Батик -декоративно-прикладное искусство
консультация
Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batik.docx | 803.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Батик – это искусство росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Слово «batik» малайско-индонезийского происхождения, «titik» в переводе означает «капля». Техника относится к разделу декоративно-прикладного искусства. Для всех его разновидностей характерной особенностью является то, что все выполняется вручную, а краска наносится на ткань с учетом художественного замысла. При нанесении красителя на неподготовленную ткань, он растекается произвольно. И чтобы «ограничить» степень растекаемости, используется резервирующий состав, воск либо механическое ограждение при помощи ниток, жгутов и узлов.
Расписывать по ткани начали практически одновременно с ткачеством. При производстве полотен люди стремились разнообразить и обогатить цветовую гамму. Поэтому вместе с ткацким рисунком появлялись и различные способы ручного нанесения краски на ткань.
Родиной техники принято считать Юго-Восточную Азию, а само искусство батика существует уже более 2000 лет. Узелковый батик – самая простая из техник, часто встречается у разных народов по всему миру. В Японии подобный способ окрашивания ткани носит название «сибори» или «шибори». Его появление датируют 6-8 веками. В Западной Африке также существуют древние традиции по окрашиванию тканей в узелковой технике, их примеры можно встретить в Гамбии, Гвинее, Конго, Сенегале, Камеруне. Популярна узелковая техника и в Индии, где она носит название «бандхани». Примеры использования горячего батика встречаются у народов древней Армении, Ирана и Азербайджана. Одним из крупнейших центров его развития считается Индонезия, остров Ява.
В Европе техника батика распространилась в начале 17 века благодаря голландским мореплавателям. В тот период появилось большое количество мастерских по росписи ткани, где для увеличения производительности труда применялись штампы. Был изобретен состав гутта, благодаря которому появилась техника «холодного батика».
В 19 веке начали появляться синтетические красители – особенно активно их использовали в технике батика. Однако развитие мануфактурной промышленности привело к резкому сокращению изделий ручного труда. Батиком продолжали заниматься только художники, и он закрепился как вид декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время в технике батика работают мастера во всем мире.
- Горячий батик.
- Холодный батик.
- Узелковый батик.
- Свободная роспись.
Все техники, само собой, имеют свои отличительные особенности. И все же можно выделить схожие этапы росписи ткани.
- Подготовка ткани. С этого начинается любая из техник. Задача – удалить с поверхности загрязнения, аппретирующий состав и предупредить возможную последующую усадку.
- Закрепление ткани на подрамнике. Используется для холодного и горячего батика. При работе в узелковой технике подрамник чаще всего не нужен.
- Нанесение резервирующего состава согласно эскизу. В технике узелкового батика на ткани под резервированием понимается процесс завязывания узелков.
- Окрашивание ткани.
- Высушивание работы и снятие с подрамника.
- Закрепление красителя. Процесс, который зависит от вида красителя.
- Оформление работы. Подшивание края платка/шарфа или оформление панно в багет.
На сегодняшний день широкий выбор материалов помогает очень быстро и качественно освоить разные техники батика. Ассортимент красителей разделяют на две группы по способу взаимодействия с тканью, а главное – по способу фиксации. Так парозакрепляемые красители проникают внутрь волокон, а краситель «под утюг» окрашивает каждое волокно снаружи. Показатели устойчивости окраски парозакрепляемых красителей выше.
- Работа с красителями «под утюг»
Процесс фиксации красителя «под утюг» обычно заключается в проутюживании готовой работы с изнаночной стороны в течении примерно 3-х секунд. Такие краски считаются красками для хобби и больше подходят для новичков. При покупке желательно выбирать краски с пометкой «шелк», они незначительно деформируют фактуру ткани. Но нужно учитывать, что при многократном окрашивании участка теряется легкость и пластичность материала. Краски с пометкой «текстиль» имеют высокую «укрывистость» и в значительной степени воздействуют на фактуру. Поэтому их чаще применяют для росписи футболок и свитшотов, а это уже нельзя назвать батиком.
- Работа с парозакрепляемыми красителями
Фиксация парозакрепляемых красителей происходит при воздействии пара на ткань при определенном давлении. Для этого используют профессиональные запариватели или автоклавы. Возможна и фиксация красителей в домашних условиях и без специального оборудования. Но такой способ требует наличия опыта, иначе качество результата гарантировать сложно. Также существуют красители, которые закрепляются при помощи специальной жидкости – фиксатора.
