Что означает орнамент русской вышивки

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Разлиновка — шаблоны разлинованных листов всех форматов. Если вам нужен разлинованный листок, в к.

ЛОСКУТНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ. Многие из нас влюблены в крейзи квилт. Оказывается, Мастера лоскутков при.

Рисуем милое личико матрешке . Автор мастер-класса Дина Гусева (GusevaDina) пишет: Се.

Тульский пряник. не выходя из дома Рецепт необычный, попробуйте обязательно. По мнению мои.

Роза из атласной ленты за 1 минуту. Мастер-класс Автор fasolika (Марина) Хочу поделит.

Рубрики

  • батик (47)
  • мастера (30)
  • уроки (17)
  • береста (23)
  • бисер (141)
  • вышивка (20)
  • вязание (6)
  • украшения (59)
  • цветы, листья, скульптура (18)
  • бумага (232)
  • Бумажная филигрань (6)
  • вырезание (32)
  • изготовление (5)
  • Квиллинг (76)
  • оригами (2)
  • пейп-арт (13)
  • пергамано (13)
  • поделки (50)
  • скрапбукинг (36)
  • валяние (193)
  • мокрое (120)
  • полезности (13)
  • сухое (67)
  • видео (80)
  • витражи (6)
  • вышивка (516)
  • крестом (44)
  • на яйце (7)
  • Олонецкая строчка по письму (2)
  • лентами (215)
  • лонгстич (6)
  • барджелло (7)
  • бразильская (13)
  • гладь (27)
  • Декоративные швы (28)
  • машинная (5)
  • объёмная (35)
  • по филейной сетке, строчевая (18)
  • разное (37)
  • ришелье (7)
  • рококо (9)
  • Узоры и символы славянской вышивки (3)
  • церковное (10)
  • Швальмская(Швельмская) (4)
  • Якобинская вышивка -«крюил» (13)
  • _полезности (16)
  • вязание (403)
  • крючок (18)
  • спицы (29)
  • уроки (25)
  • вязание для леди (20)
  • вязание машинное (62)
  • вязание на вилке (1)
  • одежда на чайники (6)
  • перуанское (4)
  • прядение шерсти (2)
  • с бисером (2)
  • салфетки (13)
  • узоры(крючок) (65)
  • узоры(машинное вязание) (74)
  • узоры(спицы) (53)
  • ганутель (1)
  • гобелены,ковры (6)
  • декупаж (210)
  • 3D (15)
  • изделия (97)
  • картинки (32)
  • полезности (99)
  • детям (79)
  • вязание детям (60)
  • развитие (5)
  • шитье (14)
  • ДОБРО (41)
  • женское (1)
  • игры (5)
  • ИДЕИ к праздникам (175)
  • День Св.Валентина (1)
  • Пасха (69)
  • Рождество,Новый год (101)
  • из прошлого (31)
  • афиши,плакаты (6)
  • открытки (20)
  • разное (2)
  • этикетки,наклейки (3)
  • Известные люди (43)
  • изонить (23)
  • на дисках (3)
  • История (48)
  • канзаши (45)
  • КНИГИ и ЖУРНАЛЫ по рукоделью (2)
  • кожа (39)
  • косметика (1)
  • красота (96)
  • керамика (12)
  • разное (25)
  • скульптура (7)
  • стекло (11)
  • фарфор (44)
  • креативное рукоделье (231)
  • Iris Folding(Пэчворк без иглы) (3)
  • из ниток (28)
  • искусственная ткань (3)
  • поделки (79)
  • Пэчворк без иголки (17)
  • разное (30)
  • рисование шерстью,пухом (45)
  • стимпанк (12)
  • Техника ‘Терра’ (1)
  • шкатулки (2)
  • кружево (272)
  • Ирландское (66)
  • Румынское (151)
  • Бюргерское (4)
  • игольное (40)
  • коклюшки (13)
  • куклы, игрушки (221)
  • Вальдорфская (4)
  • вязаные (23)
  • из фетра (11)
  • кукольники (45)
  • народная (30)
  • разное (29)
  • Текстильные (34)
  • технологии (46)
  • Тильды (6)
  • кулинария (328)
  • выпечка (171)
  • заготовки (34)
  • закуски (47)
  • Карвиг (8)
  • напитки (3)
  • сладости (65)
  • лепка (235)
  • полезности (26)
  • глина (10)
  • полимерная глина (87)
  • соленое тесто (44)
  • холодный фарфор (76)
  • лечение (46)
  • макраме (6)
  • мандалы (13)
  • мастер классы (231)
  • гипс (35)
  • декор (95)
  • Драконы (28)
  • подарки (2)
  • полезности (36)
  • ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГИ (2)
  • флористика (6)
  • _keltma (28)
  • мифология (9)
  • руны (1)
  • мозайка (29)
  • музеи (5)
  • музыка (16)
  • народные промыслы (31)
  • Гжель (1)
  • Жостово (3)
  • Мезенская (1)
  • Палех (2)
  • Пермогорская роспись (1)
  • Петриковская (7)
  • Русская лаковая миниатюра (3)
  • Федоскинская миниатюра (8)
  • Холуй (2)
  • Хохлома (2)
  • обереги (1)
  • открытки (17)
  • самодельные (2)
  • оформление дневника (3)
  • папье-маше (26)
  • Пирография (1)
  • плетение (330)
  • из газет (292)
  • из лент (6)
  • из лозы (13)
  • из соломки (5)
  • из трав (8)
  • из шнура (5)
  • программы (7)
  • психология (80)
  • резьба (56)
  • по дереву (25)
  • по камню (5)
  • по кости (8)
  • по яичной скорлупе (5)
  • разное (12)
  • рисование (92)
  • Искусство Эбру (2)
  • уроки (71)
  • Энкаустика (10)
  • рисунки, картинки (16)
  • роспись (77)
  • камней (14)
  • контурами (25)
  • на стекле, керамике (2)
  • разное (17)
  • техника «One stroke» (11)
  • трафаретная (4)
  • хной (4)
  • сад, огород (11)
  • соломка (13)
  • сумки, корзинки, шкатулки (134)
  • вышитые (10)
  • вязанные (11)
  • другой материал (34)
  • шитые (81)
  • ткачество (44)
  • украшения (30)
  • вязаные (2)
  • из эпоксидной смолы (16)
  • сутаж (12)
  • фотографии (296)
  • Афишы,плакаты (2)
  • в мире животных (58)
  • водная стихия (3)
  • города и страны (69)
  • горы,пещеры (5)
  • Иллюзии (27)
  • история (10)
  • насекомые (10)
  • натюрморты (17)
  • природные явления (8)
  • растения (36)
  • скульптура (38)
  • Фриволите (8)
  • художники (268)
  • цветы (147)
  • на сетке, фатине (4)
  • вязаные (17)
  • другой материал (43)
  • из ткани (42)
  • полезности (8)
  • топиарий (33)
  • шитье (491)
  • джинсовый мир (65)
  • идеи (22)
  • из фетра (20)
  • книги и журналы (22)
  • мех (1)
  • одежда (11)
  • пэчворк,квилтинг(аппликация) (30)
  • пэчворк,квилтинг(идеи) (137)
  • пэчворк,квилтинг(уроки) (145)
  • технологии (35)
  • это интересно (49)
Читайте также:  Белое сукно что шить

