Что такое бранная вышивка

«Возникновение и развитие вышивки»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Теоретическое занятие на тему «Вышивка «Бранное шитье».

1.1. Цель и задачи занятия

1.2. Наглядные пособия и инструменты

1.4. Конспект теоретической части занятия

Ознакомительная лекция «Возникновение и развитие вышивки»

Ознакомительная лекция «Технология выполнения бранного шитья».

Практическое занятие на тему «Бранное шитье. Выполнение вышивки»

2.1. Цель и задачи практического занятия

2.2. Наглядные пособия и инструменты

НА ТЕМУ «Вышивка «Бранное шитье»

Формирование знаний об особенностях вышивки как вида этнического искусства, формирование умений и навыков выполнения вышивки.

Изучение особенностей построения композиции в народной вышивке «бранное шитье», использования традиционных сюжетов, симантики декора и цветового решения, характерных для данной вышивки;

Изучение техники выполнения бранного шитья;

Формирование умений и навыков бранного шитья;

Развитие индивидуальных творческих способностей, чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

Формирование интереса и любви к этническому искусству;

Воспитание самостоятельности, творческой активности каждого ребенка.

— изделия с традиционной вышивкой,

— фотографии и иллюстрации с изображением бранного шитья,

— схемы и таблицы символов, использованных в орнаментах бранного шитья;

— таблицы и схемы вышивки традиционных орнаментов бранного шитья.

ИНСТРУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫ:

— Ткань с крупным полотняным переплетением.

— Нитки х/б или «мулине» красного и черного цвета.

— Игла с большим ушком.

1. Приветствие и проверка присутствия учащихся.

2. Проверка готовности рабочих мест.

3. Мобилизация внимания учащихся на сообщение новой темы.

4. Знакомит учащихся с содержанием предстоящей работы.

Сообщение темы, цели занятия

Ознакомительная лекция «Возникновение и развитие вышивки».

Ознакомительная лекция «Технология выполнения «бранного шитья».

4. Самостоятельная работа. Упражнение учащихся в выполнении вышивки..

Индивидуальная работа. Помощь учащимся в выполнении задания.

Обсуждение и оценка работ учащихся. Подведение итого занятия с указание успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ.

6. Задание на дом.

Задание заключается в отработке техники вышивки «бранного шитья».

Уборка рабочих мест и помещения.

Конспект теоретической части занятия

«возникновение и развитие вышивки»

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Материалом для в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шёлка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины в независимости от возраста и положения в обществе. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды русского народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного сглаза и прочих неприятностей.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией, кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, сёдла, чепраки, одежда и обувь знатных скифов, изготовленные в 6 – 3 веках до нашей эры. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и самратов, живущих здесь в 1 – 3 веках, украшенные вышивкой шерстяными, шёлковыми, золотыми и серебряными нитями. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется 9 – 12 веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития.

Во время господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта, одежда. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны, рубахи. Особое место в то время уделялось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьём.

Наиболее высокую ценность имели обыденные изделия, то есть «об один день сделанные». Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Такую вышивку выполняли несколько мастериц, с первым лучом солнца они брали в руки иголки, а одновременно с закатом делали последний стежок. Если им удавалось это сделать, то результатом их совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы.

Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей, животных. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, Кристинам, рождению ребенка и т.д. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов жениха и невесты.

Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной – Янкой в Киеве, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шёлком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале 18 чека вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Используемые ими более дешевые материалы ни в коей мере не умаляли художественную ценность вышитых изделий. Крестьянские девушки добивались красоты вышитых полотен за счёт высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора.

Приданое к будущей свадьбе крестьянские девушки начинали готовить с сами – восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры. Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на насколько лет семейной жизни. После помолвки, за день – два до даты свадьбы, при всём честном народе устраивали просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчёркивающий край одежды. На женских рубахах вышивкой отделывались рукава, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивали по вороту, вдоль застёжки и на краях рукавов. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Один или несколько узоров, повторяющихся в орнаменте, называются раппортами.

