Чешский бисера от preciosa

Чешский бисер Preciosa: что мы знаем о нём?

Популярный на отечественном рынке рукоделия товар зачастую остаётся узнаваемым незнакомцем. Почему чешский бисер уступает в точности японскому бисеру? Правда ли, что он имеет не только цвето-размерные различия, но и сортовые? Чем объясним разброс цен за одну и ту же разновидность? Почему какие-то сорта чешского бисера купить возможно в любой момент, а иные считаются редкостью или раритетом? Постараемся дать ответы на эти и не только специфические вопросы.

Кто, где и как производит знаменитый бисер?

Все относящиеся к чешскому бисеру «почему» так или иначе связаны с особенностями его производства. Производство уникальное, не имеющее аналогов. Отчасти потому что Чехия в Мире есть только одна, отчасти от того что чехи ревниво оберегают стекольные секреты, а бисер – один из них.

Производителей стеклянных бусин в Чехии множество, бисер же сейчас производит единственная компания – Preciosa Ornela. Именно она перекупила в кризис нулевых часть активов JABLONEX, среди которых и старейшие бисерные заводы. Один из них, кстати, был продан частями и вывезен в Азию, после чего объёмы выпускаемого в Чехии бисера сократились почти вдвое. Но национальное историческое производство всё же сохранено. Тайны его по-прежнему оберегаются, но некоторые стали всеобщим достоянием, благодаря поддерживающим имидж туристическим экскурсиям по территориям двух бисерных предприятий. Такие ознакомительные прогулки Preciosa Ornela проводит регулярно за вполне доступную плату.

Читайте также:  Сапоги для кукол своими руками выкройки для начинающих поэтапно

Завод в Десне

Десна – спрятанное среди гор на берегу одноимённой бурной реки уютное поселение Северной Чехии. Постоянно живут здесь около трёх тысяч человек. Примерно треть из них кормит выстроенный здесь почти два столетия назад бисерный завод. Строил потомственный купец-стекольщик Йозеф Ридель, и с тех пор крошечная Десна слывёт крупным бисерным центром.

Завод относительно невелик, но поставляет свою продукцию на все континенты. А рядом живущим даёт приличный и стабильный заработок. Местные приходят сюда в юные годы и трудятся до выхода на заслуженный отдых: 15-20 лет – для вредного стекольного производства стаж не малый. Однако, в отличие от домашних цехов, в заводских условиях строго соблюдается здоровьесберегающий максимум. Потому на смену отцам неизменно приходят дети.

Постепенно завод прирастает современными промышленными технологиями. Имеются тут уже и новые электрические печи. Но основной бисерный ассортимент производится всё в той же старинной восьмигоршковой печи Сименса.

В этих, пышущих жаром печных жерлах и рождается известный по всему Свету бисер. Производство его более трудоёмкое и капризное, нежели прессование бусин. В основе его ручной труд. Отсюда все погрешности форм, размеров и цветов, коими чешский бисер отличается от произведённого напичканными электроникой автоматами японского.

Этапы производственного процесса

Стекловарение

Нынче топливом для гигантской печи служит газ, однако на случай внезапной остановки его подачи дровяной запас из жарко горящего бука на заводе имеется всегда. Малейшее отклонение от температурной нормы, и весь производственный цикл насмарку, а он весьма длительный и затратный.

Начинается всё с помещения в огромные 300 литровые горшки компонентов стекольной массы. Помимо традиционного кварцевого песка и оксидов туда добавляются и остатки предыдущих стекольных плавок.

С вечера рабочие отправляют заполненные горшки в печь, где раскалённые докрасна они бурлят кипящим стеклом всю ночь.

Вытягивание трубок

Утренняя смена черпает ковшами готовое стекло, чтобы вытянуть из него первые бисерные заготовки – трубки.

