- Начинающим о вышивке крестом: материалы и инструменты
- Канва для вышивки крестом
- Нитки мулине
- Иглы для вышивания
- Ножницы
- Ножницы-цапельки
- Портновские ножницы
- Аксессуары для ножницы
- Пяльца для вышивания
- Маркеры для разметки
- Исчезающий маркер
- Смываемый маркер
- Несмываемый маркер
- Схема вышивки крестом
- Лампа
- Напёрсток
- Органайзер для вышивки
- Вышивка крестиком. На чём вышиваем, чем вышиваем?
- Как выбрать материал для вышивки крестиком
- Канва
- Основные каунты канвы Aida:
- Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме
- Варианты работы на пяльцах:
- Полотно
- Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:
Начинающим о вышивке крестом: материалы и инструменты
Вышивка крестом для начинающих рукодельниц может показаться сложной, но стоит только чуть-чуть разобраться и вот уже хочется поскорее сделать заветные крестики! Вышивка крестом хороша тем, что не требует приобретения большого количества сложных инструментов или труднодоступных материалов.
Арсенал начинающей вышивальщицы состоит из канвы, ниток, иголок, ножниц, пялец, маркеров для разметки и, конечно, схемы вышивки. Мы с удовольствием расскажем вам обо всём подробнее!
Канва для вышивки крестом
Самая популярная канва для вышивания — это канва «Аида», она подходит для многих видов вышивки. Канва «Аида» — это ткань с идущими блоками «дырочками». Блоки образуются путём переплетения нескольких нитей. Такая ткань специально создана для лёгкого счёта крестиков и для упрощения процесса вышивки.
Вышивка крестом на канве Аида 14
Канве присваивается номер в зависимости от того, сколько крестиков приходится на дюйм вышивки. Самая популярная канва — с номером 14, она так и называется — Аида 14. Запомните это название, чтобы без труда объяснить продавцу в магазине, какую именно канву вы хотите приобрести.
Помимо канвы Аида, существует ещё канва с равномерным переплетением. Она подходит для счетной вышивки, к которой относится и вышивка крестом. Кстати говоря, опытные вышивальщицы предпочитают вышивать именно на равномерке (именно так в словаре вышивальщицы называют канву равномерного переплетения). Полотно, которым, по сути, является такая канва, может служить фоном для вышитого узора. При работе с такой канвой важно принимать во внимание плотность ткани, то есть, сколько нитей или ячеек приходится на 2,5 сантиметра. Чем больше нитей, тем меньше будет крестик.
Вышивка крестом на канве равномерного плетения
Популярна среди мастериц и ткань для вышивки с уже нанесенным на неё рисунком. Процесс вышивки по нанесенному на ткань узору становится проще и быстрее. Вышивать по ткани с рисунком может любой человек, даже тот, кто никогда не брал в руки иголку. Широкий выбор тканей с нанесенными рисунками позволяет подобрать подходящий сюжет и вышить его крестом или бисером.
Канва с нанесенным рисунком
Нитки мулине
Традиционно для вышивки крестом используют нитки мулине. Магазины предлагают широкий выбор ниток мулине таких известных производителей как Гамма, DMC, Anchor, Madeira, ПНК имени Кирова и других.
Хлопчатобумажные нитки мулине DMC
Чаще всего для вышивки крестом используют тонкие хлопчатобумажные нитки, собранные по шесть штук в пасму. Эти нити очень легко разделяются. Для того, чтобы вышивка стала праздничной, можно разбавить обычные нитки шёлковыми или металлизированными.
Металлизированные нитки мулине DMC
Используют для вышивки и тонкие шерстяные нитки в два сложения. Ими можно вышивать и по равномерке, и по Аиде.
Иногда используют и крученные нитки — жемчужный хлопок, ирис.
Иглы для вышивания
Иглы для вышивания бывают разными, и мастерица выбирает иглы, подходящие именно для её вида вышивки, а точнее канвы. В любом случае ушко иглы должно быть такого размера, чтобы нить легко в него проходила, не мохрилась и не рвалась.
Размер иглы от 1 до 10 говорит о том, что такая игла подходит для вышивания шерстяными нитками. Это остроконечные иглы средней длины с большими ушками.
Для более толстых нитей лучше взять иглы размеров от 13 до 26. Эти остроконечные иглы более длинные и толстые.
Так называемые ковровые иглы имеют тупые кончики и подходят для вышивания по канве или ткани с равномерным плетением. Благодаря округлому кончику они не могут расщепить нить канвы или ткани для вышивки.
