Что такое батик шри ланка
К огда мы смотрим на горящую свечу и видим, как расплавленный воск медленно стекает к ее основанию, — мало кому придет в голову, что с помощью воска далеко, у экватора, вот уже в течение многих веков мастера делают батик — неподвластную времени, поражающую богатством декора и многоцветием красок, вызывающую восторг утонченностью и тщательностью отделки традиционную индонезийскую ткань. « Б атик». Собственно, это таинственное и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно так — «капля воска».
Если национальный индонезийский оркестр гамелан, по образному выражению Константина Бальмонта, — «колодец снов без дна», а кинжал-крис волнообразной формы — «олицетворение коварства и хитрости Востока», то батик — это целая поэма красок и символов.
В нем и тропические светляки, ярко вспыхивающие в ночных зарослях, и рисунок пальмовых крон, и узор морской волны. «Прислушайтесь, — писал Иван Александрович Гончаров, посетивший Яву в 1853 году, — и вы услышите, как растет здесь трава». Посмотрите на батик, добавим мы, и вы проникнете в душу индонезийца.
Проделаем небольшой опыт. Возьмем кусок белой ткани, нанесем на него несколько капель расплавленного воска, — а когда он застынет, опустим ткань в сосуд, например, с синей краской.
Вынув ткань из сосуда, мы обнаружим, что вся она окрасилась, за исключением мест, покрытых воском. Счистив воск, получим синий платочек с белыми горошинами.
Если затем залить воском уже всю ткань, оставив открытыми только незакрашенные места, и опустить ее в красную краску, то получится синий платочек с красными горошинами. Считайте, что мы освоили азы изготовления батика!
На деле, конечно, все значительно сложнее. Посетив однажды батиковую фабрику в Джакарте, я был поражен тем, как много операций приходится делать мастерицам (изготовлением батика занимаются в основном женщины).
Прежде, чем приступить к нанесению узора, ткань тщательно и долго обрабатывают, чтобы она стала эластичной и гладкой. Ее опускают в кокосовое молоко, многократно замачивают в воде, стирают в растворе из смеси растительного масла и каустической соды.
Затем ткань накрахмаливают, чтобы воск лучше сходил в процессе очистки и чтобы краска не растекалась за пределы рисунка; заворачивают в рулон, кладут на доску и отбивают деревянным молотком.
Весьма трудоемок и сам процесс наложения рисунка на ткань.
Его наносят воском (причем, с обеих сторон!) с помощью специальной чашечки с узким полым носиком, которая называется чантинг. Яванцы, обожающие иносказательность, говорят о ней так: венчик у нее, как у цветка; клюв, как у хищной птицы; пятеро преследуют ее по белому полю, и она всюду оставляет за собой кровавые следы.
Клюв — это носик, пятеро преследователей — пальцы руки, белое поле — ткань, а кровавые следы — краска. Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Его никогда не делают большим: ведь тогда воск в чашечке быстро застынет, к тому же, таким инструментом было бы трудно орудовать. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности — ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку.
Но и это не все. Впереди самое главное: окрашивание ткани путем многократного нанесения воска и опускания ее в различные краски — сначала в синюю, затем в коричневую, а потом и во все другие, по мере необходимости.
Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! Но результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.