Тянут машины. Но человеческие руки управляют ими, осуществляя целый ряд важнейших операций. Руками из стекломассы формируют круглую или квадратную (в зависимости от формы будущего бисера) снаряд-болванку с металлическим стержнем внутри. Руками такой снаряд подаётся в разогревающую, не дающую стекломассе застыть, машину. Руками же рабочие подтягивают трубку к валикам конвейера, а это примерно 25 метров! И только затем уже машина, обеспечивающая равномерное движение, стягивает стеклянную трубку со стержня, словно чулок, и нарезает её на метровые отрезки.

Готовые к дальнейшим операциям трубочки напоминают гигантские коктейльные соломинки с круглыми, квадратными, треугольными, звёздчатыми отверстиями. Скорость машинного вытягивания регулируется: чем быстрей, тем меньше диаметр на выходе. На этом этапе и закладываются будущие параметры чешского бисера, все 20 размеров круглого. Точно так же получают заготовки для стекляруса, рубки, сатина. Но до готового продукта всем заготовкам далеко.

Резка

Отсортированную вручную стеклянную соломку отправляют на резку. Режет машина обоюдоострым ножом. Затвердевшее стекло он рассекает, точно волосок. Но подают пучки трубок под этот мелькающий с огромной скоростью нож тоже руками. За смену через пару рук каждого работника режущего цеха проходит примерно 400 килограмм стеклянной соломки! Моментально становясь цилиндриками с острыми краями, она ссыпается в огромные чаны.

Окончательная коррекция формы

Мелко нарубленные фрагменты трубок перемешиваются с мелообразным белым порошком. Состав его держится в секрете, но действие известно. Он плотно закупоривает отверстие, чтобы в процессе дальнейшей обработки оно не сплавилось и не потеряло форму. Подготовленный таким способом черновой бисер помещается в камеру, нечто среднее между духовкой и галтовочным барабаном. Бисер оплавляется набело, интенсивно перемешиваясь и вращаясь он принимает привычный нам вид.

Мойка и сушка

Порошок из отверстий вымывается растворяющим его кислотным раствором. После чего готовый продукт сушится в центрифугах.

Сортировка

Но и это ещё не всё! Ручные операции в производственном процессе чреваты погрешностями, чуть дрогнула рука и вот оно отклонение от форменно-размерной нормы.

На первом сортировочном этапе вибромашина просеивает бисер через сита с ячейками заданных размером диаметров. Бисер пересыпается из крупных сит в более мелкие.

На втором этапе сортировки выявляют несовершенства формы. В этом помогает барабан со специальным желобом внутри. Круглые бисеринки быстро прокатываются по канавке вниз, а те, что имеют сдерживающие скорость дефекты формы сходят с дистанции, попадая в улавливающий брак центр барабана и направляются в переплавку.

Чешский бисер из электропечи, или Дитя прогресса

На заводской территории немало построек, заложенных при первом владельце (тогда ещё фабрики) Йозефе Риделе. Да и его семейная усыпальница, находящаяся буквально в шаговой доступности, утверждает незыблемость сложившихся исторически традиций бисерного производства, со всеми его кропотливыми ручными операциями. Но заявляет о своей вездесущности и прогресс.

На заводе давно уже в ходу и современного образца электрические печи. На производстве бисера такой помощник сокращает использование ручного труда в разы. Все описанные выше операции, вплоть до резки стеклянных трубок, ведутся машинным способом. На выходе печь-стекловар выдаёт уже готовые трубки метровой длины, да к тому же проверенные лазером на соответствие всем размерным стандартам.

Производственные мощности электропечей тоже впечатляют. Каждая способна выдать 3,5 тонны стекла за сутки! Но, не всё так просто. И от ручной варки в старой проверенной веками печи Сименса завод отказываться не спешит.

Во-первых, столь колоссальные объёмы не всегда востребованы, особенно с тех пор, как рынок наводнён пусть менее качественным, но очень уж дешёвым азиатским бисером. А во-вторых, электропечь сокращает производственные затраты в плане человеческого ресурса. Но новые технологии требуют и новых трат. Те же печные тигли необходимо менять примерно раз в полгода, каждая такая замена требует около миллиона долларов. Так что старые и новые технологии на заводе в Десне востребованы обе и применяются в зависимости от экономических обстоятельств.

