Технологическая карта занятия по технологии «Конструирование: Чертеж и выкройка. Подготовка к раскрою». 5-й класс
Разделы: Технология
Класс: 5
Предмет: технология.
Класс: 5 класс.
Тип урока: комбинированный (урок новых знаний и применения полученных знаний на практике).
Цель
Организовать деятельность обучающихся по изучению и выполнению простейших чертежей,
ознакомить с принципами изготовления выкройки швейного изделия.
Задачи
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с видами технической документации, используемой на уроках технологии.
- Сформировать понятия о чертеже, выкройке
- формировать и развивать умения работать с графической информацией, читать чертежи
- закреплять умения извлекать информацию из текстовых и графических источников и обобщать их по заданной теме;
- формировать умения выполнять простой чертеж в натуральную величину
- использовать в работе простейшие линии чертежей
- закреплять умения пользоваться чертежными инструментами
- ознакомить обучающихся с подготовкой к раскрою
Развивающие:
- мышления, развитие пространственного воображения, памяти.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к используемым материалам
- прививать навыки культуры труда и аккуратности
УУД
Личностные УУД:
- Способствовать развитию речи учащихся
- Развитие готовности к самостоятельным действиям
- Учить анализировать свою работу, выделять главное
- Способствовать овладению всеми видами памяти
- Формировать экономическое мышление
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Регулятивные УУД:
- Выдвигать версии
- Прогнозировать деятельность
- Анализировать ситуации и моделирование
- Планировать деятельность
- Работать по плану
- Оценивать степень и способы достижения цели
Коммуникативные УУД:
- Уметь учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, организовывать учебное сотрудничество
Познавательные УУД:
- Анализировать, аргументировать
- Сравнивать
- Делать выводы.
- Выбирать наиболее эффективные способы решения задач
- Строить цепь рассуждений
- Работать с графической информацией
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать: общие правила построения чертежей швейного изделия, что такое чертеж, масштаб, выкройка, чертежные инструменты.
- Уметь: выполнять чертеж швейного изделия в натуральную величину; пользоваться чертежными инструментами, извлекать информацию из текстовых и графических источников и обобщать их по заданной теме; выполнять подготовку ткани и выкройки к раскрою
Метапредметные:
- регулятивные – определение последовательности построения чертежа, изготовления выкройки; целеполагание, целеудержание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия.
- коммуникативные — организация учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение работать в группе при выполнении задания, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе работы.
- познавательные – формирование умения работы с графической информацией, выбора наиболее рациональных способов решения задачи, проведение сопоставления и сравнительного анализа
- личностные – формирование мотивации и самомотивации изучения темы, умения проводить самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе, проявлять экономическое мышление
Основные понятия
Конструирование, чертеж, выкройка, чертежные инструменты.
Межпредметные связи
Черчение, математика, материаловедение
Образовательные ресурсы
УМК по технологии учебник 5 класс .Н.В.Синица, В.Д.Симоненко; рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация «Подготовка к раскрою»; чертежные инструменты, инструкционные карты, плакаты.
Формы урока
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая
Технология
Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, показ приёмов работы
Выкройка и лекало в шитье: в чем отличие?
Если кратко, то выкройка от лекала отличается тем, что выкройку нельзя использовать как шаблон для массового пошива одежды.
Выкройка – это вырезанный чертеж модели с одной или несколькими деталями, которые размещают на ткани при раскрое. Такой термин используют швейные любительские издания. У выкройки не предусмотрены припуски на швы и её детали не всегда точны (не сопряжены).
Подгонка изделия происходит по фигуре клиента при примерке. Изменения на выкройку после примерки обычно не переносятся.
Выкройка делается из неплотной бумаги, кальки и используется, как правило, единожды.
Традиционно на выкройку наносится нужные для кроя сведения: материал, число деталей, направление долевой нити.
Лекало – это конечная, технологически проверенная деталь (шаблон), используемая для массового раскроя одежды на производстве. Лекала состоят из верха, прокладки, утеплителя, подкладки изделия, в случае, если они там предусмотрены по технологии. К лекалам обязательно предусмотрено техническое задание для пошива изделия.
С изготовленной основной конструкции на крафт-картон переносятся все детали и дорабатываются: наносятся местоположения вытачек по особым правилам; закладываются требуемые припуски на швы; ставятся насечки по центрам и остальным точкам сопряжения деталей; указывается долевая нить и т. д.
В результате получается деталь (лекало), по которой раскраивается материал, отмечаются мелом все параметры для дальнейшего стачивания.
Таким образом, использование этих двух терминов (выкройка и лекало), как взаимозаменяемых – недопустимо, потому что они обозначают два совершенно разных понятия.