И стория возникновения батика теряется в глубине веков. На право первооткрывателей претендуют Египет, Персия, Индия, Китай. Но нигде его изготовление не достигает такого мастерства, как в Индонезии. В течение многих столетий сложились неповторимая цветовая гамма и затейливый орнамент. Трудно поверить, но существует около трех тысяч сюжетных вариантов батика! Это и геометрические узоры, и стилизованные изображения животных, играющих большую роль в жизни и верованиях индонезийцев, — буйволов, слонов, крокодилов, змей, ящериц, драконов, птиц. Рисуют на ткани растения, изображают предметы быта и охоты, особенно часто — холодное оружие. Один из популярнейших сюжетов — фигуры кукол теневого театра ваянг. Весьма разнообразна цветовая палитра, от строгих коричневых и синих тонов джокьякартской школы до светлых и ярких — на Западной Яве (светло-коричневый, золотисто-желтый и т. д.). Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение. Девушка не могла выйти замуж, пока не изготовляла себе батик для праздничного обряда. До сих пор сохранился обычай обвязывать молодых батиковым саронгом, что символизирует единение душ. Батиковым полотном накрывают больного, чтобы помочь организму бороться с недугом. Им же покрывают умершего, чтобы обеспечить его благополучный отход в потусторонний мир. В батиковом шарфе, переброшенном через плечо, носят грудных детей. Считается, что магическую силу имеют также орнамент и цвет батика. Синий и коричневый цвета побуждают владельца на благородные помыслы и поступки, темно-бордовый — на решимость служить родине; розово-лиловый хранит красоту и молодость. В представлениях яванцев батик, как женское начало, вместе с мужским началом — кинжалом-крисом символизирует единство всего сущего. Задрапированные в батик фигуры смотрят на нас со стен храмов XII в. Древние китайские хроники повествуют о подарках заморских раджей с индонезийских островов; среди даров не последнее место занимала «пестрая ткань» — батик. Индийские и арабские купцы в XVI в. считали для себя удачей — увезти из Индонезии хотя бы несколько отрезов батика. Это было трудно сделать, поскольку его изготовление в ту пору являлось прерогативой только девушек из аристократических семей и обитательниц двора. Сейчас батик производится в стране повсеместно, и не только традиционным способом. Жизнь внесла изменения и в эту сферу. Еще в 1840 году стали наносить рисунок с помощью медных и оловянных штампов (набивной батик), а в XX веке появилось производство тканей, имитирующих натуральный батик или оформленных в традиционном стиле (печатный батик). В отличие от натурального, изнанка в них никогда не прокрашивается. Одежда и предметы быта из батика — неотъемлемая часть жизни индонезийцев. Из него изготовляют женские платья, купальники, шарфы, головные уборы, платки, дамские сумочки, покрывала, скатерти, салфетки, шторы, абажуры. Мужская батиковая рубашка на торжественных приемах заменяет европейский костюм или смокинг. Десятки дизайнеров и модельеров работают с батиком, создают новые образцы ткани. Один из последних изысков — батиковые рубашки из шелка на подкладке. Непревзойденным мастером считается Иван Тирта, который снискал себе громкую славу, разработав в 1994 г. для каждого из участников тогдашнего саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) оригинальный дизайн батиковой рубашки. А с начала 60-х годов в Индонезии вошли в моду батиковые картины, поражающие изысканностью орнамента, смелым сочетанием красок и богатством фантазии. Во всех крупных магазинах есть отделы батиковых картин и одежды, но особенно славится ими универмаг «Сарина» в самом центре Джакарты. Если верить легенде, в далекие времена, когда мудрость еще была не седой, а юной, — прародительница яванцев, прекрасная Чандра Кирана, преподнесла своему возлюбленному в знак преданности батиковое одеяние. Изделие из батика и сейчас — лучший подарок в Индонезии: ведь в нем — частица души народа. |
« Б атик…Праздник моего сердца, вечно новый друг, провожатый по дорогам фантазии, непредсказуемый посредник между земным миром и миром грёз, изумительный и прекрасный. Игра света в переливах ткани, сияние красок, сказка наяву…» Это вдохновенное признание Елены Ольковой, мастера древнего и вместе с тем очень любимого сейчас жанра батиковой живописи, вводит нас в мир одного из самых популярных на Шри-Ланке и характерных для Азии ремесел. Трудно представить себе Цейлон без многочисленных мастерских, или, как их здесь важно именуют, фабрик батика. Малайское слово «батик» обозначает и технику живописи, и украшенную ею многоцветную ткань. Для большинства из нас батик представляется в виде платков и шарфов из шифона с прозрачным, будто слегка влажным рисунком. Однако ланкийский батик, как правило, выполняется из хлопчатобумажной ткани; рисунок выглядит ярким, сочным и вовсе не прозрачным. Впрочем, обо всем по порядку. В основе техники батика лежит принцип