Десна выпускает бисер из цветного стекла. По большому счёту весь чешский бисер можно разделить на базовые цвета, их около 20. Остальное богатейшее обилие оттенков получают от смешивания базовых. Даже изготовление не требующего дополнительной окраски цветного бисера никак нельзя назвать простым. Что при ручной, что при машинной варке цветного стекла соблюдается последовательность окрашивания. Варят постепенно переходя от светлого к тёмному: начинает длинный непрерывный цикл прозрачное бесцветное стекло и завершает непроницаемо чёрное.

Все переходы на следующий по порядку тон сопряжены с неизбежным выпадающим из официальной производственной палитры цветовым нестандартом. Автоматизация электрической варки от неизбежного брака не спасает. Переход от светлого стекла к тёмному и в этом случае занимает примерно семь рабочих дней, и тоже с нестандартными цветами на промежуточных стадиях.

Помимо однотонного бисера из цветного стекла, Десна исключительно собственными своими силами управляется и со знаменитым полосчатым чешским бисером. Помните формируемые вручную снаряды-болванки? Для цветных, но неокрашенных дополнительно, сортов полосы контрастным цветом закладываются именно на этом «болваночном» этапе производства. А чулки-трубочки со стержня стягиваются уже яркими полосками, которыми потом и радует мастеров готовый бисер.

Завод в Засаде – здесь красят бисер

Засада – это не то, что вы подумали, а небольшой чешский городок, прислонившийся к южной оконечности Йезерских гор. Некогда главной тамошней достопримечательностью были зубчатые стены рыцарских замков среди обширных буйно поросших лесом феодальных угодий. А с XIX века, по достижении рассвета чешской стекольной промышленности, Засаду стали именовать «Маленький Париж» за обилие производимых местными умельцами сияющих дамских украшений.

Засада: фото с официального сайта города

В этой-то чешской Засаде и был заложен завод, где и поныне осуществляется вторая часть производства чешского бисера.

Весь произведённый в Десне бисер приводят сюда: повторно отмывают начисто, сушат, а после ведётся ещё одна промежуточная его сортировка. Часть бисера оставляют в неизменном виде – те самые кругляши из прозрачного и непрозрачного цветного стекла, не меняющие своей яркости десятилетиями (за исключением подверженных выгоранию красных тонов). Они не боятся ни холода, ни зноя, ни трения. Сопряжённую с нестойкостью излишнюю капризность бисеринки, хотя и не все, приобретают в процессе дальнейшей цветовой обработки: после нанесения на них дополнительных красок и покрытий.

Способов подкрасить бисеринку заводчане знают множество. Все, как один секретные. Впрочем, некоторые секреты экскурсанты таки умудряются подглядеть, тем более что основаны они не на особом чешском волшебстве, а на общечеловеческих законах химии.

Так, с гладеньких после шлифования огнём бисеринок в Засаде снимают лоск. Прокрученные в галтовочных барабанах они становятся матовыми. А те, что не лишают гладкости, наоборот покрывают цветной глазурью полностью или частично, лишь со стороны отверстия. Кстати, с тех пор, как цвета для глянцевых и прочих окрашиваний намешивает точно соблюдающая пропорции пигментов машина, повторение их из партии в партию стало не только возможным, но и привычным для завода делом.

Глянцевые переливающиеся покрытия, вроде сияющего радугой «ириса», получают при обработке разогретого бисера горячими же парами хлорида титана. Итоговый цвет зависит от исходного, приобретенного стеклом в варке. А интенсивность переливчатости достигается многократными подходами при обработке. Сказать об этом проще, чем сделать. Малейший температурный промах и химическая реакция пойдёт не так. Случалось, что покрытие осыпалось пылью прямо в производственном цеху. Но хоть стойкостью зеркальная радуга не отличается, временную её красоту тоже ценят в рукоделии.

Здесь же бисер золотят и серебрят, запекают уже окрашенный в специальных печах – запечённые покрытия, между прочим, отличаются изрядной стойкостью.

