Разбавлять ли краски водой?
Приветствую на страницах www.irenabatik.ru новых читателей!
Сегодня речь пойдет, казалось бы об очень простой теме: как разбавлять краски для росписи ткани? В статье Краски для батика я писала, что они бывают на водяной основе и акриловые, более густые. Если сравнивать их, то можно провести аналогию с акварелью и гуашью. Только полотном картины будет, понятное дело, выступать ткань.
Как и акварельные, краски на водяной основе предоставляют художнику много возможностей сделать свою собственную насыщенность цвета, смешать оттенки, найти оригинальный цвет. Чем больше капелек воды вы добавите в такую краску на палитре, тем нежнее и прозрачнее будет основной цвет.
А вот с акриловыми красками по ткани я советую быть поосторожнее. Их свойства называют «покрывными». Ведь если мы разводим гуашь водой, нежнее цвет ее от этого не станет.
Густыми акриловыми красками для ткани (!) очень хорошо расписывать сумочки (например, из джинсы), одежду из плотной ткани, делать панно на хлопке. Разведя акрил с водой и пробуя расписать им шелк, вы испытаете разочарование, как я в свое время. Окрашивание, возможно, и получится, но эффект будет совершенно не тот!
Не повторяйте моих ошибок! Пользуйтесь различными красками для разных целей!
Кстати, мастера советуют разбавлять краски водой чистейшей, вода из-под крана содержит примеси, которые помогут повлиять на технологию производства батика. Можно воспользоваться питьевой водой от http://www.aqualeader.ru/ или поискать в продаже дистиллированную воду.
Выбираем краски для батика
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Рисуя на ткани, можно создать уникальные, единственные в своём роде вещи из стандартных элементов гардероба. Процесс создания шедевров на ткани так захватывает, что может выйти за рамки хобби и превратиться в дополнительный или даже основной источник дохода. Большинство же девушек занимается батиком как хобби, создаёт одежду для себя, друзей и близких. Это увлечение помогает отдохнуть от повседневной суеты, отвлечься и получить приятные эмоции.
Что такое батик?
Батик – это искусство ручной росписи ткани с использованием разных резервирующих средств, которое появилось более 2 тыс. лет назад. Известно, что официально его вывели в отдельный вид искусства на острове Ява примерно в VIII веке. Оттуда расписные шелка попали в Европу, благодаря торговцам из Голландии. Подобные техники практиковали восточные мастера из Индии, Китая, Юго-Восточной Азии, а также умельцы Северной Америки.
Для того чтобы начать рисовать по ткани, необходимо купить раму, шёлк, кисти нужной мягкости, резервирующий состав и краски. Есть два основных вида этой техники.
- Холодный батик: на изделие наносят рисунок, на его контуры – резервирующий состав, который не даёт красителю растекаться за пределы изображения. При этом резерв наносят специальной трубочкой, и когда ткань засохнет, её расписывают жидкими красителями.
- Горячий батик: после нанесения контура полотно покрывают горячим воском, затем приступают к прокраске изделия, а расписанные участки покрывают новым слоем воска. Затем засохший парафин снимают с помощью утюга и бумаги.
Виды красок
Итак, чтобы начать творить шедевры на ткани, необходимо запастись специальными красками для батика. Художественные лавки изобилуют различными продуктами. Можно встретить в продаже готовые наборы начинающего мастера по росписи ткани, а также приобрести краски по отдельности. Чтобы понять, как тот или иной краситель крепится на ткани и сколько держится, нужно изучить их разновидности.
Сегодня ассортимент красок для батика достаточно велик, и неопытные новички порой не знают, на чём остановить свой выбор.
Скажем сразу, что красители с пометкой TEXTILE в этом случае не нужны. Выбирать нужно краски с маркировкой SILK, «Для батика» или «Шёлк».
Самые популярные краски делятся на две группы:
- акриловые, которые легко закрепляются с помощью утюга;
- анилиновые, более сложные в использовании, которые запечатываются на ткани только с помощью мощной струи пара.
Сегодня у любителей хэнд-мейда более популярны акриловые красители, так как работать с ними проще, но есть свои преимущества и у парозакрепляемых красок. Рассмотрим подробнее свойства этих продуктов.
