- Белорусские национальные костюмы (фото). Белорусский национальный костюм своими руками
- Основные особенности
- Ткани
- Мужской костюм
- Головные уборы для мужчин
- Женский костюм
- Головные уборы для женщин
- Одежда городских жителей
- Оформление национального костюма
- Сорочка
- Фартук
- Белорусские костюмы как шить
- Традыцыйнае адзенне Беларусі
- Книга «Белорусский народный костюм» Лобачевской и Зиминой.
- Традыцыйнае адзенне Беларусі
- Горынь
Белорусские национальные костюмы (фото). Белорусский национальный костюм своими руками
Особенности той или иной культуры порождают национальные символы. Они являются достоянием народа и свято сберегаются, передаваясь из поколения в поколение. Есть такие символы и у белорусов. Одним из них является национальный костюм. И сегодня его можно видеть на самых различных мероприятиях. Девушки в белорусских национальных костюмах непременно присутствуют на официальных церемониях государственного масштаба. В этой одежде выступают фольклорные коллективы и некоторые эстрадные певцы.
Таким образом, белорусский национальный костюм (фото смотрите ниже) является наиболее самобытной и ценной составляющей культурного наследия народа.
Основные особенности
В результате проведенных исследований было выяснено, что на территории Беларуси существует порядка тридцати разновидностей народных костюмов. Эту одежду можно увидеть в некоторых селах страны. Белорусские национальные костюмы до сих пор хранятся в бабушкиных сундуках в качестве семейной реликвии. Полотняные фартуки и сорочки, безрукавки, головные уборы и юбки – все это удивляет нас своей красотой, художественной мерой, гармонией и целесообразностью.
Белорусские национальные костюмы имеют свои особенности. Их выделяет композиционная завершенность и виртуозная обработка всех деталей, а также сочетание практичности с декоративностью.
Художественный образ, который создает белорусский национальный костюм, усложнен орнаментными украшениями. Это аппликации и кружево, узорное ткачество и вышивка, которые располагаются на рукавах, вороте, фартуке и головных уборах.
Ткани
В прежние времена белорусские национальные костюмы шили из полотен, сотканных из шерсти и льна, а также из крапивы и конопли. Благодаря такому разнообразию исходного материала получали как более грубые ткани, так и тончайшие (для сорочек). Нередко вельможам шились костюмы из заморского материала. Его привозили с Запада и Востока. Крестьяне же ткали полотно сами. Они окрашивали его при помощи почек и коры деревьев, корней трав и растений, ягод и полевых цветов.
Белорусский национальный костюм обладает необыкновенной устойчивостью традиций. Это является одной из его важнейших отличительных характеристик. На протяжении многих столетий такая одежда сохраняла неизменный крой отдельных предметов, свою форму и некоторые атрибуты, передающиеся от поколения к поколению еще с языческих времен. Сотни лет неизменной оставалась и технология изготовления тканей.
Мужской костюм
В состав национальной одежды сильной половины человечества входили:
— рубаха с вышивкой по низу и вороту;
— брюки;
— жилет;
— ноговицы (поясная одежда).
Белорусский мужской национальный костюм по своему покрою не отличается особой сложностью. Льняная рубаха шилась в виде туники с низким стоячим воротничком и длинными рукавами. Карманы в ней отсутствовали. Вместо них имелась небольшая кожаная сумочка, которую носили через плечо. Рубаху, которая всегда носилась навыпуск, подпоясывал цветной пояс.
Еще одной деталью национального мужского костюма белорусов являются портки. Для более бедного люда они шились изо льна. Богатые мужчины надевали поверх еще одни штаны – шелковые.
Немаловажная деталь белорусского национального костюма – бравэрка. Это однобортный пиджак для мужчин, пошитый из домотканого сукна. Спереди в нем предусмотрено два накладных и такое же количество прорезных карманов. Спина смоделирована с подрезной кокеткой и украшена хлястиком.
Борта и воротник отложные. Прямой рукав внизу часто отделан накладкой с пуговицей. В конце 19 – начале 20 вв. такой пиджак носили только мелкие шляхтичи и зажиточные крестьяне.
Частью белорусского национального костюма служила летняя мужская безрукавка. Ее называли камизэлькой (от слова «камзол»). Шили такую безрукавку из домотканого сукна.
В зимнюю пору белорусы носили кожухи из овчины. Зажиточные люди обшивали их дорогой тканью и украшали аппликациями и вышивкой. Самые богатые предпочитали носить меховые шубы. Существовала также верхняя одежда, пошитая из сукна. Называли ее по-разному: «кирея» или «чуя», «епанча» или «бурка».
