Батик как использовать воск для

Восковой состав для горячего батика

Как известно, в технике горячего батика в идеале используется воск. В более экономном варианте — воск вперемешку со стеарином). Отдельно один стеарин или парафин из свечки использовать не рекомендуется, технология будет нарушена, изделие вряд ли получится.

Поэтому сегодня напишу, как подобрать удачную пропорцию такой смеси и об особенностях работы с ним непосредственно на ткани.

Итак, все мы в курсе, что горячий батик невозможен без резервирующего состава.

Читайте также:

Первое. Воск можно купить отдельно, а можно сплавить в кастрюльке на медленном огне тоненькие церковные свечки.

Второй вариант смеси для работы — воск 50% + 50% стеарина (парафина).

Третий вариант более сложный, но именно он считается близким к идеалу:

  • парафин (стеарин) — 4 части
  • воск — 1 часть
  • сосновая смола — 6 частей
  • даммаровая смола — 0, 25 части
  • жир — 0, 25 части

Четвертый вариант подходит для росписи огромных площадей:

  • парафин — 0, 5 части
  • сосновая смола — 1 часть
  • пчелиный воск — 2 части
  • жир — 0,1 части
  • даммаровая смола — 0,5 части

Пятый вариант смеси идеально подходит для техники кракле:

  • парафин — 5 частей
  • сосновая смола — 5 частей
  • даммаровая смола — 1 часть
  • жир — 0,2 части

Как видите, рецептура различается в том или ином случае.

Покрывать изделие (панно, платок и т.д.) необходимо кистью из жесткой щетины или при помощи чантинга (медной леечки).

Помните: восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не матовым и белым!

Если говорить кратко, то этапы работы — это постепенное нанесение воскового резерва шаг за шагом на те места, которые должны оставаться на материи белыми или слабо окрашенными. Между этими шагами идет нанесение сильно разбавленного красителя. Потом работа должна высохнуть.

Вся технология состоит из круга: резервирование — крашение — сушка.

Удаляется резерв с ткани с помощью утюга и газет. Предварительно убрать воск руками механически.

На сегодня все! Удачных вам экспериментов!

Материалы и инструменты для горячего батика

На моем сайте вы могли видеть много работ, выполненных в технике холодного батика, однако это не значит, что эта техника более интересная, чем роспись с помощью воска или иными словами горячий батик. Так в этой технике роль резервирующего состава выполняет воск, а в остальном роспись точно также осуществляется красками, которые наносятся на свободную от воска поверхность ткани.

Поэтому я хочу начать комплекс статей, посвященных горячему батику. В них вы познакомитесь с материалами, необходимыми для работы, подготовкой воска, особенностями работы и эффектами на ткани.

И первую статью я хочу посвятить материалам, которые потребуются для работы.

Яванские женщины и до сих пор рисуют батик «на коленке». Роспись резервирующих линий осуществляется с помощью специального инструмента чантинга, который имеет медный носик и резервуар для горячего воска. Требуется немалая сноровка в выполнении, чтобы не допустить пролития воска на ткань. Такой батик носит название тулис-батик.

Ткани для горячего батика

Подойдут любые ткани из натуральных волокон, но особенно хороши натуральный шелк, хлопок и лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок. Натуральный шелк подойдет для создания аксессуаров – платков, шарфов, палантинов. Плотные ткани типа хлопка для декорирования интерьера подушками, скатерти, росписи картин, а также предметов одежды.

Синтетические ткани плохо окрашиваются и сильно линяют. Но для начала и пробы можно использовать вискозу или ткань кашибо (искусственный шелк).

Рамки для батика

Подрамником для батика может быть обычная деревянная рамка для картин, если вы всерьез и надолго полюбили заниматься росписью, то лучше всего купить в художественном салоне раздвижные рамы для батика, они позволяют настраивать рамку под определенный размер. Обычная рамка лишена таких преимуществ и вместо одной, вам придется каждый раз заказывать новую раму под каждый размер.

Воск для батика

Я на работе использую смесь пчелиного натурального воска и парафина в пропорции 1:3. Если использоваться исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином.

Емкость для плавления воска

Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском. В идеале использовать термостатный тигль для воска, однако можно пользоваться и водяной баней, при этом придется контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.

Кисти для воска

Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым всевозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры.

Чантинг

Чантинг – специальный инструмент для получения тонких линий, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия. Также существует аналог чантинга – электрический штифт-батик, который можно приобрести в Центре Батика Сергея Давыдова. Воск помещается в стержень, который подключен к термостату и поддерживает заданную температуру воска, что очень удобно.

Штампы

Штампы используют для получения одинаковых многократно повторяющихся деталей, образующих раппорт. Можно использовать покупные штампы, а также любой подручный материал. Например, узор можно вырезать из сырого картофеля или из обычного ластика. Штамп погружается в горячий воск, а затем отпечатывается на ткани.

Краски

Краски активные (закрепляются путем запаривания) или акриловые для батика (закрепляются путем проглаживания утюгом). Активные красители предварительно необходимо готовить, этому процессу будет посвящения отдельная статья с экспериментальными примерами.

Другие материалы:

— старый утюг для удаления воска с работы по завершении росписи

— фен с холодным воздухом для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие;

— кисти беличьи и синтетические для нанесения краски;

— кипа газет для снятия воска с работы;

— баночка для воды, палитры-тарелки для замешивания колера, тряпки для снятия излишков краски с кисти.

На сайте вы можете ознакомиться с применения батика на бумаге в статье Батик на бумаге

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Батик, ч. 4 «Горячий батик»

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик — это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом — чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка.

Для приготовления резерва вам понадобятся маленькая электроплитка и кастрюлька или банка из толстой жести.

