- Способы уменьшения и увеличения давления. Физика. 7 класс. Разработка урока
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание
- Фронтальный опрос (актуализация)
- III. Изучение нового материала
- Берем шило для прокола дырок это увеличение давления или уменьшение физика
- Берем шило для прокола дырок это увеличение давления или уменьшение физика
- Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Способы увеличения и уменьшения давления»
- Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога? Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
- Сможете ли вы нарезать батон тыльной стороной ладони? Лезвие режущих и остриё колющих инструментов остро оттачивают. Острое лезвие имеет маленькую площадь, поэтому даже при помощи малой силы создаётся большое давление и таким инструментом легко работать ( лопаты, гвозди, кусачки ….)
- Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
- Задача № 3 Рассчитайте и сравните давление оказываемое автомобилем массой 1500 кг. площадь опоры всех четырех колес равна 500 см 2 , И трактора масса которого 4,5 т. а длина соприкасающейся с землей части его гусеницы 1,5 . Какая из этих машин, может пройти по топкой болотистой почве?
Способы уменьшения и увеличения давления. Физика. 7 класс. Разработка урока
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.
Тип учебного занятия: усвоения новых знаний.
Метод обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Цели урока:
- формировать умение находить давление в разных случаях;
- сравнивать давление в разных практических ситуациях;
- обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
- развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
- расширение кругозора учащихся,
- развитие речи,
- закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,
- умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.
- воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
- воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока
- Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи;
- Уметь пользоваться формулами;
- Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
- Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
- Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору
- Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Место урока в учебном плане. Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после «Давление. Единицы давления» и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.
Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация, актуализация, целеполагание.
III. Изучение нового материала (первичное усвоение материала).
IV. Осознание и осмысление учебного материала.
V. Первичное закрепление учебного материала. Тест.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Античный афоризм)
I. Организационный момент
II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание
Как помочь человеку, провалившемуся под лёд? Почему боксёры ведут бой в перчатках? Как правильно уложить вещи в рюкзаке, собираясь в турпоход? (Показать боксёрские перчатки, напёрсток, рюкзак). Сегодня мы с вами научимся находить ответы на эти и многие другие вопросы.
На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”. Сформулируем цели (постараться самим):
- научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
- рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту, технике, природе.
Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.
Фронтальный опрос (актуализация)
- Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
- Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства). (У доски работает ученик по желанию.)
III. Изучение нового материала
Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.
Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.
Экспериментальное задание
Определить давление деревянного бруска на стол.
Порядок выполнения работы.
- Измерьте вес бруска с помощью динамометра.
- Измерьте длину, ширину и высоту бруска.
- Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Примечание: 1 см 2 = 0,0001 м 2 .
- Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.
- Результаты запишите в тетрадь.
- На основе полученных результатов сформулируйте вывод.
Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).
Берем шило для прокола дырок это увеличение давления или уменьшение физика
1. От чего ззависит давление, оказываемое телом на опору?
Это легко определить, глядя на формулу для расчета давления:
В зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, увеличивают или уменьшают силу давления, но чаще увеличивают или уменьшают площадь опоры.
Вот так, например, различаются давления, оказываемые на грунт, машинами и человеком:
2. Изменение силы давления
При бороновании плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы.
3. Использования больших площадей опоры для уменьшения давления
При большой площади опоры тела можно значительно уменьшить оказываемое им давление на поверхность..
Чтобы грунт мог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.
Шины тяжелых грузовых автомобилей и шасси самолетов делают шире, чем легковых.
Особенно широкими делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.
Для улучшения проходимости, для работ на болотистых или песчаных, земляных почвах использование гусениц вместо колес дает большую площадь опоры. Тяжелые машины, тракторы, танки, болотоходы проходят там, где не пройдет человек.
4. Уменьшение площадей опоры для увеличения давления
При малой площади опоры можно небольшой силой создать большое давление.
При вдавливании кнопки в доску из-за малой площади острия кнопки производимое ею давление в 1000 раз больше давления гусеничного трактора на почву.
Лезвие режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил, игл и др.) остро оттачивают и при помощи малой силы создают большое давление. Таким инструментом легче работать.
В живой природе режущие и колющие приспособления есть и у животных: это зубы, когти, клювы, шипы и др.