Контроль и фасовка

На этом же заводе ведётся окончательная сортировка всего чешского бисера. Проверяется всё: от наличия отверстия до точного соответствия окраски цветовой палитре. Бисер разбирается по артикулам, сортам и тот, что признан достойным покупателей фасуется в фирменные известные нам пакеты и нижется на непривычные для нашего глаза заводские нити. Да-да, в России массовая популярность чешского бисера лишь недавно стала набирать обороты. А вот Африканцы и Индусы почитателями его стали много раньше. И их глазу привычней видеть бисер, фасованный на длинных нитях.

Кому поставляет бисер Чехия?

Тут мы, конечно, как все нормальные бисероплёты вскинем руки вверх с возгласом: «На-а-а-ам!». Да, пожалуй, что нас, в смысле Россиян, чешские производители среди своих потенциальных покупателей уже тоже заприметили. Но совсем недавно. Ведь бум рукоделия встряхнул Россию, Украину и многие территории постсоветского пространства буквально в последнее десятилетие. И этот повышенный русскоязычный интерес к фирменной бисерной продукции для чешского производителя стал хоть приятным, но неожиданным сюрпризом. В условиях экономических сложностей, испытываемых заводом тогда, да и теперь в какой-то степени, наш пока ещё хоть и развивающийся, а всё же чётко намеченный рынок сбыта, конечно же не лишний. Но в число основных покупателей чешского бисерно-бусинного ассортимента мы пока явно не входим. А число это, простите за тавтологию, не только многочисленно, но и многонационально.

Одно из англоязычных новостных аналитических изданий приводит забавный случай. Однажды директор по маркетингу компании Preciosa Ornela увидел на глянцевой журнальной обложке (никакого отношения к бисеропроизводству на не имела), представителей полудикого племени Кайапо. Но поразил не сам ярко разукрашенный народец, затерявшийся где-то в диких верховьях Амазонки. В глаза европейцу бросилась не столько причудливая ритуальная окраска, сколько сияющие бисерные украшения, в которых он сходу опознал собственную продукцию.

Да, чешский бисер давно уже стал основным материалом для национальных промыслов всех континентов. И хоть в большинстве из привлекающих туристов магазинчиков, с поделками от американских и африканских племён, индийских ремесленников, сейчас запросто могут предложить побрякушки из дешёвого китайского бисера. В тех, что плетутся для собственных нужд, а не на продажу, туземцы издавна предпочитают бисер чешский и никакой иной.

Вообще же, если вести конкретный разговор по географии поставок чешского бисера, то своим рынком №1 производитель называет Индию. Там бисер служит основным оформлением национальной одежды. Назначение которой не только быть красивым телесным покровом. По такой одежде, с прилагающимся к ней в обязательном порядке браслетами-ожерельями, опытный взгляд безошибочно отличит замужнюю женщину от незамужней. Ну, а украшать себя, тамошние дамы любят сызмальства и вне зависимости от семейного положения.

В Африке бисер скупают кенийские племена Масаи, танзанские Самбуру, живущие южней Ндебеле и т.д. огромный бисерный рынок и в Северной Америке, где бисер используют так же и для собственных культовых нужд, и для изготовления колоритных национальных сувениров на продажу. А вот потребность в бисере высоко цивилизованных стран, сугубо любительская.

Помимо крупных рынков Индии, Африки, Америки существуют и мелкие. Чешский бисер только официально региональные дистрибьютеры поставляют в 70 стран Мира! В самом хвостике среди этих семидесяти числимся и мы. Мы бисером не живём, мы им развлекаемся. Отсюда относительно небольшой спрос и связанные с ним особенности поставок.

Особенности поставок чешского бисера в Россию

В отличие от бусинного, подробно рассмотренное выше бисерное производство может быть только массовым. Длинные безостановочные заводские циклы предполагают выпуск сразу большого объёма продукции. А начинают их не раньше, чем оформлены договоры с заказчиками на гарантированные поставки. Схема утром стулья, а каким-то неопределённым вечером деньги в дорогостоящем производстве, требующем минимум своевременной оплаты труда всех, кто в нём задействован и замены расходных частей оборудования, чревата банкротством. Столь горький опыт у чехов уже был. Именно по этой причине однажды встали враз и навсегда бисерные конвейеры некогда знаменитого Яблонекс.