Иглы для вышивки крестом разных фирм-производителей
Любой рукодельнице не лишним будет приобрести небольшие круглые магниты (на них можно оставлять иголки и не бояться, что они потеряются) или сшить игольницу своими руками.
Ножницы
Ножницы-цапельки
Вышивальщице обязательно нужны ножницы, причем не одни. Ножницы должны быть маленькие и с острыми кончиками — ими отрезают мулине. Самые удобные ножницы для этих целей выпускают под названием storkscissors (слово stork переводится как «аист», а scissors — ножницы), но в России их называют «цапельками». Ножницы цапельки идеально подходят для обрезания нитей. Помимо своей основной функции они являются изящным аксессуаром. Их ручки обычно украшают орнаментами в виде растений, птиц или цветов. Существую цапельки специально для левшей.
Казалось бы, для такой работы можно было бы использовать и обычные маникюрные ножницы, ведь они схожи с цапельками, но, во-первых, цапельки всё-таки удобнее, а во-вторых, для тонкой работы с нитями и тканью лучше пользоваться ножницами, которыми никто не режет другие поверхности.
Портновские ножницы
Вторые ножницы — портновские — используются для раскраивания канвы или ткани.
Можно завести ещё одни ножницы — для обрезания металлизированных нитей. Такие нити более жесткие, они быстрее повредят тонкие ножницы-цапельки, поэтому лучше для этой цели иметь ножницы, которые можно без сожаления заменить.
Ни в коем случае нельзя резать бумагу ножницами, предназначенными для работы с тканью или нитками. Даже самые качественные и острые ножницы от этого затупятся.
Аксессуары для ножницы
Ножницы — довольно опасный инструмент, поэтому не лишним будет приобретение защитных колпачков, предназначенных для острых кончиков. Такая защита нужна не только рукам мастерицы, но и рабочему месту и самой вышивке.
Чехлы и маячки для ножниц, украшенные вышивкой крестом
Ножницам свойственно теряться в ворохе ниток. Чтобы быстро их обнаружить, к ножницам привязывают маячок. Это небольшая подушечка, как правило, украшенная вышивкой. Такие маячки в рукодельной среде принято дарить на память.
Пяльца для вышивания
Пяльца не являются необходимым инструментом для вышивки. Кто-то не может выполнять работу на пяльцах, а кто-то наоборот — не представляет, как можно вышивать без пялец.
Пяльца позволяют натянуть ткань и за счет этого выполнить работу аккуратнее, однако при натяжении важно не допускать деформации ткани или канвы.
Пяльца для вышивания — это два обруча разных размеров. Внутренний обруч сплошной, а внешний — разъемный, снабженный винтом или другим приспособлением для регулирования размера обруча. Размер внешнего обруча зависит от толщины канвы или ткани, на которой выполняется вышивка. Пяльца могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми, выбор материала зависит исключительно от предпочтений мастерицы.
Пяльца могут быть и прямоугольными и представлять собой рамку, состоящую из валиков и боковых брусков. Ткань закрепляется и натягивается между валиками. Пяльца в виде рамки используют для выполнения крупных работ, особенно удобны они для вышивок с большой длиной полотна.
Маркеры для разметки
Овладение искусством вышивки крестом для начинающих — не самое лёгкое дело. Считать крестики и переносить узор на канву может оказаться утомительным занятием. На помощь придут маркеры, которыми можно размечать ткань при подготовке и во время выполнения вышивки.
Разметка маркером канвы равномерного плетения
Разметка маркером канвы Аида
Исчезающий маркер
Такой маркер хорош тем, что его след через несколько дней после нанесения сам исчезает. Пользоваться таким маркером удобно для разметки небольшого участка вышивки и сравнения его со схемой.
Смываемый маркер
Такой маркер обычно используют при разметке канвы для вышивки на квадраты. След маркера не исчезнет сам по себе, такой маркер смывается холодной водой.
Смываемые маркеры выпускают для светлой и тёмной канвы. Они отличаются способом применения. Ткань, размеченную маркером для светлой канвы, нельзя нагревать, иначе след будет невозможно удалить. Для таких маркеров выпускают специальные ластики, которые удаляют след маркера простой водой. А вот белый след, оставляемый маркером для тёмной канвы, можно не только смыть водой, но и свести нагретым утюгом.
Несмываемый маркер
Такой маркер используется не для разметки основы, а для закрашивания канвы, просвечивающей сквозь вышивку. Рукодельницы наносят ими последние штрихи на готовую вышивку. Купить подобные маркеры можно в магазинах игрушек. Как правило, они представлены в широком ассортименте, и всегда можно подобрать нужный оттенок. Такие маркеры выдерживают стирку, кипячение, применение отбеливателя содержащего хлор, и воздействие горячего утюга.
