Чем вышивают по крупной канве

easycross.ru

Основа для вышивания

Канва

В качестве основы для вышивки крестом может служить любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самой распространённой является канва Aida, фиксированное плетение которой из четырёх или реже трёх (мелкие размеры) нитей образуют отчётливые квадраты (ячейки), отверстия в углах этих квадратов облегчают проведение иглы. Структура хорошо видна на рисунке.

Канва бывает крупная и мелкая в зависимости от количества ячеек (квадратов) на один дюйм. Например, Aida-14 = 14 крестиков на дюйм(дюйм = 2,54 см), Aida-16 = 16 крестиков на дюйм, Aida-18 = 18 крестиков на дюйм. Чем мельче канва, тем элегантней крестик.

В таблице приведены характеристика канвы Aida:

Название Количество клеток в 10 см Применение
Aida-8 (Аида-детская) 32 Применяется в школах как учебное пособие. Имеет широкое квадратное переплетение, особенно подходит для вышивания крестом и полукрестом.
Aida-11 (Перл-Аида) 43 Хорошо подходит для скатертей, дорожек, салфеток, книжных обложек и т.д. По ней вышиваются простейшие мотивы.
Aida-14 (Штерн-Аида) 55 Самый популярный размер. По этой канве можно выполнять изысканные, утонченные и элегантные мотивы. Очень подходит для фольклорных тем.
Aida-16 63 Нечто среднее между Aida-14 и Aida-18. Используется, когда зрение не позволяет работать с совсем уже мелкими крестиками.
Aida-18(Файн-Аида) 70 Специально предназначена для вышивки крестом, имеющей «точечный» характер. Здесь делается расчёт на элегантность мелкого креста.
Aida-20 79 Для мелких ювелирных работ, выполненных гобеленовым стежком.

Льняное (хлопковое) полотно

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. В отличие от Аиды, канва равномерного переплетения не имеет чётко выраженных «квадратиков», из-за чего вышивать на ней труднее (приходится в процессе работы отсчитывать нити), но результат получается лучше, так как «пустая» (без вышивки) часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. Вышивают на этих тканях, как правило, захватывая две нитки. Льняные ткани выпускаются с переплетением 18, 25, 28, 32, 36, 40 нитей на 1 дюйм. Применяется как на скатертях, салфетках, так и в декоративных полотнах.

Накладная(удаляемая) канва

Накладная(удаляемая) канва используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины. Её используют для вышивания на футболках, сумках и прочих предметах. Нити этой канвы толще, а дырочки большего размера. Иногда накладная канва имеет разметку синей нитью через каждые 10 клеток, самая часто встречающаяся плотность — 8.5, 10, 14 и 18 клеток на дюйм . После окончания работы нити канвы удаляются с готового изделия.

Вышивают с помощью накладной канвы следующим образом. После того, как вы отрезали кусок удаляемой основы, вам нужно решить на каком месте изделия будет располагаться вышивка. Затем нужно прикрепить накладную канву к изделию, но перед этим необходимо решить, нужна ли подложка и с обратной стороны вышивки. Подложка часто используется в машинной вышивке, чтобы избежать стягивания нитей изделия и их перекашивания. Стоит заметить, что многие вышивальщицы обходятся без подложки и остаются довольны итоговым результатом. Убедитесь, что канва не перекошена и нити образуют квадратные ячейки, в случае необходимости исправьте этот дефект потягиванием за концы отреза.

Теперь необходимо прикрепить накладную канву к изделию, которое вы собираетесь украсить. Есть несколько вариантов это сделать. Первый способ — совместить центры и начать сшивать с этого места. Второй способ — обозначить на изделии горизонтальную или вертикальную ось будущей вышивки, сделать тоже на накладной канве, а потом совместить оси. Для закрепления накладной канвы на изделии вам придётся их сметать. Делать это лучше от центра, потому что в этом случае проще избежать скольжения и образования морщин. Если вы будете использовать подложку, то её лучше примётывать к изделию одновременно с удаляемой канвой.