Потому, теперь производственного склада, где хранился бы изготовленный впрок и в надежде, что его когда-то кто-то купит бисер, Preciosa Ornela попросту не имеет. Завод работает исключительно под заказ. Минимальные объёмы такого заказа начинаются от 30 килограммовых партий одного цвета и размера. Причем производственные планы составляются заблаговременно, на пару лет вперёд.

На складе же готовой продукции, помимо бисера ожидающего второго этапа обработки, оказываются неизбежные нестандартные партии второго сорта или те, что по какой-то причине стали отказными. Бывает же такое, когда заказали, а тут бац, кризис внёс свои коррективы и исполнение ранее взятых на себя обязательств стало, вдруг, невозможным.

Отсюда и множество ошибочных представлений, например, о якобы небогатой цветовой палитре чешского бисера. Она много богаче той, что в постоянно представлена в российских магазинах товара для рукоделия. И бисер 16 размера (даже он, кстати, у нас та ещё редкость!) среди чехов не самый мелкий: чешская линейка заканчивается, куда более мелкой двадцаткой и до такой мелюзги даже японцы пока не доросли. Но эта уникальная мелочь адресована промышляющим мелкобисерным шитьём африканцам. Они заказывают они и выкупают, практически подчистую. Наши же мелкие во всех смыслах потребности удовлетворяются по остаточному принципу.

Поправки на посредников и не только

На русскоязычных рукодельных форумах в сети можно встретить немало разочарований. Мол, стоило ли переплачивать за чешские бисеринки, если они под стать китайским кривы? А рядом фото кривобокой низки на игле крупным планом, в подтверждение справедливости возникших сомнений. Но там же, на форумах, всегда находятся и чехозащитники, кто приравнивать качество первого ко второму на отрез отказываются и тоже с фотографическим подтверждением.

Китайский бисер от отдельных более-менее легальных производителей год от года действительно хорошеет. Но до чеха, особенно высокосортного чеха, его недорогой конкурент всё ещё не дотягивает. Рукодельницы имевшие приличный опыт работы с обоими материалами в этом не сомневаются. А всё же покупательские сомнения и недоверия возникают не на пустом месте. Причина нередко кроется в недобросовестности российских продавцов. Но, справедливости ради, стоит заметить, что и те часто оказываются без вины виноватыми.

Как уже упоминалось, рынок России и стран СНГ чешские производители только недавно стали признавать достойным внимания. Но хоть внимание наш бум рукоделия на себя обратил, странами, стабильно закупающими бисер в крупных и постоянных объёмах, мы в одночасье не стали. Производство же Preciosa Ornela вынужденно держит ориентиры на заказчиков стабильных и крупных. При каждом осуществляемом исключительно под имеющийся заказ производственном цикле изготавливается примерно 300 килограммовая партия. Причём, речь можно вести лишь о 300 килограммах бисера одного цвета.

Покупательской способности, от которой напрямую зависит каждый российский магазин с ассортиментом чешского бисера, попросту не хватает для формирования и пополнения ассортимента напрямую с заводов производителя. Потому работать приходится через посредников. А дистрибьютор (тот самый посредник, способный встать в очередь заводских заказчиков и осуществить единовременно крупную закупку у завода производителя) в свою очередь зависит от продаж, сотрудничающих с ним магазинов. До того, как оформить договорённость на поставку хотя бы минимальной партии бисера с фабрики, ему нужно набрать заказы от мелких российских магазинов, готовых в дальнейшем эту партию гарантированно разобрать под реализацию. Получается замкнутый круг, в котором все зависят от всех, все стараются если уж не получить максимальную прибыль (а в идеале цель любого предпринимателя именно такова), то хотя бы не остаться внакладе. Потому каждый крутится, как может и, увы, не всегда выходит кристально честно. Отсюда и возникает чехарда со странными, порой, ценами на чешский бисер или неожиданным сюрпризом в его ожидаемом качестве.