Ткани для батика
Для выполнения батика используются натуральные материалы – хлопковые и шелковые, реже шерстяные.
Есть красители, которые позволяют окрашивать вручную и синтетические ткани.
При выборе материи необходимо учитывать, что вид переплетения и плотность влияют на сам процесс и на внешний вид готового изделия. Так роспись на ткани средней и высокой плотности будет смотреться ярче, чем на тонкой. Сатиновое переплетение волокон, характерное для атласных тканей, обеспечивает большую степень «растекаемости» красителя. Один и тот же эффект на атласе и крепе будет сильно разниться по четкости.
Инструменты для батика
Краску наносят кистями, ватными тампонами, баллончиками для распыления красителя, штампами и валиками. Выбор других инструментов зависит от техники. Так для холодного батика будут использоваться трубочки или тюбики для нанесения резерва. Для горячего батика может понадобиться чантинг – специальная лейка для расплавленного воска. Либо батик-штифт – электрический инструмент для нанесения воска, способный поддерживать его постоянную температуру на протяжении всего рабочего процесса. Для узелковой техники применяют нитки и резинки, для свободной – грунт.
Рамы для батика
Роспись большинства техник выполняется по натянутой поверхности шелка. На раме материал фиксируется при помощи кнопок или крючков. В специализированных магазинах можно приобрести раздвижные рамки с крючками, размер которых регулируется в зависимости от отреза.
Декоративно-прикладная функция батика
Художественная роспись по ткани является видом декоративно-прикладного искусства. Ткань, расписанная вручную, используется для создания панно, одежды и аксессуаров, а также оформления интерьера. То есть изделие будет взаимодействовать со средой, а его основная функция – украшать.
Декоративность в работе с тканью проявляется следующими особенностями:
- предметы часто изображаются стилизованными;
- они творчески переосмысливаются;
- изменяются их размеры, форма и количество;
- допускается изображение предметов в упрощенном, плоскостном виде, без бликов рефлексов и светотени;
- при этом нередко встречаются и работы художников, выполненные в реалистичной манере.
Композиция в декоративно-прикладном искусстве может создаваться при помощи орнаментального рисунка, а также путем стилизации зарисовок, сделанных с натуры (натюрмортов, пейзажей, портретов)
Главная задача композиции – эмоциональное воздействие на зрителя. Часто она не несет смысловой нагрузки и при ее разработке на первый план выходит выразительность формы и цветовая гамма.
Для придания этой выразительности используются определенные приемы.
При организации композиции предусматриваются два варианта. Первый – выделение доминанты, когда все остальные элементы воспринимаются как зависимые, а их расположение подчиняется главному элементу Второй – видение в целом, без выделения отдельных предметов, когда элементы утрачивают самостоятельность и составляют единый ансамбль.
Композиция должна быть уравновешена. То есть положение каждого элемента в композиции устойчиво и неслучайно. Для установления равновесия важно правильно подобрать размер, форму, направление и расположение элементов.
Еще один важнейший способ передачи композиционной выразительности – ритм. В зависимости от расположения элементов композиция будет либо статической (симметричное расположение фигур), либо динамической (асимметричное).
Роль цвета в композиции также велика. При подборе оттенков необходимо учитывать, какое настроение они внесут в работу. Условно цвета делят на холодные и теплые, а в аспекте композиционного решения этот признак влияет на пространственное восприятие.
Несмотря на некоторые сложности работы в технике батика, он все больше набирает популярность. Роспись имеет широкие возможности для применения, а разнообразие техник позволяет уже на первых занятиях получить отличный результат.
«Развития декоративно-прикладного искусства XX-XXI вв. Батик – роспись по ткани»
Морозова Гульнара Миннеяровна , преподаватель ИЗО
Татарстан, город Бавлы
Целью педагога становится способствование формирования у своих учеников любви к декоративно-прикладному искусству, как к части целого, большого мирового искусства, а также оказать влияние на развитие народных промыслов родного края. Задачи, которые ставит перед собой педагог 1. Дать понятие о видах декоративно-прикладного искусства, изучить этапы его развития. 2. Изучить технологию отдельных видов декоративно-прикладного искусства, его стилевые особенности. 3. Научить применять теоретические знания на практике. 4. Привнести в декоративное искусство элементы народного орнамента Татарстана. 5. Развивать любовь к труду, к творчеству. 6. Стимулировать творческий интерес учеников примерами работ известных мастеров и своими работами. 7. Научить воплощать свои идеи и фантазии, применяя современные технологии и материалы, в творческих работах.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
на тему: «Развития декоративно-прикладного искусства
XX-XXI вв. Батик – роспись по ткани»
МАУДО «Детская школа искусств»
Бавлинского муниципального района
Морозова Гульнара Миннеяровна
Виды современного декоративно-прикладного искусства
Говоря о современном развитии декоративно-прикладного творчества нельзя забывать идеи прошлого, которые подготовили приход современного искусства и служат неисчерпаемым источником для творчества в будущем. Современные изделия декоративно – прикладного искусства сделаны с учётом народных традиций и моды сегодняшнего дня.
