Батик по ткани композиция

Что означает батик: инструкции для красивой росписи по тканям

Термин «батик» зародился на острове Ява. Именно оттуда популяризировалось ремесло. Он подразумевает под собой процесс окрашивания ткани с использованием техники резиста, то есть покрытие участков ткани стойким к красителям веществом, чтобы они не впитывали цвета. Считается, что этой технике более тысячи лет.

Что такое батик

Если заглянуть в историю, то можно увидеть подтверждение — в начале веков нашей эры в Африке, на ближнем востоке и в некоторых местах в Азии такая техника была широко используема.

Что за материал

Популярность ремесла можно объяснить тем, что он предлагает огромные возможности для художественной свободы. На ткани можно выводить несметное количество рисунков, а не ограничиваться тем, что может выдать ткацкий станок. Также, батик очень стоек, цвета несмываемы, в отличие от набивных рисунков.

Батик — древнее текстильное ремесло, происхождение которого связано с Африкой (Египет), Китаем, Японией и Центральной Азией, более распространен сегодня в Малайзии и Индонезии.

Происхождение ремесла

Слово батик означает «роспись воском». Самые лучшие работы выполняют на ткани с высокой плотностью нитей и ровную поверхность, такую ​​как хлопок или шелк.

Ткань для батика заготавливают заблаговременно. Простирать, растянуть на поверхности, чтобы резиста лучше проник в волокна. В качестве резиста используют пчелиный воск, смола или парафин.

Читайте также:  Выкройка юбки прямой с двухшовными

Воск наносится на участки ткани, а не на всю ткань. Для получения красителей с помощью специального инструмента, который называется «пение» (инструмент из медной чаши с тонкой струей и деревянной ручкой).

Нанесение воска на обозначенные участки всего куска может занять месяцы. Затем наносится краситель на ткань щеткой или маканием определенных участков.

Нанесение на волокно пигмента

Важно! Ткани дают высохнуть в течение до двадцати четырех часов для отверждения, затем гладят. Затем ткань промывают в холодной / кипящей воде до прозрачности.

Ткань затем высушивается медленно, вдали от тепла и солнечного света, так что цвета хорошо закрепляются и становятся постоянными, не исчезают.

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.

Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.

Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Виды и классификация батика

Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:

  • Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
  • Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
  • Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.

Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для занятий необходимо:

  • Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
  • Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
  • Карандаш бумага — для создания эскиза
  • Батик рисунки для начинающих на ткани
  • Ножницы для ткани.
  • Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
  • Вода.
  • Перчатки, для защиты рук.
  • Помимо этого будут необходимы краски, резист.

Необходимые инструменты для техники

Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.

Техника работы с холодным батиком

Батик как рисовать по ткани может показаться сложным новичку. Но это не о холодной технике рисования.

Техника холодного ремесла

Холодная техника отличается тем, что резист может быть бесцветным либо же пигментированным. Часто это парафиновый или бензиновый контур. Наносят состав специальной трубкой, разного диаметра.

При такой технике пигмент прекрасно закрепляется с помощью запаривания, которое обеспечит, в будущем прекрасную стойкость цветов на ткани.

Краски для ремесла

Такая техника может варьироваться в зависимости от типа:

  1. Классический — рисунки созданы при помощи замкнутого холодного резиста. Нанесение в один слой.
  2. Многослойный. Рисунок наносят в несколько слоев.
  3. Незамкнутый. Роспись производиться с помощью линии резерва и смещения соседней плоскости.
  4. Свободный тип. При такой технике рисунок наносят хаотично, а на заключительном этапе наносят резерв. Такой вариант предполагает несколько способов выполнения. Это могут быть краски с солевым раствором, краски с загустителем в качестве резерва, масляные краски, специальные печатные краски.

Техника батик — горячий способ

Батик роспись, по ткани для начинающих в горячей технике сложна.

Техника горячей росписи выполняется на двух видах ткани- шелке и хлопке. Для того чтобы нанести краситель, предварительно наносится воск специальной заострённой бамбуковой палочкой или специальным инструментом чантингом. Если есть участки, где нет необходимости окрашивать пигментом, такой участок прорисовывают воском.

Важно отметить, что горячая техника трудоемка, так как покрытии воском участков может повторяться несколько раз. Именно от этого зависит интенсивность и яркость цветов будущего рисунка, а также стойкость пигмента.

Горячий батик может иметь различия в технике выполнения:

  • Однослойный. То есть фиксация происходит при нанесении воска в один слой.
  • Многослойный, когда на ткань наносят несколько слоев воска, тем самым можно создать градацию цветов на рисунке.
  • Вытравка. Такой метод предполагает фиксацию определенных цветов на участке с вытравкой до белого цвета участков, где нет воска.

