Что такое александровские вышивка

Александровские мастерицы

Конец XIX века. Незамужняя дочь помещика Сабурова взялась обучать нескольких женщин из села Александровка художественной вышивке.

ПОДОБНОЕ рвение экзальтированной девицы отнюдь не стоит объяснять заботой о людях. Всё дело в том, что, используя умелые руки крестьян, их таланты, можно было извлечь большие доходы.
Так появились в селе Алек­сан­дровка мастерицы-надомницы. А тамбовские помещики щеголяли на светских приёмах в жилетах, расшитых руками крестьянок золотыми и серебряными блёстками.
Шли годы. Из поколения в поколение передавали александровские вышивальщицы своё за­мечательное искусство.
В 1929 году в Александровке образовалась артель художественной вышивки имени Розы Люк­сем­бург. Работницы трудились дома, а готовые изделия сдавали своему руководителю. Вскоре бы­ла организована мастерская, где работало полтора-два десятка человек. Вы­ши­валь­щиц-надомниц же в артели насчитывалось до 70 человек.
В Великую Отечественную вой­ну артель временно прекратила существование. От зари до зари работали крестьянки в поле, выращивали хлеб для армии, для победы.
Лишь в 1945 году артель возо­бновила свою работу.
— Вышивали мы, — рассказывала тогда старейшая работница мас­терской Мария Егоровна Але­хова, — по рисункам, которые на­ходили в журналах, книгах. Но чувствовалось, что никак не мо­жем найти свой, тамбовский стиль.
Вышивальщицы обратились в Дом народного творчества, об­лас­тной музей, где им помогли подобрать и орнамент, и отличительные только для Тамбовской области сочетания цветов.
Далее Мария Егоровна поведала интересную повесть о рисунках и цветах. Оказывается, что са­мые распространённые на Там­бов­щине цвета — чёрный, жёлтый, серый. Рисунок строгий, симметричный; ромбы, квадраты, простой, незатейливый орнамент. Если отделывают блёстками, то золотыми и серебряными.
В пятидесятые годы XX века был самый расцвет работы александровских кудесниц. К этому периоду относится и огромная скатерть размером 2,5х2,5 метра, побывавшая на международной выставке в Брюсселе.
Почему же потом исчез на­род­ный промысел? Александров­ский цех строчной вышивки при Ни­ки­фо­ро­вском комбинате бытового обслуживания, возникший на базе артели имени Розы Люк­сем­бург, выпускал стёганые, ватные одеяла ручной работы, которые, кстати, высоко ценились. Но, к ве­ли­кому сожалению, иссякло твор­­чество.
— Чем объяснить, что перестали выпускать изделия с многоцветной вышивкой? — такой вопрос был задан работницам в далёком 1970 году.
Оказалось, что вся проблема крылась в кадрах: некому уже в то время стало учить молодёжь.
Наверное, с помощью опытных мастеров нужно было организовать курсы, где бы старейшие вышивальщицы передавали опыт молодым. Ведь в мастерской со­рок с лишним лет назад работало немало способных девушек, которые сумели бы перенять всё лучшее, что создано за многие годы талантом александровских вышивальщиц. Одна из них — Тоня Ба­ла­шова. Она сама делала рисунки. Неплохо зарекомендовала се­бя и Вера Возчикова, и другие мастерицы.
Сегодня александровская вы­шивка — это история, прошлое района, которое мы обязаны знать и помнить.