Русское традиционное искусство в мире известно достаточно хорошо. Когда в любой стране мира местного жителя спрашивают, с чем ассоциируется у него само слово «Россия», то обычно в ответ называют, наряду с морозами, Матрёшкой, медведями, тройкой, самоваром, балалайкой и такие понятия, как «Палех», «Хохлома», «Гжель» и другие народные промыслы. Наши народные мотивы и узоры известны далеко за пределами нашей страны и легко узнаваемы.
В отличие от большинства промышленно развитых стран, в России народное традиционное искусство существует и в наше время. В каждом регионе нашей необъятной страны свои собственные традиции, свои обычаи, национальные особенности, в том числе и национальные узоры и орнаменты. Каждый из таких регионов старается сохранить свою индивидуальность, развивая любовь к традициям, передавая подрастающему поколению особенности национального творчества.
Если в старину предметы быта, создаваемые ремесленниками, находили применение в крестьянском хозяйстве, то в настоящее время изменилось их назначение. В век компьютеризации и сверхзвуковых скоростей особенно дорого ценится ручной труд. Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию своего создателя. Оживить современный интерьер могут отдельные бытовые предметы, выполненные с особой любовью мастерами-прикладниками.
Культура современной России 1990-2000 годов сформировала и поставила в один ряд с общепризнанными областями искусства XX столетия, направления творчества, лежащие ранее на периферии «высокого» декоративного искусства – в сфере традиционных ремёсел и рукоделия.
Для передачи мастерства и дальнейшего развития декоративно-прикладного искусства, нужен педагог, который сумеет передать любовь к народному творчеству, сможет заинтересовать и повести за собой подрастающее поколение, переплести древность и современность в единое целое. Для этого педагог должен сам постоянно развиваться, идти в ногу со временем, но не забывать корни своего ремесла.
Целью педагога становится:
способствование формирования у своих учеников любви к декоративно-прикладному искусству, как к части целого, большого мирового искусства, а также оказать влияние на развитие народных промыслов родного края.
Каждый человек в душе творец. Всем знакомо ни с чем несравнимое состояние, когда частичка души медленно перетекает в создаваемую своими руками красоту. Горести и тревоги уходят, теряясь в стране фантазии.
Задачи, которые ставит перед собой педагог:
Современное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик. Широкую популярность приобрели пэчворк, бисероплетение, художественное шитьё, различные виды росписи дерева, роспись пасхальных яиц и Матрёшки, художественная кукла и многое другое.
С распространением цифровых технологий и появлением новых красочных и пластических материалов, в том числе полимерных, области декоративного искусства стали тесно взаимодействовать друг с другом, объединяться со скульптурой и графикой.
Способность использовать современные материалы, современные технологии для создания декоративных изделий, не забывая народные мотивы, привнося их в свое, современное ремесло – это и есть особенность современного декоративно-прикладного искусства.
Современный мир дает нам большие возможности для творчества, надо только научиться пользоваться этими возможностями. Используя интернет, мы можем путешествовать по всем уголкам нашей красочной планеты, любоваться красотами экзотических стран, изучать историю своей страны. Также современные технологии дают нам возможность изучить народные мотивы, почерпнуть дополнительные знания о техниках старых мастеров, которые мы сможем воскресить в своих работах, дав им новую жизнь и новые краски.
В учебной программе отделения изо нашей школы есть место для изучения народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Погружая учеников в мир декоративно-прикладного искусства, давая возможность им фантазировать, мы воспитываем по истине творческие натуры, способные ценить красоту родного края, свои традиции, умеющих фантазировать и творить. Таким образом мы, преподаватели, сохраняем самобытность наших регионов, традиции национальностей, проживающих в них. Кроме этого, кроме сохранения народных промыслов, давая полет своей фантазии, мы переплетаем мотивы старины и современность.
В своей работе я хочу рассказать об одном из видов декоративно-прикладного искусства, который преподается в нашей школе – батике – способе росписи ткани.
