Материалы и инструменты для горячего батика
На моем сайте вы могли видеть много работ, выполненных в технике холодного батика, однако это не значит, что эта техника более интересная, чем роспись с помощью воска или иными словами горячий батик. Так в этой технике роль резервирующего состава выполняет воск, а в остальном роспись точно также осуществляется красками, которые наносятся на свободную от воска поверхность ткани.
Поэтому я хочу начать комплекс статей, посвященных горячему батику. В них вы познакомитесь с материалами, необходимыми для работы, подготовкой воска, особенностями работы и эффектами на ткани.
И первую статью я хочу посвятить материалам, которые потребуются для работы.
Яванские женщины и до сих пор рисуют батик «на коленке». Роспись резервирующих линий осуществляется с помощью специального инструмента чантинга, который имеет медный носик и резервуар для горячего воска. Требуется немалая сноровка в выполнении, чтобы не допустить пролития воска на ткань. Такой батик носит название тулис-батик.
Ткани для горячего батика
Подойдут любые ткани из натуральных волокон, но особенно хороши натуральный шелк, хлопок и лен. Чем плотнее ткань, тем насыщеннее рисунок. Натуральный шелк подойдет для создания аксессуаров – платков, шарфов, палантинов. Плотные ткани типа хлопка для декорирования интерьера подушками, скатерти, росписи картин, а также предметов одежды.
Синтетические ткани плохо окрашиваются и сильно линяют. Но для начала и пробы можно использовать вискозу или ткань кашибо (искусственный шелк).
Рамки для батика
Подрамником для батика может быть обычная деревянная рамка для картин, если вы всерьез и надолго полюбили заниматься росписью, то лучше всего купить в художественном салоне раздвижные рамы для батика, они позволяют настраивать рамку под определенный размер. Обычная рамка лишена таких преимуществ и вместо одной, вам придется каждый раз заказывать новую раму под каждый размер.
Воск для батика
Я на работе использую смесь пчелиного натурального воска и парафина в пропорции 1:3. Если использоваться исключительно воск, то это и дорого и воск слишком пластичный, трудно добиться эффекта кракле (трещин) на ткани. Если же использовать только парафин, то это приведет к излишнему растрескиванию, что также плохо скажется на качестве работы. Оптимальным соотношением является смесь воска с парафином.
Емкость для плавления воска
Воск растапливается на водяной бане, соответственно для работы потребуется электрическая плитка, старая кастрюлька и металлическая емкость с воском. В идеале использовать термостатный тигль для воска, однако можно пользоваться и водяной баней, при этом придется контролировать нагрев, периодически понижая температуру на плитке и вовремя доливать воду.
Кисти для воска
Кисти для воска должны быть жесткими, поэтому для работы лучше всего подойдут щетинные кисти. Работать можно кистями разнообразной формы, получая тем самым всевозможные художественные эффекты – тонкие и толстые линии, набрызг, точки, фактуры.
Чантинг
Чантинг – специальный инструмент для получения тонких линий, представляет собой металлический резервуар с носиком, закрепленный на деревянной ручке. Чем меньше диаметр отверстия носика чантинга, тем тоньше линия. Также существует аналог чантинга – электрический штифт-батик, который можно приобрести в Центре Батика Сергея Давыдова. Воск помещается в стержень, который подключен к термостату и поддерживает заданную температуру воска, что очень удобно.
Штампы
Штампы используют для получения одинаковых многократно повторяющихся деталей, образующих раппорт. Можно использовать покупные штампы, а также любой подручный материал. Например, узор можно вырезать из сырого картофеля или из обычного ластика. Штамп погружается в горячий воск, а затем отпечатывается на ткани.
Краски
Краски активные (закрепляются путем запаривания) или акриловые для батика (закрепляются путем проглаживания утюгом). Активные красители предварительно необходимо готовить, этому процессу будет посвящения отдельная статья с экспериментальными примерами.
Другие материалы:
— старый утюг для удаления воска с работы по завершении росписи
— фен с холодным воздухом для просушки слоев росписи, горячий воздух использовать нельзя, так как воск может растопиться прямо на ткани, что испортит изделие;
— кисти беличьи и синтетические для нанесения краски;
— кипа газет для снятия воска с работы;
— баночка для воды, палитры-тарелки для замешивания колера, тряпки для снятия излишков краски с кисти.
