Батик свободная роспись дети

Батик. Техника свободная роспись

Скажите мне, что для Вас свобода? Задумывались ли Вы, что несет сочетание этих букв лично для Вас? Какие ассоциации рождаются? Быть может, это птица, легко парящая в вышине или ветер, играющий с листвой? А может хищник, который выслеживает добычу, запах дождя или бег босиком по лужам?

Свобода — это отсутствие правил или возможность устанавливать их самим? А какая она для Вас в творчестве? Многогранность батика позволяет почувствовать все прелести этого слова в одноименной технике. Данный метод росписи по ткани предполагает полное отсутствие контуров.

В этой технике особенно ярко проявляются способности мастера. Каждая работа получается уникальной, неповторимой.

Ничто не контролирует растекаемость красок по ткани. Можно было бы провести аналогию с бумагой и акварелью, если бы не некоторые нюансы. О них я расскажу далее.

Для работы в технике свободной росписи Вам понадобится стандартный набор инструментов и материалов: подрамник, ткань, кнопки, краски, кисти и соль.

Работа начинается с идеи, выраженной в эскизе. Желательно ее тщательно проработать и графически, и в цвете. Подробный эскиз значительно облегчит Вашу задачу. В нём определяем основные контрасты, выделяем центр композиции. Также на этом этапе определяем колорит нашей будущей работы.

Ткань для работы выбираем из натуральных волокон. Полотно по размеру должно быть больше подрамника. Перед тем, как натянуть на подрамник нашу изобразительную поверхность, ее следует подготовить к работе: постирать, высушить и выгладить.

Следующий шаг — закрепление ткани на подрамнике силовыми кнопками. Следите за тем, чтобы полотно было равномерно натянуто и не провисало. Сначала кнопками закрепляем ткань по углам, далее натягиваем полотно, добавляя кнопки на каждую сторону ткани, тем самым добиваясь равномерного натяжения. Ткань должна быть натянута, как барабан.

Далее, если это требуется, намечаем эскиз на ткани легкими, тонкими линиями.
Исчезающий маркер тут не поможет, так как работать будем без резервирующего состава и без воска. При соприкосновении с водой следы такого маркера просто пропадут, придется воспользоваться или простым карандашом, или гелевой ручкой под цвет Вашей работы.

Рисунок требуется, если Вы планируете создать работу с четкими графическими линиями. Если Ваша работа задумана более воздушной и акварельной, этот шаг можно пропустить и работать без вспомогательных контуров.

Потом натянутую ткань грунтуем составом с простым рецептом. Берем 2 столовые ложки соли и растворяем в стакане горячей воды. Раствор тщательно перемешиваем, чтобы растворить все кристаллики соли. Широкой кистью наносим солевой грунт на натянутую ткань с обеих сторон.

Ткань должна хорошо пропитаться раствором, но следует избегать появления луж на данном этапе. Они появляются, если ткань недостаточно качественно натянута и провисает. В таком случае нужно открепить несколько кнопок и натянуть полотно заново.

Работать можно в три этапа. Первый — это нанесение красок на очень влажную ткань, что напоминает работу акварелью по-сырому. Широкой кистью наносим основные цветовые пятна. Краска легко смешивается, создавая мягкие переходы.

Следующий слой наносим на полусухую ткань. Краска уже не так сильно растекается, и можно проработать объекты с более четкими контурами, элементы второго плана, создать интересные фактуры.

На третьем этапе солевой грунт практически высыхает. Ткань становится плотной, шершавой. Это отличный момент, чтобы закончить передний план. Кисть на высохшем грунте оставляет четкие линии и пятна — идеальное время для тщательной прорисовки деталей.

Работа в свободной технике ведется анилиновыми красителями. Цвета можно разбавлять тем же соляным раствором, которым грунтовали ткань. Акриловые краски здесь использовать не рекомендуется, так как при высыхании они образуют пленку, которая потом скатывается и мешает второму слою краски проникнуть в ткань.

С применением солевого грунта можно писать пейзажи, натюрморты, портреты — абсолютно все, что хочется изобразить. Возможность создания живописных пятен и четких линий на ткани — это ли не волшебство?

Дивно хороши исполненные в данной технике цветущие поля, ярко алеющие маки или таинственные замки, появляющиеся из тумана. Темы здесь неисчерпаемы.