Читайте также:  Журнал вышиванка схемы вышивки

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • яичная скорлупа (5)
  • запеканки,рулеты,лазаньи (29)
  • микроволновка (0)
  • помощь, комп (84)
  • аранжировка цветов, композиции (4)
  • бабочки ,сердечки (14)
  • бантики (5)
  • безрукавки, жилеты (83)
  • бисер (25)
  • блюда из картофеля (39)
  • блюда из мяса, (188)
  • гриль (2)
  • из фарша (4)
  • рулеты, рулетики (26)
  • сосиски, сардельки (8)
  • блюда из овощеи (128)
  • блюда из птицы (81)
  • блюда из рыбы и морепродуктов (79)
  • брюггское кружево (22)
  • букеты, конфеты, (36)
  • видео уроки (41)
  • воротники (14)
  • воротники крючком (8)
  • все для детеи (81)
  • все для девочек (345)
  • все для мальчиков (73)
  • всё из кожи (1)
  • выпечка сладкая (70)
  • выпечка солёная (141)
  • слоеное тесто, сыр,лаваш (44)
  • вышивка (76)
  • барджелло (16)
  • вышивка по филеинои сетке (2)
  • техника Лонгстич (1)
  • вышивка крестиком (49)
  • вышивка лентами (36)
  • вязание бисером (1)
  • вязание крючком (322)
  • вязание спицами (182)
  • вязанные разности (66)
  • газеты, картон, бумага (98)
  • дачные идеи, садоводство (63)
  • декоративные бутылки (48)
  • декупаж (3)
  • деревья,бонсаи (50)
  • диеты, очищение организма (9)
  • для дома,для кухни (77)
  • жаккард (4)
  • журналы по рукоделию и вязанию (10)
  • заговоры ,обереги, защиты (53)
  • заготовки (112)
  • закуски (341)
  • салаты (115)
  • соусы (7)
  • закусочные,бутербродные торты (12)
  • занавески (3)
  • здоровье (231)
  • зонтики (4)
  • идеи интерьера (1)
  • из фетра (5)
  • изонить или нитяная графика (15)
  • италия (11)
  • к празднику (34)
  • кайма крючком и спицами (27)
  • канзаши, цветочки (90)
  • квиллинг (8)
  • коврики (50)
  • ковровая техника, гобелен (6)
  • корзинки, сундучки, шкатулки (44)
  • коробочки, вазочки, банки (28)
  • красота, косметика (80)
  • кружево (118)
  • кулинария разное (82)
  • лепка (12)
  • лоскутное шитье, квилт (1)
  • макароны, паста (12)
  • мастер-классы (23)
  • молитвы (14)
  • мотивы крючком, из мотивов (110)
  • музыка (5)
  • мысли, притчи (12)
  • на кефире (1)
  • напитки, десерты, фрукты (51)
  • ниткография (3)
  • нумерология (7)
  • обвязка края (38)
  • оформление дневника (6)
  • пакеты (12)
  • панно, венки, картины (46)
  • папье -маше (36)
  • переделки реставрация (16)
  • перуанское вязание, брумстик (12)
  • печворк энтерлак (26)
  • пинетки (39)
  • пластиковая канва (32)
  • пластиковые бутылки и посуда (14)
  • пледы (26)
  • плетение, макраме (17)
  • подушки,валики (36)
  • поздравление (9)
  • полезные советы (68)
  • просто интересно (17)
  • разные идеики (147)
  • рукоделие (124)
  • румынское кружево (69)
  • салфетки (213)
  • из мотивов (9)
  • салфеточная техника (2)
  • свитера, джемпера, полуверы (210)
  • сделаи сам (100)
  • скатерти (3)
  • сладости (268)
  • из творога и манки (14)
  • печенье (27)
  • пироженное, (19)
  • разное (33)
  • рулеты (7)
  • соленое тесто (50)
  • статусы, притчи (37)
  • стихи (70)
  • сумки, кошельки и т п (114)
  • тапочки, следки, носки (106)
  • темари (8)
  • тенериф, лума (11)
  • техника крейзи (10)
  • техника хардангер, мережка (21)
  • торты (166)
  • без выпечки (37)
  • крема, пропитки (7)
  • туники, кофточки крючком (98)
  • туники, кофточки, топы спицами (18)
  • тунисское вязание (6)
  • узоры крючком (77)
  • узоры спицами (354)
  • украшение блюд, тортов, сах, мастика, помадка (24)
  • украшения, браслеты, кулоны (19)
  • филеиная техника (33)
  • филигрань / джут / (12)
  • фильмы, видео (14)
  • фриволите (6)
  • Фриформ (6)
  • холодныи фарфор (3)
  • хочу все знать (33)
  • цветочки листочки крючком и спицами (149)
  • шали, накидки пончо (124)
  • шапки, варежки (58)
  • шарфы, манишки (193)
  • шитье (56)
  • шнуры, тесьма, ленты (76)
  • юмор (37)
Читайте также:  Швейная машинка для шитья одеяла

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ВЫШИВКА АЛЕКСАНДРОВСКОИ ГЛАДЬЮ

Вышивка александровской гладью

Из истории вышивки

Вышивка и гладь

Материалы и оборудование

Этапы и приемы работы

Нюанс: рекомендуем читательницам МирCовeтов рисунок на кальку наносить карандашом, а прорисовывать ручкой. Почему? Тогда видны непрорисованные участки и не придется гадать: «А этот цветочек я обвела или нет?».

Нюанс: какой длины должна быть нитка, которую вдеваем в иголку? Короткая быстро заканчивается… Длинная – путается… Проверено на практике, что оптимальная длина нитки примерно равна расстоянию от локтя швеи до кончиков пальцев.

Нюанс: чтобы ткань не деформировалась, каждый день после окончания работы вышивку лучше вынимать из пялец.

Нюанс: вначале вышиваем, стираем и сушим, и только потом срезаем лишнюю ткань.

Нюанс: хотелось бы обратить внимание читательниц МиpCoвeтoв, что несмотря на то, что вышита картина двусторонней гладью, видна она будет с одной стороны, поэтому гладим с изнаночной – так рисунок будет более объемным.

Заключение

Вышивка, если ее полюбить – отличный способ создать настроение. За окном может быть хмарь осенняя и холодный колючий дождь. Или могут быть другие неприятности, кроме плохой погоды. А вы сидите в любимом кресле, завернувшись в любимый плед, а в руках у вас то, чего нет ни у кого: такая красота!
Создается так, кстати, не только настроение, но и чисто практическая польза от этого есть: ваша одежда, салфетки, полотенца или носовые платки (что захотите!) будут эксклюзивными.
Итак, мы заявляем, что Мир спасает Красота. И беремся это доказать. Как?
Разве любой по-настоящему добрый человек не будет красив? Любая справедливость привносит гармонию и порядок. А это – красиво! Когда человек поступает честно, не вступает в сделку с совестью, что мы говорим о нем? Мы говорим: «Он поступил красиво».
Надеемся, что мы внесли свой небольшой вклад в спасение Мира, создав эти милые вещицы и рассказав вам об этом.