Батик – особая техника ручной росписи ткани.
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Это искусство развивали с глубокой древности многие народы мира – индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань – используется хлопок, шелк, синтетика или шерсть — наносится красящее вещество с использованием специальных восковых смесей, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка. Определенным образом нанося воск на ткань перед ее окрашиванием, можно добиться очень интересных художественных эффектов.
То есть изначально под ним подразумевали исключительно горячий вид росписи. Но на сегодняшний день большинство художников называет роспись с помощью резерва «батиком», поэтому такое наименование прижилось в творческой среде.
Несмотря на то, что батик возродили и начали активно использовать индонезийцы, ручная роспись по ткани появилась еще в Китайской империи тысячелетия назад. Известный китайский шелк окрашивали в данной технике, получая образцы, будоражащие воображение своей красотой! А знаменитый Шелковый путь распространил эти произведения по всему миру. В каждой стране изображали на полотнах свойственные ей узоры, применяя различные техники окрашивания ткани. Япония отличалась широким распространением узелковой техники батика, Индия использовала штампы из дерева и кисти.
Первую одежду с росписью в технике батик в Европе носили исключительно люди аристократического происхождения, которые иногда и сами расписывали ткань, реализуя свои творческие способности. Картинами, выполненными в технике батик, украшали дворцы и дома знати.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ – театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник» (Всероссийское кооперативное объединение «Художник»), Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только в 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине – по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Именно с этого времени батик стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.
Яркие и причудливые принты на ткани сейчас вновь популярны, более того, модные тенденции все чаще благоволят расписанным тканям. А если рисунок на этих тканях выполнен самостоятельно, то это не только реализация творческих способностей, но и эксклюзивная вещь!
Необходимость более глубокого и всестороннего исследования искусства батика обусловлена тем, что для изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. характерно размывание границ между его отдельными видами и жанрами. Этот процесс имеет место и в декоративно-прикладном искусстве. Убедительной иллюстрацией к сказанному может служить и творчество художников, занимающихся росписью по ткани.
Художник, член союза художников РФ и РТ Галина Анютина, родившаяся на Урале в городе Свердловск, ныне Екатеринбург, проживающая в данное время в городе Набережные Челны, яркий пример художника-батикиста нашего времени.
В Набережные Челны Галина Анютина приехала вслед за мужем в 1983 году. Казалось бы, местный национальный колорит ей не родной, но именно фольклор занимает особое положение в творчестве художницы. На её полотнах — и герои татарских сказок, и орнаменты, и культовые сооружения народов, когда-то населявших эти земли.
Анютина Галина Павловна
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан,
Член Союза художников России и Татарстана,
Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско
Работы Анютиной Г.П.
Весна День рождения Тукая
Еще одна татарская художница, ныне проживающая в Узбекистане, член творческого объединения художников Узбекистана Феруза Алиева
Феруза Алиева и ее творения
Современные технологии, развитие интернет сети, дает нам возможность прослеживать развитие различных видов искусства, в том числе и декоративно-прикладного. Интернет позволяет нам делиться своими достижениями, своими знаниями, тем самым расширяя границы для творчества. Тут можно посмотреть, как работают другие мастера, обменяться знаниями, вдохновиться и почерпнуть идеи для дальнейшей работы.
Батик один из многочисленных видов декоративно-прикладного искусства. Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого горячего батика, холодного батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.
2.1.1 Горячий батик
Горячий батик известен как техника росписи ткани, традиции которой корнями уходят вглубь веков. Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Наносили состав на участки, не подлежащие окрашиванию, а после весь отрез опускали в емкость с красителем. Техника горячего батика была распространена в Китае, в Японии, на Шри-Ланке и во многих африканских странах.
Чуть позже стали наносить расплавленный воск при помощи специальных трубочек и кистей. При этом способе расплавленный воск применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски. Растопленный воск наносится на ткань по контуру в соответствии с рисунком – художник работает по принципу «от светлого к тёмному». В результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Традиционно для горячего батика использовалась исключительно хлопчатобумажная ткань и пчелиный воск. В наши дни так красят и шелк, а в качестве резерва применяют состав на основе парафина или стеарина. По окончании окрашивания, воск удаляется.
Феруза Алиева «Гранат»
Данный способ окрашивания ткани наиболее трудоемкий и требует особой осторожности и внимания в работе. Для растапливания воска или парафина используются специальные плавильни, которые набирают достаточно высокую температуру. По этой причине мы в своей школе в работе с детьми не используем роспись ткани горячим способом.