По своим мотивам (элементам) орнамент может быть См. Приложение 1 :

геометрический , состоящий из различных геометрических элементов;

меандровый – в виде беспрерывных ломанных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

птичий, составленный из стилизованных фигур птиц;

человекообразный – с изображением человеческих фигур и полуфигур;

шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи и встречающийся в среднеазиатских вышивках.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);

сетчатым , при котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т.е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Названия орнаментов очень часто происходят от наиболее распространенных или часто повторяющихся элементов, зависят от схожести с различными орудиями труда, предметами домашнего обихода, от места расположения на одежде.

В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ . См. Приложение 2.

В народных вышивках, где преобладают геометрические орнаменты, наибольшее распространение имели счетные швы, тесно связанные со структурой ткани – равномерным полотняным переплетением, постоянной плотностью и одинаковой толщиной ниток основы (продольных нитей) и утка (поперечных нитей). Стежки швов шили строго по счету нитей ткани. К вышивкам подобного рода относят вышивку крестом и «бранной шитьё» или «набор».

«Бранное шитьё» — двустороннее скорое шитьё. Напоминающее узорное ткачество (браньё) выполняется стежками разной длины шва «вперёд иголку» по счёту нитей в зависимости от узора. Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении – вдоль (по горизонтали) или поперёк (по вертикали) узора, от одного конца до другого и обратно. На изнаночной стороне образуется негативный узор. См. Приложение 3.

«Бранное шитьё» — одна из древних техник народного вышивания, такое шитьё применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Особое место занимает «бранное шитье» народных вышивках орловской области и Украины, где контур рисунка выполнялся стебельчатым или тамбурным швом, а внутри фигуры заполняются по счёту мелкими стежками «набора» — «бранками» в России и «заповнэннямы» — на Украине. Таким же способом выполняют и «русскую гладь».

До конца 18 века вышивание было домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремёсел вышивание для многих мастериц стало профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением.

По использованию цветовой гаммы, техники выполнения, различным символам, составляющим узор вышивки разделяют на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причём как в выборе основы, так и используемых нитей. См. Приложение 1. Колорит – гармоничное сочетание цветов и их оттенков, тоже играет немаловажную роль и являются визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. В 19 – 20 веках вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны. См. Приложение 4, 5.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ «БРАННОГО ШИТЬЯ»

Узоры «бранного шитья» составляют параллельные ряды горизонтальных или вертикальных стежков, уложенных на расстоянии одной или двух нитей. Имеют множество вариантов и сочетаний. Их нужно подбирать так, чтобы стежки были не очень длинными, не цеплялись и не вытягивались в процессе пользования, стирки, утюжки. Длина стежка зависит от сорта и толщины нити и ткани. Каждый раппорт орнамента можно вышить «набором» в разных направлениях: в горизонтальном, и вертикальном.

В народных вышивках узоры «наборов» выполнялись преимущественно красными нитками с незначительным добавлением синих или чёрных.

Схемы бранных узоров изображают на листах в клетку. В «бранном шитье» минимальное расстояние между стежками равно минимальной длине стежка, обозначается на схеме одной клеткой и называется модулем. Модуль может включать в себя одну, две и более нитей ткани, и его длина определяется опытным путём, как будет описано ниже. Лицевые стежки обозначаются на схеме точками, пустые клетки обозначают изнаночные стежки.

Толщина рабочей нити должна быть равна нити утка или может быть чуть толще. При использовании тонкой рабочей нити, между нитями узора будут просветы. Что затруднит чтение узора. При толстой рабочей нити узор получается плотным выпуклым. Важно, чтобы стежок плотно прилегал к ткани, но не стягивал её.

Для получения ровных и гладких стежков нужно следить, чтобы рабочая нить не закручивалась вокруг собственной оси. Конец рабочей нити закрепляется несколькими мелкими стежками с изнаночной стороны в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой. Одновременно иголкой выполняется 1 стежок по лицевой и 1 стежок по изнаночной стороне. Нанизывание большего количества стежков приводит к деформированию ткани, её стягиванию. Повторением ряда можно увеличить узор по высоте.