Для вышивания лучше брать иглу острую: ткань изделия будет проще проткнуть, да и забитые крахмалом дырки накладной канвы тоже не слишком удобно пробивать тупым остриём. Далее вышейте весь мотив, включая окантовку. Стежки делаются поверх решётчатого переплетения канвы. При работе внимательно следите, чтобы не проткнуть острой иглой нити накладной канвы — удалить их будет практически невозможно. Последний шаг — удаление накладной канвы. Она очень жёсткая и выдернуть её без предварительной обработки сложно. Самый простой способ подготовиться к удалению — это увлажнить её с помощью воды из пульверизатора. Пока канва влажная удалите всю намётку и пинцетом выдёргивайте нити накладной канвы. Подцепить кончики ниток можно с помощью гобеленовой иглы или маленького крючка для вязания. Ещё один вариант — выстирать всю вещь целиком в стиральной машине, благодаря чему крахмал вымоется, затем высушить вещь и только тогда выдернуть нити

Cтрамин

Страмин — это крупная, жёсткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.

Перфорированная бумага

Большинство выпускаемой перфорированной бумаги соответствует канве Aida-14. Вышивать на ней следует в 1-2 нитки, если брать большее количество ниток, бумага может порваться. Для вышивки на такой бумаге не стоит брать схемы со слишком большим количеством цветов. Нитки для вышивки лучше брать помягче, они лучше ложатся и не рвут бумагу. Завершить работу на бумаге очень легко, просто отступите на 1 «клеточку» от края вышивки и обрежьте бумагу. Края можно украсить тесьмой, обшить шнурком. Перфорированная бумага подходит для вышивки проектов, которые затруднительно выполнять на ткани, например, закладок или открыток.

Пяльцы

Для того, чтобы ткань во время вышивки была туго натянута, используют пяльцы. Вышивка, выполненная на пяльцах, имеет равномерное натяжение нити и одинаковые по величине крестики. Круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, чуть отличных по диаметру, с пластмассовым или металлическим винтом. Самые простые пяльцы — два вставляющихся друг в друга кольца, между которыми зажимается ткань. Так как ткань должна быть хорошо натянута, разница в диаметрах колец очень невелика. Кольцо меньшего диаметра кладётся на ровную поверхность, на неё кладётся и разравнивается ткань, и сверху одевается второе кольцо В процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому её следует подтягивать. Вся вышивка может не уместиться в пяльцы, поэтому их нужно по мере необходимости передвигать. В настоящее время есть деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими считаются деревянные, т.к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при закреплении и на ткани после запяливания остаются тёмные круги, а пластмассовые пяльцы — непрочны. Пяльцы бывают различных форм и размеров. Существуют ручные и напольные пальцы с кронштейном для изменения угла наклона вышивки.

Иглы — самый главный инструмент вышивания. Для вышивки крестом используются тупые гобеленовые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вставить нить в шесть сложений. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки. Обычно используют следующую таблицу соответствия толщины иглы канве:

  • Aida8 = 20 или 22 (№ иглы)
  • Aida11 = 22 или 24
  • Aida14 = 22/24/26
  • Aida18 = 24 или 26
  • Aida20 = 24 или 26
  • Hardanger22 = 28

Существуют специальные двусторонние иглы — две иглы будто соприкасаются встык и имеют одно общее ушко посередине. Такое устройство иглы позволяет вышивать сразу двумя руками: одну руку держим над закреплённой в раме вышивкой, другую — под, таким образом, руки не совершают лишних движений.

Мулине

Мулине — нитки, произведённые специально для вышивания или других видов рукоделия. Мировые бренды производителей мулине — DMC, Madeira и Anchor. Кроме них, в России ещё распространены достаточно качественные нитки мулине Gamma/ Гамма и известные с советских времён нитки прядильно-ниточного комбината им.Кирова (Санкт-Петербург). Эти хлопчатобумажные нитки предназначены специально для вышивания. Мулине продаются мотками по 8 (DMC, Gamma, Anchor), 10 (Madeira) и 20 метров (ПНК им.Кирова). В некоторых магазинах можно приобрести нитки на метры. У каждого производителя мулине свой набор цветов, для подбора цвета можно использовать карту цветов (каталог, с образцами ниток каждого цвета). Если в схеме вышивания указаны цвета для одной марки мулине и требуется для вышивки использовать нитки другого производителя, то руководствуются таблицами перевода цветов мулине из одной марки в другую или сравнивая оттенки с помощью карт цветов. У ведущих производителей (DMC, Gamma, Anchor, Madeira) имеется мулине не только однотонное, но и меланжевое (с переходом цвета) и с цветами — металлик. Если вы купили нитки, качество которых у вас вызывает сомнение, то лучше, прежде чем начать вышивать ими, проверить, не линяют ли они. Для этого нужно смочить их и провести с силой через белую ткань. Если следов не останется, то значит, нитки не линяют.