Схема вышивки крестом
Чаще всего для вышивки крестом используют уже готовые схемы. Их можно приобрести вместе с необходимыми для вышивки нитками в магазине рукоделия. Небольшие бесплатные схемы вышивки крестом можно найти даже на сайте производителей. Они предназначены для знакомства с фирмой, производящей нитки для вышивки или наборы для вышивания. Такие маленькие схемки очень удобны для начинающих вышивальщиц.
Цветная символьная схема вышивки крестом
Схема представляет собой разбитый на мелкие клетки лист бумаги. В каждой клетке проставлен значок, означающий цвет ниток. Клетка соответствует крестику. Схемы могут быть черно-белыми или цветными.
Схему обязательно сопровождает ключ, в котором приводится соответствие значков схемы цветам ниток. Помимо цвета в ключе может быть указано количество сложений нити. Схема с ключом может содержать инструкцию по выполнению отдельных крестиков и всей работы.
Ключ к схеме вышивки крестом
Лампа
Правильное освещение очень важно для рукодельницы, ведь оно залог аккуратности выполнения работы, а также хорошего самочувствия и настроения мастерицы. Лампа может быть специальной, купленной в магазине товаров для рукоделия. Обычно такие светильники продаются вместе с лупой. Впрочем, лампа может быть и самой обычной. Главное, чтобы она достаточно освещала рабочее место.
Напёрсток
В наше время мало кто пользуется напёрстками, но некоторые рукодельницы используют его для защиты пальцев или проталкивания иглы. Напёрсток может быть сделан из металла или пластмассы. Главное, чтобы он хорошо надевался на средний палец.
Органайзер для вышивки
Для хранения всех материалов и инструментов отлично подходит сумка-органайзер, которая не только позволит держать всё для вышивки в одном месте, но и способна защитить вышивку от воздействия негативных факторов (например, воды, различных пятен или домашних животных).
В органайзере есть кармашки для вышивальных принадлежностей — игл для вышивки, ножниц, маркеров для ткани. Есть даже специальные файлы для хранения мулине, намотанных на косточки.
Органайзеры обычно делают с жестким каркасом, чтобы хранящаяся в такой сумке вышивка и схема не помялись.
Широкий ассортимент органайзеров представлен в магазинах рукоделия, однако многие мастерицы делают их своими руками в соответствии со своим желаниями и представлениями об идеальной сумке-органайзере.
Надеемся, что рассказав об основных материалах и инструментах, мы смогли приоткрыть для начинающих дверцу в мир вышивки крестом!
Вышивка крестиком. На чём вышиваем, чем вышиваем?
Мы уже писали о том, как выбрать нитки для вышивки крестиком, однако, кроме ниток, обратить пристальное внимание придется еще и на канву и иголки, от которых качество работы будет зависеть в не меньшей степени.
Как выбрать материал для вышивки крестиком
Канва
Существует два основных типа ткани для вышивки крестиком. Это Aida или Blockweave, где квадратики видны, и Evenweave, то есть ткань равномерного плетения. Большинство вышивальщиц, естественно, начинает с канвы Aida, начнем с нее и мы.
Канва Aida — это, как правило, хлопковая ткань специфического плетения «квадратиками». Но может быть и не хлопковая, а льняная, смесовая и даже с добавлением синтетики. Существуют и такие варианты, как пластиковая (используется для создания трехмерных вышитых работ и всякого рода подвесных вышивок) и растворимая (для вышивания мотивов на одежде или аксессуарах). Количество крестиков, которое умещается на одном дюйме (2,54 см), соответствует так называемому «каунту» (т.е. номеру) канвы. Чем меньше номер, тем крупнее будет крестик и, соответственно, вышивка.
Основные каунты канвы Aida:
Номер | Крестики в 10 см | Крестиков в 1 см |
---|---|---|
Aida 11 | 43 | 4,3 |
Aida 14 | 55 | 5,5 |
Aida 16 | 63 | 6,3 |
Aida 18 | 71 | 7,1 |
Aida 22 | 87 | 8,7 |
Самые распространенные каунты: 14, 16 и 18, 20. 22-й каунт лично я у нас в магазинах не встречала. Есть еще крупная Aida 8, «детская канва», которой взрослые вышивальщицы обычно пренебрегают.
Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме
Если в схеме указано количество крестиков, то берете эту цифру для длинной стороны работы и делите на цифру из третьего столбца в строке вашего каунта. Получится чистое количество сантиметров — размер самой вышивки. Не забываем прибавлять поля — 5-10 см с каждой стороны.
