Батик пейзаж
Интересно, что чувствует человек, который пишет природу? Что именно заставляет его взять кисти и рисовать небо, деревья, воду? Огромное чувство любви ко всему живому? Способность наблюдать красоту в лужах и интересные образы в трещинах облупившейся штукатурки? Несомненно, это умение видеть прекрасное вокруг, подмечать малейшие детали и синтезировать их. А главное, подать эту красоту таким образом, чтобы вовлечь зрителя в картину.
Почему люди так любят природу? Наверное, потому, что она гасит шум, успокаивает и возвращает человека в состояние наблюдателя. Именно наедине с окружающим миром человек приходит в состояние умиротворения и покоя.
Природа прекрасна во всех своих проявлениях. Неповторимое великолепие красок заката, лунного света, морских волн. Окружающий мир мы впитываем всеми своими чувствами.
Признаюсь, к красоте старой штукатурки на стенах и я неровно дышу, порой очень интересно наблюдать кусочек отраженного мира в выбоинах, залитых водой. Пейзаж — это поистине неисчерпаемый источник для вдохновения и творчества.
Думаю, все знакомы с жанром изобразительного искусства, объектом которого является окружающий мир как в первозданном виде, так и в преображенном усилиями человека.
Родиной этого направления принято считать Древний Китай. Работы китайских художников на длинных горизонтальных или вертикальных полосах шелка были полны философии и одухотворенности. Мастера изображали не просто природу, а макрокосмос во взаимодействии с человеком.
Какой-то период моей жизни я вдохновлялась творчеством китайских мастеров. Была под огромным впечатлением от лаконичности и сдержанности этих работ, пыталась сочинять нечто подобное.
Темы пейзаж предлагает разные — это и городские виды с тротуарами, улочками и островерхими крышами, и теплые, спокойные сельские зарисовки, и деревья, гнущиеся в бурю, и величественные просторы моря.
Это абсолютно все, что нас окружает: облака, вода, деревья, камни, горы, дома. перечислять можно долго. Это огромный пласт материала, который мы можем переосмыслить и художественно оформить. Рисуя окружающий мир, мы передаем через него свое внутреннее состояние, подчеркивая линиями, пятнами, цветом мысли, чувства, настроения.
Можно взять любой кусочек пейзажа за окном, переработать его, стилизовать и выплеснуть на ткань. Допустимо абсолютно все, что Вы себе разрешите и на что осмелитесь. Лично мне очень симпатичны сказочные города. Люблю пейзажи, выполненные в стиле китайских мастеров. Потрясающе красивы и ритмичны стилизованные морские волны на шелке.
Декоративный пейзаж отличается от реалистичного принципом построения. В данном случае не используются законы перспективы, а строится изображение по вертикали, все в одной плоскости. Средний план располагается над передним, а дальний над средним. Цветовое решение тоже может быть условным, далеким от реальности.
На ткани окружающий мир можно писать и в технике холодного батика, и горячего, и в свободной манере. Но самое интересное, на мой взгляд — это сочетание разных техник.
Если Вы выбираете холодный батик, то линии и тон будут нести основную смысловую нагрузку. Причем фон можно написать в свободной манере, а на переднем плане прорисовать детали с помощью резерва, создавая изящные контуры.
В технике горячего батика Вашими помощниками станут пятно и цвет. Прекрасно можно передать фактуру земли или дерева. А остановившись на методе свободной росписи по ткани, Вы можете сочетать плавные переходы краски с графичными линиями. Для туманного пейзажа идеальный вариант.
В зависимости от того, реалистичная у Вас композиция или декоративная, Вы выбираете технику исполнения. Для реалистичной больше подходят холодный и свободный батик, а для стилизованной — холодный и горячий.
В любом случае работу начинать следует с набросков, эскизов, которые очень помогают в поиске самого удачного варианта, где читается главное — центр композиции, а ему подчиняются остальные детали. Параллельно обдумывается и цветовое решение произведения.
Грамотно расставив акценты, Вы сделаете пейзаж выразительным, ярким, запоминающимся. Останавливающая взгляд работа, которая заставляет зрителя думать и сопереживать — главная цель художника.
Я люблю писать пейзажи на ткани. Меня завораживает сам процесс. Это еще один момент волшебства — слияние на ткани воды и красок. Они сами все рисуют, остается лишь направлять кистью движение цвета по мокрому шелку. И результат. зачастую он превосходит ожидаемый. Это происходит, на мой взгляд, потому, что я позволяю себе в процессе отходить от эскиза.
Батик дает все возможности создавать подобные произведения, а пейзаж — самая близкая человеку тема, которая пробуждает чувства и способна унести воспоминаниями в детство. Пейзажи часто находят отклик у зрителя своим созвучием внутреннему состоянию.