Разбираемся в сортах чешского бисера

На самом деле, чехи слишком гордятся своими историческими традициями бисеропроизводства, чтобы злонамеренно вводить своих, пусть и не основных, покупателей в заблуждение. О том, что не весь производимый на заводах бисер одинаков Preciosa Ornela заявляет открыто. Производство, немало зависящее от ручного труда, предполагает допустимый процент брака, выраженного в форменных и цветовых отклонениях. Потому весь сошедший с заводских конвейеров бисер при окончательной сортировке делится на 1 сорт, 2 сорт и признанный полностью непригодным к продаже брак. Брак отправляется сразу же в переплавку, жесткая система контроля такова, что шансов оказаться на рынке у него нет. А вот с сортами, продаваемыми заводом по разной цене, возможна путаница уже за пределами завода. И причин для этого сразу несколько. Чтобы их понять, для начала нужно разобраться, чем же бисер 2 сорта, отличается от своего первосортного собрата.

Казалось бы, всё ясно, чем ниже сорт, тем хуже качество. Но с чешским бисером всё не так просто. Не соответствующим требованиям первого сорта во время заводской сортировки бисер признают по нескольким качественным признакам.

Первый из них те самые возмущающие рукодельниц погрешности формы. На заводе бисер калибруют путём многократного просеивания через сита с ячейками разного диаметра. Грубо говоря, первосортный идеально ровный бисер первым проскальзывает через все отверстия заградительных приспособлений, достигая финиша за контрольный промежуток времени без проблем. Всё, как в спорте, кто пробежал дистанцию первым – тот и чемпион. Чуточку кривоватый, но соответствующего заявленному размеру диаметра бисер, тоже способен достигнуть финиша. Он и достигает, но с превышением допустимого для чемпиона временного отрезка. Такие норовящие притормозить косоватым боком и неторопливо прикатившиеся к финишу бисеринки признают второсортными.

Неидеальная форма – это не единственная причина непопадания в сорт. Есть ещё и цвет. У каждой варки стекла, пусть даже все они осуществляются из точно отмеренного одинакового количества компонентов, свой индивидуальный цвет. Это неизбежно. Наибольшее соответствие заявленному в каталоге цвету приходится на серединную порцию стекла в варке, а начальная и конечная отличаются оттенками. Та же самая картина наблюдается и в процессе перехода с одного цвета на другой. А производственный цикл-то непрерывен. Его нельзя приостановить, чтобы вычерпать только нужную порцию стекломассы, не связываясь с остальной. Потому трубочки тянут из всего стекольного объёма. Часть из них, наиболее вопиющая, бракуется по цвету уже на этапе трубок. Остальные признаются относительно годными и идут в резку и дальнейшую обработку.

В итоге, помимо заявленных в официальном каталоге цветов, завод получает ещё и уникальные. По своей красоте, чистоте и насыщенности они нередко великолепны, бывают просто интересны, необычны. Производитель оставляет за собой право выставить такие случайно полученные уникумы на продажу. И хоть по всем остальным параметрам – это бисер высшего качества, маркировать его первым сортом производственные стандарты не позволяют, потому маркируют вторым.

Весь второсортный бисер, вне зависимости по какому признаку он был признан таковым, производитель сбывает по усреднённой много уступающей первому сорту цене. К тому же, второсортный бисер не идет на удовлетворение крупных плановых заказов, они предполагают первосортное чётко соответствующее стандарту качество. Сбыт нестандарта берут на себя всегда готовые попытать случайно подвернувшегося счастья посредники.

Отличить бисер 1 и 2 сорта легко по заводской упаковке. Второсортный фасуется только в 50-граммовые пакеты (самый ходовой развес), к тому же производитель во избежание путаницы наделил эти пакеты особым знаком отличия – обрамляющей фирменный логотип волной.

Нужно сделать собственное фото двух пакетов 1 и 2 сорта рядом и указать стрелочкой на волну

Однако далеко не все российские рукодельницы готовы выкупить враз такой, весьма увесистый для скромных личных нужд пакетик. Розничные покупатели приобретают бисер в основном меньшими развесами, уже не в заводской упаковке, а в маленьких грипперах. Удобные для небольших порций бисера пакетики с защелкой заполняются им уже при фасовке в магазинах, и о том, какой именно сорт туда был засыпан покупатель порой может только догадываться.