Автор статьи – Софья Морозкина, и автор вышивок – рукодельница, умница, красавица и просто хороший человек Ирина Винская.

«Александровская гладь» как утраченное национальное достояние

Сейчас, если вбить в поисковик запрос «александровская гладь», появятся скудные, в основном повторяющие друг друга материалы. А как создавалась вышивка, которой мы могли бы гордиться в качестве одного из национальных брендов?

Вышивка, как один из древнейших видов прикладного искусства, издавна бытовала на владимирских землях. И если во второй половине XIX в. наиболее крупными вышивальными промыслами во Владимирской губернии были Мстера и Холуй, то в XX в. основными районами художественной вышивки становится Мстера (фабрика им. Н.К. Крупской) и г. Александров (фабрика «Квалифицированный труд»).

Свою историю александровская фабрика ведет с 1923 года. Ее предшественниками считают мастерские по бытовому обслуживанию населения. В 1929 году была зарегистрирована артель «Квалифицированный труд», в которой работало 30 человек.

Сначала вышивали крестиком и гладью по счету ниток, потом освоили цветную двухстороннюю гладь. Искусству вышивки работниц фабрики обучали репрессированные женщины, сосланные из Москвы на 101-й километр. Среди них была и Елена Ивановна Горская, первый профессиональный художник артели.

С 1960 года артель перешла из кооперативной собственности в государственную и стала называться строчевышивальной фабрикой «Квалифицированный труд».

Постепенно изменились материалы, используемые для изготовления вышитых изделий, менялся ассортимент изделий. В качестве основного материала стал использоваться лен с лавсаном. На смену накомодникам, ламбрекенам и дорожкам пришли сухарницы, полотенца, пляжные комплекты и халаты, платья и костюмы, вышитые мастерицами вручную или на появившихся в 1956 году машинах.

Цветовая гамма стола более лаконичной, мягкой. Формы орнамента – крупней. Но основная техника вышивки оставалась той же – односторонняя гладь, сочетающаяся с различными декоративными разделками.

Как вспоминает главный художник фабрики 80-х годов Альбина Ивановна Садова, сильное влияние на формирования стиля оказала Людмила Семеновна Филонова из Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.

При ее содействии определился тип Александровской ручной вышивки – городской, утонченный, с разнообразной цветовой гаммой. Появился и термин – «александровская гладь». Она создавалась в технике двухсторонней глади. В растительном орнаменте присутствовали рябина, смородина, цветы и непременно тонкий вьющийся стебелек. Именно его наличие и стало отличительным признаком александровской глади.

Над созданием изделия работал весь коллектив творческой лаборатории фабрики. Художник-модельер придумывал модель, художник – рисунок. Затем швеей и вышивальщицей создавалось единичное изделие. С 70-х годов на фабрике проводился внутрифабричный конкурс на создание изделий массового выпуска. По его итогам создавались модели массового спроса. В год в результате таких конкурсов рождалось от 22 до 25 моделей. Они пользовались огромным покупательским спросом и выпускались большими тиражами.

Работа коллектива фабрики над разнообразием форм вещей, над расширением ассортимента, соответствующего современному быту, над обогащением изделий новой тематикой обеспечивала постоянный спрос на продукцию фабрики как в г. Александрове, так и за его пределами.

После показа своих изделий в Москве в 1967 году фабрика получила заказы на экспорт. Женские платья, халаты, блузки, полотенца отправлялись в Англию, Францию, Голландию и даже Японию.

За период с 1960-80-е гг. фабрика приняла участие в выставках в 11 странах мира.

Двадцати семи изделиям фабрики был присвоен Государственный знак качества, около 40 выпускались с индексом «Н» (штучные изделия улучшенного качества). Многие мастерицы предприятия были отмечены государственными наградами.

Сложная экономическая ситуация, в которой страна оказалась в начале 1990-х годов, привела к тому, что спрос на продукцию фабрики упал. У предприятия росли долги. Предприятие постепенно перешло на выпуск швейных изделий. В 1994 году оно было преобразовано в акционерное общество «Элита». А в 2002 году перестало существовать.

Но память о фабрике, создавшей свою, неповторимую, «Александровскую гладь» сохраняется в «Александровской слободе» . Фабричные изделия вы сможете увидеть на выставке «Ретро-взгляд: в моде вышивка» . Это вторая выставка, приуроченная к празднованию 100-летнего юбилея музея-заповедника. Она продолжает серию «Шедевры музейного собрания», которая рассказывает о самых ярких и значимых предметах, хранящихся в музейных фондах.

Оцените статью