Научившись чувствовать ткань, Вы приобретете потрясающую возможность создавать выразительные произведения движениями кисти, удивляя и восхищая зрителей мастерством.

Свободная роспись считается сложной техникой. Тут требуется умение видеть, понимать, чувствовать состояние ткани и решать, какой вид проработки уместен. Важно вовремя заметить и сохранить красивые цветовые переходы, суметь проконтролировать себя в нужный момент. Вот это и есть, на мой личный взгляд, свобода — осознанная ответственность за свои действия, когда можно все.

Поначалу кажется, это сложно. Как всегда, останавливает страх ошибок и разочарований. Но если не пробовать, есть риск пройти мимо еще одного метода самовыражения. И я снова могу повторить свой призыв — действуйте, не давая страху остановить себя в движении, все приходит с опытом и практикой.

Освоив основные шаги, можно перейти к полной импровизации, выбрав конкретный, подходящий именно для Вашего самовыражения этап, минуя остальные. Можно ведь писать только по очень влажной ткани воздушные пейзажи. Или дождаться полного высыхания и использовать четкие линии. Везде Ваш выбор и Ваше желание.

Свободная роспись мне нравится тем, что позволяет лучше понять поведение краски на ткани на разных этапах. Данные навыки пригодятся и при работе в техниках холодного и горячего батика. Чем больше знания и понимания, тем шире спектр возможностей для творчества.

Это одна из интереснейших техник, которая позволяет создавать воздушные акварельные батики с тончайшими изменениями оттенков.
Попробуйте, может это именно Ваш путь.

Мастер- класс «Роспись ткани в технике «свободный батик».
материал по рисованию (старшая группа) по теме

Мастер-класс
«Роспись ткани в технике
«свободный батик».

Скачать:

Вложение Размер
eta_master_-_klass_yulya_batik_poslednyaya_t._v.pptx 1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воспитатель : Баранчикова Ю.В. 2018 год Мастер-класс «Роспись ткани в технике «свободный батик».

Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней этот вид искусства не устарел и не потерял актуальности. Сказочные цветы и нежные пейзажи, изображенные ткани, выглядят столь ослепительно, что едва ли человеку захочется отказаться от возможности созерцать эту красоту у себя дома. Огромную роль в развитии ребенка играют эмоции, чуткое созерцание происходящих вокруг изменений. Впечатление об окружающем мире дети отражают в своем творчестве – в рисунках. С каждым годом опыт и знания мира у ребенка растет, параллельно этому развивается и воображение, без которого невозможна его творческая деятельность. Однако, не владея реалистичными способами изображения действительности, дети не всегда могут передать свои впечатления на листе бумаги. Тут на помощь дошкольникам приходят нетрадиционные техники рисования. Одной из этих техник является батик

Цель: Знакомство с росписью ткани в технике « свободный батик»

Задачи: Образовательные: — познакомиться с историей возникновения батика; — показать детям технологию окрашивания ткани. Воспитательные: — развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество; — обеспечивать эмоциональное благополучие; — укреплять психическое здоровье.

Материалы и инструменты: • Ткань (хлопчатобумажная, искусственный шелк, натуральный шелк ( туаль , крепдешин, шифон) на выбор) • Пяльцы или рама с кнопками • Краски по шелку (возможно использование акварельных красок) • Резерв • Аппликатор или стеклянная трубочка • Кисти (белка, пони, колонок на выбор) • Декоративный контур по ткани.

История создания батика Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи тканей — батик. Искусство росписи тканей подарило миру узоры на русских сарафанах, индийских сари и японских кимоно. Возможность окружать себя красивыми вещами во все времена было признаком высокого статуса человека. Сегодня иметь эксклюзивную вещь или предмет одежды ручной работы — признак хорошего вкуса и способности ценить прекрасное. Изделия получаются уникальными в своем роде. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. Роспись по ткани «Батик» — предполагает нанесение рисунка на ткань с помощью резервирующего состава предотвращающего растекаемость краски по поверхности ткани. Существует большое разнообразие способов росписи ткани, но можно выделить 5 основных, в зависимости от способов нанесения узора на ткань.

Виды батика: Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ .

Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами .

Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.

Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустите лем. — Шибори ( сибори ) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.