Батик относят к декоративно-прикладному искусству, но техника росписи по шелку настолько многогранна, что позволяет изобразить вполне реалистичные пейзажи родного города на шелке, пользуясь лишь контурами и красками.
У меня есть городская серия пейзажей. Это живописные работы, выполненные с использованием техники, которую относят к декоративно-прикладному искусству. Признаюсь, они вызывали много споров и разногласий среди маститых художников. Но для меня это был способ выразить свою любовь к замечательному месту, в котором живу, интересный экспериментом соединения несоединимого. Результатами я осталась довольна. А как пришла к этому, расскажу в следующей статье.
Батик. Техника свободная роспись
Скажите мне, что для Вас свобода? Задумывались ли Вы, что несет сочетание этих букв лично для Вас? Какие ассоциации рождаются? Быть может, это птица, легко парящая в вышине или ветер, играющий с листвой? А может хищник, который выслеживает добычу, запах дождя или бег босиком по лужам?
Свобода — это отсутствие правил или возможность устанавливать их самим? А какая она для Вас в творчестве? Многогранность батика позволяет почувствовать все прелести этого слова в одноименной технике. Данный метод росписи по ткани предполагает полное отсутствие контуров.
В этой технике особенно ярко проявляются способности мастера. Каждая работа получается уникальной, неповторимой.
Ничто не контролирует растекаемость красок по ткани. Можно было бы провести аналогию с бумагой и акварелью, если бы не некоторые нюансы. О них я расскажу далее.
Для работы в технике свободной росписи Вам понадобится стандартный набор инструментов и материалов: подрамник, ткань, кнопки, краски, кисти и соль.
Работа начинается с идеи, выраженной в эскизе. Желательно ее тщательно проработать и графически, и в цвете. Подробный эскиз значительно облегчит Вашу задачу. В нём определяем основные контрасты, выделяем центр композиции. Также на этом этапе определяем колорит нашей будущей работы.
Ткань для работы выбираем из натуральных волокон. Полотно по размеру должно быть больше подрамника. Перед тем, как натянуть на подрамник нашу изобразительную поверхность, ее следует подготовить к работе: постирать, высушить и выгладить.
Следующий шаг — закрепление ткани на подрамнике силовыми кнопками. Следите за тем, чтобы полотно было равномерно натянуто и не провисало. Сначала кнопками закрепляем ткань по углам, далее натягиваем полотно, добавляя кнопки на каждую сторону ткани, тем самым добиваясь равномерного натяжения. Ткань должна быть натянута, как барабан.
Далее, если это требуется, намечаем эскиз на ткани легкими, тонкими линиями.
Исчезающий маркер тут не поможет, так как работать будем без резервирующего состава и без воска. При соприкосновении с водой следы такого маркера просто пропадут, придется воспользоваться или простым карандашом, или гелевой ручкой под цвет Вашей работы.
Рисунок требуется, если Вы планируете создать работу с четкими графическими линиями. Если Ваша работа задумана более воздушной и акварельной, этот шаг можно пропустить и работать без вспомогательных контуров.
Потом натянутую ткань грунтуем составом с простым рецептом. Берем 2 столовые ложки соли и растворяем в стакане горячей воды. Раствор тщательно перемешиваем, чтобы растворить все кристаллики соли. Широкой кистью наносим солевой грунт на натянутую ткань с обеих сторон.
Ткань должна хорошо пропитаться раствором, но следует избегать появления луж на данном этапе. Они появляются, если ткань недостаточно качественно натянута и провисает. В таком случае нужно открепить несколько кнопок и натянуть полотно заново.
Работать можно в три этапа. Первый — это нанесение красок на очень влажную ткань, что напоминает работу акварелью по-сырому. Широкой кистью наносим основные цветовые пятна. Краска легко смешивается, создавая мягкие переходы.
Следующий слой наносим на полусухую ткань. Краска уже не так сильно растекается, и можно проработать объекты с более четкими контурами, элементы второго плана, создать интересные фактуры.
На третьем этапе солевой грунт практически высыхает. Ткань становится плотной, шершавой. Это отличный момент, чтобы закончить передний план. Кисть на высохшем грунте оставляет четкие линии и пятна — идеальное время для тщательной прорисовки деталей.
Работа в свободной технике ведется анилиновыми красителями. Цвета можно разбавлять тем же соляным раствором, которым грунтовали ткань. Акриловые краски здесь использовать не рекомендуется, так как при высыхании они образуют пленку, которая потом скатывается и мешает второму слою краски проникнуть в ткань.
С применением солевого грунта можно писать пейзажи, натюрморты, портреты — абсолютно все, что хочется изобразить. Возможность создания живописных пятен и четких линий на ткани — это ли не волшебство?