Акриловые
Могут выпускаться не только в баночках, но и в более удобных для работы баллончиках и тюбиках. Акрил образуется из акриловой кислоты, он относится к полимерным материалам. Родоначальником полимеров является оргстекло. Поскольку эти краски быстро засыхают, то не забывайте мыть кисти и палитру прежде, чем это случится, иначе справиться с засохшим составом будет сложно. При стирке они могут постепенно смываться, а значит одежду для повседневной носки ими расписывать смысла нет.
На них обычно имеется надпись «Акрил» либо присутствует изображение утюга. Чаще всего в магазинах для рукоделия можно найти продукцию российских фирм «Гамма», «Декола», Love2art, «Олки». Они отличаются невысокой стоимостью, поэтому вполне подойдут для тех, кто делает в росписи ткани первые шаги.
Более продвинутым батичистам можно порекомендовать краски иностранных производителей. В отличие от предыдущих, они не утяжеляют ткань, а их цветовая палитра более разнообразна. Правда, за все эти преимущества приходится платить больше денег. Среди популярных марок этой группы можно отметить Pebeo, Marabu и Javana.
Обычно акрил не используют для росписи предметов гардероба, потому что одежду разрисовывают только парозакрепляемыми красками.
Если вы работаете с порошками, то необходимо тщательным образом растирать пигмент, иначе какой-нибудь уцелевший кристаллик проявится в самом неподходящем месте.
Анилиновые
Такие красители чаще используются мастерами, которые уже давно осваивают это искусство. Дело в том, что закреплять рисунок паром значительно сложнее, и при недостатке опыта вся работа может пойти насмарку. Их красящие свойства гораздо выше, чем у акриловых – материал прокрашивается лучше, поэтому с изнаночной стороны рисунок смотрится так же ярко, как с лицевой. Шёлк остаётся лёгким и воздушным, в то время как акрил иногда создаёт эффект утяжеления.
Чтобы закрепить краску паром, вы можете прибегнуть к использованию большой кастрюли с водой, однако, более надёжным способом служит использование автоклава. Это приспособление позволяет получить пар очень высокой температуры и создаёт давление. Продаются специальные автоклавы для батичистов, которые можно использовать дома. Оптимальные показатели для работы – 0,5 атм и температура +102–104 градуса. После 20-минутного разогрева изделие запаривают в течение 50 минут.
Также есть вариант обратиться в медицинские учреждения, если у вас есть там знакомые, и воспользоваться больничным автоклавом для стерилизации белья. Ткань приносят собранной в рулон и переложенной обёрточной бумагой.
Недорогие, но высококачественные краски производит вышеуказанная фирма «Гамма». Набор включает в себя 11 цветов. К недостаткам продукта этой бюджетной российской фирмы относится то, что после первой стирки цвет чуть-чуть бледнеет.
Если вы готовы заплатить за краску побольше, то остановите выбор на красителях Dupont. Их цветовая гамма, насыщенность оттенков и хорошая фиксация на шёлке стали несомненными преимуществами, но запаривать их нужно три часа. AvantGarde обладает таким же отменным качеством и немалой ценой. Jacquard превосходит эти марки, так как продаётся с фиксатором для краски – достаточно просто прополоскать в нём изделие и цвет зафиксируется.
Помните, что анилин – ядовитое вещество. Если вам приходится работать не с жидким составом, а с порошком, то старайтесь обезопасить себя от летучих частичек.
Преимущества:
- работая с ними, вы можете не бояться, что краски засохнут на палитре, их можно в любой момент развести снова;
- если мазок получился слишком ярким, то вы можете в любой момент смыть всё лишнее водой.
Существуют и другие краски для создания рисунков на одежде. К примеру, штемпельные – их чаще всего используют для нанесения фирменных лейблов, маркировки вещей в отелях и т. п. Пластизольные краски позволяют создавать светящиеся рисунки.
На первый взгляд, техники холодного и горячего батика кажутся сложными, но такое впечатление складывается только при знакомстве с ними. Каждый может научиться рисовать красивые картины на ткани, а также расписывать одежду или предметы декора, создавая уникальные авторские работы. Подводя итог скажем, что выбор красок зависит от степени вашей подготовки и цели: для одежды в любом случае преимущество будет на стороне анилиновых красок, но новичкам проще работать именно с акрилом.
