ровнее ляжет материал.
  • Расстелить ткань и положить подрамник
  • Выровнять контуры ткани, загнуть одну сторону и закрепить .

Шаблон рисунка положить под ткань и перевести рисунок на ткань карандашом.

Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины

  • Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины
  • Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.
  • Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.
  • Просушить ткань.
  • После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок — белый на цветном фоне.

  • Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок — белый на цветном фоне.
  • Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают.
    • Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.
  • Самый сложный способ — воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом.
    • Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.
  • Если нанести недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Три способа нанесения воска.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

  • Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.
  • При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
  • Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Многоцветный горячий батик.

В технике холодного батика используют анилиновые красители.

  • В технике холодного батика используют анилиновые красители.
  • Роль контура выполняет резервирующий состав. Существуют цветные и бесцветные резервы.
  • Холодный резерв наносится специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, или используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. Найти центр ткани и туго завязать нитью, затем отступив немного от центра обвязать еще несколько кружочка. Каждая такая обвязка после крашения образует светлый круг. После того как ткань окрасилась , тщательно прополощите в теплой воде. Развязать нитки. Гладить для закрепления краски.

Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы.

Завязывание по долевой нити

Завязывание по косой нити

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор.

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма.

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Цветы: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе.

Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой. Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой — не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.

Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

  • Техника свободной росписи получила большое распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.
  • Свободная роспись по тканям из натурального шёлка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями.
  • Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Тишина. Елена Решетова

Зеличенко Л.Е. ГБОУ СОШ № 879, ЮАО, г.Москва

Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»
презентация к уроку по технологии (7 класс)

Технология 7 класс.Презентация «Ручная роспись тканей.Батик»

История возникновения,виды батика.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_batik_moya.pptx 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ручная роспись тканей Батик Учитель Технологии Алексеева а. н. Технология 7 класс

Батик – искусство декоративной росписи ткани. Слово « batik » — индонезийское. Часть слова -ба- означает «точка» или «капля»; — tik – хлопчатобумажная ткань. « Ambatik » – означает «покрывать каплями ткань», т.е. рисовать на ней.

Искусство батик развивали с глубокой древности индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява. Ручная роспись ткани стала известна в Европе в XX веке. Особенностью батика является роспись с использованием резервирующих составов. Для неё используются такие ткани, как шёлк, хлопок, шерсть, иногда синтетика. Для каждого вида ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется закрепитель, называемый «резерв», в основу которого входят парафин, бензин или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

Разновидности батика: Горячий батик Холодный батик Узелковый батик Свободная роспись Техника « Сибори » Техника « Бандан »

Горячий батик В качестве резерва используется воск, который наносится инструментом – чантингом . Воск используется в горячем ,расплавленном виде , поэтому батик называется горячим.В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершения работы воск с поверхности ткани удаляется .

Холодный батик В большинстве случаев этот способ используется для нанесения краски на шёлк, но возможно использование и других тканей . Резерв состоит из резинового клея , бензина , красителя и парафина . Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков с длинным носиком . Этот вид росписи более графичен ,его можно узнать по линиям от резерва –они служат границей ,удерживающей краску.

Узелковый батик Самая древняя техника( VII в),его родиной является Индокитай. Эта технология предполагает резервирование ткани от попадания на нее краски путём применения разнообразных верёвок , жгутов ,ниток. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков , после этого опускается в краску или краска наносится на ткань кистью . После окончания процесса покраски те места , которые были обмотаны нитками , остаются неокрашенными . В результате на ткани получится изображение

Свободная роспись Натянутую на раму ткань , в зависимости от характера рисунка, пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают

Техника « Сибори » Так называемый складной батик . Результат достигается путём перевязывания и окрашивания , но более предсказуем ,так как ткань складывается определённым образом . Эта техника имеет японские корни.

Техника « Бандан » Техника узелкового батика(« Бандан »)Один из его видов –техника « планги » -был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками ,крепко перевязывая нитью . Потом ткань окрашивали и удаляли нити , в результате образовывался узор из белых «Горохов».При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз , удаляя старые узелки и добавляя новые . С высушенной ткани убирали перевязочные нити ,но не гладили готовое изделие , благодаря чему долгое время сохранялся эффект « жатости »

Оцените статью