Этапы работы 1. Наносим простым карандашом рисунок, от руки или по трафарету. 2. Взять пяльцы, ткань, кнопки и натянуть ткань на рамку. 3. Обвести рисунок по контуру резервом ( гуашью) . 4. Прорисовка рисунка цветом. 5. Для быстроты работы высушить феном поверхность ткани. 6. Ткань снять с рамки и прогладить утюгом.

Ход работы: 1. Итак начнем- сначала нужно нарисовать на ткани рисунок от руки или по шаблону простым карандашом, желательно взять мягкий карандаш. После этого нужно натянуть на пяльцы ткань с рисунком.

2 . Дальше будем работать с резервом. За основу резерва мы берём белую гуашь. Резерв нужен для того, чтобы краска не растеклась за пределы рисунка. Резерв наносить ровно по контуру, а также можно обвести узоры на предметах. И дать возможность ей высохнуть.

3. Следующий шаг — это выполнение работы в цвете, аккуратно легким прикосновением кисти наносим краску на ткань.

Заливку цветом начала с фона. Краску можно брать неразбавленную, либо для получения более светлых тонов в отдельной емкости разводить ее с водой (делать нужный колер). При желании, цвета можно смешивать и получать новые оттенки.

4. Затем приступаем к окрашиванию фигур и элементов композиции. Это самая увлекательная часть работы! Оставляем до полного высыхания. При высыхании краски немного бледнеют, так что можно добавить цвета вторым слоем там, где это необходимо.

5 . Чтобы прорисовать мелкие детали, работу можно подсушить феном. Полностью готовую работу прогладить утюгом, для закрепления рисунка.

Вывод: При наличии необходимых материалов и инструментов техника холодного батика довольно проста в исполнении и прекрасно адаптируется для детей старшего дошкольного возраста. Ребята проявляют к ней большой интерес, ведь работы получаются яркими, красочными, да и процесс растекания краски очень увлекает. Эта техника росписи ткани дает большой простор для фантазии и самовыражения.

И в результате: 1. Дети самостоятельно используют нетрадиционную технику рисования. 2. Находят не стандартные способы художественного изображения; 3. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью.

Цель; Знакомство воспитателей с разными техниками росписи Пасхальных яиц на занятиях изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста из личного опыта работ. Показать сочетания разнообразных.

Мастер — класс для детей старшего дошкольного возраста по декоративно — прикладному искусству по росписи матрёшки.

Совместный досуг для детей и родителей старшей группы.

План-конспект мастер-класса предназначен для специалистов по изобразительной деятельности, педагогов ДОУ, родителей.

Мастер-класс на региональном семинаре «Современные подходы к вопросам художественно-эстетического развития дошкольниковв условиях ФГОС&raquo.

Рисования цветной манной крупой — это нетрадиционная техника рисования. Экологически чисто, безопасно и практично.

Техника «Свободная роспись» в холодном батике «Поле с ромашками»

Содержимое публикации

Тема занятия:Техника «Свободная роспись» в холодном батике. «Поле с ромашками»

Возраст детей: 8-12 лет

Вид занятия: Изображение на ткани в технике «Свободная роспись».

Тип занятия: Изучение нового материала. Применение новых видов красок.

Цель: Опробирование техники рисования на ткани густыми акриловыми красками в технике «Холодный батик», формирование умений свободно владеть кистью по ткани не применяя резервиющего состава.

расширять знания обучающихся о видах росписи на ткани в технике «холодный батик»;

ознакомить с термином «Свободная роспись»;

познакомить с техническими приемами работы, обеспечивающими возможность свободно работать в технике «холодный батик»;

закреплять умения детей владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани;

учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

развивать фантазию и зрительное воображение, формировать художественное видение;

развивать мелкую моторику пальцев и рук.

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание;

формировать эстетическую культуру обучающихся.

Для обучающихся:, кисти №3, №5, цветной картон А4, клей карандаш, подрамники, ткань, крепеж для ткани, акриловые краски, гуашь, емкость для воды, палитра.

Для педагога — ноутбук, телеэкран, доска, образец педагогического рисунка, выставка прошлых работ учащихся.

1) Приветствие. Введение в тему.

2.1.Знакомство с термином «Свободная роспись»

2.2. Пример картин «с контуром» и «без контура»

3.1. Изготовление эскизов.

3.2. Холодный батик в технике «свободная роспись».

4. Выставка, анализ работ.

Проверка готовности к занятию.