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Узелковая техника

Прекрасным вариантом для новичков станет техника узелкового батика. Она, в принципе, нес ложная. Суть ее окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань узелками, в которых не должно быть окрашивания. Важно — при окрашивании такой техникой, нужно использовать анилиновые красители. Такие красители прекрасно подходят для натуральных тканей — бязь, ситец, сатин.

Для того чтобы получить оригинальный узор, нужно по-разному скрутить ткань.

Другие виды росписи и рисования

Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:

  1. Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.

Аэрограф для батика

  1. Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
  2. Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.

Поливка — батик

  1. Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.

Вид батика штамповка

  1. Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.

Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.

Монументальный вариант

Многие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.

Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.

Роль композиции и цвета в холодном батике

Дата публикации: 17.06.2016 2016-06-17

Статья просмотрена: 1214 раз

Библиографическое описание:

Азимова, М. Б. Роль композиции и цвета в холодном батике / М. Б. Азимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 959-961. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31766/ (дата обращения: 22.04.2021).

В данной статье изложены основные принципы композиции и выбора колорита при росписи тканей в технике холодного батика. Авторы рассматривают базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии при этом, что, несомненно может правильно сориентировать и оказать неоценимую помощь в самостоятельной работе с красками и тканью.

Ключевые слова: батик, резерв, пяльцы

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Техника холодного батика возникла сравнительно недавно, в начале ХХ века. Её отличительная особенность — наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку.

В основе этого приёма лежит принцип резервирования линий или участков ткани специальным составом, который, пропитывая ткань насквозь, предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Искусство батика — тонкое прихотливое и капризное. Это очень сложная техника и трудоёмкий процесс. Ведь художник раз нанесенную краску уже не сможет стереть ластиком. И в то же время роспись на ткани — увлекательное творческое занятие. Богатая палитра красок — неиссякаемый источник вдохновения для любого художника. На шелке можно выразить настроение — каждое изделие неповторимо! С помощью изящества линий, многообразия цветов и оттенков можно улучшить эмоциональное состояние человека

При изготовлении авторских работ в технике «холодный батик», в основном, используется натуральный шёлк — один из самых изысканных и стильных материалов. Он тонкий, прочный, упругий, блестящий, хорошо впитывает краску, в то же время обладает мягкостью, воздушностью, нежностью — ощущением полета.

Батик замечателен ещё и тем, что работы, выполненные в этой технике, могут отражаться не только на картинах, а и на нашей любимой одежде, украшая её и делая ещё более любимой. В гардеробе современной женщины есть масса мелочей, которые делают её элегантной и неповторимой. Среди них, к примеру, шейный платок — индивидуальный аксессуар, на котором выполнен рисунок ручной работы. Шелкслегкостью и благодарностью принимает краску, образуя причудливые узоры и необыкновенные переливы. Волшебный мир фантазии творит чудеса. Даже, если на пути к совершенству ожидают небольшие разочарования, то путем проб и ошибок можно добиться исключительного мастерства. Композиция произведения любого вида изобразительного и прикладного искусства заранее обдумывается. Композиция основа художественного произведения. Батик по существу является одним из разделов декоративно-прикладногоискусства.

Независимо оттого, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе произведениядействуют законы целостности восприятия, контраста, новизны, подчинения всех средств композиции идейному замыслу, выразительности линий и цветовой гармонии. При помощи широкого диапазона приемов росписи по шелку, красок и красителей творческой работе можно придать различное настроение — движение, покой, свежесть, радость, свет, тепло и т. д. Приступая к росписи батика, практически невозможно знать до конца, что получится.

В общих чертах намечается будущая композиция и цветовая гамма. В процессе работы возможна импровизация: красивый переход цвета, капля воды, случайно (или не случайно) упавшая на окрашенную ткань, могут придать батику неповторимость и очарование.

Однако в процессе работы необходимо знание базовых правил композиции и колористики. Гармоничность воплощения любой идеи выражается в единстве композиции и цвета, выбранного материала и назначения расписываемого изделия. Грамотно выстроенная композиция и целостное цветовое решение росписи вызывает ощущение законченности. Даже интересная, выверенная композиция может «рассыпаться» при непродуманном распределении цветовых акцентов. И наоборот, грамотное использование цвета может объединить разрозненные элементы росписи или подчинить их определенному ритму. От правильно выбранных цветовых отношений зависит и то, какое эмоциональное впечатление будет производить работа. При составлении эскиза композиции необходимо цветовую гамму строить по принципу нюансных отношений. Нарушить цветовую гармонию введением одного контрастного цвета — это активный взрыв. Надо сказать, что в текстильной композиции в роли доминанты может выступать самый яркий элемент мотива, тогда центр композиции будет решен за счет контраста по светлоте и насыщенности или за счёт использования дополнительных цветов. Цветовой тон — это характеристика, непосредственно определяющая оттенок того или иного цвета. При подборе красок важно учитывать не только цветовой тон, но и яркость, так как именно она зачастую определяет звучание всей композиции в целом.

