Мценское кружево
Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
В конце ХIХ – начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго – почетного диплома. Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.
Серебряная медаль с Всемирной выставки в Париже в 1900 г.
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц, как и работы их преподавателей, можно увидеть в музее кружева.
При использовании материалов, не забывайте указывать источник: Мценское кружево. Шалыгина А. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие». Вып. 1, 2014, сс. 204-207.
фото: Моськин Р., Сенина М.
Материалы по теме «Мценское кружево»:
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- Афоризмы,мысли (715)
- Библиотеки (107)
- Бисер.Украшения. (83)
- Видео (43)
- Возраст не помеха (2)
- Вокруг света (232)
- Вокруг света — Абхазия (49)
- Вокруг света — Англия,Ирландия,Шотландия (186)
- Вокруг света — Германия (48)
- Вокруг света — Греция,Кипр (64)
- Вокруг света — Европа (168)
- Вокруг света — Египет,Израиль,Турция (158)
- Вокруг света — Индия,Китай,Япония,Тайланд (103)
- Вокруг света — Италия (263)
- Вокруг света — Прибалтика,Скандинавия (7)
- Вокруг света — Россия (598)
- Вокруг света — Россия.Москва и Подмосковье. (1709)
- Вокруг света — Россия.Питер и пригороды (545)
- Вокруг света — США,Канада.Американский континент (69)
- Вокруг света — Украина (108)
- Вокруг света — Франция (253)
- Выпечка — не сладкая (393)
- Выпечка — без выпечки (48)
- Выпечка — бисквит,пудинг (57)
- Выпечка — булочки,слойки,плюшки,вафли (194)
- Выпечка — в лаваше (123)
- Выпечка — кексы,маффины,капкейки (366)
- Выпечка — корзиночки,тарталетки (98)
- Выпечка — лепёшки,хачапури,чебуреки,беляши (169)
- Выпечка — манник (56)
- Выпечка — печенье,бублики,рогалики (379)
- Выпечка — пироги (127)
- Выпечка — пироги с абрикосами,персиками,бананами (61)
- Выпечка — пироги с ананасом,апельсином,лимоном (29)
- Выпечка — пироги с виноградом,сливой,смородиной (42)
- Выпечка — пироги с вишней,черешней. (119)
- Выпечка — пироги с клубникой (24)
- Выпечка — пироги с яблоками,грушами (405)
- Выпечка — пирожки (56)
- Выпечка — пирожное (50)
- Выпечка — пицца (128)
- Выпечка — пляцок. (6)
- Выпечка — пончики,хворост (137)
- Выпечка — профитроли,эклеры (41)
- Выпечка — рулеты сладкие (25)
- Выпечка — с творогом (51)
- Выпечка — с шоколадом,сгущёнкой,вареньем (76)
- Выпечка — тесто,глазурь,крем,секреты выпечки (172)
- Выпечка — торты (161)
- Выпечка — штрудель,медовик,наполеон (89)
- Вышивка (354)
- Вышивка — алфавит,часы (43)
- Вышивка — бискорню,маятники,игольницы (66)
- Вышивка — мережки,хардангер.барджелло (86)
- Вязание для не модельных (35)
- Вязание и ткань (56)
- Вязание крючком — филейное — занавески,подушки,по (24)
- Вязание крючком — филейное — кайма (63)
- Вязание крючком — филейное вязание (144)
- Вязание крючком — абажуры,чехлы (17)
- Вязание крючком — ананасы (38)
- Вязание крючком — ангелы,бабочки,сердечки (92)
- Вязание крючком — безотрывное вязание (33)
- Вязание крючком — болеро,топы,блузы,жилеты (272)
- Вязание крючком — броши,бусы,украшения (52)
- Вязание крючком — брюгское кружево (80)
- Вязание крючком — веера,зонтики,пакетницы,чехлы дл (97)