Педагог: Каким видом батика мы занимаемся?

Дети: отвечают (холодным)

Педагог: Что вы знаете о холодном батике?

Холодный батик – создается с помощью нанесения резервиющего состава на ткань замыкающие формы рисунка.

Педагог: Что такое резерв?

Дети: Резерв это сложный химический состав, который наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки. Он предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.

Педагог: Каким образом в холодном батике закрепляется рисунок на ткани?

Дети: Рисунок на ткани поэтапно закрепляется с помощью фена.

Проблемная ситуация для открытия новой темы.

Педагог показывает фото изделий в технике холодного батика и технике свободной росписи.

Педагог: На экране вы видите изделия, которые мы называем батик. Обратите внимание, все ли они сделаны в стандартной технике? Как вы это определили на глаз?

(на экран выводятся фото)

Дети: Картина нарисована без резервиющего состава.

Педагог: Сегодня мы с вами изучим еще одну технику холодного батика «Свободная роспись».

Давайте узнаем, чем же она отличается от стандартной техники.

Педагог: Рисование в «Свободной технике» говорит о высокой степени мастерства художника.

-Как добиться того, чтобы без резерва работа получилась аккуратной, эстетически красивой?

Показатели хорошо выполненной техники «свободная роспись»:

— работая с фоном по «сырому»

— красивый переход цветов

— краски сильно не растекаются

-для того чтобы детали на рисунке не растекались, используют меньше воды.

— работа выглядит завершенной.

Сегодня вы будете выполнять рисунок в технике «Свободная роспись» картину «Поле с ромашками».

Для начала давайте вспомним, как выглядит этот прекрасный цветок.

(на экран выводятся фото)

Педагог: Для начала выполним тренировочный рисунок цветка белой гуашью на цветном картоне.

На формате А4 ребята выполним рисование цветка ромашки методом примакивания .

Примакивание — это нетрадиционная техника рисования, которая заключается в том, чтобы делать отпечатки кистью, смоченной в краску. Для того чтобы получить красивый результат, нужно всего лишь смочить кисть в краску и приложить ее к бумаге. Этим методом можно нарисовать любой предмет, в том числе цветы.

3.Практическая работа на ткани.

(на подрамник ткань натянули заранее)

3.1. Рисование на ткани «Поле с ромашками».

Педагог озвучивает последовательность работы перед началом работы во время творческого процесса.

а) Смачиваем ткань кистью.

б) Наша задача изобразить на рисунке пространство летнего дня на поле. Для этого, заливаем фон в «акварельной» технике сверху в низ, делая переходы от светлого тона к темному тону. Используем синие, желтые, зеленые цвета. Кистью работаем справа налево, слева направо. Добиваемся красивых, плавных переходов цвета.

2. Закрепляем краску на ткани с помощью фена.

3. Рисуем лепестки цветов.

а) На всем формате ткани цветы должны располагать хаотично, чтобы было придать работе масштабности, пространства.

б) Затем прорисовываем сердцевинки цветов желтым цветом.

4) Прорисовываем среди цветов травинки (от самого низа вверх).

5)Закрепляем краску на ткани с помощью фена.

е) Оформляем рисунки в рамку из цветного картона.

Дети приступают к выполнению задания. Время на выполнение работы 30 минут. Педагог помогает детям выполнять задание.

Техника безопасности в работе с феном.

Включать и выключать фен следует сухими руками;

Фен нужно держать строго за рукоятку.

Фен нудно держать над тканью на расстоянии 15-20 см.

По окончании работы фен нужно обязательно выключить.

4.Выставка, анализ работ.

Педагог: Сейчас предлагаю сделать выставку ваших красивых картин.

— Что мы хотели показать на картине, рисуя небо и землю?

(большое пространство, поле)

— для чего мы рисовали цветы в хаотичном порядке?

(показать много цветов на поле)

-Техника «примакивания» удачная для рисования цветов?

-Рисунки получились завершенными?

-Получился рисунок аккуратным?

Педагог: Давайте вместе подведём итоги нашего занятия.

— С какой техникой батика вы сегодня познакомились?

(техника «Свободная роспись)

-В какой технике вы выполняли рисование цветов?

Вы довольны результатом своей работы?

Вы отлично справились с заданием!

Читайте также:  Европейские выкройки женской одежды
Оцените статью