Большинство мелкооптовых продавцов стараются играть по честным правилам, то есть они не продают второсортный бисер по цене дорогостоящего второго. Встречаются и другие. Впрочем, памятуя о возможном второсортном великолепии, на повышение цены частенько есть все основания. Хорошо откалиброванный второсортный бисер, да к тому же редких нестандартных цветов даже по завышенной цене своего покупателя находит. Цену на него нередко поднимают уже посредники, поставляющие востребованный нестандарт в Российские магазины рукоделия.

Словом, с бисером второго сорта сюрпризы не исключены. Невозможно предугадать степень его бракованности. В границы нормы второго сорта она умещается гарантированно. Но в границах этой нормы можно приобрести хорошо откалиброванный бисер и изрядно кривой, цветом краше каталожных или наоборот с чуточку поблекшими красками. Правда цвет в отличие от калибровки видно невооруженным глазом. Как и второсортные цвета, за которые ценители даже переплатят с удовольствием при первой же возможности. Вот только не факт, что возможность случится: иные цвета мелькнув однажды не повторяются никогда.

В защиту же добросовестных продавцов чешского бисера второго сорта, (к коим мы относим и себя, ибо в нашем ассортименте бисер второго сорта тоже имеется) скажем ещё несколько слов. Партии второсортного бисера мы получаем на таких же, как и наши покупатели лотерейных условиях. Бывает повезёт, поставят второсортный тот что получше, а случается заполучить пакетик из «хвостов» производства с кривизною налицо. Бывает, что в одной и той же поставке присутствует тот и другой – дело случая. Однако овчинка выделки всё же стоит. Второсортный чех, как мы уже говорили, однозначно качественней не имеющего сортов китайского. К тому же для многих видов рукоделий (той же флористики) сортовая погрешность калибровки особого значения не имеет, а вот разница цены в сравнении с первосортным чехом, весьма существенна.

Трудности покупки чешского бисера

Какие тут могут быть трудности! Воскликнет дилетант, впервые открывший каталог нашего магазина товаров для рукоделия, или какого-то другого. На первый взгляд в любом, подобном нашему, каталоге бисера столько, что хватит засыпать им свою квартиру и парочку соседских. Но это на первый взгляд, и лишь на первый взгляд новичка.

Бывалые же рукодельницы знают, что найти торгующий чешским бисером российский магазинчик, с удобным тебе сервисом и приемлемой ценовой политикой – это лишь полдела. Купить бисер так называемый «базовый» (постоянно имеющиеся в продаже основные цвета, серединные размеры) – это всегда пожалуйста. Оттого и сложился всем известный русский миф о том, что палитра чешского бисера (самая богатая в мире: такого обилия представленных в фабричных каталогах цветов нет больше ни у кого), оказывается бедна и скучна. От того и полагают иногда, что размеров-то чешского бисера, меньше вездесущей десятки, вроде как и в природе не существует. От того и слышно, то там, то здесь, что японский бисер, хоть дороже, но куда разнообразней и мельче.

Японский бисер безусловно хорош. У него много достоинств и те, кто платят за него много дороже, чем за чешский знают, за что именно платят. Одно из оснований для таких переплат, как раз относительная лёгкость получения любого каталожного бисера с завода производителя с гарантированным попаданием в цвет и размер предыдущей закупки. С чехом же, который на самом деле непревзойдённо разнообразный и в цветах и по размерному ряду (Да-да! Самый мелкий чешский бисер – это 20/0 и он действительно существует) всё гораздо сложней. Не верите? Тогда попробуйте-ка, Вы, если Вы рядовой покупатель, без связей, знания паролей, явок и прочих вспомогательных рычагов, купить на пробу грамм тридцать чешской двадцатки. Хотя бы раз! А если выйдет ещё много-много-много раз, то клятвенно обещаем, мы пойдём к Вам учиться. Бисер у чехов хороший и разный есть, но не весь про нашу русскую честь. И даже не про честь наших специализированных магазинов. И вот почему.

