Мастер класс для педагогов «Нетрадиционный метод рисования — батик. Техника холодного батика»
Наталья Жирнова
Мастер класс для педагогов «Нетрадиционный метод рисования — батик. Техника холодного батика»
Цель мастер класса: Повысить уровень знаний педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования по ткани «Батик» как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Раскрыть значение нетрадиционной техники изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности;
Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;
Организовать передачу своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;
Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.
Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Эта техника стала внедряться и в дошкольные учреждения, пусть и в адаптированном согласно возрасту воспитанников виде. В росписи по ткани есть несомненная польза для развития творческого начала у дошкольников. У детей формируется правильное восприятие цвета, им прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Помимо этого техника батик вызывает бурю положительных эмоций, тем самым ребенок выплескивает весь негатив и становится морально устойчивым.
Роспись по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Они уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней. После проведения уже нескольких занятий по батику, технология может несколько усложниться: вначале делается контур одним цветом, а затем заполняется сам рисунок уже другим. Это не просто эстетическое воспитание, дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев.
Для начала воспитателям стоит самостоятельно разобраться в том, что представляет собой техника батик. К ней относятся все виды росписей по ткани. Батик имеет очень древнюю историю. Его использовали еще шумеры, также он был характерен для искусства в Японии и Африке. Пусть эта техника сложна, поскольку в ее основе лежит принцип резервирования, что для дошкольников, конечно, недоступно, однако батик вполне может быть упрощен. Особая методика обучению техники батик в детском саду позволит сделать ее увлекательной и доступной.
Существует несколько методов нанесения рисунка на ткань. Можно предварительно нанести на бумагу композицию, сверху положить ткань. Контур рисунка обводится по ткани клеем ПВА. Когда клей полностью высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Внутри контура рисунок заполняется краской с помощью кисти. Фон можно хаотично раскрасить ватными тампонами, погруженными в краску.
Еще одна технология, когда делается эскиз сразу на ткани, а потом производится резервирование. Ткань в данном случае необходимо обработать крахмалом, разведенным в воде или солевым раствором. Как только все подготовительные работы будут окончены, ткань высохнет, ее можно начинать расписывать. Используются при этом краски для техники батик. После окончания раскрашивания, ткань нужно подсушить, а затем прогладить утюгом, таким образом материал закрепится, его можно будет даже стирать.
Безусловно, все серьезные подготовительные работы должны выполняться воспитателем, по крайне мере, на начальных этапах обучения.
Также может применяться и метод свободной росписи по ткани:
1. на ткань наносится вода чистой кистью, затем сразу окрашивается; краска растекается по поверхности, образуя необычные узоры;
2. краска может наноситься мазками на сухую ткань;
3. на влажную ткань местами можно насыпать крупную соль, когда она высохнет, рисунок получится довольно своеобразный.
Для того чтобы обеспечить полноценное занятие по росписи ткани, необходимо обеспечить дошкольников следующими инструментами и материалами:
• рамка (можно пяльцы, на которую крепится ткань;
• карандаш для нанесения эскиза;
• ткань (можно хлопок);
• кисти, ватные тампоны и губки из поролона;
• акварель, краска для батика, акриловые краски;
• тушь для рисования;
В зависимости от сложности выполнения рисунка может использоваться также декоративный клей.
Начать занятия следует с рассказа о техники батик, с демонстрации образцов. Пусть дети подержат ткань в руках, увидят, насколько разнообразны рисунки. Им самим, непременно, захочется сделать то же самое. В группе не должно быть более десяти человек, это позволит воспитателю контролировать работу каждого ребенка.
Целесообразно проводить подобные занятия с детьми не младше пяти лет. К этому возраст у ребенка складываются уже отдельные понятия о видах изобразительного искусства, есть определенный практический опыт. Когда детьми будет освоена техника, можно предложить им пофантазировать, придумать свой сюжет.
Занятия по батику можно проводить один или два раза в неделю. Время одно занятия не должно превышать сорока минут. Если работа выполняется в несколько этапов, выполнение одного рисунка можно разделить на несколько занятий.
Выполнение рисунка в технике холодный ба тик
• Сначала необходимо перевести рисунок с шаблона на ткань. Для этого материал необходимо прикрепить к шаблону с помощью булавок, чтобы было удобнее переводить рисунок.
• На ткань переводим контуры рисунка с помощью карандаша. Затем натягиваем ткань на раму или вставляем в пяльцы. Учтите, что материал должен быть натянут, как барабан. Только тогда вы получите хорошее качество своей работы. Затем на ткань необходимо нанести резервирующее вещество. Перед его нанесением лучше потренироваться на ненужном кусочке ткани.
• Резерв наносится с помощью специальной трубочки, слегка касаясь ею ткани. Резерв необходимо наносить аккуратно и линия его нанесения должна быть обязательно замкнутой, иначе краска растечется. Линию нужно вести плавно по контуру, чтобы состав хорошо пропитал ткань. Можно использовать специальный контур по ткани нужного цвета, но необходимо затем подождать высыхание контура примерно 2 часа.
• После того, как вы нанесете резервирующий состав везде, где требуется, ткань следует просушить до полного высыхания. На это уйдет примерно сорок-пятьдесят минут. После высыхания вы сможете проверить аккуратность нанесения резерва. Для этого в небольшом количестве воды разведите пару капель шампуня или жидкого мыла.