Например, в паспорте работы указано 158×69 крестиков. Мы решили работать на 18 каунте. Берем 158 и делим на 7,1. Чистая длина вышивки — 22,3 см плюс 8 см с каждой стороны — итого ширина полотна должна составлять 38,3 см (округлим до 40).
Совет первый: Не стоит считать по узкой стороне вышивки. На вышеприведенном примере, 158×69 крестиков, мы берем ИМЕННО 158 в расчет. В противном случае есть все шансы промахнуться и купить кусок меньшего размера (у меня такое бывало).
Канва продается в рулонах и нарезается, либо же продается кусками («отрезами») в индивидуальных упаковках. Если вы планируете один проект на конкретном цвете канвы и каунте, лучше купить отрез в упаковке. Если же вы привыкли к определенному каунту и типу канвы, проще отрезать ее от рулона про запас. Мой печальный опыт показывает, что покупать длинный отрез канвы стоит, только если она белого цвета и 14-го каунта, потому что никому не известно, когда я использую весь свой рулон желтой канвы.
Два производителя канвы лидируют на российском рынке: уже известная нам по мулине французская компания DMC и немецкая фирма Zweigart. Немецкую канву найти намного проще и выбор по типам, каунтам и оттенкам будет больше. Были бы деньги. От 250 рублей сейчас стоит отрез 50×55, цены же за метр (у обоих производителей стандартная ширина полотна 110 см, то есть общая площадь полотна 100×110 см) варьируются от 700 до 2000 рублей.
Немногим хуже качество у канвы производства «Гамма» и «РТО». «РТО» продается в основном в отрезах, в упаковке с женскими именами. Канва внутри — польская, некоторые называют ее по традиции «венгеркой» (что-то там произошло с переносом производства). Намного хуже качество белорусской канвы и прочих неизвестных аналогов.
Совет второй: при покупке канвы осмотрим ее на предмет мелких и крупных недостатков. К таковым относятся: наличие узелков, утолщений и неровностей, небольшие пятна, явная деформация ткани («край поехал — крестик поедет», отцентровать работу будет трудно) и «слипшиеся крестики» (это когда дырочки не видны).
На канве можно и нужно разумно экономить. Важен не столько производитель, сколько внешние и тактильные характеристики полотна. Лично я спокойно заменяю Zweigart на «Гамму» во всех случаях полного заполнения фона или при отшивке небольших работ «на один вечер».
Совет третий: учитываем насколько сильно канва накрахмалена. Все ткани для вышивки проходят обработку, но вот степень жесткости ткани бывает разная. За идеал берем вариант Zweigart. Для небольших проектов, вышиваемых без пялец, высокая жесткость ткани бывает полезна, но для крупных работ (30×40 см и более) с незаполненными участками или смешанными техниками креста (полный, полукрест, обводка итд) жесткая канва не подходит. При закреплении в пяльцах канва «запомнит» деформацию. И эта деформация может сохраниться даже после стирки изделия. Раз уж мы заговорили о деформации работы на пяльцах, сразу скажем и два слова о том, как с ней бороться.
Варианты работы на пяльцах:
- не пользоваться пяльцами. Можно, например, скатывать канву в рулон, удобно ложащийся в руку.
- компромисс: использовать рамки — от деревянных до пластиковых сборных, которые меньше портят ткань, чем пяльцы.
- грамотный подбор пялец. Берем только дерево (до недавнего времени только «Klass&Gessmann», теперь есть и «Гамма»). Перед защелкиванием обматываем нижнюю половинку пялец тонкой тканью. Лично я использовала кромку от самой канвы. И, конечно же, как только закончили вышивать и собираетесь прерваться, ткань желательно сразу же освободить из пялец.
Жесткость канвы влияет и на мулине, его натяжение и гладкость, — чем жестче канва, тем быстрее портится нить. С канвой есть еще одна проблема, и у моих вышивающих друзей я ее наблюдаю постоянно. Вышивка по канве на пяльцах требует больших физических усилий, нежели вышивка по полотну.
Полотно
Многих расстраивает результат первых работ на полотне, потому что, привыкнув с силой продевать иглу и продергивать нить, они работают на полотне так же. В итоге, работа оказывается вся в дырках. Отчасти из-за этого вышивка на полотне равномерного переплетения (evenweave) совсем не так популярна в России, как в остальном мире. Хотя логичнее предположить, что основные причины — труднодобываемость и высокая цена (DMC и Zweigart — основные поставщики в этом сегменте). Однажды я напишу женскую версию «Улисса» про поиск нужного куска тряпки для дизайна Marjolein Bastin, с ночами в интернете, блужданиями по городу и встречами с малознакомыми людьми из ордена иголки.