резервирования, т. е., покрывания не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Подобные приемы использовались еще в Древнем Шумере, в Южной Америке (Перу) или в африканской культуре, — но наибольшее развитие батик получил в азиатских странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Таиланде и Шри-Ланке. А в последнее время эта расписная ткань стала предметом модного увлечения в Европе и Северной Америке. В каждой из стран батик имеет свои особенности — технику росписи, материалы, художественные образы и мотивы. Из техник наиболее известны две. Первая — традиционный горячий батик: для создания узора используют расплавленный воск или другие, подобные по свойствам материалы. Вторая техника, так называемый холодный батик — суррогатное изобретение европейских мастеров. Рисунок по контуру обводят специальным составом, при этом «инструментами творчества» часто становятся резиновый клей и утюг. Самый известный в мире — индонезийский батик с острова Ява. Для него характерны синие и коричневые цвета в сочетании с белым, индуистская символика: фигуры богов, орел бога Вишну — Гаруда, цветок лотоса, священная змея Наг, древо жизни и т. п. В районах, где преобладает исламское население, развит замысловатый геометрический орнамент. В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке влияние китайской культуры изменило как технику, так и общий вид батиков. Здесь чаще используют шелк, нередко ткани пропитывают воском или специальным составом для придания им жесткости. Цветовая палитра разнообразнее, краски ярче для основных сюжетов и нежнее — для пастельного фона. При этом темы вполне традиционны: драконы, фениксы, змеи, львы и тигры, цветы, порой — целые пейзажи или жанровые сценки. В Европу батик завезли голландцы в XVII веке, возможно, как раз с Цейлона или с Явы. Получив распространение в Германии, батик преобразился: расширилась цветовая гамма, упростились технологии. Стали использовать не только ткань, но и кожу, бумагу и даже металл. Но отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой — в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании. Совсем другое дело — народные промыслы, уходящие корнями в тысячелетнюю культуру, в традиционный быт. На Шри-Ланке для сохранения традиции как раз и создаются мастерские, где девушки учатся основам мастерства шаг за шагом: готовить ткань, нанося на нее углем или карандашом рисунок, лить из ковшика воск, расплавленный здесь же, на специальной печке. Работа кропотлива и требует от мастериц терпения, точного глаза и верной руки. Цветовая гамма цейлонского батика разнообразнее и богаче, чем в Индонезии; словно в зеркале, она отражает многоцветье окружающего мира. Сюжеты разнообразны и затейливы: буддистская и индуистская символика, орнаменты с достаточно свободным выбором деталей и линий, сценки из народных сказаний, пейзажи, бытовые сценки, фигурки животных, растения. Долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и своеобразными письменами, средством выражения мысли. Может быть, потому он так самобытен и ярок. А еще — добр и мудр, как все, что делают великодушные люди. Авторы благодарят туристическую компанию «JETWING» за предоставленную возможность посетить Шри-Ланку и инфоцентр «AYUBOWAN» — за содействие в подготовке материалов. Искусство крашения ткани в Индонезии. Батики.Добрый день! хочу поделиться информацией о батике, его история виды и т.п. этот матерриал из моей дипломной работы, собран из разных литературных источников!! иллюстрации выложила по памяти, поэтому могут быть неточности в значении узора!
Искусство крашения ткани в Индонезии . Индонезия — островная страна с древней культурой и искусством, особенно самобытным на островах Бали, Ява, Суматра, интересно развивающимся основе художественных традиций далекого прошлого. Индонезия расположена на островах Малайского архипелага, известного в индонезийской традиции под поэтичным названием «Нунсантра» («Далекие родные острова»). При мысли о традиционном искусстве Индонезии в нашем сознании возникает будоражащий воображение диковинный мир — мир ночной магии кукольно-теневого театра, чародейства причудливо изогнутых клинков и фигурных рукоятей кинжалов-крисов, сказочного богатства узоров тканей-батиков, покоривших весь мир благородством сочетания глубоких темно-синих и мягких, словно светящихся, коричневых тонов на фоне цвета слоновой кости. Единство художественной культуры Индонезии коренится, прежде всего, в устойчивости архаичных доклассовых религиозно-мифилогических традиций. Среди них особенно важными были связанные с анимистическими представлениями культы водной стихии, земли и горных вершин, которые считались местопребыванием божеств и духов предков, а также источником животворной силы, магической энергии и хранилищем священной воды. С аграрным культом земли связано почитание покровительницы земледелия богини риса Деви Сри — олицетворения земли и