Другие аксессуары

Ножницы

Ножницы необходимы двух видов: большие — для раскроя ткани, маленькие — для обрезки концов нити. Если у вас нет специальных ножниц для вышивания, то вполне подойдут обычные маникюрные ножницы.

Маркеры

Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером расчерчивают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме, такие маркеры подразделяются на маркеры для тёмной и светлой канвы. Следы от маркера для светлой канвы следует смывать только холодной водой, т.к. при горячем воздействии следы могут остаться навсегда. Следы от маркера для тёмной канвы можно, наоборот, смывать водой или обрабатывать горячим утюгом.

Ластик для ткани

Часто для разметки по ткани мы используем простой карандаш, который удалить с ткани будет довольно проблематично. В этой беде помогут специальные ластики для ткани. К сожалению, не каждый карандаш можно стереть, потому сначала лучше попробовать на отдельном участке.

Магнитные и увеличивающие доски

Вышивая, мы постоянно переводим взгляд со схемы на работу и обратно. Немудрено, что нужное место на схеме приходится постоянно искать, а если схема напечатана с мелкими символами, то просто беда. В решении таких затруднений могут помочь магнитная доска (magnetic board) и доска с увеличивающими линейками (line magnifier). Magnetic Board представляет собой доску и магнитного материала, на которую кладётся схема и закрепляется магнитными рейками. В процессе вышивания реечки перестанавливаются на текущее место вышивки, что позволяет не искать долго нужный фрагмент на схеме. Устройство Line Magnifier практически такое же, но она снабжено ещё и увеличивающей рейкой, а это помогает разглядеть нужные мелкие символы.

Инструменты

Приложение EasyCross

Ещё больше функций и возможностей в нашем приложении.

Добавить работу

Не стесняйтесь! Добавьте фото очередного своего шедевра на сайт.

Калькулятор Аида

Определит, сколько нужно канвы Аида для вышивки.

Калькулятор для льна

Определит, сколько нужно ткани равномерного переплетения для вышивки.

Калькулятор мулине

Считает количество мулине для вышивки.

Калькулятор крестиков

Определяет, сколько крестиков займёт вышивка.

Вышивка крестиком. На чём вышиваем, чем вышиваем?

Мы уже писали о том, как выбрать нитки для вышивки крестиком, однако, кроме ниток, обратить пристальное внимание придется еще и на канву и иголки, от которых качество работы будет зависеть в не меньшей степени.

Как выбрать материал для вышивки крестиком

Канва

Существует два основных типа ткани для вышивки крестиком. Это Aida или Blockweave, где квадратики видны, и Evenweave, то есть ткань равномерного плетения. Большинство вышивальщиц, естественно, начинает с канвы Aida, начнем с нее и мы.

Канва Aida — это, как правило, хлопковая ткань специфического плетения «квадратиками». Но может быть и не хлопковая, а льняная, смесовая и даже с добавлением синтетики. Существуют и такие варианты, как пластиковая (используется для создания трехмерных вышитых работ и всякого рода подвесных вышивок) и растворимая (для вышивания мотивов на одежде или аксессуарах). Количество крестиков, которое умещается на одном дюйме (2,54 см), соответствует так называемому «каунту» (т.е. номеру) канвы. Чем меньше номер, тем крупнее будет крестик и, соответственно, вышивка.

Основные каунты канвы Aida:

Номер Крестики в 10 см Крестиков в 1 см
Aida 11 43 4,3
Aida 14 55 5,5
Aida 16 63 6,3
Aida 18 71 7,1
Aida 22 87 8,7

Самые распространенные каунты: 14, 16 и 18, 20. 22-й каунт лично я у нас в магазинах не встречала. Есть еще крупная Aida 8, «детская канва», которой взрослые вышивальщицы обычно пренебрегают.

Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме

Если в схеме указано количество крестиков, то берете эту цифру для длинной стороны работы и делите на цифру из третьего столбца в строке вашего каунта. Получится чистое количество сантиметров — размер самой вышивки. Не забываем прибавлять поля — 5-10 см с каждой стороны.

Например, в паспорте работы указано 158×69 крестиков. Мы решили работать на 18 каунте. Берем 158 и делим на 7,1. Чистая длина вышивки — 22,3 см плюс 8 см с каждой стороны — итого ширина полотна должна составлять 38,3 см (округлим до 40).