Берем шило для прокола дырок это увеличение давления или уменьшение физика
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
- Главная
- 7-Класс
- Физика
- Видеоурок «Давление. Способы уменьшения и увеличения давления»
Для введения понятия «давление» поставим простой опыт: с одинаковой по модулю силой надавим на бумагу острым концом карандаша и тупым концом. Почему результат разный? Мы можем сделать вывод, что при равных силах результат действия зависит от площади опоры.
Физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется ДАВЛЕНИЕМ
Давление обозначается латинской строчной буквой «p». Зная обозначение силы (F) и площади (S), можем
Итак, чтобы определить давление тела, нужно модуль силы, действующей перпендикулярно к опоре, разделить на площадь поверхности опоры.
По определению видно, что давление скалярная величина, так как модуль силы и площадь являются скалярными величинами.
Установим единицу измерения давления. Сила измеряется в ньютонах, площадь поверхности –
Единица давления названа в честь французского ученого Блеза Паскаля.
За единицу давления принято давление, производимое силой в 1 Н на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
Давление может быть выражено в кратных единицах:
1 килопаскаль = 1 кПа = 1000 Па
1 мегапаскаль = 1 МПа = 1 000 000 Па
1 миллипаскаль = 1 мПа = 0,001 Па
Рассчитаем, какое давление на землю оказывает мальчик массой 40 кг. Мальчик своим весом давит на опору (пол), значит, сила давления равна весу:
F = P = mg = 40 кг ⋅ 10 Н/кг = 400 Н.
Мальчик опирается подошвами обуви на поверхность площадью примерно
500 см2 = 0,05 м2.
Изменится ли давление этого же мальчика, если он встанет на одну ногу? Площадь опоры уменьшится в 2 раза, значит, давление увеличится в 2 раза. Если он встанет на лыжи? Если будет кататься на коньках? Вес мальчика не изменится, то есть его сила давления останется прежней, но меняется площадь опоры и давление тоже будет другим.
Сделаем вывод: давление тела на опору зависит от приложенной силы и площади опоры.
Можно ли изменить давление тела на опору? Да, для этого нужно изменить или приложенную силу, или площадь соприкосновения тел, или и то, и другое. Человек изобрел множество способов увеличения или уменьшения давления, не меняя при этом приложенную силу. Значительно уменьшая площадь соприкосновения тел при неизменной силе, можно в десятки и сотни раз повысить давление. И наоборот, увеличив площадь опоры, мы уменьшим давление на поверхность или тело.
Приведем примеры увеличения и уменьшения давления.
Грузовые автомобили намного тяжелее легковых, поэтому их шины делают широкими. Танки, гусеничные тракторы могут проехать по любой местности, потому что опираются на широкие гусеницы, что значительно уменьшает давление на землю. То же самое можно сказать о шасси самолетов.
Если же нужно увеличить давление, не прилагая при этом больших усилий, уменьшают площадь соприкосновения тел. Например, ножи, пилы, резцы и другие инструменты остро затачивают. Заточенной лопатой копать грядки легче, чем тупой, острой иглой шить легче, чем тупой. Режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе: это когти, клыки, клювы, шипы и другие. Все они остро отточены, очень твердые и служат для добывания пищи или защиты.
Давление – скалярная физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади поверхности. Давление вычисляется по формуле силы и площади поверхности. Способы изменения давления: изменить приложенную силу, изменить площадь соприкосновения тел. Основной способ уменьшения давления – увеличение площади поверхности опоры. Для увеличения давления при неизменной приложенной силе нужно уменьшить площадь опоры.
Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Способы увеличения и уменьшения давления»
Открытый урок по физике в 7 классе на тему:
« Способы увеличения и уменьшения давления»
ГБОУ СОШ №2 г.Сызрани
Миронова Алина Николаевна.
Оборудование: Мультимедийный проектор, Брусок с разной площадью опоры, грузы весом 1 Н., Пластина пластилина.
Цели урока: Образовательные: формировать умение находить давление в разных случаях; сравнивать давление в разных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Развивающие: развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы, расширение кругозора учащихся, развитие речи, закрепление умения правильно оформлять и решать задачи, умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения. Воспитательные: воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания; воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.