- Вязание крючком — вытачки,воротники,карманы,кокетк (51)
- Вязание крючком — жакеты,кардиганы,пальто (117)
- Вязание крючком — игольницы,корзиночки,шкатулочки (61)
- Вязание крючком — игрушки,шарики,снежинки,яйца (86)
- Вязание крючком — кайма,кружево,углы (199)
- Вязание крючком — косметички,органайзеры,сумочки (55)
- Вязание крючком — костюмы, платья,сарафаны (99)
- Вязание крючком — ленточное кружево (22)
- Вязание крючком — мотивы,узоры (532)
- Вязание крючком — накидки,пончо,шали (83)
- Вязание крючком — покрывало,подушки,коврики,сидушк (76)
- Вязание крючком — прихватки,подстаканники,цветы (133)
- Вязание крючком — пуловеры,туники (279)
- Вязание крючком — салфетки,скатерти (179)
- Вязание крючком — сарафаны,платья,костюмы (104)
- Вязание крючком — секреты вязания,соединение,схемы (188)
- Вязание крючком — тунисское вязание (43)
- Вязание крючком — филейное — салфетки,скатерти (62)
- Вязание крючком — филейное — топы,туники,костюмы,с (76)
- Вязание крючком — шляпы,шапки,шарфы,митенки,варежк (127)
- Вязание крючком — юбки (93)
- Вязание спицами — болеро,пуловеры,топы,туники (63)
- Вязание спицами — жакеты,кардиганы,пальто (81)
- Вязание спицами — платья,сарафаны,юбки (14)
- Вязание спицами — пончо,палантины,накидки,шарфы,ша (59)
- Вязание спицами-узоры,секреты вязания (344)
- Декор предметов,подарков (82)
- Декупаж (67)
- Дети.Вязание — варежки,шапки,шарфы (26)
- Дети.Вязание — комплекты (11)
- Дети.Вязание — кофточки,юбочки (19)
- Дети.Вязание — пинетки (21)
- Дети.Вязание — платья,сарафаны (74)
- Дети.Вязание — пледы,конверты (31)
- Дети.Вязание. (18)
- Дети.Питание. (48)
- Дети.Развитие. (86)
- Для дневника,для компа (164)
- Женщины в истории (412)
- ЖЗЛ (93)
- Журнал — Burda,Вязание крючком (185)
- Журнал — Дуплет (108)
- Журнал — Сабрина,Сандра,Диана (96)
- Журнал — Салфетки,Ondori,Crochet (60)
- Журнал — Формула рукоделия,Валя-Валентина (30)
- Журнал — Чудесный крючок (89)
- Журнал-вышиваю крестиком (36)
- Журнал-Золушка,Лена (11)
- Журналы и книги (87)
- Журналы и книги по кулинарии.Школа гастронома. (299)
- Здоровье — гимнастика для суставов (169)
- Здоровье — гимнастика для фигуры (90)
- Здоровье — рецепты (80)
- Здоровье.Питание (21)
- Здоровье.Травы (3)
- Здоровье.Уход за собой.Волосы. (60)
- Игрушки (109)
- Игрушки — зайцы (67)
- Игрушки — кошки и собаки (55)
- Игрушки — куклы,тильды (102)
- Игрушки — мишки и мышки (67)
- Игрушки — секреты производства (26)
- Игрушки — символ года (39)
- Игры,флешки (64)
- Интерьер.Ремонт.Дизайн (153)
- Искусство.Антиквариат (63)
- Искусство.Балет и опера. (219)
- Искусство.Есенин Сергей,Дункан Айседора. (82)
- Искусство.Живопись.Скульптура (254)
- Искусство.Литература.Биографии. (189)
- Искусство.Мода. (158)
- Искусство.Музыка (376)
- Искусство.Музыка. Михайлов.Домогаров.Пелагея. (68)
- Искусство.Музыка.Гитара.Джаз.Саксофон. (145)
- Искусство.Музыка.Елена Ваенга (41)
- Искусство.Музыка.Романс.Блюз.Танго. (536)
- Искусство.Мультики. (3)
- Искусство.Поэзия (621)
- Искусство.Пушкин А.С. (255)
- Искусство.Ремёсла и народные промыслы. (120)
- Искусство.Стекло,фарфор (124)
- Искусство.Театр и кино (196)
- Искусство.Чтобы помнили (430)