Совет первый: Не стоит считать по узкой стороне вышивки. На вышеприведенном примере, 158×69 крестиков, мы берем ИМЕННО 158 в расчет. В противном случае есть все шансы промахнуться и купить кусок меньшего размера (у меня такое бывало).

Канва продается в рулонах и нарезается, либо же продается кусками («отрезами») в индивидуальных упаковках. Если вы планируете один проект на конкретном цвете канвы и каунте, лучше купить отрез в упаковке. Если же вы привыкли к определенному каунту и типу канвы, проще отрезать ее от рулона про запас. Мой печальный опыт показывает, что покупать длинный отрез канвы стоит, только если она белого цвета и 14-го каунта, потому что никому не известно, когда я использую весь свой рулон желтой канвы.

Два производителя канвы лидируют на российском рынке: уже известная нам по мулине французская компания DMC и немецкая фирма Zweigart. Немецкую канву найти намного проще и выбор по типам, каунтам и оттенкам будет больше. Были бы деньги. От 250 рублей сейчас стоит отрез 50×55, цены же за метр (у обоих производителей стандартная ширина полотна 110 см, то есть общая площадь полотна 100×110 см) варьируются от 700 до 2000 рублей.

Немногим хуже качество у канвы производства «Гамма» и «РТО». «РТО» продается в основном в отрезах, в упаковке с женскими именами. Канва внутри — польская, некоторые называют ее по традиции «венгеркой» (что-то там произошло с переносом производства). Намного хуже качество белорусской канвы и прочих неизвестных аналогов.

Совет второй: при покупке канвы осмотрим ее на предмет мелких и крупных недостатков. К таковым относятся: наличие узелков, утолщений и неровностей, небольшие пятна, явная деформация ткани («край поехал — крестик поедет», отцентровать работу будет трудно) и «слипшиеся крестики» (это когда дырочки не видны).

На канве можно и нужно разумно экономить. Важен не столько производитель, сколько внешние и тактильные характеристики полотна. Лично я спокойно заменяю Zweigart на «Гамму» во всех случаях полного заполнения фона или при отшивке небольших работ «на один вечер».

Совет третий: учитываем насколько сильно канва накрахмалена. Все ткани для вышивки проходят обработку, но вот степень жесткости ткани бывает разная. За идеал берем вариант Zweigart. Для небольших проектов, вышиваемых без пялец, высокая жесткость ткани бывает полезна, но для крупных работ (30×40 см и более) с незаполненными участками или смешанными техниками креста (полный, полукрест, обводка итд) жесткая канва не подходит. При закреплении в пяльцах канва «запомнит» деформацию. И эта деформация может сохраниться даже после стирки изделия. Раз уж мы заговорили о деформации работы на пяльцах, сразу скажем и два слова о том, как с ней бороться.

Варианты работы на пяльцах:

  • не пользоваться пяльцами. Можно, например, скатывать канву в рулон, удобно ложащийся в руку.
  • компромисс: использовать рамки — от деревянных до пластиковых сборных, которые меньше портят ткань, чем пяльцы.
  • грамотный подбор пялец. Берем только дерево (до недавнего времени только «Klass&Gessmann», теперь есть и «Гамма»). Перед защелкиванием обматываем нижнюю половинку пялец тонкой тканью. Лично я использовала кромку от самой канвы. И, конечно же, как только закончили вышивать и собираетесь прерваться, ткань желательно сразу же освободить из пялец.

Жесткость канвы влияет и на мулине, его натяжение и гладкость, — чем жестче канва, тем быстрее портится нить. С канвой есть еще одна проблема, и у моих вышивающих друзей я ее наблюдаю постоянно. Вышивка по канве на пяльцах требует больших физических усилий, нежели вышивка по полотну.

Полотно

Многих расстраивает результат первых работ на полотне, потому что, привыкнув с силой продевать иглу и продергивать нить, они работают на полотне так же. В итоге, работа оказывается вся в дырках. Отчасти из-за этого вышивка на полотне равномерного переплетения (evenweave) совсем не так популярна в России, как в остальном мире. Хотя логичнее предположить, что основные причины — труднодобываемость и высокая цена (DMC и Zweigart — основные поставщики в этом сегменте). Однажды я напишу женскую версию «Улисса» про поиск нужного куска тряпки для дизайна Marjolein Bastin, с ночами в интернете, блужданиями по городу и встречами с малознакомыми людьми из ордена иголки.