изобилия. Архетипы традиционного сознания индонезийцев отражали противопоставление священной горы как олицетворения Неба (Верх) богине риса, воплощающей Землю (Низ), которое лежало в основе религиозно-философского содержания древних ритуально-магических зрелищ, впоследствии оформившихся в театральные представления. Батики Традиционные индонезийские ткани батики изначально были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа по женской линии. У яванцев они некогда имели сакральное значение. Известно, что некоторые из батиков использовались в особых ритуалах, их приносили в жертву королевским предкам, покрывая гробницы яванских монархов. На Яве под словом «батик» традиционно подразумевается определенная техника окраски хлопчатобумажной ткани путем ручной резервации узоров воском с двух сторон ее поверхности. Общепринято полагать, что изначально изготовлением батик тулис (выведением восковых узоров) занимались придворные женщины привилегированных сословий Явы. Освоение искусства батика входило здесь в систему их традиционного воспитания, считаясь своеобразным методом духовного самоусовершенствования, своего рода медитацией — «рисованием батиковых узоров на сердце» ( mbatik manah ). С середины XIX в. и по сей день, батикованием на острове занимаются женщины всех сословий. Техника ручного изготовления яванского батика чрезвычайно сложна, длительна и многоэтапна. Каждый центр изготовления имеет свою региональную специфику. В целом можно сказать, что узоры наносятся с двух сторон поверхности при помощи чантинга — миниатюрного медного чайничка с одним или несколькими носиками, после чего следует многократное погружение ткани в первый краситель — темно-синий индиго. Затем следует резервация воском, уже окрашенных синим узорных мест ткани и освобождение от него тех участков, которые должны принять на себя следующий цвет — темно-коричневый краситель сога. В заключительный этап входит снятие воска со всех участков ткани, ее промывание и закрепление цветостойкости узоров. В том случае, когда ткань должна быть окрашена в другие цвета, все операции проводятся в той же последовательности. Изготовление тканей, украшенных в технике подобного типа, известно во многих странах (Египте, Индии, Китае, Японии, Перу и др.). Однако, яванские батики, благодаря редкому техническому совершенству, исполнению и богатству орнаментов, с полным основанием можно назвать уникальным явлением в мировой культуре (время и место происхождения батиков является предметом дискуссий среди исследователей этого вида индонезийского искусства. Большинство из них склонны считать, что техника яванского батика возникла не без влияния индийских традиций батикования XIII в.) С конца XVIII века и по сей день, батики служат национальной одеждой индонезийцев (как мужчин, так и женщин) в виде каина пандянг — прямоугольного полотна размером около 250х105 см, драпируемого на теле от талии до лодыжек наподобие юбки. Мужчины носят также саронг из того же батика, который представляет собой широкую юбку, и головной платок из той же ткани. Женщины дополняют костюм широким плечевым батиковым шарфом и кебайя — приталенной блузой с длинными рукавами. Батики , согласно индонезийской традиции олицетворяющие силу женских предков, некогда приносились в приданое. Наиболее древние узоры этих тканей носили магический характер, вера в который отчасти сохранилась и в наше время. Так, некоторые из древних орнаментов, как, например, «рассыпанные зерна риса», символизируют пожелание плодородия и большого потомства. Такие же ассоциации вызывают все разновидности растительных узоров, в основном это изображения древа жизни. Иные же, по поверьям, способствуют счастью, взаимной любви, благополучию семейного очага. Как, например, узор сидомукти, и по сей день, украшающий парные свадебные батики новобрачных. Он состоит из традиционного набора повторяющихся мотивов: «рассыпанных зерен риса», изображения древа жизни и орла Гаруды в различных иконографических версиях. Образ сакральной птицы, в частности солнечного орла, относится к наиболее архаичным компонентам традиционного мировоззрения индонезийцев. С приходом индуизма на архипелаг произошло его слияние с образом несущего на себе божество Вишну священного орла, связанного с культом Солнца. Распространен узор со стилизованным рисунком храма, обрамленного крыльями этой птицы, что связано с пожеланием молодоженам большого потомства и покровительства, богов в семейной жизни. (ил.6) Узоров, украшающих батики Центральной Явы, в настоящее время насчитывается несколько тысяч (Изготовление батиков распространено во многих районах Явы. К наиболее значительным из них относятся центры, расположенные на северо-восточном побережье острова (Чиребон, Пекалонган)). Однако по типу декора эти ткани в целом можно подразделить на три большие группы: батики с геометрическими орнаментами, растительными и изобразительными мотивами. Последние также