Задачи урока: Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи; Уметь пользоваться формулами; Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ; Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием; Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.
Меня зовут Миронова Алина Николаевна, я учитель физики школы №2 г. Сызрани.
Я очень рада, что мне представилась возможность провести урок в вашем классе. Вы совсем недавно начали изучать физику. А как вы думаете, знание физики нужно нам в обычной жизни? Сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос, на сколько важно знание физических законов в обычной жизни.
И начать мне бы хотелось с просмотра видеофрагмента очень актуального для данного времени года. Посмотрите этот фрагмент очень внимательно.
(видеофрагмент про собаку)
Теперь давайте обсудим и проанализируем, что же мы увидели в этом видеофрагменте и составим вопросы на которые к концу урока мы с вами ответеем.?
Вопросы к видеофрагменту:
Что вы увидели в данном фрагменте?
Лед не проваливался пока спасатель передвигался в горизонтальном положении, ползком.
Почему спасатель не проваливался под тонкий слой льда, пока продвигался к собаке?
Что мы наблюдали, когда спасатель начал вытаскивать собаку, он провалился.
В чем причина того, что он провалился, когда начал собаку вытаскивать?
Далее, спасатель вместе с собакой стали продвигаться к берегу и кто- нибудь заметил, как именно они это делали, почему спасатель собаку придерживал?
Для чего спасатель не позволял собаке встать на лапы когда они вместе продвигались к берегу?
Что же является причиной того, что передвигаясь ползком ни собака, ни человек не проваливались?
Для того, что бы ответить на эти вопросы я вам предлагаю поработать сегодня как настоящие ученые. Вы знаете как они проводят свою работу?
Сначала они выдвигают гипотезу, проводят наблюдения, затем доказывают свою гипотезу при помощи расчётов.
Для того чтобы выдвинуть гипотезу, я предлагаю вам вспомнить с какой физической величиной вы познакомились на прошлых уроках? Давайте вспомним, что такое давление? (физическая величина равная отношению силы действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности). Записываем формулу целью нашего урока является углубиться в э Что бы выдвинуть гипотезу проанализируем нашу запись: Из формулы видно, что для увеличения давления надо увеличить силу, либо уменьшить площадь, на которую производится давление, либо одновременно менять F и S. Для уменьшения давления надо уменьшать силу давления, увеличить площадь опоры, либо менять одновременно F и S
Исходя из наших рассуждений выдвигаем гипотезу : « Что бы изменить давление твердого тела, нужно изменить силу давления или площадь опоры.»
Теперь необходимо провести наблюдения. для этого я предлагаю вам проделать эксперимент. У вас на стоне лежит необходимое оборудование брусок с разной площадью опоры, два груза весом по 1(Н), и пластина пластилина. Пожалуйста проведите эксперимент, который поможет доказать или может быть опровергнуть нашу гипотезу. У вас в рабочих листах есть таблица , заполнение которой поможет вам сделать определенные выводы.
Наблюдаемый результат (глубина отпечатка)
Вывод: Действуя с одинаковой силой давления на большую площадь давление мало, уменьшив площадь, давление увеличивается. Действуя с большей силой на одинаковую площадь опоры давление увеличивается.
Подтверждает ли данный эксперимент нашу гипотезу? (Да, подтверждает)
А теперь поговорим о том, как же данное знание используется на практике в жизни, как действие одной и той же силы приводит к разным результатам. ? Сможете ли вы сделать отверстие в этом деревянном бруске пальцем? Нет конечно же, какую бы силу вы не приложили. А теперь воспользуйтесь кнопкой. Не прилагая особых усилий, вы сделаете отверстие в этом бруске. Почему же? Конечно, ведь площадь острия очень маленькая что увеличивает давление создаваемое вашим пальцем. Может теперь кто ни будь из вас привести примеры, как это используется в жизни, природе или технике?
Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь бывали в цирке? Видели выступление йога?
Так вот, йог может выспаться на постели, из которой торчат 10 000 гвоздей. Легче ли будет ему заснуть, если из постели будет торчать только один гвоздь?
Для чего при постройке домов ставят фундамент? Например, увеличивая площадь нижней части фундамента, тем самым уменьшают давление дома на грунт.