Итак, полотно — это дорого, трудоемко, малодоступно. Но есть тысячи проектов, которые никогда не будут выглядеть по-настоящему хорошо на канве. В целом полотно считается более эстетически привлекательным, чем канва, и пустые участки, не заполненные рисунком, являются такой же частью дизайна, как и сама вышивка, которая на полотне выглядит часто объемнее.
Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:
- на полотне прекрасно смотрятся схемы винтажных сэмплеров
- дизайны в стиле кантри, которые странно смотрятся даже на бежевой Аиде
- большие, сложные, элегантные схемы, особенно на ботанические темы
- если вы делаете что-то практичное (скатерть, салфетку, полотенце), то я очень не завидую тем гостям, которым придется вытираться полотенцем из канвы Aida: она никогда до конца не потеряет свою жесткость.
- если в вашем проекте море бэкстича (обводки) или крестика в три четверти, берите полотно и не мучайтесь! Вы почувствуете такую колоссальную разницу — то, что на канве было пыткой, на полотне станет почти отдыхом. Кстати, тут вы можете разнообразить и саму технику вышивки — скажем, шить на одной стороне, т.е. вводить иглу на задник работы и выводить ее обратно одним быстрым движением.
Совет: когда вышиваем на полотне, мы не протыкаем, а скорее раздвигаем нити полотна. Причем мы захватываем две нити основы на один крестик. Звучит страшно, но на практике считать приходится только первый ряд, дальше считать не придется.
Я не буду подробно описывать все виды полотна равномерного переплетения, ибо имя им легион. Разнообразие составов (чаще всего лен, хлопок и смесовые), оттенков (до 40 оттенков на один тип), характеристик плотности и накрахмаленности у полотна невероятные. А выбор чаще всего определяется все равно на ощупь и индивидуальные ощущения от полотна. Скажу только, что два самых распространенных типа полотна: Lugana (смесовая, в основе хлопок) и Cachel (лен), обе от Zweigart, чаще всего встречаются в каунте 28. Что означает 28 нитей переплетения на один дюйм и примерно соответствует 14 каунту Aida. Расчет размеров вышивки идет по тому же принципу, что и расчет на обычной канве. Но чаще всего он просто не нужен, производители схем и наборов обычно предпочитают указывать сами необходимый размер отреза.
Совет: многие вышивальщицы заранее разбивают ткань на квадраты 10 клеточек на 10 клеточек. Это значительно ускоряет дальнейший процесс вышивки и позволяет работать сразу с несколькими участками. Лично я всегда боюсь ошибиться и обнаружить несовпадение слишком поздно и предпочитаю вышивать от одного центра, постепенно добавляя участки со всех сторон.
Существует много маркетинговых уловок, подталкивающих клиента к лишним тратам (например, золотое напыление на иголках, которые якобы меньше окисляются и легче проходят через ткань). Может, и проходят, но я разницы не замечаю. Иглы — это такой расходный материал, которого все равно надо много. Во-первых, на больших работах удобно работать «парковкой», когда на канве параллельно ведется работа несколькими цветами и иглами, а во-вторых, все равно иголки будут ломаться и теряться (особенно теряться).
Единственное, что я для себя вывела с годами — какой иглой я начинаю работу, такой должна и закончить; вроде бы покупаешь тот же самый номер иглы, а ощущения уже не те!
Практически все остальные приспособления для вышивания маркетинг чистой воды. Бесполезные косточки для хранения мулине, ножницы «цапельки» (обычные старые маникюрные справляются также), «профессиональные» напольные рамы для вышивания, которые так любят складываться на зазевавшуюся вышивальщицу, коробки для рукоделия и т. д. Но никто не может отобрать у женщины право на коробку для рукоделия, наполненную этими приспособлениями! Особенно в том ограниченном пространстве, которое у нас называется «уголок для хобби». Сама я — гордая владелица четырех коробок и могу сказать, что я никогда не помню, где у меня что лежит. Гораздо практичнее оказались обычные обувные коробки в сочетании со стикерами, где можно все подробно расписать. Рукодельные аксессуары красивы и иногда полезны, но от хаоса, увы, рукодельницу не защитит ничто.
И может быть, борьба с хаосом — один из главных стимулов вышивальщицы. Вот, собственными руками из хаоса цветных клеток схемы, кусочка ткани и гор ниток мы создаем новую вещь. Удачи нам всем и надеюсь, мои рекомендации вам пригодятся.