• Затем кистью нанесите эту воду по замкнутому контуру, который вы очертили составом. Если вода выйдет за пределы контура, то резерв нанесен небрежно. Места протечки воды пометьте карандашом, и после повторного высыхания ткни, нанесите туда еще резерв, но с изнаночной стороны. Снова просушите.
• Если вы убеждены в надежном нанесении резерва, можете приступать к окрашиванию. Краску можно как разбавлять, так и наносить неразбавленной.
Вот такой замечательный получился рисунок!
«Корзинка с колосками». Нетрадиционный метод рисования — отпечатки спичечным коробком. Детский мастер-класс На НОД по ознакомлению с окружающим миром – «Хлеб», дети узнали о том, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появится на наших.
«Рисование воздушных шаров» (нетрадиционный метод рисования) Конспект НОД в младшей группе «Рисование воздушных шаров» (нетрадиционный метод рисования). Задачи: -продолжать знакомить детей с цветами.
Мастер-класс «Батик-узелковый метод» хочу показать вам, еще один нетрадиционный метод рисования наших ребяток — узелковый метод или рисование по мокрому. Чем нам нравится батик?.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки» «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки» Выполнила: Титова Ольга Михайловна Москва -2020 г. Цель: расширить знания.
Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-монотипия» Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.
Мастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возраста День рисования по ткани на МААМ. RUОписание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного.
Все о холодном батике
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Искусство, начавшееся развиваться вместе с самим человечеством, претерпевало разные метаморфозы: менялись его смыслы, принципы, технологии. Когда человек в древности наносил на дерево, глину, ткань какой-то узор, это не просто служило эстетическим идеалам – действо имело сакральное значение. Корни многих художественных техник лежат в язычестве. Каждый цветок, завиток, геометрическая фигура имели свое значение и не были случайны. Батик, являясь искусством росписи по ткани, также следует этой концепции.
Что это такое?
Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название. Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.
Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания. Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани. Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.
В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.
Считается, что техника холодного батика в большей степени подходит начинающим мастерам, так как они не пугаются широкого фронта работ, действий с высокими температурами и неожиданного поведения составов.
История возникновения
Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.
И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.
Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.
Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.
Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.
Батик приобретает новые направления, он смешивается с другими техниками и стилями, он живет!
Инструменты и материалы
Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.
Внимание! Ткань перед началом работы следует стирать, гладить и прополаскивать.
Что нужно знать о подрамниках.
- Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
- Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
- Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
- Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.
Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.
Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.
Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.
Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.
Техника выполнения
Основной принцип холодного батика заключается в том, что сначала вы выбираете шаблон, который несложно будет поделить на замкнутые, четко очерченные области определенного цвета. Обычно новички начинают делать батик, используя рисунки из детских раскрасок: проще и удобнее, пожалуй, не придумать.
Далее пошаговый алгоритм выглядит так.
- Рисунок предстоит перенести на ткань, для чего мастера используют специальный тканевый карандаш либо исчезающий маркер. Рисунок нужно закрепить под тканью, обвести контуры.
- Ткань закрепляется на раме, натягивать материю нужно туго.
- Резерв наносится на ткань. Стеклянная трубочка заполняется резервом, его контур должен строго следовать шаблону. Каждый цвет нужно замкнуть – это обязательное требование. Далее ждите, пока резерв высохнет, для быстроты процесса ткань можно просушить феном.
- Перед заливкой контуров проверьте их замкнутость. Возьмите пропитанную чистой водой губку (можно добавить в воду капельку шампуня), промокните нужную область. Если за пределы контура вода не выходит, то все сделано грамотно.
- Нанесение красителей происходит кистью или ватным спонжем, приемы нанесения в обоих случаях одинаковы. А чтобы обеспечить краске равномерное растекание, область заливки следует промочить водой.
- Картина высыхает, после чего вы снимаете ее с рамки. Иногда возникает необходимость поправить отдельные области. Посмотрите, как именно фиксируются красители, обычно это указано в инструкции к ним. Одни краски закрепляются утюгом, другие – паром, феном или даже действием высоких температур в духовом шкафу.
После прохождения всех этапов работу можно считать завершенной. Осталось только найти место, где она будет располагаться и радовать окружающих. Хотя, есть еще один момент – декор.
Многим любителям батика нравится декорировать готовые работы.
Варианты декора
Одним из самых популярных вариантов оформления являются стразы. Тот самый контур, который отделял одну область от другой, можно задекорировать блестящими камушками. Это смотрится красиво, если такое украшение перекликается с темой. Например, вы рисуете на ткани ночь в лесу, благородного волка, снега и ели, созвездия на небе. Конечно, в таком случае стразы уместны.
Для прочности сцепления с тканью они проклеиваются горячим утюгом. Иногда в стразах есть маленькие дырочки и это означает, что их можно пришить.
С целью декорирования кому-то больше нравится прошивать контур. Для этого берутся серебряные металлизированные нитки или обычные мулине, и контуры элементов прошиваются гладью. Это сложная и долгая работа, но результат может быть впечатляющим. В таком случае это уже будет не чистый батик, а смешанная техника его исполнения.
И все же в большинстве случаев батик хорош сам по себе в своей тонкости, изяществе, кропотливой работе и чудесном результате. Ручное творчество, популярное во все времена, способно поддаться каждому, кто захочет его освоить. Удачных вам работ и вдохновения!
О том, что такое холодный батик, смотрите в следующем видео.