Отчасти об этом мы рассказали выше. Здесь лишь напомним, что с тех пор, как разорился предыдущий производитель чешкого бисера, всем памятный Яблонекс. Выкупившая заводы предшественника компания Preciosa Ornela была вынуждена отказаться от работы на склад. Бисер производят под крупные заказы и только по предоплате. Такая политика в сложившейся экономической ситуации стала единственной возможностью сохранить историческое производство. Поддержал его и внезапно грянувший в России, Украине и по всему цивилизованному Миру бисерный бум. Но он же и обострил бисерный дефицит. Желающих прикупить на складе нужного сорта бисера с оказией, много больше, чем там бисера вообще.

На складах компании свободным для продажи без предварительной договорённости оказываются лишь побочный отпрыск производства – второсортный бисер, и редкие первосортные отказники. Имеется чуточка страховочных излишков, а это как раз базовые цвета и базовые размеры, на которые покупателя найти проще всего. Вот из этого и приходится выбирать всем работающим через посредника российским магазинам.

Вопрос-ответ

А теперь ответы на конкретные покупательские вопросы, полезные каждому нашему и не только нашему покупателю чешского бисера.

Какой чешский бисер всегда легко купить?

Если вы намерены поставить рукоделие на поток, то есть планируете изготавливать одни и те же изделия в заданном темпе, и у вас нет желания хронически мириться с сырьевыми перебоями ориентируйтесь на простые цвета без покрытий и ходовые размеры (не ниже 12/0). Помните! Бисер второго сорта купить всегда легче первосортного. Придётся смириться с неточностью палитры, синий купленный в прошлый раз может отличаться от синего, купленного сегодня. Но такой ли это существенный для вас недостаток? Если нет, то и проблемы нет.

Какой чешский бисер считается редким на российском рынке? И что важно знать при его покупке?

Сложные цвета, сложные покрытия с красивыми оптическими эффектами и мелкие размеры. Знаменитый чешский полосатый бисер достаточно распространён, и на складах производителя всегда имеется, но спрос на него ниже, чем на однотонный, потому магазины предпочитают с ним не связываться.

Матовый, глянцевый, радужный бисер достаточно частые наши гости, но даже их старайтесь по возможности закупать впрок. Они нам достаются по остаточному принципу, потому с ними бывают длительные перебои.

Если посчастливилось встретить редкое покрытие или мелкий размер (13/0 это уже везение, 16/0 – везение сказочное, если увидели в свободной продаже всё что мельче – вы уникальный везунчик). Есть смысл купить сразу очень много редкого товара, но на повтор везения в ближайшем будущем лучше не рассчитывайте. Зато изделия, изготовленные вами из такого бисера, автоматически переходят в разряд редких и ценных. Так что есть смысл использовать его не для поточного рукоделия, а для эксклюзива.

Имейте в виду, стоимость мелкого бисера всегда выше, аналогичного крупного. И ещё! Стандартные иглы, с которыми вы привыкли работать, для мелкого чешского бисера могут оказаться непригодными. Отверстия его тоже ничтожно малы. Придётся позаботиться и об уникально тонких иглах.

Где искать бисерные чешкие редкости, если не в России?

В магазинах стран, куда он поставляется под заказ крупными партиями. Так мелкие размеры чешского бисера нетрудно найти в американских магазинах рукоделия. И кстати, калибровка бисера, поставляемого туда много качественней. Там же запросто можно встретить бисер в диковинных для нас нитяных фасовках. Но в этом случае будьте готовы, что, с учётом стоимости доставки в Россию, ощутимо сэкономить на чешском бисере не удастся. Особенно если покупать мелкой розницей, а именно так и покупают наши рукодельницы в большинстве своём. Стоимость такого прибывшего окольными путями чеха может сравняться со стоимостью японского. Есть ли смысл? Иногда есть. Там как раз можно найти чеха во всей его красе, то есть в цветовом разнообразии, до которого японец пока не дорос и в размерной уникальности.

Оцените статью