Дивно хороши исполненные в данной технике цветущие поля, ярко алеющие маки или таинственные замки, появляющиеся из тумана. Темы здесь неисчерпаемы.
Научившись чувствовать ткань, Вы приобретете потрясающую возможность создавать выразительные произведения движениями кисти, удивляя и восхищая зрителей мастерством.
Свободная роспись считается сложной техникой. Тут требуется умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен. Важно вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент. Вот это и есть, на мой личный взгляд, свобода — осознанная ответственность за свои действия, когда можно все.
Поначалу кажется, это сложно. Как всегда, останавливает страх ошибок и разочарований. Но если не пробовать, есть риск пройти мимо еще одного метода самовыражения. И я снова могу повторить свой призыв — действуйте, не давая страху остановить себя в движении, все приходит с опытом и практикой.
Освоив основные шаги, можно перейти к полной импровизации, выбрав конкретный, подходящий именно для Вашего самовыражения этап, минуя остальные. Можно ведь писать только по очень влажной ткани воздушные пейзажи. Или дождаться полного высыхания и использовать четкие линии. Везде Ваш выбор и Ваше желание.
Свободная роспись мне нравится тем, что позволяет лучше понять поведение краски на ткани на разных этапах. Данные навыки пригодятся и при работе в техниках холодного и горячего батика. Чем больше знания и понимания, тем шире спектр возможностей для творчества.
Это одна из интереснейших техник, которая позволяет создавать воздушные акварельные батики с тончайшими изменениями оттенков.
Попробуйте, может это именно Ваш путь.
Батик. Свободная роспись ткани. «Пейзаж»
методическая разработка на тему
Техника свободной росписи ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
005_svobodnaya_rospis.doc | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема5: Свободная роспись ткани. «Пейзаж». (4ч.)
Тема занятия: Составление эскизов для панно.
Тип занятия: Практическая творческая работа.
Цель и задачи занятия . Развитие фантазии, творческого потенциала, эстетических представлений и художественного вкуса учащихся. Закрепление и развитие изобразительной грамотности учащихся.
1. Лучшие работы ребят в технике «Свободная роспись».
2. Наглядные пособия с изображением пейзажа.
3. Книги по теме «Свободная роспись» с иллюстрациями.
1. Бумага, формат А-3;
2. Простой карандаш;
1. Приветствие. Сообщение темы занятия . …………………………….2мин.
3. Практическая работа ( Эскиз композиции)………. ………………….65мин.
4. Завершение занятия ……………………………………………………10мин.
- Приветствие.
- Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснён в своих творениях границами резерва.
Наша работа учебная и для того, чтобы представлять последовательность действий на ткани, необходимо выполнить предварительный рисунок в цвете на бумаге. Свободной росписью выполняют различные по тематике композиции: Это и цветочные композиции, и фантастика, и зооморфные и антропоморфные композиции. Но наиболее удачно этот метод применяется для выполнения пейзажей.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это всё, что необходимо для её создания. Их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Пейзажная живопись в самой своей основе пространственна. Пейзаж невозможен без перспективы. Если пейзаж имеет линейную структуру (улицы, дороги, дома, сады и.т.д.), мы говорим, что он имеет линейную перспективу. Если структура пейзажа определяется массами (леса, долины, горы, реки, луга и.т.д.), речь идёт о воздушной перспективе. В обоих случаях по мере приближения к горизонту размеры предметов уменьшаются и контуры их выглядят менее чёткими. В случае линейной перспективы нам кажется, что параллельные линии сходятся вдали, в какой-то точке, расположенной на уровне горизонта.
3.Практическая работа: рисунок пейзажа на формате А-3.
Цветовое решение композиции:
Художники, поэты давно обратили внимание на то, что разные цвета по разному воздействуют на человека. Одни – успокаивают; другие волнуют возбуждают, радуют.
Синий, лиловый, фиолетовый цвета вызывают нежное, но беспокойное и тоскливое чувство. Тёмно-голубой цвет вызывает чувство безопасности. Такую же реакцию вызывает зеленовато-голубой цвет. Розовый цвет успокаивает и вызывает сонливость, а вот ярко-розовый действует как транквилизатор и меняет агрессивное настроение на пассивное. Голубой цвет создаёт настрой на продуктивную работу. Жёлтый и красный цвета любят дети. Они ассоциируются с солнечным светом и огнём домашнего очага. Красная краска живая, беспокойная, в ней сокрыта энергия, она звучит подобно трубе. Этот цвет возбуждает чувство силы, радости, триумфа.
Чёрное есть нечто погасшее, как сожжённый костёр. Чёрный цвет – символ глубочайшей печали, смерти.
Сочетание двух или нескольких красок придают картине новое совершенно неожиданное звучание.
Например сочетание чёрного и красного цветов вызывают чувство тревоги, опасности.