Таким образом, цветовое решение композиции должно подчиняться её образному решению и назначению выполняемой работы. Цвета не должны «спорить» друг с другом и с фоном, их пропорции должны быть выверены. И наконец, цвета, входящие в композицию, должны становиться «богаче» в сочетании друг с другом, чем взятые в отдельности и создавать цветовую гармонию. В работе над произведением художник через композицию и цвет выражает то, что его заинтересовало, увлекло и показывает своё отношение к изображаемому в соответствии с идейным замыслом.

Современные приёмы росписи ткани — это переосмысленные и переработанные в соответствии с велением времени традиционные техники, значительно упрощённые и обогащённые одновременно. Многообразие красок и вспомогательных средств позволяют даже начинающим заниматься росписью ткани для изготовления предметов одежды и интерьера. Научиться чувствовать ткань, её взаимодействие с водой и красками возможно в акварельной технике свободной росписи. Техника холодного батика требует определённой уверенности, твёрдой руки и аккуратности. Наиболее трудоёмким представляется горячий батик, приступая к нему надо чётко представлять последовательность операций. Однако для достижения максимального декоративного эффекта можно освоить различные приёмы и научиться правильно их комбинировать.

Узелковый батик — один из первых способов создания узора на ткани. Это не техника росписи, а способ окрашивания, при котором узор возникает за счёт связывания отдельных участков ткани узлами. Построенные на этом приёме техники окрашивания ткани независимо друг от друга возникли в разных регионах мира.

В Японии узелковое окрашивание называлось «тибари» (в переводе «связывать узлом»), в Малайзии и Индонезии подобная техника именовалась «планги», что означает «пробел, пятно». В Индии сегодня популярны традиционные платки и сари из тончайшего хлопка, окрашенного в узелковой технике — здесь её называют «бандан» (опять же переводится как «связывать»). Своеобразный узор на ткани возникает вследствие того, что краски не проникают в те участки ткани, которые связаны в узел или обмотаны.

Перед окрашиванием ткань складывается определённым способом, в соответствии с задуманным узором, перевязывается прочными нитками или шнурами по определённой схеме. Далее ткань погружается в ёмкость с красителем. После окрашивания и промывания в проточной воде узелки развязываются. В результате на ткани получается узор одного цвета, но с переходами от светлых оттенков к более насыщенным, поскольку краска по-разному проникает в ткань на перевязанных и не перевязанных участках. В наименьшей степени окрашиваются те участки ткани, которые были перевязаны узлами, они сохраняют первоначальный цвет. Фрагменты ткани, свободные от какого-либо перевязывания, окрашиваются с максимальной насыщенностью. Остальные части ткани прокрашиваются в разной степени, в результате чего и получаются своеобразные цветочные переходы, образующие неповторимые узоры. Для получения многоцветного рисунка операция с перевязыванием ткани повторяется, и ткань окрашивается в растворе с другой краской. Это делается следующим образом: после первичного окрашивая перевязанной ткани и её промывания в проточной воде к имеющимся узлам и перевязкам добавляются новые, захватывая уже окрашенные участки. Операция с окрашиванием и полосканием повторяется в соответствии с задуманным колоритом предполагаемого узора.

Но надо помнить, что каждый последующий цвет должен быть темнее предыдущего (например, жёлтый красный — чёрный) и обязательно учитывать законы смешивания цветов.

Однако, использовать более трёх цветов нежелательно. В результате такого окрашивания на ткани всегда получается оригинальный, неповторимый узор, так как невозможно дважды сложить или связать ткань абсолютно одинаково.

Существует множество приёмов складывания и завязывания ткани для окрашивания. Разнообразить и обогащать узоры возможно, применяя множество вспомогательных средств, в виде камешек, бусинок, бельевых прищепок и других всевозможных зажимов. Варьировать можно столько, сколько хватит воображения — возможности для экспериментов и поисков безграничны. Обретя опыт, можно осмысленно управлять рисунком. Авторский батик всегда неповторим.

  1. И.Дворкина Батик. Холодный, горячий, узелковый. Москва, Радуга 2002 г. 2.В.Бородулин, О. В. Танкус. Основы Художественного ремесла М. Просвещение,1986 г.
  2. Р.Гильман Художественная роспись тканей, Изд.центр Владос,2003 г.
Оцените статью