Кружево, роспись, вышивка и резная кость: выставка «Черное и белое» открылась в Вологодском кремле
На выставке представлены произведения народных промыслов из фонда Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Это вологодское, вятское, елецкое и белёвское кружево, крестецкая строчка и мстёрская гладь, лаковые миниатюры Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскико, жостовские подносы, резьба по кости. Название выставки «Черное и белое» не случайно: в основе экспозиции – сопоставление черного и белого цветов, гармония и контраст, наиболее выигрышно подчеркивающие красоту разных промыслов.
«Выставка организована в рамках нацпроекта «Культура», – пояснила заместитель Губернатора области Лариса Каманина. – Этот нацпроект призван сделать искусство ближе к людям. Выставки, которые привозят к нам из других регионов и из федеральных центров, очень важны для нашей культурной жизни. Сегодняшняя выставка особенная: она посвящена народным промыслам, и в их числе особенно приятно видеть вологодское кружево».
«Нам сначала казалось: ну чем мы удивим Вологду – кружевом? – вспоминает Татьяна Волосатова, директор РОСИЗО. – Однако коллеги говорят, что с удовольствием смотрят на эти изделия, которые дарят нам замечательные эмоции». Кружево занимает в экспозиции особое место, тем более что выставка приурочена к 200-летию вологодского кружева. Оно ведет свою историю с 1820 года, когда в имении Ковырино вологодской помещицы Варвары Засецкой открылась первая в городе мастерская кружевоплетения.
На выставке есть уникальные работы вологодских мастериц – Виктории Ельфиной, Варвары Сибирцевой, Галины Мамровской. «Работу Мамровской «Проводы русской зимы» я до этого видела только в альбоме», – признается директор музея-заповедника Юлия Евсеева. По словам директора кружевной фирмы «Снежинка» Марии Агаповой, вологжане не избалованы зрелищем других, «не вологодских» кружев: «Мы настолько привыкли к тому, что Вологда – центр кружевоплетения, что забываем о том, что в других регионах тоже есть замечательные кружева, и на выставке они только выигрывают от соседства». Помимо Вологодчины, признанными кружевными центрами являются Елецкий район Липецкой области, Кировская область и Тульская область.
Помимо кружева, из богатейшего фонда РОСИЗО, который насчитывает порядка 45 тысяч предметов, для выставки отобраны изделия мастеров, творивших в период с 1970 по 1990 год. Это авторские произведения, в которых наиболее полно отразились многовековые традиции уникальных народных промыслов. Древнее ремесло косторезов передавалось из поколения в поколение среди народов Севера, использовавших для работы тот материал, который предоставляла природа, – бивень мамонта, моржовый клык, зуб кашалота. Мастера ХХ века в Тобольске, Архангельске, Якутии и на Чукотке создали множество изящных вещей, рассказывающих о быте северных народов.
Наверное, не все знают, что нарядные жостовские подносы (кстати, они есть и в черном, и в белом варианте), украшенные богатыми букетами, расписываются в свободной кистевой манере – без предварительного рисунка, что требует от художников высочайшего мастерства. Лаковая миниатюра пришла к нам с Востока, из Китая и Японии, однако многие русские центры лаковой живописи выросли из иконописных мастерских. Разнообразные шкатулки, предназначенные для хранения украшений, сами представляют собой настоящую драгоценность. Чрезвычайно трудоемкие технологии крестецкой строчки и мстёрской глади, стоящие как бы между вышивкой и кружевом, создают воздушные и одновременно четкие узоры, рассматривать которые можно бесконечно.
«Эта выставка, на мой взгляд, о большой любви, – говорит директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева. – О любви к своему делу, без которой невозможно создать такие произведения. И невозможно уйти отсюда, не влюбившись в эту красоту. «Черное» и «белое» – это не противопоставление, а гармония, сочетание разных техник, материалов, декоративных приемов. Глядя на эти изделия, мы видим, насколько талантливы наши мастера».
Выставка «Черное и белое» будет работать в художественном отделе Вологодского государственного музея-заповедника (ул. Сергея Орлова, д. 15) с до 13 декабря 2020 года. Напоминаем, что при посещении музея необходимо иметь при себе защитную маску.
Вологодское кружево
ИСТОРИЯ РУССКОГО КРУЖЕВА
Русские кружева — самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом «кружево». И это неспроста — история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак — знакомимся: вологодские кружева!
А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И — Вологда!
Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому . отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения — летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.
Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.
Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним — по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.
Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.
На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.
В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.
По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к «сцепным» кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными «сцепками» и «решетками», выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.
Но были и мастерицы — «мерницы», которые плели т.н. «парное» или «мерное» кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.
Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты — ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.
Вологодское кружево как культурное наследие России
Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».
Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.
Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.
Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.
Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.
Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.
В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.
За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.
Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.