Что такое батик акрил резерв

Что такое батик акрил резерв

В начале уходящего года в двух номерах журнала «Проделки» были опубликованы мои статьи. Эти публикации можно рассматривать как рекламу себя любимой 😉 и студии MASTERKLASS.INFO : одна посвящалась резервам для батика и контурам для ткани, вторая — краскам для батика. Все без претензий на полноту, скорее в помощь новичку, пришедшему в магазин и растерявшемуся от разнообразия названий и цен.

Итак, резервы и контуры.
Техника холодного батика подразумевает наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку. Эти контурные линии выполняются специальными резервирующими составами (резервами) или контурами. Традиционно в качестве резерва используется бензиново-клеевая смесь на основе натурального каучука. Однако,на сегодняшний день существуют и составы на водной основе, а также различные акриловые контуры.
Обилие контуров и резервирующих смесей разных по своему химическому составу, сильно отличающихся по ценам отечественных и зарубежных производителей предлагают нам магазины — надеюсь, что данная статья поможет Вам выбрать именно то, что нужно для воплощения Ваших идей.

Резервирующий состав для батика ОАО «ГАММА» (Москва) производится на основе бензина — этот резерв хорошо ложится на ткань, высыхает быстро, не изменяет плотность ткани в месте нанесения (ткань остается мягкой, пластичной). К числу достоинств можно отнести, в частности, широкий выбор цветов, включая металлик (золотой, серебряный, медный), присутствие практически во всех специализированных магазинах, вполне доступную цену (45-50 рублей). По мере использования резерв может загустеть, тогда его следует разбавить, например, бензином «Галоша». Однако, этот резервирующий состав имеет очень резкий запах бензина, что следует отнести к весьма существенным недостаткам.
Альтернативой могут служит резервы, предлагаемые зарубежными производителями, например резервирующие составы на основе гутты компаний Marabu или Jacquard. В своей основе эти составы так же имеют нефтепродукты (сольвент) и каучука (гутта) и по всем своим свойствам аналогичны резерву компании «Гамма», но имеют очень слабый запах. К сожалению, приобрести их можно только в крупных магазинах для художников и выбор цветов весьма ограниченный, кроме того эти резервы имеют очень густую консистенцию, поэтому к ним надо докупать «родной» разбавитель. К недостаткам стоит отнести высокую цену (250-300 рублей).
Наряду с резервами на бензиновой основе крупные зарубежные производители (Marabu, Jacquard) выпускают водорастворимые резервы, как цветные, так и бесцветные. Основная особенность бесцветных водорастворимых резервов состоит в том, что они полностью вымываются с расписанной ткани после закрепления росписи (это свойство особенно ценно при работе в технике «скрытого резерва», когда контурные линии не должны быть видны). Цветные или металлизированные резервы на водной основе в месте нанесения на ткань делают ее более плотной, рельефной. При работе с использованием таких резервов нужно очень аккуратно наносить краску, потому что контурная линия может окраситься краской, которая случайно на нее попадет. Кроме того, нужно избегать слишком обильного увлажнения ткани краской или водой, чтобы не вызвать размывания контурной линии. И, что очень важно, после нанесения на ткань водорастворимого резерва нужно дождаться его полного высыхания. Цена водорастворимых резервов составляет 150-250 рублей для емкостей разного объема.

Читайте также:  Выкройка мужского пуловера размер 52

Батик и дизайн Ольги Москалец

Авторский блог художника

Как остановить краску

Интересуясь батиком, вы наверняка неравнодушны к самим тканям. И наблюдая за их разнообразием, обязательно замечали как по-разному ткань реагирует на попавшую на нее капельку воды… По плащевке помчится, что и заметить не успеешь; по толстой пальтовой ткани чинно и медленно впитается пятнышком. А по нежному шелку тоненькой струйкой сбежит к низу.

Любители техники «акварель по-мокрому» обязательно в батике начнут осваивать свободную роспись. Поверхность ткани конечно же совершенно иная, нежели у бумаги. Но принцип росписи по увлажненной ткани тот же, что и у акварели.

Желательно всем, кто знакомится с батиком начать именно со свободной росписи.

А потом появляется желание поуправлять текучестью краски. Для этого тоже существует несколько методов. И здесь я расскажу про один из них.

Техники холодного и горячего батика предусматривают в своей технологии наличие такого материала как резерв для батика.