Головные уборы для мужчин
Эта деталь национальной одежды отличалась большим разнообразием. Летом белорусы носили соломенный брыль, а зимой – меховую шапку аблавуху. В межсезонье от холодов спасала магерка, изготовленная из валяной шерсти. Нередко шились головные уборы из домашней овчины.
Мужики-белорусы часто носили в зимнюю непогоду аблавуху. Эту шапку-ушанку шили не только из овчины, но из заячьего, а также лисьего меха. Сверху на аблавухе было темное сукно. Снизу к такому головному убору пришивали четыре «уха». Два из них (переднее и заднее) завязывали на макушке, а боковые – под подбородком. Со второй половины 19 в. среди белорусов получил распространение картуз. Так назывался головной убор, имеющий лакированный козырек.
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой;
— с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой);
— с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом;
— с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева. Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды. Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Головные уборы для женщин
Эта деталь национального костюма имела важное обрядовое и социальное значение. По головному убору без труда определяли возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Его использовали во многих ритуалах и обрядах. Например, на свадьбе невесте торжественно меняли ее девичий головной убор на женский.
Незамужние белоруски носили разноцветные узкие ленты и венки. Женщины же должны были прятать свои волосы под платком или намиткой. В зажиточных семьях дамы носили головные уборы, изготовленные из тонкого дорогого полотна, украшенного кружевом, а также вышивкой из серебряных и золотых нитей. Более бедным женщинам приходилось довольствоваться платками из дешевых тканей с простой вышивкой. Однако разнообразие орнамента при этом оставалось столь же богатым.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
Оформление национального костюма
Одежда белорусов была, как правило, белой. Для украшения она вышивалась орнаментным узором красного цвета, создававшим единую композицию образа. Изначально все рисунки были только геометрическими.
Затем в них были включены и растительные элементы. Орнамент в обязательном порядке присутствовал на вороте, рукавах, фартуке и головном уборе. Изготавливались костюмы с применением вышивки, кружева и аппликаций.
Сорочка
Для многих женщин пошить белорусский национальный костюм своими руками не составит особого труда. Начнем описание этого процесса с сорочки. Для пошива данного элемента костюма заднее и переднее полотнище рубахи необходимо соединить при помощи прямоугольных вставок – поликов. При этом в центре должна образоваться прямоугольная горловина. Далее ее собирают в мелкие складочки и стягивают таким образом, чтобы вырез охватывал шею. Затем в горловину вшивается воротник-стойка прямоугольной формы. Разрез пазухи, который образуется спереди, прикрывается манишкой. На следующем этапе в проймы сорочки вшиваются рукава. В верхней части их украшают при помощи декоративного рубчатого шва-валика. В низу рукавов делается сборка, и к ним пришивается манжет.
Далее сорочка украшается вышивкой. Она должна присутствовать на манжетах и в верхней части рукава, на поликах, манишке и воротнике.
Фартук
Эта деталь белорусского национального костюма шьется из одной полки. Украшением фартука служит вышивка, состоящая из трех горизонтальных полос, ширина которых увеличивается к низу. Вверху фартук собран в мелкую складку и имеет пришивной пояс. Нижний край этого предмета костюма украшает вязаное крючком кружево.
При раскрое этой поясной одежды используются два полотнища. Их соединяют между собой, собирают вверху в мелкую складку и пришивают пояс. Для юбки можно взять льняную или шерстяную ткань красного, синего или зеленого цвета. При этом полотно может быть однотонным, клетчатым или полосатым.
Ярко вышитая сорочка, фартушок и юбка – это национальный белорусский костюм для девочки. Для мальчика он будет состоять из косоворотки с геометрическим орнаментом по краю рукава, воротника и планки, брюк коричневого цвета, сшитых из ткани в мелкую полоску, а также пояса в виде крученого шнура.
Белорусские костюмы как шить
Обращаюсь за помощью к тем, кто имееет опыт шитья белорусских национальных костюмов. Кто может поделиться практическими знаниями и опытом? Очень нужно.
Пока делюсь ещё фотографиями из Оршанского музея, это — уже современные костюмы, которые шьют в Орше на заказ (не помню точно, где, на какой-то текстильной фабрике): на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
на фотохостинг →
А это — вывеска. Так, просто. На память о чудесном лете, чудесном дне да и вдруг кому доведётся. Музей прекрасный, и люди там очень душевные работают: на фотохостинг →
Викенция, если ещё актуально, то я в данный момент шью беларускую рубашку. Могу поделиться опытом и материалами. Честно скажу, что это моя первая «кашуля», так что опыт не большой. Однако я стараюсь его компенсировать дотошностью к деталях и если всё совсем плохо спрашиваю совета у мастериц, которые этим занимаются на постоянной основе.
К уже упоминавшемуся ранее сообществу by_ethno могу добавить «Традыцыйнае адзенне Беларусі» Традыцыйнае адзенне Беларусі.