Наиболее безопасный и быстрый способ росписи ткани – это холодный батик.
2.1.2 Холодный батик
Холодный батик — это роспись ткани специальными красками, с использованием резервирующего состава не требующего нагревания, отсюда и название техники. При использовании этой техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни цвета от других. По окончании работы не требуется удаление резервирующего состава.
История холодного батика начинается с появления в Европе горячего батика. Голландские купцы привозили из колонизированной Явы ткани, расписанные с использованием этой техники. И вскоре книга об искусстве вызвала большой интерес среди европейцев. Но горячий батик, несомненно, процесс очень трудоемкий, поэтому художники начали искать альтернативные способы облегчения и ускорения процесса росписи. Батика. В начале 20 века эта альтернатива была найдена. Вместо воска можно было использовать резерв. Художники, объединившись в артели, смогли использовать холодный батик на производстве по росписи шелка.
При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
Роспись ткани в технике холодного батика, одна из любимых техник декоративно-прикладного искусства наших учеников. Завораживающая, медитативная, напоминающая растекание акварели творческая работа привлекает детей и взрослых. Кто-то берет идеи из интернета, кто-то сочиняет сам. В любом случае, это произведение, сделанное своими руками всегда будет радовать глаз зрителя.
Работы моих учеников
Коннова Вероника, 14 лет Сахипгараева Элина, 11 лет
Моя работа, выполненная в технике холодного батика
Морозова Гульнара, Шамаиль
2.1.3. Свободная роспись
Третий способ ручной росписи тканей — свободная роспись. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.
Шелк позволяет красиво, нежно растекаться краске, и часто сам подсказывает новые эффекты, надо только их уловить, проявить, подчеркнуть.
Дорожкина Елена, «Лето»
2.1.3 Узелковый батик
Узелковый батик – это скорее не роспись ткани, а ее крашение. Узор получают путем завязывания узелков из самой ткани, при обвязывании ее прочной ниткой, или же при завязывании небольших предметов в нее, таких как ракушки, гладкие камешки, бусины, пуговицы и т.п. Краска не проникает на те участки, которые находятся под слоем ниток или в узелке. Таким образом достигаются различные цветовые эффекты.
Этот процесс можно сравнить в какой-то степени с резервированием, т.к. узлы предотвращают окрашивание в том месте, где они находятся. Но здесь нет замкнутого контура, как в холодном батике, что не дает возможность рисования четкого рисунка.
Узелковый батик встречается в культуре многих народов.
В Африке для окрашивания часто используют сукно, сотканное из пальмового сырья. Волокна пальмы рафии используют для завязывания узелков. В качестве красителя часто используется индиго или вещество, добываемое из орехов кола.
В Индии узелковое крашение называется бандхани. Это обозначение используется не только для способа окрашивания, но и для названия готовых изделий.
Традиционно окрашивают хлопок и шелк. Отрез размечают по трафарету, а затем завязывают на нем маленькие узелки. С готового изделия узелки не удаляются, чтобы доказать подлинность ручной работы.
Узелковым батиком начинается знакомство наших детей с видами росписи ткани.
Работы учеников в технике узелкового батика
Арсланова Айгуль, 11 лет Зуйкова Милана, 12 лет
Развитие современных технологий еще больше раздвинуло рамки наших возможностей, в том числе и для творчества. В настоящее время художники для создания станковых произведений и оригинальных модельных тканей начали использовать цветную принтерную печать по авторским рисункам и фотографиям, обработанным с помощью цифровых технологий. Лучшие творческие образцы ежегодно представляются на международных текстильных смотрах.
Декоративное искусство — это обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Декоративно-прикладное искусство — это особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание.
Современное декоративно-прикладное искусство находится в постоянном развитии. Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом.
Декоративно-прикладное творчество современности участвует в преобразовании быта в соответствии с мыслями и желаниями каждого человека. Все, что сделано в художественной практике декоративно-прикладного творчества за его долгую историю, безусловно, будет снова и снова переосмысливаться, обновляться в соответствии с тенденциями современного мира.
Декоративно-прикладное творчество, рукоделие — это не просто работа, это уход от серых будней, это заботы, оставленные на потом, это, наконец, возвращение радости, дефицит которой испытывают сейчас многие. Чувство светлой радости долго не покинет человека после завершения работы. Недаром выполненные с любовью вещи несут в себе частичку своего творца.
Декоративно-прикладное творчество — это самое демократичное и доступное творчество. Спешите вместе с нами творить красоту!