Не бойтесь освоить новое хобби и вы сможете порадовать друзей и близких красивыми эксклюзивными вещами в единственном экземпляре.
О видах красок для батика и их особенностей смотрите далее.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как смешивать краски для батика?
Понедельник, 04 Июня 2012 г. 20:31 + в цитатник
Цветы из ткани своими руками. Мастер классы. Цветы из шелка.
Все мастер-классы взяты с моего сайта. Там вы найдете еще много чего интересного.
Также приглашаю вас на свой форум повсященный цветоделию.
Ваша Алёна Абрамова
Как смешивать краски для батика?
Как правило, краски для батика довольно концентрированные. Поэтому, их предварительно смешивают с водой в палитре, чтобы легче было мешать цвет и контролиовать какой цвет у Вас получается.
Используются краски «Гамма-Батик-Хобби», в продаже доступно 11 цветов: алая, красная, красно-коричневая, желтая, пшеничная, оранжевая, зеленая, синяя, фиолетовая, бирюзовая, черная. На картинке ниже изображена коробка набора красок, резервирующий состав и трубочка входящие в набор, для изготовления цветов не нужны, поэтому удобнее покупать краски не в наборе а в отдельных баноках, и докупать по мере надобности нужный цвет.
Ниже приведена таблица смешивания цветов. Или попросту: «какие краски нужно смешать чтобы получился желаемый цвет?»
Ярко-розовый(фуксия), бледно розовый = красный + вода(в зависимости от количества воды получается нужная насыщенность цвета)
Розовый = красный +алый + капля красно-коричневого(смягчит цвет) + вода
Ягодный = алый + красный + красно-коричневый
Пурпурно-малиновый = красный+алый+зеленый+синий
Бордовый (больше алого) = алый + красный + коричневый: красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Вишневый (больше красного) = алый + красный + коричневый: красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Шоколад с ливочный (больше алого) = алый+ красный + желтый (каплю) + зеленый
Горький шоколад (больше красного) = красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Бежевый = шоколадный + желтый + вода
Чайный(коричнево-желтый) = коричневый(красный+желтый+зеленый) + теплый желтый(желтый+алый)
Густой медовый = алый + желтый (пшеничный) + зеленый (каплю)
Оранжевый = алый + желтый
Персиковый = шоколадный + оранжевый (алый + желтый) + зеленый (каплю)
Коричневый = красный + алый + желтый (каплю) + зеленый
Теплая зелень (больше алого) = алый + красный + зеленый + желтый (чем больше желтого, тем зелень мягче по цвету)
Холодная зелень (больше красного) = алый + красный + зеленый (больше зеленого) + желтый (каплю)
Болотный = зеленый + алый + красный
Цвет лайма = желтый + зеленый
Салатный = желтый + зеленый + синий (капля)
Фисташковый = желтый + зеленый + немного коричневого (красный + алый + желтый (каплю) + зеленый)
Аквамарин = зеленый + синий
Фиолетовый = красный + синий
Лавандовый = фиолетовый + синий + вода
Васильковый = фиолетовый + красно-коричневый (капля) + синий + немного черного
Кроваво-красный (для мака) = алый + зеленый или черный (составной)
Черный = черный (из банки) + горький шоколад: красный (больше чем алого) + алый + желтый (капля) + зеленый
Путем смешения следующих цветов, в зависимости от концентрации того или иного цвета, получается желаемый результат:
Желто-оранжевый, оранжевый, кирпичный =красный + желтый
Малиновый, бордовый, фиолетовый = красный + синий
Розовый, алый, лиловый =красный + голубой
Темно-зеленый, изумрудно-зеленый, желто-зеленый = желтый + синий
Светло-зеленый, бирюзовый,салатный = желтый + голубой
Светло-травянистый, болотно-зеленый = светло-зеленый + красный
Темно-травянистый, оливковый, коричневый = темно-зеленый + красный
Золотистый = желто-оранжевый + коричневый
Красновато-коричневый (терракотовый) = коричневый + красный
Каштановый = коричневый + желтый
Сине-фиолетовый = фиолетовый + синий
Лососевый = розовый + оранжевый
Чайной розы= розовый + желтый
Для изготовления цветов из нажелатиненой ткани лучше всего подходит 100% шелк. Но натуральный шелк бывает разных видов. Какой же лучше всего использовать? Однозначного ответа на этот вопрос нет, в разных цветах применяются различные види 100% шелка. Но тем не менее можно дать некоторые рекомендации, которые особенно будут полезны новичкам в цветоделии.
