Белорусская национальная одежда вышивка

История моды. Белорусский народный костюм

Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Женские народные белорусские костюмы

Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.

Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.

Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными.

Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Стилизованный белорусский народный костюм

И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.

Читайте также:  Как быстро шить сарафаны

Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.

Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.

Традиционный белорусский костюм

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей — этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей. Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет — естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.
Женский комплекс костюма состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Рубаха и передник украшались вышивкой и узорным тканьем по рукаву и подолу. Замужние женщины прятали волосы под чепец, предварительно накручивая их на лубяной обруч, а поверх чепца навивали «наметку» — старинный головной убор в виде длинного льняного полотенца. В XIX веке наметки постепенно вытеснились фабричными головными платками. Девушки заплетали косы, ходили с непокрытой головой или носили венки, оставляя непокрытой макушку На свадьбу невеста также надевала венок из бумажных цветов украшенный шелковыми лентами и шелковой тесьмой. Любимым украшением белорусок были стеклянные бусы и бисерные низки.

Белорусский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.

Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

При изготовлении костюма использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.

История костюма
Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён.
Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

Локальные разновидности

На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.

Мужской костюм

Белорус в национальном наряде

Повседневная одежда
Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда). Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом.
Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.
Верхняя одежда
В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».
Головные уборы
Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.
Обувь
Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги. Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.
Постолы изготавливались из куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.
Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.

Женский костюм

Белоруска в национальном наряде

Повседневная одежда
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями. Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.
Головные уборы
Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.
Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами. Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.
Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах. Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.
Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Обувь
Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.

Пояса
Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей. Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение. Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.

Ткани и материалы
В белорусском национальном костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из волокон конопли. Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды.
Для изготовления верхней одежды применялись сукно и овчина.
Красные нитки для вышивки покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и бордовый.
Оформление
Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими. В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.
При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.
Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.
На фартуки пришивали покупное или самодельное кружево.
Особенности кроя
В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см.
В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.
Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.
При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вышивка как неотъемлемая часть белорусского народного костюма

Вышивка на Беларуси является одним из наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства. В ней отражаются мир вдохновения образов, восходящих к древней мифологии, обычаи, представления предков, поэтическое осмысление природы.

Традиционные белорусские национальные костюмы нельзя представить без вышитого орнамента. Вышивка –– один из самых распространенных и старейших способов украшения одежды и создания домашнего уюта.

Первое упоминание о вышивке обнаружено в «Статуте Литовском». Многие орнаменты имеют многовековую историю и хранят свои коды на канве белорусских мастериц. Со временем вышивка изменилась и развивалась под влиянием моды и развитием техники.

В Беларуси наиболее древние узоры вышивания были найдены на остатках кожаной обуви Х–ХІІІ веков. Они известны из раскопок городищ Полоцка, Минска, Бреста, Волковыска и других.

В каждом районе вышивка была неповторимой, колоритной, местной, не такой, как у соседей. В орнаментации традиционного костюма белорусов использованы разнообразные по технике вышивальные швы и такие декоративные приемы, как соединительные и краевые швы. Белорусские крестьянки в совершенстве владели вышивальными техниками. Часто в одном вышитом изделии можно насчитать до десятка разнообразных швов.

В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды — не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищённость, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Культовым также являлся образ матери-прародительницы.[8]

Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы — василек, колокольчик, кашка — заменили эти узоры.

Преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Льняные и шерстяные нити использовались для вышивания в меньшей степени.

Применялись все группы технических приемов, однако центральное место отводилось украшающим швам, основное назначение которых заключалось в декорировании основы.

При орнаментации мужских и женских сорочек обычно применялись такие технические приемы — крест, «нацяг», гладь. Изделия, декорированные «двусторонним» швом в качестве основного технического приема, встречаются в ряде районов Витебщины, а также изредка на юго-западе Брестского Полесья. На Гомельщине этот шов использовался преимущественно как контурный при обводке небольших геометрических мотивов.[20]

К распространенным приемам относится шов «крест». Наибольшую популярность имел односторонний крест с параллельными стежками на изнаночной стороне ткани. Сначала вышивали ряд стежков, направленных в одну сторону, при обратном движении их перекрещивали вторым стежком. Этот способ позволял сравнительно быстро заполнить вышивкой большую площадь ткани. Вышивкой крестом орнаментировали намитки, сорочки, фартуки. Сочетание с древнейшими видами швов, геометрическая орнаментика узоров красного цвета указывают на давнее применение техники креста в белорусской вышивке. При орнаментации рушников и мужских сорочек применялся и двойной крест. По внешнему виду шов представлял собой сочетание двух крестов, одного поверх другого. Нижний — это простой фест со стежками по диагонали, верхний — с перпендикулярными стежками по горизонтали и вертикали. По своим размерам двойной крест больше простого, для его выполнения на иголку набирают не три, а шесть «чысленак». Использование двойного креста среди населения Белоруссии, по всей вероятности, относится к сравнительно позднему времени — XIX — началу XX в. По имеющимся материалам данный шов получил наибольшее распространение среди населения Гомельщины.[6]

Белорусская вышивка довольно долго оставалась в первозданном традиционном состоянии. Однако в начале XX века она стала претерпевать стремительные изменения. В это время наблюдается отход от классических традиций вышивки. С середины XX века распространяется полихромная произвольная гладь растительного характера.

Изучение белорусского народного орнамента имеет богатую и продолжительную историю, которая начинается со второй половины XIX века. С тех пор эта тема вызывает устойчивый интерес у исследователей, и объясняется это тем, что наряду с изменениями разнообразных форм материальной культуры народа (одежды, предметов быта, обычаев) орнаментальные символы сохраняются, претерпевая лишь некоторую трансформацию, или вовсе остаются без изменений. Орнаментальные мотивы в декоративном искусстве народа свидетельствуют о его далеких предках.[20]

Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и природно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Она неотделима от народного костюма. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.

Таким образом, изучение этих древних символов помогает постижению тех исторических эпох, о которых нет письменных данных и возможно судить только по дошедшим до нас материальным остаткам.

Оцените статью