Про горячий батик в этой заметке скажу лишь, что резервирующим составом в нем является воск или парафин. А подробнее (ведь горячий батик этого заслуживает!) я напишу в других статьях.

А вот на резерве для холодного батика остановимся подробнее. Часто холодный батик начинает напоминать витраж благодаря контурам между цветными пятнышками. Эти контуры как раз для того и предназначены, чтобы остановить текучесть краски. А при наличии профессиональных знаний, этими линиями еще можно обыграть и форму и цвет.

Начиная осваивать уроки батика еще в 1992 году, покупка не то, что готового резерва, а и обычной баночки резинового клея уже было счастьем!

Для того, чтобы обучаться холодному батику, резерв для него варили сами.

Кроме резинового клея, являющегося связующим и пластификатором, в состав батик резерва входят бензин и парафин. Смесь взрывоопасная и хорошо «пахнущая»! А варить ее надо на водяной бане на огне.

И вы думаете меня это остановило? Нисколько, я и сейчас кроме готового резерва, еще использую и собственного изготовления.

Почему? Об этом по порядку.

Сразу позабочусь о тех, кто не переносит резких запахов. В продаже есть резерв для батика на основе гутты с более ненавязчивым запахом. Потому как используется очищенный бензин. Для работы необходим к ним разбавитель — бензин(лучше-очищенный), иначе резерв слишком густой.

Есть еще группа резервов, которые разбавляются водой до нужной консистенции. И, соответственно, во время стирки смываются. У вас останется просто чистый шелк. Пока не пробовала. Но собираюсь, и вам об этом потом расскажу.

Когда попробовала акриловые цветные резервы, меня шокировал их наконечник! Такую ширину линии я не использую! И краску они пропускают 🙁 . То есть их можно использовать поверх основного резерва как декоративную отделку. Но ширина линии — это не мое.

Для создания тонких цветных линий я пользуюсь обычной худож. масляной краской. Обезжирив (выдавив немножко на бумагу на несколько часов, а лучше на ночь), добавляю в прозрачный резерв. Посмотрите страницу «Галерея» с моими работами для наглядности 🙂 . До необходимой консистенции довожу бензином.

Бесцветный резерв как гаммовский, так и собственного изготовления так же разводится бензином. А если необходим погуще — просто оставьте емкость с резервом приоткрытой — лишний бензин испарится (только не переусердствуйте! 🙂 )

акриловый цветной резерв

Для нанесения резерва я использую стеклянные трубки с разными диаметрами выходных отверстий. После использования, промываю бензином.

Возможно, у вас остались вопросы? С удовольствием отвечу в комментариях.

Про другие материалы для батика, а именно о выборе подрамника я рассказала в статье «Подрамники«. А вот — про кисти для батика.

Совсем скоро покажу вам свой новый батик с магнолией и немножко идей по дизайну интерьера… Заглядывайте почаще!

Что такое батик акрил резерв

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все, что вы хотели знать о резервах и резервной линии , но стеснялись спросить:)

Так — как я уже долго работаю в технике холодного батика и преподаю его , я много рассказываю о технике и много нюансов, таких, которые приходят с опытом и в книжках про них не пишут. Весь опыт основан на собственных шишках , возможно в некоторых случаях субъективен, однако эта информация поможет вам понять некоторые моменты и избежать многих ошибок 🙂
(если мои ручки дойдут, эти самые «некоторые моменты» обязательно проиллюстрирую)
Коллеги, если вы с чем-то категорично не согласны или можете как-то дополнить — плиз 🙂

Вначале просто про резерв. Для чего он нужен – ответ прост, удерживать краску в заданных границах. Но очень часто случаются протеки.
Необходимо научиться « видеть линии», т.е. уметь определять целостность резервной линии, понимать пропитала ли она ткань и соизмерять ее толщину с плотностью ткани.

Проверить целостность линии можно на просвет — видны все огрехи. Линия должна быть сплошной, все стыки должны примыкать друг-другу и не иметь «щелей».
Чтобы проверить пропитал ли резерв ткань,посмотрите на работу с изнанки, и если где-то резерв плохо пропитал ткань — это видно. Волокна ткани остаются белесыми, а должны или потемнеть , если резерв бесцветный или полностью окраситься цветом, если он цветной. Но будьте внимательны !

Точно убедиться , что все хорошо — поможет всем известный способ. Распишите работу водой и все огрехи себя сразу обнаружат! Однако при не аккуратной росписи все равно возможны протеки. Помните, что если вы коснетесь кистью резервной линии – краска просто «перепрыгнет» на другую сторону.