На сайте вы можете ознакомиться с применения батика на бумаге в статье Батик на бумаге
Горячий батик: история, выбор материалов и техника выполнения
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Для того чтобы превратить старую вещь в новую, или своими руками создать эффектный подарок, достаточно уметь пользоваться техникой горячего батика. Работа с воском позволяет без особых затруднений покрывать однотонные поверхности необычными рисунками и узорами.
Что это такое?
Горячий батик – это техника росписи ткани, активно используемая уже на протяжении долгого времени. Суть ее заключается в том, что узор формируется путем расплавленного воска или аналогичного материала. После окрашивания ткани и устранения воска на поверхности остается рисунок, белый или разноцветный.
Горячий и холодный батик в принципе похожи, но существуют небольшие различия в технике выполнения.
Горячая роспись применяется для оформления контура, а также защиты некоторых фрагментов от растекающейся краски.
История возникновения
Расписывают ткань люди уже долгие годы, но первыми, по мнению археологов, это стали делать индонезийцы с острова Ява еще в XIII столетии. Местные жители настолько хорошо освоили технику, что она стала известна по всему миру. Каждый род на протяжении столетий обзаводился собственными особенностями росписи. Сам термин используется с XVIII века, а страной его возникновения называют Нидерланды. Горячий батик появился задолго до холодного батика, так как последний возник лишь в начале XX века.
Инструменты и материалы
Обработка ткани невозможна без специальных инструментов. В первую очередь речь идет о кружке из металла, обладающей двойным дном, позволяющим разместить внутри электрическую лампочку. В данной емкости будет разогреваться воск или другой резервирующий состав.
Для нанесения его непосредственно на ткань потребуются разные приспособления: ножи, воронки, каталки, зафиксированные на деревянных ручках.
Резервирующие составы готовятся по нескольким рецептам.
К примеру, это может быть смесь 660 граммов парафина и 340 граммов вазелина технического. Подойдет также и комбинация 500 граммов парафина, 250 граммов технического вазелина и такого же количества пчелиного воска. Наконец, не менее эффективным считаются 790 граммов парафина, смешанные с 210 граммами петролатума.
Краски лучше брать специальные, предназначенные для создания батика. Выбирая материал, важно следить, закрепляется ли он при помощи пара с утюгом или простой водой. Кисточки лучше подготовить разноразмерные. Рамка подойдет как выполненная самостоятельно, так и обычная покупная.
Чтобы защитить ее от брызг краски, можно воспользоваться бумажным скотчем. Для фиксации на рамке полотна пригодятся скобы со степлером, кнопки или булавки.
Горячий батик может быть как однослойным, так и многослойным. В первом случае, как можно догадаться по названию, воск наносится в один слой. Довольно часто такая техника сопровождается вливанием иной краски в элементы, ограниченные резервом. Заливка проводится еще до того, как вся плоскость была перекрыта фоновой краской, а получившиеся части резерва так же защищаются резервным составом.
Два слоя и более уже подразумевают многослойную технику. Работа происходит одинаково за исключением финальной части. Иными словами, на каждом этапе осуществляется простой батик, после чего создается перекрытие. Повторять процедуры рекомендовано не более четырех раз.
К разновидностям данной техники относят и обратный батик. В принципе он создается так же, как и традиционный, но цвета используются в обратном порядке – от темного к светлому. Работа начинается с тех мест, которые должны быть окрашены в холодный оттенок, а затем осуществляется процедура отбеливания.
Краситель рекомендовано содержать тот, что не содержит хлор в составе, а в качестве полотна выбирать хлопок.
Отдельно можно выделить роспись от пятна, что считается наиболее сложной разновидностью горячего батика. Техника применяется таким же образом, как и при многослойном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий, используются пятна разных оттенков. В каждом пятне осуществляется прорисовка части орнамента резервирующим составом, после чего происходит перекрывание другим цветом. Процедура повторяется только 3 раза, а на финальной стадии задействуется темный оттенок.
