Портал образования
Автор: Исламова Динара Радиковна
Должность: преподаватель класса Изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская Школа Искусств»
Населённый пункт: Белорецкий район, с. Инзер
Наименование материала: План-конспект открытого урока по росписи (Батику) в 1 классе
Тема: «Батик — роспись по ткани»: Создание композиции в технике холодного батика «Подводный мир»
Дата публикации: 12.01.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
План-конспект открытого урока по росписи (Батику) в 1 классе на тему:
«Батик — роспись по ткани»: Создание композиции
в технике холодного батика «Подводный мир»
Преподаватель: Исламова Динара Радиковна
Вид занятия: Изображение на ткани.
Место проведения: Учебный класс.
Цель урока: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи
«Холодный батик» и представить современные способы
росписи по шелку.
Развивающая развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой
создании художественного образа.
Воспитательная во спитывать
наблюдательно сть, и н т е р е с
изобразительному искусству, живописи; прививать уважение
к традициям декоративно-прикладного творчества России и
Ознакомить учащихся с декоративно-прикладными техниками солевой
и акварельной росписи
Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и
акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства
художественной выразительности в создании художественного образа.
Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи,
Обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной
техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и
содержания в тематической композиции.
Зрительный ряд: Класс оформлен работами учащихся по подводному миру
слова для ознакомления; фотографии, наглядные пособия.
Работы в разных техниках батика.
Методы проведения занятия:
Объяснение нового материала, практическая
у ч а щ и х с я
к о н т р о л е м
Оборудование: Ткань, рама, кнопки, эскиз, краски по батику, резервирующий
Организационный момент. Подготовка к занятию
2. Сообщение темы урока. История развития батика
3. Сообщение сведений о материалах и инструментах
для техники «Батик»
4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы
5. Знакомство с холодным батиком (солевая техника) и необходимыми
6. Знакомство с холодным батиком (акварельная техника)
7. Практическая часть.
Последовательность выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного
строя. Колористическое решение.
8. Выводы по теме холодный батик
(солевая и акварельная техника)
9. Поведение итогов.
10. Уборка рабочего места.
Организационный момент. Подготовка к занятию
которых предварительно кнопками натянута ткань формата А4 с нанесенным
ученика приготовлены краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, вода,
2. Сообщение темы урока. История развития батика
Учитель: «Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое
принесет несомненное удовольствие. Роспись по ткани, а именно о ней идет
речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она
разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе.
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в
Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы
помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся
места растительными красителями.
расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том,
что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель,
т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На
этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления
тканей – способ «батик».
Слово «батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим
воском», отсюда и название техники – «горячий батик».
В батике есть возможность создавать множество различных эффектов
путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не
пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет
передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий,
изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик
является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в
жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного
Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста
в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы,
позволяющие создавать уникальные работы
овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик
можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением
резерва и – свободная роспись.
Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку
или ее деталь. Так что возможности неограниченны».
1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)
2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к
плоскостной?» (вопрос к учащимся)
плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы
сегодня заменим тканью.
Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники
Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра и пипетки для
смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань, рама и
кнопки для натягивания ткани, натуральные кисти разных размеров, соль,
карандаш ТМ (для прорисовки контура).
Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается
натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в
10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс
натягиванием двух других сторон тем же способом.
Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность
дерева наклеить скотч.
приступать к процессу создания вашей картины».
4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы
Учитель: «Если вы взяли для росписи тонкую, прозрачную ткань, то
рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам
рисунка на просвет.
Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно,
росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур
Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то
увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон
ткани должны совпасть.
Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.
контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,
о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите
вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.
Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо
видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной
Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите
плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный
мотив, где точность рисунка не столь важна.
После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент
предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к
очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз
Темный цвет осветлить уже никак не удастся».
Знакомство с холодным батиком (солевая техника) и необходимыми
Учитель: «Давайте рассмотрим воздействие соли при росписи ткани.
картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому –
гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите
ткань и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же
начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в
ней пигменты — и в результате краска становится светлее, цвета смещаются,
зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.
Давайте ознакомимся с материалами, необходимыми при применении
Роспись по ткани – одно из самых увлекательных творческих занятий.
И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами
материалов и их правильного использования. И сегодня я вам расскажу о всех
необходимых материалах для росписи.
Для росписи годиться любой вид ткани.
Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются
также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим
воздухом, влагой или паром.
Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде
красящие вещества – пигменты.
Рама – один из самых необходимых предметов при росписи ткани,
обеспечивающий тугое натяжение ткани.
Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по ткани. От их
свойств и качества зависит результат работы».
7. Практическая часть.
Последовательность выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного
строя. Колористическое решение
Учитель: «Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией? Сначала
это выбор темы. Затем Мы сделали зарисовки мотивов в карандаше, а затем
— «Что дальше делаем с полученными работами»?
— «Используя, законы построения композиции, работаем над эскизами —
основой для создания росписи».
— «После завершения работы над композицией, что нужно сделать»?
— «Нужно подготовить для росписи ткань. Для этого её необходимо
ткани, которой может быть пропитан материал, поскольку краска на такую
ткань ложится неравномерно. Лучше всего стирать ткани, предназначенные
вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Хлопок стирают
в горячей воде. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не
выкручивая, подсушивают и гладят еще влажной».
— «А как натягивать ткань для росписи?»
— «Мы закрепляем ткань кнопками сначала по кромочной стороне, а
затем по противоположной. Потом натягиваем две оставшиеся стороны по
увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по
— «А как вы переносили рисунок на ткань?
карандашом, затем маркером чтобы их было хорошо видно через ткань.
2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью
3. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть
неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом
резервирующие составы разных цветов».
— «На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На
— «После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.
специальных красок для батика?»
(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии
и закрепляются паром)
Затем увлажняется ткань, сверху вниз, постепенно. Следим за тем,
предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче,
чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным
При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение
— «Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?»
— «Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму».
— «На более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль
осветляет участок ткани.
Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов.
Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее
типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль
создает четкие световые смещения.
Контролируем получившийся результат от воздействия соли на краски
и влагу. На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и
основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли
«абсолютно целенаправленно», если разместить ее на ткани в определенном
порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными
Подводный мир(панно)100/70см. Крепдешин. Батик.
Здравствуйте любители батика и заглянувшие на огонёк посетители ярмарки.Хочу поделиться небольшим творческим процессом росписи панно на шёлке.
Работа выполнена на заказ для студии батика в Америке, вместе с шаблоном.Но не куплена потому что маловато живности.
Оформлена на подрамник и висит себе в моей мастерской.
Пришлось перерисовывать, есть второй вариант.Посмотрите ниже фото для сравнения.
Вот второй вариант был успешно продан вместе с шаблоном(улетел в Америку)!
На мой взгляд первый вариант лучше, не такой яркий, менее забит живностью.Но мнения расходятся!
Материалы для работы.
Крепдешин.
Трубочка стеклянная под резерв, резерв серый.
Подрамник, кнопки.
Краски анилиновые профессиональные под запаривание.
Кисти мягкие колонковые.
Простой карандаш.
Шаблон ( пришлось рисовать).
Способ изготовления
Натянуть ткань на подрамник, как можно сильнее.Но без фанатизма, не порвите!
Расположить детали(рыбок,ракушки,улиточку и т.д.) под ткань,обвести рисунок специальным фломастером( можно мягким простым карандашом).
Обвести карандашный рисунок резервом в стеклянной трубочке.
Набираем резерв в стеклянную трубочку.
Я развожу бесцветный и чёрный резервы до нужного мне цвета.
Получается серый при нанесении, линии карандаша отлично замаскированы!
Трубочку держим под углом 90 градусов, это для ровности линий, не делаем клякс.
Самое главное следите что бы не было разрывов , можно испортить всю работу при дальнейшей росписи!
Разводим краску в баночках от йогурта(в ячейках от перепелиных яиц),колеры должны быть как минимум по 3 шт на каждый цвет.От слабого до насыщенного.
Рисуем как акварелью , от светлого к темному.
Расписываем растительность и ракушки.
Фон расписывала в начале , это делается очень быстро, широкой кистью.Стараемся не оставлять «ступенек», они образуются при высыхании краски и новом нанесении .
Рыбок рисовала в завершении работы.
Подождать сутки ,запарить .3 часа кипятила в специальной емкости.
Вот ссылки на МК по запариванию других мастеров нашего сайта:
Простирнуть в тёплой мыльной воде, прополоскать в растворе с добавлением уксуса.Отжать аккуратно в махровом полотенце.
Отдать в багетную мастерскую, где работе подберут достойную раму.
Благодарю за внимание.
Заходите в гости , буду рада видеть вас в магазинчике.