Итак, покупайте только натуральный 100% шелк. Чаще всего при изготовлении цветов из ткани ипользуется крепдешин, шифон и атлас. Из крепдешина делают лепестки, шифоном «разбавляют» крепдешин, для придания цветку живости и разнофактурности, а из атласа делают листья. Еще можно использовать туаль, фуляр, муслин и эксцельсиор, иногда органзу(все 100% шелк). Любителям визуальной натуральности фактуры понравится так называемый «дикий шелк», чесуча. Но какой бы вы не выбрали шелк важно его правильно нажелатинить.
Для изготолвения цветов методом гильоширования или методом обжига на свече используется любая синтетическая ткань (100% полиэстр). Т.к. важно чтобы при плавлении не оставалось подпалин. Если в составе ткани будет хоть енмного натуральных волокон, ткань будет чернеть, гореть.
Очень много споров и размышлений на этоу тему в «цветочном обществе», кто-то желатинит ткань кистью на стекле, кто-то сушит обработанную ткань на холодильнике а потом оттуда отдирает, кто-то считает что лучшая и правильно обработанная ткань это та, которая хрустит как бумага. Я же для себя приняла наиболее правильный, экономичный как по времени так и по расходу материалов, а также качетвенный в плане получаемого результата метод. После подобной обработки ткань не вытягивается, на ней не остается жуткого блеска, пятен, ткань пропитывается и высыхает равномерно, её легко хранить и ипользовать. И еще раз повторюсь качество получаемой ткани после обработки является на мой взгляд высочайшим, по стравнению с другими способами. Ну и в дополнении скажу что этим методом пользуются все наиболее уважаемые мастера цветочного дизайна которых я знаю. Итак, ниже описано как сделать раствор желатина для изготовления цветов из ткани.
Перед обработкой желатином шелк, который вы принесли из магазина необходимо обязательно! постирать в мыльном растворе, тщательно сполоснуть, высушить, после того как шелковая ткань высохнет не гладить. Ткань разрезать на куски длиной не больше 60-70 см, шириной 30-40 см. Развести раствор желатина из рассчета 3 ч.л. желатина на 200мл холодной воды, дасть настояться около 1 часа. После чего, настоявшийся раствор стравим на водяную баню и нагреваем, периодически помешивая, до тех пор пока не растворятся комочки желатина. До кипения не доводить! Следите чтобы не образовывалась пена, мешайте аккуратно не вспенивая. После того как вы получите однородную, очень горячую( но не кипящую, иначе жеатин потеряет свои свойства) жидкось снимаете с огня и идете в ванную, где у вас уже предварительно натянута тонкая леска или нитка. Немного подождав, пока раствор остынет до состояния, когда рука терпит, опускаете кусочки шелка в раствор и ждете пока ткань полностью пропитается. Далее вынимаете ткань из раствора взяв за уголок и не выжимаете, а протягиваете ткань между слегка сжатыми большим и указательным пальцами, как бы снимая излишки желатина в емкость. (если вы будете ткань выжимать вы ее деформируете — раз, а также на ней появятся пузыри от желатина — два, а это не очень хорошо). Аккуратно расправляете кусочек ткани и вешаете его на леску в один слой, закрепив сверху за край иголочками или булавками. (Ни в коем случае не вешайте ткань по привычке как белье сложив в 2 слоя: после просушки ткань прилипнет друг к другу, и будет непригодна для изготовления цветов!)
Если Вы желатините довольно большое количество лоскутов ткани, и натягиваете несколько лесок, тогда следите за тем чтобы между лесками было расстояние не меньше 20 см, чтобы соседние лоскутки ткани не прилипли друг другу. Будьте осторожны с атласом, т.к. эта ткань высыхая имеет свойство сворачиваться по краям в трубочку, поэтому периодически подходите и расправляйте атлас, чтобы сворачиваясь он не прилип сам к себе или к соседним кусочкам ткани.