Про резервы и фирмы.

Резервы делятся на две группы : резервы на основе резинового клея или каучука и соответствующего растворителя и на резервы на водной основе (контуры -резервы).

Резервы бензиновые и каучуковые хорошо держат краску, имеют неприятный запах, проще в работе. Не удаляются полностью из ткани, только после бензиновой ванны (или соответствующего растворителя). Если работать этим резервом без фанатизма, это совершенно не мешает, после глажки и стирки становится как-то мене ощутим, но может это у меня глюки?!
Если говорить о цветной группе этих резервов, то они очень неудовлетворительные.
В случае, когда резерв загустел, его можно чуть-чуть разбавить соответствующим растворителем , до необходимой консистенции, но аккуратно, чтобы это не повлияло на его резервирующие свойства. Если же такой резерв,наоборот, слишком жидкий, то ему надо дать немного постоять с открытой крышкой, лишняя влага уйдет и он станет более густым.

1.Резерв фирмы «Гамма» на основе резинового клея и бензина.
Имеет резкий специфический запах. Работать им необходимо в легко проветриваемом помещении.
Бывает прозрачный , черный , красный, зеленый , синий, металик (золото, серебро, бронза).Хорошо пропитывает даже плотную ткань и хорошо держит краску.
Бесцветный резерв на ткани не заметен, но полностью не выстирывается, только при хим. стирке или в самом бензине / растворителе.
Цветной резерв при высыхании теряет цвет. Черный становится серым, остальные цвета также блекнут.

2.Гута — контуры на основе каучуковой субстанции и растворителя разных иностранных фирм .
Имеет резкий специфический запах, но не такой сильный и неприятный как гаммовский. Хорошо пропитывают ткань. Цветные – тоже блекнут.
Т,е. если вам нужен не черный а серый цвет резервной линии — то вполне подходит, но это точно не черный.
Золотые и серебряные… в них как бы частички металла, их сложно размешать. Наносить на ткань неудобно, т.к частички металла неравномерно вытекают и пропитывают ткань.
Легко выстирываются из ткани – не понравились вообще. Но это я про иностранные, гаммовские металики я не пробовала, хотя видела /нюхала ( как я поняла принцип у них тот же — частички металла).

3. Контуры – резервы на водной основе.
Не имеют резкого запаха.
Хорошо пропитывают тонкую ткань . Ткань средней плотности тоже хорошо пропитывают, но надо следить , чтобы линия была достаточно толстой,
либо применять двойное резервирование (с обратной стороны). Также при росписи красками надо стараться расписывать ткань полусухой кистью.
Бесцветный контур полностью выстирывается из ткани.Эти контуры — резервы
фиксируются утюгом и отлично сохраняют свой цвет. В составе металиков идет пигмент, держатся на ткани очень хорошо.
Цветные и металики обязательно надо хорошо проглаживать и потом можно стирать.
Я опробовала и довольна контурами фирмы PEBEO, MARABU и JAVANA
Явана и пебео у меня держат краску на эксельсиоре и фуляре.
Марабу держит даже на крепдешине, черный держит хуже, белый перламутр и графит держат даже на тонком атласе. Эти резервы бывают разной консистенции.
Если резерв сильно жидкий – слабый состав, не держит краску, если сильно плотный – плохо пропитывает ткань .
Контуры Lefranc & Bourgeois позиционируют себя как резервы, но краску держат очень плохо (во всяком случае у меня)

4. Контуры декоративные и глитеры.
Предназначены только для декора ткани.

Проблемные моменты и как их избежать 😉

Вообще, я рекомендую начинать работу в холодном батике с резерва фирмы «Гамма» (резерв может быть и самосваренный, я имею ввиду резерв на основе резинового клея и бензина)
Он, конечно, имеет неприятный запах, но это резерв –зверь. Он самый простой в работе. Во-первых его можно наносить из трубочки, а более ровные линии получаются именно при нанесении резерва из трубочки (у начинающих), во – вторых по началу новички «не видят» линию.