известны под условным названием «космогонические». Самой древней считается первая группа. По композиционному решению она делится на ткани с диагональным расположением узора и ковровым заполнением всей поверхности. К «диагональным» батикам относятся ткани, украшенные орнаментом в виде S -образных спиралей-парангов, восходящих к временам неолита и упомянутой нами эпохе бронзы Донгшон. По поводу происхождения парангов на Яве существует много поэтических легенд. Чаще всего в них говорится о волшебных озарениях или снах яванских монархов, «увидевших» этот чеканный узор в прихотливом завихрении волн или в очертаниях скалы, разбитой ударом молнии. Согласно традиционным представлениям, S -образные спирали, уложенные в строгие диагональные ряды, олицетворяли идею бессмертия, вечного круговорота жизни (ил. 7). К батикам с так называемым диагональным расположением геометрических узоров относятся и ткани, украшенные широко известным благопожелательным мотивом удан лирис («слабо моросящий дождь»). Это один из самых поэтических и тонких орнаментальных мотивов батика. Диагональные ряды заполнены изображениями многочисленных миниатюрных фигур: ромбиков, овалов, кругов, крестиков, зигзагов и т.д., выполненных с ювелирной тщательностью. Подобные батики принято называть своеобразной энциклопедией геометрического узорочья индонезийского искусства. К тканям с так называемым «ковровым заполнением» относятся батики с узором грингсинг («отгоняющий болезни»). Он образован маленькими чешуйками с крохотными точками-глазками в центре, уложенными вплотную друг к другу по всему полю ткани. В недавнем прошлом такие батики использовались в магических «целительных» обрядах, во время которых в них заворачивали больного, произносили заклинания и задабривали божества жертвоприношениями. Батики , имеющие чисто растительный орнамент, довольно редки. Чаще всего мастера соединяли растительные и изобразительные мотивы. Так, например, растительные узоры, известные под общим названием Семен («молодой побег»), нередко сочетаются в тканях с мелкими геометрическими мотивами, играющими роль фона, и изобразительными знаками-символами, к которым относятся сдвоенные крылья, символизирующие Гаруду, а также упругие бутоны и пышные цветы священного лотоса (ил. 8). Примечательность подобных тканей заключена в преобладании белого фона, на котором эффектно выглядят крупные, повторяющиеся сине-коричневые узоры. По характеру декора эта ткань близка к высоко чтимой «космогонической» орнаментальной группе батиков центральной Явы. Этот термин условен, он введен автором для обозначения большой группы узоров, по своей семантике связанных с древними философско-религиозными понятиями яванцев, таких, как космос, устройство вселенной, священное древо жизни и т. д. К третьей группе батиков относятся ткани с изображением религиозно-мифологических символов, в декоре которых зашифрованы, в частности, такие понятия, как трехчастное единство вселенной, представляемое узорами с изображением Гаруды (верхний мир), змеи-наги (нижний) и древа жизни (средний) (ил. 9). В батиках с изобразительными мотивами есть одна особенность, заслуживающая внимания,- в них графика линий достигает подлинного артистизма, вызывая ассоциативную связь с тончайшей филигранью рисунков на поверхности кукол ваянга, близких к батикам и по своему содержанию. Объяснение столь органичной взаимосвязи двух видов искусства лежит в разносторонности интересов и многогранности таланта народных мастеров, работавших одновременно и в той, и в другой области. Так, до настоящего времени многие резчики кукол создают для женщин-батиковщиц рисунки для тканей. Интересно, что эта традиция восходит ко времени яванского средневековья, когда создание узоров для батика и изготовление ваянгов считалось почетным занятием придворных аристократов прияи. Существенно, что в настоящее время прияи не только сохранились на Яве, но и продолжают свои традиционные занятия, совершенствуясь в одном или нескольких из шести видов «высокого искусства», которые перечислялись выше. Наряду с батиками классического типа, выполненными в традиционной сине-коричневой гамме, широкое распространение по всей стране с начала нашего века получили многоцветные батики, исполненные в полуручной технике печатного штампа (чап). Сложная цветовая гамма этих тканей словно образует ансамбль, где краски уподоблены солирующим мелодиям оркестра, которые вкупе составляют тонкую музыкальную гармонию произведения в целом. Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до двадцати кусков ткани. В 50-е годы ХХ века на Яве появились художники, создающие станковые картины в технике батика (ил. 10). Тарисман В. Г. К истории развития индонезийской одежды ( по коллекциям МАЭ). МАЭ. Вып. 30; Культура народов Австралии и Океании. Л., 1974. С. 140-166; Чукина Н.П. о технике изготовления центральнояванских батиков // Научные сообщения ГМИНВ. Вып. 10. М., 1978. |