После того как ткань высохнет, не гладить! Сухие лоскутки ткани можно свернуть в трубочку и хранить в коробке как свитки.
Важное замечание: Выше приведена ориентеровочная пропорция желатина для натурального шелка. Но важно помнить, что для разных тканей желатин разводят в разных пропорциях. Чем толще ткань тем меньше желатина нужно для её обработки, чем тоньше, тем больше требуется разводить желатина.
Все это сугубо индивидуально, и с опытом каждый мастер нарабаывает для себя определенные пропорции, и уже разводит желатин «на глазок».
Я очень люблю такие пропорции, когда ткань сохраняет все свойства ткани, и не хрустит как бумага, остается текстильной и мягкой на ощупь, но при этом держит форму. Пропорции желатина использую в среднем раза в 2 меньше чем в выше приведенной рекомендации. Но, обрабатывать и придавать форму инструментом такой ткани довольно сложно, и доступно только опытному мастеру. На пути к мастерству цветоделия приведенный выше рецепт(3 чайные ложки на стакан воды) самый оптимальный. С учениками мы используем ткань обработанную именно в такой пропорции.
Меня часто спрашивают: «Как желатинить синтетику?» Мой ответ на этот вопрос довольно категоричен: «никак!» И вот почему: синтетическая ткань после обработки приобретает настолько пошлый, неопрятный и дешевый вид, что использовать такую ткань в цветах на мой вгляд просто моветон. Особенно наглядно это можно продемонстрировать нажелатинив синтетический шифон(поэкспериментируйте, ради интереса). Но бывают случаи, когда позарез необходимо использовать именно синтетическую ткань. Как правило, это когда заказчик приносит вам остатки от пошитого платья или костюма и хочет из этой же ткани цветок. Если вам не удалось убедить заказчика в том, что натуральный шелк смотрится изящней богаче и аккуратней, или же просто без кусочков от пошитого наряда в цветке не обойтись, постарайтесь использовать необработанную ткань и сделать текстильный цветок. Или же цветок из натурального шелка но с вкраплениями кусочков необработанной синтетики. И лишь в крайнем случае, если требуется цветок полностью из остатков и текстильный не подходит, все-таки прожелатиньте синтетику, но очень и очень аккуратно, т.к. если это синтетический шифон, органза и пр. тонкие прозрачные ткани, желатинить такие категорически нельзя(из-за жуткого блеска), а вот крепдешин, атлас, креп-сатин иногда прожелатинить можно, но осторожно! Но я еще раз повторюсь, если желатинить, то я всеми руками и ногами ТОЛЬКО за натуральный 100% шелк! И это не вопрос экономии, а вопрос престижа и репутации Вас как мастера!
Альтернативные способы обработки тканей.
Еще один вопрос, который мне часто задают: «А что же вы совсем с синтетикой не работаете?». Работаю. Более того, знаю несколько составов и способов обработки синтетической ткани, при этом ткань не блестит и не преобретает неопрятного вида. Но это НЕ ЖЕЛАТИН.
Как и чем обработать синтетическую ткань?
У каждого мастера есть свои сектреты. И в интернете составы для обработки ткани я не даю. Но спешу вас обрадовать, способами обработки ткани я делюсь со своими учениками.
Есть ли другие способы обработки шелка?
Есть. И шелк можно обрабатывать не только желатином. В зависимости от результата которого вы хотите добиться в изделии применяются различные составы для обработки шелка. Их я тоже даю только своим ученикам.
Бархат желатинят совершенно по-другому.
Как правило, в цветах используют бархат на плотной основе, например бархат на ХБ основе. Потому что структура волокон основы у ХБ довольно плотная и толстая, и желатин не просачивается на лицевую сторону бархата. Если же взять токий шелковый бархат, на шелковой или вискозной основе, то желатин просочится сквозь ткань и оставит некрасивые разводы на лицевой стороне и ворсинки бархата слипнутся между собой. Если же вы все же берете не ХБ бархат, тогда выбирайте такой, у которого основа не рыхлая, и не тонкая и волокна ткани туго прилегают друг к другу.
Бархат разрезаем на небольшие прямоугольники размером с лист формата А4. Раскладывае