Мастера для приготовления резерва используют воск, но он дорого стоит и его трудно найти, так что для начала возьмите простые хозяйственные свечи. Кусочки парафина положите в банку, поставьте ее в миску с водой, стоящую на плитке.
Запомните! парафин и воск можно разогревать только на паровой бане, если поставить его прямо на плиту, то от высокой температуры воск может воспламениться.

Когда парафин расплавится, уменьшите мощность плитки, в дальнейшем поддерживайте температуру необходимую для того, чтобы резерв не застывал. Не забывайте подливать в миску горячую воду.
Осторожно! Если капля воска или парафина попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза.

Большую эластичность резерву придают добавки разогретой на паровой бане канифоли (1-4 г) или воска (смешивают с парафином в пропорции 1:2).

Для нанесения резервирующего состава возьмите плоские щетинные кисти №5 и №10. Для покрытия больших участков пригодятся флейцы — плоские кисти шириной 2-3 см.

Нанесение тонких линий и точек удобнее всего делать чантингом или тьянтингом — специальным инструментом для батика. Он представляет собой маленькую металлическую чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке.

Выбор краски зависит от выбранного вами способа окрашивания. В домашних условиях легче всего осуществить крашение путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители. Если вы выбираете поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной рописи ткани. Приемы росписи при поверхностном окрашивании те же, что и в холодном батике.

Для окрашивания понадобится широкая пластмассовая или эмалированная посуда, лучше всего прямоугольной формы, поскольку резерв очень хрупкий и красить батик нужно, не сминая.

При крашении вам также понадобится термометр для воды для определения температуры красителя, банки и старые кастрюли для приготовления краски. Потребуется поваренная соль, чтобы краска равномерно проникала в ткань, а также уксус или уксусная эссенция — для закрепления красителя.

Существует три способа нанесения воска.
Воск наносят кистью на всю плоскость мотива, а фон окрашивают. Получается негативный рисунок — белый на цветном фоне.

Воск наносят на фон и внутренние линии мотива, а сам рисунок окрашивают. Воск наносите крупными пятнами неопределенной формы. Не стоит обводить сначала кистью все контуры мотива, так как при крашении эти полосы проявятся.

Самый сложный способ — воск наносят только на контуры рисунка. Для этого пользуются чантингом. Работа с ним очень сложна, необходимо много тренироваться, чтобы контуры получались ровными.

Если вы нанесли недостаточно горячий состав, он не проникнет в ткань, и зарезервированные места окрасятся. Посмотрев на просвет, вы увидите, где резерва недостаточно. Нанесите на эти места воск еще раз с обратной стороны ткани.

Случается, что резерв капает на ткань, оставляя мелкие пятна. Это можно использовать как декоративный прием. Вы можете изобразить таким образом снежинки или звезды. Смочите крупную кисть в резерве, отожмите его излишек и, ударяя по ручке, нанесите брызги. Сначала можно потренироваться на небольшом кусочке.

Изображение в виде трещинок и прожилок характерно для горячего батика. Кракелюры получают следующим образом: после застывания резерва, батик снимают с подрамника и комкают, сильно или слабо, в зависимости от желаемого эффекта. При окрашивании краситель проникает в трещины и образует характерный узор.

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем).

Опускание в краску

Для этого больше всего подходят обычные анилиновые красители. На 100 г ткани без резерва возьмите 10 г красителя, 1 ст. ложку поваренной соли, 1,5 л воды. Разведите краситель в маленькой кастрюльке в небольшом количестве горячей воды, добавьте соль и кипятите 10 мин. помешивая. Затем процедите краску в емкость, в которой вы собираетесь красить батик, и добавьте горячей воды до нужного объема. Температура плавления воска — 40°, парафина — 45°. Значит, температура красителя должна быть меньше.

Перед опусканием ткани в краску нужно ее смочить, чтобы краска ложилась ровнее. Делайте это очень осторожно, не повредите хрупкий парафин. Держите батик в краске не долее 30 мин., а то краска может разъесть резерв. Осторожно прополощите батик несколько раз, пока вода не станет чистой. В последнее полоскание добавьте для фиксации 1 ст. ложку уксуса (или 1 ч. ложку эссенции) на 1 л воды. Теперь можно просушить батик. Делать это лучше расправив ткань на горизонтальной поверхности.

Многократное окрашивание возможно как при поверхностном окрашивании, так и при погружении батика в краску.

При поверхностном окрашивании после первого окрашивания на высохшую ткань наносят новый рисунок воском. Затем следует второй слой краски. В качестве узора вы получите и белые участки, и участки, сохранившие цвет первой росписи, окруженные более темным цветом. Продолжать этот процесс можно столько раз, на сколько у вас хватит воображения.
Важно! Краски наносимые на места, не покрытые воском, смешиваются. Соответственно, начинать надо с более светлых тонов и переходить к более темным.

Можно наносить резерв на ткань с уже нанесенными цветными пятнами, кругами, брызгами, и затем повторно расписывать батик.

Приемы многократного окрашивания можно применять и при окрашивании батика путем опускания в краску. Однако здесь покрытие воском и крашение нельзя повторять более 2-3 раз, потому что чистый парафин не выдерживает многократного использования и осыпается. Чтобы увеличить количество окрашиваний, в резерв добавляют канифоль.

После окрашивания необходимо удалить с ткани резервный состав. Для этого скомкайте и помните ткань, парафин потрескается и начнет осыпаться.

Остатки парафина удалите, проглаживая батик утюгом через газету. Положите на стол несколько газет, на них — ткань, а сверху еще слой газет. Гладьте батик горячим утюгом, меняя газеты, пока не перестанут проступать пятна парафина.

Оставшиеся на ткани жирные пятна удалите тампоном, смоченным в бензине или растворителе.

Читайте также:  Выкройки для больших интерьерных кукол
Оцените статью