Что такое батик коротко

Что означает батик: инструкции для красивой росписи по тканям

Термин «батик» зародился на острове Ява. Именно оттуда популяризировалось ремесло. Он подразумевает под собой процесс окрашивания ткани с использованием техники резиста, то есть покрытие участков ткани стойким к красителям веществом, чтобы они не впитывали цвета. Считается, что этой технике более тысячи лет.

Что такое батик

Если заглянуть в историю, то можно увидеть подтверждение — в начале веков нашей эры в Африке, на ближнем востоке и в некоторых местах в Азии такая техника была широко используема.

Что за материал

Популярность ремесла можно объяснить тем, что он предлагает огромные возможности для художественной свободы. На ткани можно выводить несметное количество рисунков, а не ограничиваться тем, что может выдать ткацкий станок. Также, батик очень стоек, цвета несмываемы, в отличие от набивных рисунков.

Батик — древнее текстильное ремесло, происхождение которого связано с Африкой (Египет), Китаем, Японией и Центральной Азией, более распространен сегодня в Малайзии и Индонезии.

Происхождение ремесла

Слово батик означает «роспись воском». Самые лучшие работы выполняют на ткани с высокой плотностью нитей и ровную поверхность, такую ​​как хлопок или шелк.

Ткань для батика заготавливают заблаговременно. Простирать, растянуть на поверхности, чтобы резиста лучше проник в волокна. В качестве резиста используют пчелиный воск, смола или парафин.

Читайте также:  Выкройка школьной формы ссср для куклы

Воск наносится на участки ткани, а не на всю ткань. Для получения красителей с помощью специального инструмента, который называется «пение» (инструмент из медной чаши с тонкой струей и деревянной ручкой).

Нанесение воска на обозначенные участки всего куска может занять месяцы. Затем наносится краситель на ткань щеткой или маканием определенных участков.

Нанесение на волокно пигмента

Важно! Ткани дают высохнуть в течение до двадцати четырех часов для отверждения, затем гладят. Затем ткань промывают в холодной / кипящей воде до прозрачности.

Ткань затем высушивается медленно, вдали от тепла и солнечного света, так что цвета хорошо закрепляются и становятся постоянными, не исчезают.

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.

Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.

Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Виды и классификация батика

Техника рисования по ткани включает в себя такие разновидности:

  • Рисование холодной техникой. То есть резистом выступает контур на основе бензина, парафина или резинового клея. Прекрасный вариант для новичков.
  • Горячая техника, которая предполагает рисование горячим жидким воском. При этом рисуют не просто контур, но и каждый цвет. По окончанию всей работы, воск снимают с помощью бензина. Эта техника наиболее трудоёмка.
  • Техника с помощью узелков. Для получения неповторимого рисунка, ткань связывают в узелок, без какого-либо резерва, окунают в пигмент либо распространяют рисунок кистью.

Существует вариант, когда резист не применяют, а просто — кистью наносят рисунок на ткань.

Что нужно для батика: ткани, рамки, краски

Для занятий необходимо:

  • Приготовить рамку или пяльца, в зависимости от размера холста. Существует специальное приспособление для батика, продается в специализированном магазине.
  • Ткань батик — что это можно узнать у мастеров или в специальном магазине. Используют натуральную ткань — х/б, шелк, батист, шерсть. Однако плотная ткань не подходит, так как сквозь ее волокна не проступит резист и пигмент.
  • Карандаш бумага — для создания эскиза
  • Батик рисунки для начинающих на ткани
  • Ножницы для ткани.
  • Пчелиный воск, в зависимости от техники исполнения.
  • Вода.
  • Перчатки, для защиты рук.
  • Помимо этого будут необходимы краски, резист.

Необходимые инструменты для техники

Стоит сказать, что резист можно приобрести готовый, в стартовых наборах или же приготовить самостоятельно.

Техника работы с холодным батиком

Батик как рисовать по ткани может показаться сложным новичку. Но это не о холодной технике рисования.

Техника холодного ремесла

Холодная техника отличается тем, что резист может быть бесцветным либо же пигментированным. Часто это парафиновый или бензиновый контур. Наносят состав специальной трубкой, разного диаметра.

При такой технике пигмент прекрасно закрепляется с помощью запаривания, которое обеспечит, в будущем прекрасную стойкость цветов на ткани.