Традыцыйнае адзенне Беларусі
ад старажытных часоў да нашых дзён
С одобрения Викентии переношу часть нашей переписки из ЛС на форум.
Какими нитками лучше вышивать? Мне кажется, что в оригинале не мулине, а шерсть.
Это смотря, что подразумевать под оригиналом Самыми распространёнными нитками были нитки домашнего прядения из льна, конопли и шерсти. Также вышивали шёлком и золотыми нитками, которые в в XI-XII привозили из Византии. «Однако на старых музейных образцах народной одежды, относящихся к середине — второй половине XIX в., вышивки, выполненной льняными нитками, практически не встречается. Бел. нар. костюм, а так же обрядовые ручники — «набожники» уже в первой половине XIX в. Вышивались преимущественно красными хлопчатобумажными нитками. Хлопчатобумажные вышивальные нитки – «бумага» распространились на Беларуси в XVII в., о чём известно из архивных документов.» – это цитата из книги Лобачевская, Зимина «Белорусский народный костюм». Поэтому + по совету девушек из СЭТа (студэнцае этнаграфiчнае таварыства) я вышиваю Кировским мулине.
Вопрос по цвету. Традиционный оттенок красного, как я правильно понимаю, в белорусской вышивке, это рябиновый?
Думаю название оттенка субъективно. Я, например, его называю вишнёвым. В той же книге написано: «Для белорусских крестьянок было важно, какой именно оттенок имел красный цвет. В основном для вышивки использовались не яркие нитки, а приглушённых тёмных тонов красного цвета. Чтобы получить более тёмные оттенки, покупные красные нитки проваривались в настое дубовой коры или ольхи.» Вот тут можно посмотреть как выглядит «горынь» в понимании девушки из СЭТа http://www.google.com/imgres?imgurl=http://s49.radikal.ru/i125/0905/d1/9d76f8fb1150.jpg&imgrefurl=http://urshulja.livejournal.com/28810.html&usg=__RpG4JLppDMsyEOJKwv_GhgRXRyI=&h=427&w=640&sz=92&hl=en&start=5&zoom=1&tbnid=8NqqHf7KinAvfM:&tbnh=91&tbnw=137&ei=MiqCTfLKGIPLtAaxlJCIAw&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25BD%25D1%258C%2Burshulja%26um%3D1%26hl%3Den%26sa%3DN%26biw%3D1366%26bih%3D501%26tbs%3Disch:1&um=1&itbs=1 (ссылка такая длинная, потому что картинка сохранилась только в кэше гугла)
У меня нитки номер 0906, но я не знаю правильный это цвет или нет. Пока что он меня устраивает. И ещё, Кировское мулине советуют покупать сразу на всю вышивку, т.к. бывает, что цвет из разных партий отличается.
Когда-то я рисовала выкройку для выяснения некоторых моментов, теперь доработала её и делюсь с вами, вдруг кому пригодится.
Итак, поликовый крой беларуской женской рубахи:
Красным обозначено расположение вышивки, штриховой линией — нить основы ткани. Когда полики и станины сшиваются, по центру образуется квадратная дырка. Она по периметру собирается сборками, извините за тавтологию, до размера воротника. Именно за счёт этого рукав выглядит как будто скроен по реглану. Но конечно же, реглана в те времена не знали.
Ну всё, ошибка № 1 есть. Неправильно раскроили сорочку! Полик у меня «регланом». Ну ладно я — тормоз, но моя портниха-то — человек опытный, и рисунки, мной принесённые, изучала перед раскроем! Сейчас смотрю на них — ну ведь сразу видно, что полик кроится прямоугольный. а вот не додумались. Ну ничего, мы припуски большие оставили, переделаем.
Марина, а что значит «горынь»? А Ваш «Калинковичский вариант» не тот, что в книге Лобачевской приведён?
Оригиналом я называю сорочку из Оршанского музея, которую я приводила на предыдущей странице. Я же её стараюсь воспроизвести.
Ребром встал вопрос — сколько брать моточков ниток? Судя по пышности вышивки, нитки довольно толстые дожны быть.
Ещё размещу здесь ссылочки, кторыми со мной любезно поделилась Владимира:
http://vkontakte.ru/id29185651#/albums29185651
http://tradtextil.livejournal.com/84088.html
По последней ссылке есть скан из книги Лобачевской, там размеры деталей сорочки указаны!
Книга «Белорусский народный костюм» Лобачевской и Зиминой.