- Искусство.Ювелирное — Фаберже (134)
- Искусство.Ювелирное,камни,минералы (341)
- История (25)
- История вещей,названий,выражений (320)
- История России (1044)
- История России — династии (204)
- История России — Декабристы и их жёны (241)
- История России — Романовы (426)
- История России до Романовых (306)
- История России.Славой предков горжусь (371)
- Календарь (426)
- Коробочки и шкатулочки (72)
- декорированые (23)
- шитые (17)
- Кулинария. Вареники,пельмени,манты. (80)
- Кулинария. Народов мира (1)
- Кулинария.Блины.Оладьи.Панкейки. (246)
- Кулинария.Блюда в горшочках. (121)
- Кулинария.Грибы. (99)
- Кулинария.Десерты (454)
- Кулинария.Десерты — мороженое,сорбет,гранита (341)
- Кулинария.Десерты — тирамису и панна котта (98)
- Кулинария.Детям. (3)
- Кулинария.Дж Оливер,Гор Рамзи (56)
- Кулинария.Заготовки (266)
- Кулинария.Закуски — канапе,бутерброды (253)
- Кулинария.Капуста. (117)
- Кулинария.Картофель (714)
- Кулинария.Кофе и чай. (247)
- Кулинария.Курица.Индейка.Гусь. (874)
- Кулинария.Масло,молочные продукты,яйца (237)
- Кулинария.Мясо,котлеты,тефтели. (345)
- Кулинария.Напитки (211)
- Кулинария.Овощи. (620)
- Кулинария.Паста. (196)
- Кулинария.Первые блюда — супы-пюре (113)
- Кулинария.Первые блюда холодные (41)
- Кулинария.Первые блюда. (320)
- Кулинария.Пикник.Барбекю.Шашлык. (64)
- Кулинария.Пряности и травы,специи (182)
- Кулинария.Рис.Крупы. (79)
- Кулинария.Рыба и морепродукты. (395)
- Кулинария.Салаты (1147)
- Кулинария.Секреты,замена продуктов (146)
- Кулинария.Смузи (397)
- Кулинария.Соусы,заправки,кляр,уксус. (749)
- Кулинария.Сталик Ханкишиев. (43)
- Кулинария.Сыр и вино. (102)
- Кулинария.Фрукты.Ягоды. (129)
- Кулинарный словарь (28)
- Легенды и мифы.Библия.Древние Греция и Рим (321)
- Магия.Приметы (248)
- Монастыри,соборы,церкви мира (67)
- Монастыри,соборы,церкви Москвы и Подмосковья (212)
- Монастыри,соборы,церкви России (132)
- О кошках (107)
- Огород на балконе.Цветы (94)
- Пасха (99)
- куличи,пасха,яйца (53)
- Рукоделие,украшения (46)
- Православие (299)
- иконы (82)
- молитвы (21)
- праздники (34)
- святые,святители,мученики (76)
- Православие — посты,постная кухня (51)
- второе (3)
- выпечка (14)
- салаты (6)
- супы (5)
- Приборы.Аэрогриль (41)
- Приборы.Блендер. (21)
- Приборы.Микроволновка.Мультиварка (465)
- Приборы.Пароварка (27)
- Приборы.Хлебопечка.Хлеб (160)
- Пригодится (54)
- Притчи (145)
- Секреты (13)
- Секреты — ношения платков,хранения (110)
- Секреты — уборка,стирка,пятна (166)
- Секреты сервировки и этикета. (107)
- Учим математику (35)
- Учим язык английский (390)
- Учим язык итальянский (18)
- Учим язык русский (172)
- Фоны и схемы (23)
- Фото (82)
- Фото — архитектура (31)
- Фото — еда,продукты (33)
- Фото — заброшенные города (12)
- Фото — зверьё моё (500)
- Фото — пейзажи (41)
- Фото -цветы (92)
- Фотошоп (27)
- Хочу (25)
- Шитьё (207)
- сарафаны,туники,платья,юбки (49)
- чехлы,для хранения (36)
- швы,секреты,пуговицы (70)
- шторы (17)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Мценские кружевные истории
Понедельник, 05 Августа 2019 г. 22:48 + в цитатник
Мценские кружевные истории
. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России.