Метки

Музыка

Фотоальбом

Новости

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества

Понедельник, 01 Октября 2012 г. 09:21 + в цитатник

Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества

Автор: Доброслава, жрица Макоши © 2003

Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества

Все это — то, как вижу эту тему я,
прошу всех, кто читает, —
посмотрите сами и найдите своё.

Народный орнамент ткачества и вышивки — древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента — всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора — Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок — на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы — потусторонний мир — где в подземном дворце — пещере — Лабиринте обитал Бог Земли — Подземного Мира — Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище — огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба — Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра — Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

. Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф.

. Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан. ) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, — обитатели Небесного Мира окружили «пострадавший» участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому — портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах — брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак «Орепей»:
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как «предок» ;
на подоле — как вход в потусторонний мир , или также «предок».

— оплечье — Громовержец с огнем, Великое Солнце
— локоть — Божественный предок или Предок-Волот
— подол — взлетающий (просыпающийся) Громовник.

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор — изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества — змеи, птицы, кони, олени, звери.

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества — ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира — Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) — приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты — способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе — возникновением и развитием патриархального уклада — культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется «половая» интерпретация символов:

Смысл символа «Огневец»

Мужское начало — Бог Земли, плодородия и Грозы

Женское начало — Богиня Земли и Плодородия, Хранительница огня

Земля и её плодоносящий огонь

Женское начало — Богиня Неба, Тучи, Судьбы, Смерти

Мужское начало — Бог Неба, Ветра, Громовержец

Небо и его огонь

А вот значение объединенного символа — восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть — судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название «Звезда Богородицы». Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа — . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня — Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) — в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной — Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, — примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как «работает» символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Тип графического изображения

Характер пространственного искривления

отталкивание

притягивание

неравномерное искривление пространства — разрывание

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу — в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов — орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или «отражал» негатив, как бы «переломленные» через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле — энергии определенной частоты.

Ну и, конечно, магическое значение символа.

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Оцените статью