Техника выполнения
Роспись по ткани, как правило, проводится в несколько этапов, причем значительная часть из них является подготовительной. Первым делом происходит разработка эскизов. Многочисленные работы представлены в интернете, поэтому с выбором рисунков обычно не возникает никаких проблем. Некоторые простые узоры эскиза не требуют, вообще, к примеру, если речь идет о «горохе» или простых геометрических фигурах. В это же время продумывается и цветовая гамма.
Так как однослойный горячий батик подразумевает плавное «перетекание» цветов, необходимо подбирать их так, чтобы они гармонично сочетались.
Для начинающих мастериц лучше выбрать один ключевой цвет и работать с его оттенками как светлыми, так и темными.
При создании многослойного батика цвета подбираются таким образом, чтобы их наложение один на другой не выглядело некрасиво. В идеале перед началом работы выбранные цвета тестируются на отдельном тканевом фрагменте.
Само полотно перед покраской проходит процедуру обезжиривания. Достаточно будет просто постирать ткань, что также предотвратит возможную усадку. Есть еще более сложный способ, подразумевающий вымачивание полотна в содовом растворе. Применяется именно сода, так как она способна вымыть все химические растворы, которые производитель мог добавить на этапе производства. Раствор готовится из обычной соды и чистой воды, а ткань в нем отмачивается около 30 минут.
Готовый материал закрепляется на подрамнике, а иногда и смачивается. Стол, на котором будет происходить окрашивание, лучше дополнительно защитить, например, затянув прозрачной пленкой. Рамка устанавливается горизонтально, причем необходимость применения козел определяется в зависимости от ее размера.
На ткани прорисовывается эскиз при помощи специального устраняемого карандаша или маркера. Важно делать это аккуратно, чтобы не продавливать поверхность. В том случае, когда планируется работа в теплых и светлых оттенках, ни в коем случае не следует использовать ручку для прорисовки.
Если эскиз требуется приблизительным, то его разрешается разместить под тканью, а воск располагать, основываясь на виднеющихся контурах. То же относится и к полупрозрачному полотну, под которым эскиз будет легко просвечивать.
Суть использования резервирующего вещества заключается в том, что оно защищает естественный оттенок полотна от попадания краски. Сначала используются светлые цвета, а затем уже боле темные. Воск фиксирует цвет на окрашенных участках, а последующий распределяется уже по свободным местам.
Воск можно наносить разными инструментами в зависимости от формирующегося узора. Сухая ткань обрабатывается кистью, валиком из поролона или штампом.
В принципе разрешается использование штифта – специального инструмента, работающего от электричества и сохраняющего неизменную температуру.
Профессионалы же просто выливают воск на ткань из удобной емкости, формируя линии, пятна, капли и иные абстрактные узоры. Перед работой воск прогревается на водяной бане или электрической плите, так как он далее должен полностью пропитать тканевый кусок.
Качества прогрева можно определить по внешнему виду воска. Если материал хорошо прогрет, то воск пройдет насквозь, а полотно немного потемнеет, оставаясь прозрачным, если посмотреть на просвет. Когда воск остается белым на поверхности, значит, он недостаточно разогрет. Непосредственное окрашивание осуществляется с использованием кисти из поролона, обычной кисти или ватки. Работа обязательно качественно просушивается.
Некоторые специалисты предпочитают на последнем этапе использовать эффект кракле, который создается при помощи наиболее темного оттенка. В этом случае все полотно покрывается воском, а затем деформируется созданием заломов. Получившиеся трещины окрашиваются смесью мыльного раствора и красителя. В результате на работе образуются эффектные трещинки «под старину».
Удалить резерв особых сложностей не представляет. Хорошенько просушенное произведение снимается с подрамника, после чего полотно активно разминается. В результате воск разламывается и в виде крошек спадает с рисунка. Чтобы убрать остатки резервирующего вещества, потребуются бумага и утюг. Выстелив ткань, к примеру, обычными газетами и бумажными полотенцами, ее необходимо прогладить горячим утюгом. Процедуру придется повторять какое-то время, заменяя бумагу, пока весь воск не выйдет.
В том случае, если работа происходила с использованием парозакрепляемых красящих веществ, то их дополнительно потребуется зафиксировать отпаривателем.
Подробнее о технике горячего батика вы узнаете, посмотрев следующее видео.