Краски для ремесла

Такая техника может варьироваться в зависимости от типа:

  1. Классический — рисунки созданы при помощи замкнутого холодного резиста. Нанесение в один слой.
  2. Многослойный. Рисунок наносят в несколько слоев.
  3. Незамкнутый. Роспись производиться с помощью линии резерва и смещения соседней плоскости.
  4. Свободный тип. При такой технике рисунок наносят хаотично, а на заключительном этапе наносят резерв. Такой вариант предполагает несколько способов выполнения. Это могут быть краски с солевым раствором, краски с загустителем в качестве резерва, масляные краски, специальные печатные краски.

Техника батик — горячий способ

Батик роспись, по ткани для начинающих в горячей технике сложна.

Техника горячей росписи выполняется на двух видах ткани- шелке и хлопке. Для того чтобы нанести краситель, предварительно наносится воск специальной заострённой бамбуковой палочкой или специальным инструментом чантингом. Если есть участки, где нет необходимости окрашивать пигментом, такой участок прорисовывают воском.

Важно отметить, что горячая техника трудоемка, так как покрытии воском участков может повторяться несколько раз. Именно от этого зависит интенсивность и яркость цветов будущего рисунка, а также стойкость пигмента.

Горячий батик может иметь различия в технике выполнения:

  • Однослойный. То есть фиксация происходит при нанесении воска в один слой.
  • Многослойный, когда на ткань наносят несколько слоев воска, тем самым можно создать градацию цветов на рисунке.
  • Вытравка. Такой метод предполагает фиксацию определенных цветов на участке с вытравкой до белого цвета участков, где нет воска.

Узелковый батик: техника выполнения для начинающих

Узелковая техника

Прекрасным вариантом для новичков станет техника узелкового батика. Она, в принципе, нес ложная. Суть ее окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань узелками, в которых не должно быть окрашивания. Важно — при окрашивании такой техникой, нужно использовать анилиновые красители. Такие красители прекрасно подходят для натуральных тканей — бязь, ситец, сатин.

Для того чтобы получить оригинальный узор, нужно по-разному скрутить ткань.

Другие виды росписи и рисования

Существуют и другие техники рисования — экспериментальные. К ним относят:

  1. Аэрографию. Когда сочетается машинная и ручная роспись, а краска распространяется по ткани специальным аппаратом — аэрографом.

Аэрограф для батика

  1. Шибори. Такая техника очень проста и доступна для всех. Ткань связывают узелком и помещают в краску.
  2. Поливка. При такой технике воск поливается на ткань в горячем виде.

Поливка — батик

  1. Штамповка. Такой вариант предполагает нанесение заранее приготовленного узора с помощью жидкого воска.

Вид батика штамповка

  1. Роспись валиками, которая также применяется при расплавленном воске.

Также существует батик как рисовать на ткани — живописный, обратный, монументальный, офортный, философский и т.д.

Монументальный вариант

Многие опытные художники этой техники восторгаются ремеслом батика, так как оно неповторимо. Процесс, когда ткань поглощает в себя воск и краску, отражая игру оттенков нельзя не с чем сравнить.

Современный батик роспись по ткани, хотя и во многом благодаря прошлому, заметно отличается от традиционных и формальных стилей. Например, художник может использовать офорт, разгрузочное окрашивание, трафареты, различные инструменты для окрашивания, рецепты воска с различными сопротивляемыми поверхностями, работать с шелком, хлопком, крепдешин , шерстью, кожей, бумагой или даже древесиной и керамикой.

Батик

Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества [1] .

На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии [2] , Индии и др. В Европе — с XX века.

Содержание

Происхождение

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска» [3] . Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Технология

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани. В российской традиции к батику также относят окрашивание связанной и скрученной ткани ( тай-дай [en] ) (например, узелковый способ).

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом [4] . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Работа в технике горячий батик

Холодный батик

Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. Холодный батик относится к европейской модификации классических техник. В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от многослойного горячего батика). Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания станковых живописных либо декоративных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и хлопка производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.

Техника сибори

«Сибори» — так называемый складной батик. Строго говоря, сибори, как и все разновидности тай-дай [en] , к батику не относится. Это другой вариант резервирующего окрашивания [en] . Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника «бандан»

Техника узелкового батика («бандан») — индийский вариант «тай-дай». Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Оцените статью