Работает музей кружева. Открыто ателье «Мценские узоры».
В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева.
Итак, родилась Анна в 1851 году в семье действительного статского советника Дмитрия Николаевича Замятнина, который во времена императора Александра II был членом Государственного совета, министром юстиции Российской империи и генерал-прокурором.
. Так вот, по версии канадской исследовательницы Алены Ли, настоящим отцом младенца Анны был вовсе не Дмитрий Замятнин, а наследник престола, будущий император Александр II, у которого случился страстный роман с женой Замятнина, Екатериной Сергеевной. В последующие годы мужу своей избранницы император благоволил и «продвигал его по служебной лестнице».
В 1875 году Замятнина выходит замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева. О нем в последней трети XIX века в Российской империи шла молва как об очень удачливом и талантливом предпринимателе, получившем даже прозвище «Русский американец». Кроме того, он был одним из самых щедрых покровителей и благотворителей, тративших огромные деньги на культуру и образование.
Православный род князей Тенишевых, происходивших от татарского мурзы Тениша Кугушева, занимал видное место среди российской аристократии.
Но Вячеслав Тенишев, продолжатель рода, после ранней смерти отца свою трудовую деятельность начинал на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах простым техником. Однако очень быстро, пользуясь глубокими техническими знаниями и хорошо чувствуя экономическую конъюнктуру, стал успешным предпринимателем.
В 26 лет он основал свой первый завод на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавший лесопильные рамы на паровой тяге и серию машин для производства конструкций железных мостов. В июле 1873 года Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».
Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. С течением времени завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий России и давал своему основателю солидную ежегодную прибыль. Это позволило князю Тенишеву уйти от непосредственного управления заводом и заняться любимым делом – социологией.
портрет княгини в школе кружевниц
В 1875 году Тенишев женился. Но, как поняла позже Анна Дмитриевна, любившая мужа всем сердцем, сделал это супруг для улучшения своего «реноме» на ниве предпринимательской жизни, но не по любви. Поселились молодожены в Бежице, где в 1878 году родился у них сын Вячеслав и где Анна Дмитриевна начала свою благотворительную деятельность.
В годы Русско-турецкой войны она возглавляла лазарет при рельсопрокатном заводе. Среди раненых Анна Дмитриевна пользовалась большой любовью. Стараниями княгини в 1879 году в поселке появился молитвенный дом. Чуть позже была восстановлена церковь Петра и Павла, и по ее инициативе и деятельном содействии построен храм Преображения Господня.
В 1880 году появились в Бежице благодаря Тенишевой и на ее средства первый детский сад и школа, самая многочисленная в Брянском уезде (114 мальчиков, 75 девочек).Анна Тенишева предоставила мужу 200 000 рублей, полученных от продажи имения, которые он вложил в акции железоделательного, рельсопрокатного и механического завода.
Князь Вячеслав Николаевич Тенишев
Окончание рассказа о бежицком периоде жизни звучит у Тенишевой печально. Она узнала о любовных связях мужа «на стороне». Произошли разрыв и развод. Уехав из Бежицы, Анна Дмитриевна жила с сыном Вячеславом то в селе Белоголовль под Брянском, то в Брянске, но основную часть времени мать с сыном проводили в новом имении – Александровке (рядом с д. Старенково) Мценского уезда Орловской губернии.
Здесь княгиня всей душой отдалась любимому делу: открыла вышивальные и кружевные мастерские, а 4 сентября 1899 года в городе Мценске – школу кружевниц для девочек 8–12 лет, где они также обучались грамоте и основам рисунка. Затем при образовательном заведении был создан интернат для самых способных жительниц окрестных сел, живших на полном пансионе.
Школа вошла в пятерку лучших подобного типа в России. С кружевными произведениями своих учениц княгиня приняла участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже, оргкомитет которой удостоил мценское кружево серебряной медали.
Кроме кружев, большое внимание в своем имении княгиня уделяла народному здравоохранению. На ее деньги здесь была построена больница, переданная местному земству. Перед фасадом основного здания была посажена тогда красивая липовая аллея, сохранившаяся до настоящего времени (в отличие от самих больничных зданий).