. . . . Ущипните меня, я, кажется, вижу волшебный сон: Помнится, какая-то анонимная гуманистка писала мне — вот вы злая, весь ваш журнал пропитан ненавистью, вот ничего вам не нравится, никто вам угодить не может и так далее — этот репертуар стабильно занимает некоторую долю моей почты. Одна мудрая…
Miranka, под полесским строем я имела в виду примерно такой костюм, как на этом фото справа. Особенно мне нравятся большие хустки (намитки?). И белые юбочки с полосками и узорами. на фотохостинг →
Только я так понимаю, здесь узоры не вышитые, а тканые? По крайней мере, на юбке.
Вообще я приглядела сначала кашулю из книги, которую мне любезно дали почитать в нашей местной национально-культурной автономии (автор Маленко, если не ошибаюсь, книга сейчас у меня на работе). Но мы с портнихой так и не додумались, как её кроить. Поэтому мне пришось выбрать другую. Отсканирую картинку — выложу обязательно.
Блин, что-то у меня сломалось , я не получила письма о новых сообщениях в теме. Зашла чисто случайно.
Гость Марина, у меня получилось скопировать Вашу длинную ссылку в сокращённом варианте: ГорыньОт такія таленты наведваюць наш гурток па вырабу традыцыйных (пакуль жаночых, таму што, у першую чаргу — сабе любімай :)) кашуль. Ніткі сучасныя, але рэдкасна дакладна трапляюць колерам у той, даўні горынь, колер, які зрабіўся для мяне сімвалічным.(спадзяюся, фота перадае хоць… | |
Miranka Хм, на работе короткая ссылка открывается с картинкой, а дома на всех 3 компах без картинки. Наверное можно попросить модератора сократить её и надеяться, что только у меня проблемы с просмотром. А как его об этом просить? | |
Гость Хм, зависла над фразой «поищу вечером». У нас-то дело уже к ночи. С юбкой смешно получилось — вот что значит парадоксы восприятия. Я почему-то уверена была, что она белая в красную полоску. Ну, я же ещё и другие костюмы смотрела, вот, видимо, общее впечатление такое сложилось. | |
Miranka У меня часовой пояс другой Выкладываю то, что обещала. «Название «горынь» бытует в Брестской, Гродненской областях, наряду с другими названиями оно встречается в Минской, Гомельской, Могилевской областях. Слово «горань» и его варианты «горынь», «горун», «горуна», «гарына», «горына», «горынка», «горынеўка», «горн», «гурына» происходят, по всей вероятности, от польских названий красной хлопчатобумажной пряжи — gor, goreń, goruń. В польском языке эта лексема заимствована от немецкого Garn (пряжа).» — Лобачевская, Зимина «Белорусский народный костюм», стр. 56. «Для изготовления костюма во второй половине XIXв., кроме домотканого полотна, белорусские крестьяне стали использовать и промышленный текстиль, ввозимый из Центрально-промышленного района России и Белостокского текстильного региона (Польша). Кроме фабричных тканей в Беларусь поступала хлопчатобумажная пряжа для ткачества и нитки для вышивания. Постепенно они вытесняли из крестьянского быта льняные ткани домашнего изготовления и льняные нити для вышивания. С конце XIX в. праздничные женские и мужские рубахи, фартуки, платки («хусткi») все чаще начали изготавливать из белой хлопчатобумажной ткани — перкали, коленкора. . В конце XIX — начале XX в. приобрести текстиль фабричного производства могли лишь зажиточные крестьяне и в основном для изготовления праздничной одежды. Сельская беднота могла позволить себе покупную ткань только как украшение — из нее делали воротники и манжеты на женской сорочке, манишки на мужской сорочке, а затем из вышивали. Остальные же части сорочек шили из льняного домотканого полотна.» — Лобачевская, Зимина «Белорусский народный костюм», стр. 54. Касательно размеров указаных в книге Лобачевской. В той же книге написано, что копировать эти размеры нужно с осторожностью, т.к. люди тогда были другие. Мы сейчас выше и крупнее. Выкладываю 2 страницы из этой книги — Советы по крою и вышивке традиционного костюма, где всё это хорошо прописано. Теперь про юбку на фотографии в сообщении от Мар 22, 2011 18:31 и тот костюм в целом. Судя по всему это Малоритский строй. В альбоме Романюка 1981 года это фотографии номер 6 и 71-92. Про юбки из этого строя у Лобачевской написано: Разбираясь с оршанским строем, я потратила 1.5 часа времени, а в результате ничего. Оршанского строя самого по себе не существует. Орша находится на Днепре, казалось бы бери любой строй из региона Поднепровье, например, Могилёвский, и будет тебе счастье. Но на самой последний Вашей фотографии, под нарисованым строем, есть надпись «Дубровенский строй». И хоть Дубровно находится даже ближе к Орше, чем Могилёв, Дубровенский строй Романюк относит к региону Понеманье и Подвинье, а это ж другой конец Беларуси! Где-то здесь есть ошибка, но я не обладаю достаточными знаниями, чтобы её найти. |