Итак , начнем 🙂 Вот взяли Вы трубочку в руки, вытерли кончик бумажкой — рука немножко трясется — это нормально)))теперь запомните! Когда вы не работаете трубочкой , а зеваете или мечтательно засмотрелись в окно:) -вы держите трубочку ВСЕГДА так, чтобы верхний её конец всегда был выше, а носик трубочки при этом всегда смотрел вверх. Установите так трубочку и прикройте глаза, руки должны запомнить это положение, а кровь впитать его в мышцы:)
Почему ? Потому что как только вы перестали наводить линии этой трубочкой, очень часто вы , как бы по логике вещей, чтобы резерв не вытекал из носика . — переворачиваете трубочку вверх тормашками . и теперь резерв может вытечь из другого отверстия. ) Вот честно, у меня на курсах почти все так делают, поэтому предупреждаю.

Дальше можно поводить трубочкой на пробном кусочке ткани, желательно той, на которой будете делать работу. Зачем? Чтобы посмотреть как быстро/медленно надо вести трубочку , чтобы резерв пропитывал именно эту ткань .
Теперь приступайте к наводке резерва на работе. Да куда ж вы так спешите. Мы о чем уже столько толковали?
Да! Когда быстро ведешь трубочку — руки меньше трясутся и линия вроде аккуратней, но резерв-то не успел ткань пропитать, придется все равно проводить линию повторно, а попасть в первую линию скорее всего не удастся, поэтому линия получится еще менее аккуратная. Поэтому все-таки потренируйтесь на свободном кусочке, поймайте скорость с которой надо вести трубочку и приступайте.

Итак, вам кажется , что резервная линия сплошная и вполне себе не тонкая, что она удержит краску. но опять таки, по началу , даже , если линия сплошная, но тонкая и ее нечаянно коснуться кистью при росписи – краска перепрыгнет на другой фрагмент… Просто помните об этом.

Работая гаммовским резервом легче сделать «правильную» линию, не имея опыта и навыков. При правильном нанесении держит краску даже на плотном атласе и туали.
Каучуковые из трубочки плохо льются, они по природе более вязкие, а если их разбавить так чтоб из трубочки – это уменьшит их резервирующие свойства. Поэтому только из тюбика.
А тюбик + аппликатор = неровные линии (без опыта.) Потому что работать им и упереть руку во что-то или на что-то сложно. Пахнут меньше, цвета тоже тускнут. А золото и серебро… в них как бы частички металла, которые из трубочки вообще не выползают, их сложно размешать для равномерного появления из носика этих самых частичек…легко выстирываются – не понравились вообще, но об этом я уже писала 🙂

Контуры -резервы на водной основе

Именно при работе с ними у новичков возникает большинство проблем. Попытаюсь их раскрыть и объяснить.
При работе резервами на водной основе важно уметь соизмерять толщину линии и плотность ткани. Даже если вы провели сплошную линию и она пропитала ткань, посмотрите на ее толщину!
Так как это резервы на водной основе,линии, проведенные ими при росписи частично подрастворяются и…и могут пропустить краску. Поэтому сделайте линию чуть толще и старайтесь работать с минимальным кол-ом воды. Такие резервы не любят, когда много влаги, бывает на кисти больше краски , чем может на данный момент впитать в себя ткань, лучше сразу уберите излишки полусухой кистью. Также линию желательно потолще, потому что по началу многие забывают что не надо подходить к резервной линии ближе чем на 2 мм. Краска сама растечется до заданных пределов. Однако если вы работаете акрилом, и повторно расписываете фрагмент, краска может хуже растекаться, ее надо немножко втирать и вы несомненно подойдете ближе к контурной линии, будьте аккуратны! Малейшее касание ее кистью и краска может перепрыгнуть , если линия тонкая. Если вы при работе этими контурами решили проверить все перед росписью и сделали заливку фрагментов водой и все окей, не спешите радоваться 😉 вы уже немного подрастворили свою резервную линию этой проверкой , удержит ли она теперь краску ?! Достаточна ли толщина этой линии?!

Вот это я называю уметь «видеть линию», приходит с опытом и «шишками» 😉
Работать с этими контурами лучше полусухой кистью, чем меньше воды – тем больше шансов на успех. А как же расписывать большие площади ? Только с водой, поэтому линия и ещё раз линия.
Можно страховать себя двойным наведением, т.е повторять линию с изнанки, мне этот метод кажется приемлемым только на очень плотных тканях, т.к. попасть точно в линию может не получиться, она станет толще. Так может лучше сразу сделать ее потолще ?!
Все рекомендации даны с учетом того, что я не фанат толстых линий 😉 А очень даже наоборот, вот.

В общем-то у меня собирается подобная статья по краскам , но когда это будет. не знаю.

Оцените статью