Анна Дмитриевна оснастила больницу необходимым оборудованием и заботилась о том, чтобы обеспечивался еженедельный прием больных с бесплатным отпуском лекарств. Роженицам она всегда посылала пеленки, распашонки, полотенца, платочки, сладости. Ежегодно княгиня вносила на содержание больницы по 600 рублей, а в случае своей смерти обязалась обеспечить это учреждение внесением в банк 15 000 рублей.
Благотворительными деяниями, внимательным отношением к простому человеку Тенишева заслужила уважение и оставила добрые воспоминания у крестьян близлежащих деревень
Но уже к концу зимы 1918 года Анна Дмитриевна со своей родственницей Еленой, не дожидаясь неприятностей от советской власти, решились на эмиграцию. При отъезде во Францию княгиня Тенишева подарила Преображенским несколько принадлежащих ей вещей: столовый сервиз, трюмо высотой больше высоты их комнат, комплект столового белья, скатерть, дорожку, салфетки и любимую собаку – сенбернара по кличке Рой.
После расставания с мужем увлеклась философией. Вела переписку с Ф. Ницше, который послал ей свою книгу. Небольшой фрагмент княгиня опубликовала в журнале. Её девизом, начертанном на гербе, была фраза Acta sine verbis («Делами без слов»).
Княгиня Тенишева умерла во Франции в 1934 году. Сын Вячеслав пережил мать на 25 лет, и нашел свой покой там же.
Больница княгини и при советской власти долго служила делу сохранения здоровья жителей Мценского района, пока ее не перевели в Тельчье. После этого деревня Старенково стала быстро умирать, и в настоящее время здесь жителей нет. Остались только те самые замечательные живописные приокские места да остатки липовой больничной аллеи.
Мценск оказался уютным, красивым и гостеприимным городом. Везде нас встречали с «хлебом-солью», добродушно, по-семейному. Такое ощущение, что чем меньше город, тем добрее в нем живут люди.
Мы начали с посещения Музея кружева и по совместительству школы кружевниц.
В музее выставлены редкие образцы кружева XVIII-XIX веков, собранные по крупицам. Нередко местные жители дополняют коллекцию находками из домашних закромов.
Подушка-валик, коклюшки, булавки.
Если закрыть глаза, стук кружевных коклюшек напоминает журчание ручья. На каждую коклюшку наматывается ниточка. Ниточка бежит, перевивается и образует узор. И каждая играет свою, особую роль в создании рисунка. Для обычного кружева нужно около 20 коклюшек — тогда получится штучное кружево — небольшая салфетка, воротник. Настоящее мценское — гораздо сложнее: для него нужно в десять раз больше нитей.
На музей и школу — всего два человека: Анна Шалыгина и Ольга Архипова. Они и педагоги, и экскурсоводы, и хранители.
Преподаватели и ученицы школы с радостью проводят экскурсии для школьников и туристов.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома.
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».
Порадовала увлеченность девочек, с которой они делились своими успехами в кружевоплетении.
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках
Мценск — оказывается старше Орла почти в два раза.
Мценск — симпатичный город с развитой инфраструктурой, неплохими дорогами и огромным количеством красивых и интересных мест.
вернемся к нашему кружеву
Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, то из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге) приглашалась мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий — для постельного белья.
Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью. В восемнадцатом веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей. По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.
Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное, с узором из городчатых ромбов.
Здесь была большая связь с язычеством. Хоть считается, что во Мценске кружево плели с восемнадцатого века , но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад».
Вот и получается, что минимум с семнадцатого века уже плели кружева в этих местах. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков.
Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки для своего обихода. В конце девятнадцатого столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.
В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».
Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу девятнадцатого века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали. С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».
Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким. Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали.
Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже. Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.
«Кружевоплетение — искусство тонкое, от дурных мыслей отвлекает», — так в старину поговаривали мценские кружевницы
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске этот прием используется очень часто, потому узор получается более воздушным.
Как настоящее искусство никогда не умирает, так и мценское кружево возрождается в наши дни. Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения. Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры». В нем работают пять кружевниц. Кружево уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.