Итак, полотно — это дорого, трудоемко, малодоступно. Но есть тысячи проектов, которые никогда не будут выглядеть по-настоящему хорошо на канве. В целом полотно считается более эстетически привлекательным, чем канва, и пустые участки, не заполненные рисунком, являются такой же частью дизайна, как и сама вышивка, которая на полотне выглядит часто объемнее.

Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:

  • на полотне прекрасно смотрятся схемы винтажных сэмплеров
  • дизайны в стиле кантри, которые странно смотрятся даже на бежевой Аиде
  • большие, сложные, элегантные схемы, особенно на ботанические темы
  • если вы делаете что-то практичное (скатерть, салфетку, полотенце), то я очень не завидую тем гостям, которым придется вытираться полотенцем из канвы Aida: она никогда до конца не потеряет свою жесткость.
  • если в вашем проекте море бэкстича (обводки) или крестика в три четверти, берите полотно и не мучайтесь! Вы почувствуете такую колоссальную разницу — то, что на канве было пыткой, на полотне станет почти отдыхом. Кстати, тут вы можете разнообразить и саму технику вышивки — скажем, шить на одной стороне, т.е. вводить иглу на задник работы и выводить ее обратно одним быстрым движением.

Совет: когда вышиваем на полотне, мы не протыкаем, а скорее раздвигаем нити полотна. Причем мы захватываем две нити основы на один крестик. Звучит страшно, но на практике считать приходится только первый ряд, дальше считать не придется.

Я не буду подробно описывать все виды полотна равномерного переплетения, ибо имя им легион. Разнообразие составов (чаще всего лен, хлопок и смесовые), оттенков (до 40 оттенков на один тип), характеристик плотности и накрахмаленности у полотна невероятные. А выбор чаще всего определяется все равно на ощупь и индивидуальные ощущения от полотна. Скажу только, что два самых распространенных типа полотна: Lugana (смесовая, в основе хлопок) и Cachel (лен), обе от Zweigart, чаще всего встречаются в каунте 28. Что означает 28 нитей переплетения на один дюйм и примерно соответствует 14 каунту Aida. Расчет размеров вышивки идет по тому же принципу, что и расчет на обычной канве. Но чаще всего он просто не нужен, производители схем и наборов обычно предпочитают указывать сами необходимый размер отреза.

Совет: многие вышивальщицы заранее разбивают ткань на квадраты 10 клеточек на 10 клеточек. Это значительно ускоряет дальнейший процесс вышивки и позволяет работать сразу с несколькими участками. Лично я всегда боюсь ошибиться и обнаружить несовпадение слишком поздно и предпочитаю вышивать от одного центра, постепенно добавляя участки со всех сторон.

Существует много маркетинговых уловок, подталкивающих клиента к лишним тратам (например, золотое напыление на иголках, которые якобы меньше окисляются и легче проходят через ткань). Может, и проходят, но я разницы не замечаю. Иглы — это такой расходный материал, которого все равно надо много. Во-первых, на больших работах удобно работать «парковкой», когда на канве параллельно ведется работа несколькими цветами и иглами, а во-вторых, все равно иголки будут ломаться и теряться (особенно теряться).

Единственное, что я для себя вывела с годами — какой иглой я начинаю работу, такой должна и закончить; вроде бы покупаешь тот же самый номер иглы, а ощущения уже не те!

Практически все остальные приспособления для вышивания маркетинг чистой воды. Бесполезные косточки для хранения мулине, ножницы «цапельки» (обычные старые маникюрные справляются также), «профессиональные» напольные рамы для вышивания, которые так любят складываться на зазевавшуюся вышивальщицу, коробки для рукоделия и т. д. Но никто не может отобрать у женщины право на коробку для рукоделия, наполненную этими приспособлениями! Особенно в том ограниченном пространстве, которое у нас называется «уголок для хобби». Сама я — гордая владелица четырех коробок и могу сказать, что я никогда не помню, где у меня что лежит. Гораздо практичнее оказались обычные обувные коробки в сочетании со стикерами, где можно все подробно расписать. Рукодельные аксессуары красивы и иногда полезны, но от хаоса, увы, рукодельницу не защитит ничто.

И может быть, борьба с хаосом — один из главных стимулов вышивальщицы. Вот, собственными руками из хаоса цветных клеток схемы, кусочка ткани и гор ниток мы создаем новую вещь. Удачи нам всем и надеюсь, мои рекомендации вам пригодятся.

Читайте также:  Схема вышивок рыбки аквариумные
Оцените статью