Каждый художник воспитывает в себе чуткость к эмоциональному воздействию цвета, и руководствуясь этим чувством, создаёт художественные произведения с определённым настроением.
Сочетание различных цветов в картине называют колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: то радостное и светлое, то грустное, то мрачное. Для художника – колориста важен и сам по себе цвет, и его сочетания с другими цветами. Они могут быть удивительно разнообразными: гармоничными, спокойными или резкими.
Когда каждый цвет на картине предсказуем (зелёные поля, голубое небо, белые облака и.т.д.), она похожа на фильм с заранее известным сюжетом и кажется очень скучной и пресной. Чтобы избежать этого, следует использовать вибрации и контрасты; картина должна удивлять зрителя новыми неожиданными оттенками.
4.Завершение занятия. Уборка рабочих мест.
Тема занятия: Свободная роспись на ткани.
Тип занятия: Практическая работа.
Цель и задачи занятия : Знакомство с техникой свободной росписи и различными спецэффектами, применяемыми во время неё, воспитание трудолюбия, увлечённости, художественного вкуса.
Зрительный ряд: 1. Лучшие работы ребят в технике «Свободной росписи».
2. Репродукции работ художников в этой технике.
- Рамки, формат А-3;
- Ткань, размером А-3;
- Эскиз рисунка для панно;
- Текстильные краски;
- Кисточки, баночки для воды, палитра.
- Отбеливатель, соль, селитра для спецэффектов.
- Фен.
1. Приветствие. Сообщение темы занятия . …………………………….2мин.
4. Практическая часть. (Художественная роспись ткани)…..………….50мин.
5. Завершение занятия ……………………………………………………15мин.
1. Приветствие. Подготовка рабочих мест .
2.Правила работы с инструментами и красителями:
- При работе текстильными красителями нужно быть аккуратными, чтобы краска не попадала на одежду и мебель.
- Набирать краску нужно кисточкой, предварительно промыв её в чистой воде.
- Особую осторожность нужно проявить при использовании отбеливателя. Выполнять эту процедуру нужно только под контролем педагога.
3.Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым покровом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, капроновых, шерстяных и натуральных шелках.
Ткань предварительно натягивается на раму и смачивается крепким соляным раствором.
Выполнение дальнего плана ведётся по сырой ткани, при этом получается эффект, похожий на работу акварелью по сырой бумаге.
Средний план выполняется по подсохшей, но не высушенной до конца ткани.
Далее ткань высушивается феном. Если фен держать слишком близко к поверхности ткани, краситель, будет стремиться в стороны и на границе горячего воздуха образует ореол. Форма ореолов меняется в зависимости от траектории движении фена.
Если на высушенную ткань капнуть краситель и подуть на каплю из трубочки, движение капли оставит на ткани извилистую линию. Таким приёмом можно рисовать ветки деревьев и кустарников.
Прием лессировки: Этот прием масляной и акварельной живописи с успехом можно использовать при росписи на ткани. Строится прием на том, что краски смешивают не на палитре, а на ткани, послойно накладывая одну на другую, что приводит к изменению цвета. Прозрачны анилиновые красители как раз хорошо подходят для работы в этой технике.
Печать штампами, или набойка, непростая но эффективная техника, позволяющая создавать удивительный орнамент, даже тем кто не умеет рисовать.
Можно рисовать брызгами краски через заранее подготовленные трафареты.
Применение морской соли создаёт эффект тёмных пятен, селитра, наоборот осветляет изображение под крупинками селитры.
Отбеливатели типа «АСС» или «Белизна» применяются для травления, что позволяет выполнить на ткани интересные композиции, отвечающие состоянию природы, настроению, очень утончённые по цветовым нюансам. Умелое обращение с «Белизной» иногда даёт непредсказуемые интересные эффекты, требует тонкого художественного чутья, что приходит с опытом.
4. Практическая работа.
5. Завершение занятия, уборка рабочих мест. Выставка работ
Фотогалерея детских работ:
Нигаматуллина Рената 4класс Ишимбаева Маша 4 класс
Зворыгина Маша 3 класс Благовещенская Настя 5 класс
Галимзянова Анджелина 3 класс Шангареева Алсу 3 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок способствует развитию художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащению визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусст.
План-конспект открытого урока по росписи (батику) в 5п/о классе на тему.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Закрепление навыков работы по росписи тканей.
Технология — девочки. 7 класс разработка урока «Ручная роспись тканей. Виды батика.Технология горячего батика» по ФГОС с презентацией.
Методическая разработка«Свободная роспись по ткани»Изготовление панно «Зимний вечер».
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Батик. Свободная роспись.".
Краткая история художественной росписи на ткани.Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля (ткань, трикотаж). Современные художники по текстилю с глубоким уважением относят.