Сможете ли вы нарезать батон тыльной стороной ладони? Лезвие режущих и остриё колющих инструментов остро оттачивают. Острое лезвие имеет маленькую площадь, поэтому даже при помощи малой силы создаётся большое давление и таким инструментом легко работать ( лопаты, гвозди, кусачки ….)
Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?
И так, наблюдения мы провели, гипотезу выдвинули, что нам осталось сделать?
Провести расчеты. Проведение расчетов или решение задач как мы с вами это привыкли называть, неотъемлемая часть такой науки как физика. Условия задачи есть у вас на рабочих листах, приступим все вместе к решению.
Что мы делаем в первую очередь при решении задачи? Составляем дано, внимательно читая текст задачи. Нам нужно найти и сравнить давление оказываемое …. Далее переводим все необходимое в систему СИ , записываем расчетную формулу и проводим рас чет, делаем выводы.
Задача №1. Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см 2 . Масса коровы Буренки 240 кг. Площадь соприкоснования со льдом ее копыта 16см 2 . Вычисли и сравни какое давление оказывают корова на льду и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
Ответ. Одинаковое: 1470 килопаскалей. Только не говорите Леночке, что она телка на льду.
Задача №2. Мальчик массой 48 кг, собрался в зимой в поход по только выпавшему снегу., рассчитайте, как ему удобнее будет передвигаться, пешком или на лыжах если общая площадь его подошв составляет 320 см 2 . А общая площадь лыж 0,6 м 2 .
Задача № 3 Рассчитайте и сравните давление оказываемое автомобилем массой 1500 кг. площадь опоры всех четырех колес равна 500 см 2 , И трактора масса которого 4,5 т. а длина соприкасающейся с землей части его гусеницы 1,5 . Какая из этих машин, может пройти по топкой болотистой почве?
Задача №4 Рассчитайте и сравните давление оказываемое человеком на поверхность в вертикальном ( человек стоит) и горизонтальном ( человек лежит) положении, если масса человека 80 кг. Площадь тела 2 м 2 , а общая площадь опоры его подошв составляет 400 см 2 . опираясь на полученный результат, ответьте что нужно делать если вы оказались на льду, он вдруг начал трескаться?
Теперь, когда мы с вами познакомились со способами изменяя давления, и узнали как важно это в нашей жизни, давайте вернёмся к вопросам с видеофрагмента и теперь абсолютно точно на них ответим.
Почему спасатель не проваливался под лед, пока продвигался к собаке? ( По тому что он передвигался ползком и его давление на лед было очень мало, т.к. площадь его тела довольно большая)
В чем причина того, что он провалился, когда начал собаку вытаскивать? (он встал на колени, площадь соприкосновения со льдом сильно уменьшилась а давление увеличилось)
Для чего спасатель не позволял собаке встать на лапы когда они вместе продвигались к берегу? (что бы она снова не провалилась, встав на лапы и увеличив давление на лед)
Что же является причиной того, что передвигаясь ползком ни собака, ни человек не проваливались? (давление)
Но даже обладая теперь такими знаниями мы не забываем о технике безопасности в зимний период, и ни в коем случае не выходим на лед, каким бы крепким он не казался!
А подвести итоги урока я предлагаю ответив на вопросы которые вы найдете в ваших рабочих листах.
Сегодня мы свами узнали много нового и интересного. В очередной раз убедились что физика и жизнь неразрывно связаны и знание физических законов не только может вам упростить жизнь, но иногда и спасти ее.
А дома я вам предлагаю ознакомиться еще с несколькими интересными фактами, которые есть у вас в рабочих листах, и объяснить их с точки зрения физики.
Спасибо за урок!
Ответь на вопросы.
1.Известен случай: Во время Великой Отечественной войны наши солдаты чтобы перейти через топкое болото использовали лыжи сделанные из веток. Почему?
2.Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?
3.Вам даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было минимальным?
4.Зачем нужны животным острые клыки, рога, когти , зубы, иглы?
5. Шины машин-вездеходов делают значительно шире, чем у легковых машин. Почему?
1.При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают шайбы .Почему?
2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?
3. Даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?
4.Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?
5.Для чего перед строительством дома обязательно возводят его фундамент?
Ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.