Чудо северного браного ткачества: как создаётся волшебство

С восхищением рассматриваем старинные тканые пояса да полосы алых узоров, украшающие подолы старинных рубах. Есть что-то волшебное в том. Тонкие нити превращаются в плотную ткань. Каждой ниточке находится своё место в дивном узоре. Эта магия напоминает нам о том, как Макошь, Богиня Судьбы, соединяет вместе судьбы людей, создавая столь же волшебный рисунок жизни на земле…

Как же создаётся чудо северного браного ткачества? Давайте заглянем в горницу мастерицы да посмотрим на это.

Узорное ткачество – древняя женская наука

Браное ткачество называется так потому что мастерица «берёт» или «выбирает» нити, когда создаёт из них узор. Чаще всего ткут в два-три цвета. Традиционно для обережных узоров мастерица использует красный, белый и чёрный цвет. Однако знают у нас и бель – ткачество белым по белому, которое используют в обрядовых нарядах или рушниках. Тогда не видно яркого узора, только плотное наложение нитей друг на друга создаёт рисунок, очень похожий на славянскую вышивку. Создают мастерицы и яркие, разноцветные рисунки на тканых поясах.

Ткали встарь на особом станке – его использовали, чтобы соткать широкую полосу узора, украшающую рубаху или сарафан. Станок этот большой, ставится зимой в помещении, в тёплые осенние дни его иногда выносили на улицу. Чаще же женщины ткали пояса или очелья, тут уж обходились без станка. Знали у нас тканые пояса на дощечках, на ниту, на бердо – всё это способы браного ткачества.

Мастерица заправляла в станок или в небольшое приспособление для ткачества пояса нити. Их делили на нить основы и нить утка. Мастерица прокладывала нить утка где над нитью основы, а где под ней. Так ряд за рядом и складывался волшебный узор.

На браной ткани узор всегда зеркально отражается на оборотной стороне, там, где нить утка прошла под нитью основы. Иногда мастерицы даже намеренно делают узор на обороте более сложным, чем узор на лицевой стороне. Важно только, чтобы распределение нитей было равномерным: не было ни больших пробелов между частями узора, когда нить утка не участвует в ткачестве, ни слишком длинных нахлёстов цветной нити на основу. Иначе ткань получится не ровной и слишком рыхлой.

Чем так хороши тканые пояса

Встарь без пояса нельзя было представить славянский наряд. Мужчины, особенно воины, могли носить кожаные пояса. Женщины же, дети, да и многие мужчины, носили только тканые пояски из нитей. Были среди них совсем простые, сплетённые в косу из толстых нитей. Были и посложнее пояса, тканые на берде, на дощечках или иным способом. Такие пояса надевали к праздничной одежде, но могли носить и в будни.

Никуда было не выйти без пояса! Он и сильный оберег. И поддерживает широкую льняную рубаху. И различные мелочи: ножи, ложки, гребни – носили привязанными к поясу, ведь в одежде обычно не было карманов. Да и окружающим узоры славянского пояса могли многое рассказать о человеке.

Соткать поясок для себя доверяли только добрым мастерицам. Особо хорошо, если пояс для мужчины сделает любящая его женщина, не обязательно невеста или жена – для молодого парня ткать могла мать или сестра. Мастерица проводит много часов за работой, постепенно создавая сложный и красивый узор. Нельзя ей ошибиться и сбиться со счёта нитей, потому всё внимание рукодельница уделяет своему делу. Так рождается оберег, наполненный теплом, любовью и добрыми пожеланиями мастерицы.

Где найти тканые пояса нынче

Узорному ткачеству можно обучиться и сейчас. Предметов для того много не нужно: нити да простые приспособления для работы. С этого начинается ткачество поясов, а дальше, как знать. Быть может, увлечет вас это древнее ремесло настолько, что поставите дома большой станок да начнёте ткать полотно для обережных рубах.

Коли пока не готовы осваивать эту науку, загляните к нам в лавку – здесь найдёте узорные пояса, сотканные умелой мастерицей. Такой оберег от зла убережет и любой наряд дополнит. На благо!

Читайте также:  Наперстки для шитья это
Оцените статью