- Кружева — история и разновидности
- Первые ажурные изделия
- Виды современного кружева
- Шитое
- Коклюшечное
- Макраме, фриволите
- Фабричное кружево, доступное в магазинах
- Виды кружева
- Какие бывают кружева по методике изготовления
- Разновидности кружев по составу ткани
- Гипюр
- Французское кружево
- Кружева Алансонии
- Виды кружева крючком: названия с фото
- Брюггское кружево (аналогичное нашему вологодскому)
- Особенности ручного кружева
- Бобинное (коклюшки) кружево
- Специфика кружева шантильи
- Шантильи
- Ирландское кружево: чем особенно и где нашло свое применение
- Уникальные техники плетения кружева
- Использование разных видов кружева
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Музыка
- —Рубрики
- —Метки
- —Ссылки
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- Фламандское (бельгийское) кружево
Кружева — история и разновидности
Первые ажурные изделия
История кружева ведется с конца 15 века, когда в странах Западной Европы существовали разновидности ажурной вышивки, выполненной в технике вязания. К 17 веку появился более совершенный вид, который сохранился до сегодняшних дней – punto in aria (стежок в воздух).
Особенность его в том, что для производства не использовалась текстильная основа. Мотивы нашивались петельным швом на пергамент, повторяя изображенный на нем орнамент. Русский аналог данной техники назывался «вологодское стекло». В дальнейшем punto in aria послужило основой самого известного шитого итальянского гипюра и элитных французских сортов.
Виды современного кружева
По технике исполнения делят на ручное и машинное. Самое дорогое – эксклюзив, сделанный вручную. Однако современная промышленность производит оригинальные кружевные ткани, которые по качеству превосходят ручную работу, а по цене значительно дешевле.
По технике изготовления:
- Шитое из одной нити при помощи иглы (игольное).
- Плетеное на подушке (коклюшечное).
- Кружева крючком, вязаные на спицах или вилке (ирландское, макраме, фриволите).
Опишем подробнее самые популярные типы.
Шитое
Это вид петельной вышивки на тонкой ткани. Сначала на основу наносится контур рисунка, после чего различными стежками вышивается середина. Популярны сегодня орнаменты на органзе и других тончайших прозрачных материалах. Нити используют разной толщины и состава.
Названия игольных кружев:
- венецианские гипюры,
- французские алансон и аржантан,
- шитые по сетке тамбурные и строчевые узоры.
Коклюшечное
Ажурный узор плетется по схеме, ранее нанесенной на бумажную (тканевую) основу. Для удобства плетения кружевницы используют коклюшки со множеством нитей. Чтобы получить узор, надо минимум 4 коклюшки.
В зависимости от техники плетения выделяют виды кружева:
- Парное, когда фон выплетается одновременно с узором (шантильи, малин, клюни).
- Сцепное (сцепочное, немецкое) – сначала плетутся мотивы, которые после соединяются между собой сеткой или перемычками (хонитон, ленточное миланезе).
Шантильи – тонкое и прозрачное французское кружево, выполненное из черного шелка методом парного коклюшечного плетения «сеточка». Узор преимущественно цветочный, обведенный кордоне из толстой шелковой нити. Шантильи подчеркивает роскошь шелка и блестящего атласа яркого цвета (синего, красного, изумрудного).
Макраме, фриволите
Этот вид отчасти можно считать плетеным. Отличие в том, что узоры создаются путем перевязывания (плетения) узлов в нужном порядке при помощи крючок и булавки. Толстые нити можно плести и без вспомогательных инструментов. Опытные мастерицы воссоздают элементы макраме по фото, даже без схемы.
Фабричное кружево, доступное в магазинах
- Мерное –полоса с непрерывным раппортом, в т. ч. прошва.
- Штучное (фасонное) – цельный единичный элемент.
Тесьма – это самый распространенный вид кружева. Как правило, производится из льна или хлопка. Узоры в основном геометрические, но встречаются и цветочные мотивы. Бывает разной ширины и цвета, и применяется для декора хлопковых моделей или отделки края изделия.
Бордюры – похожи на тесьму мерные полоски, только более тонкие и широкие. Имитация сложного плетения на коклюшках. Витиеватый рисунок можно использовать для отделки в качестве манжета и планок.
- Одинарные, которые пришиваются целиком на ткань, а также подходят для шитья цельных деталей и нижнего белья.
- Двойные, с одной или несколькими разделительными полосами. Кружево разрезается с получением фигурного края, а по длине отрез увеличивается вдвое.
Гипюры полноценной ширины. В общем понимании гипюр – это рисунок на сетчатой основе. По обеим сторонам полотна располагается фестончатый край с тонкими короткими «ресничками». Узоры на гипюре обычно растительной тематики.
Гипюр имеет разнообразное применение. Он может использоваться цельно (например, для шитья халатов) или отдельными элементами декора. При выборе полотна обращайте внимание на наличие фестонов: если они отсутствуют, то изделие по краю придется обрабатывать.
Все кружевные ткани производятся из льна, шелка и хлопка. Чтобы добиться блеска и долговечности в нить добавляется нейлон, полиэстер, лайкра, эластан и другие искусственные волокна. Качественные полотна долго сохраняют форму и не деформируются.
Виды кружева
Какие виды кружева существуют: рассмотрим фото и названия. Один из видов прикладного искусства и народных проыслов — плетение замысловатых кружевных узоров. Кружево (Википедия) — продукт текстиля с орнаментом, получившимся в процессе перепутывания нити, применяется для украшения женской одежды, нижнего белья. Декоративная вещь может целиком состоять из кружева. Также занимать центральное место в оформлении. Относится к классике, поэтому подходит для любого направления моды.
В независимости от нежности и легкости рисунка, с его использованием можно создать не только романтическое настроение, но и реальную драму образа. Пользуется спросом у дизайнеров, как элемент винтажного интерьера. Делятся на виды, по способу плетения и графическому рисунку, инструментов, используемых в работе.
Какие бывают кружева по методике изготовления
По типу:
- ручная работа;
- автоматизированное производство.
Если изделие сплетено руками мастерицы, определяют подвиды:
- связанное спицами или специальным крючком;
- изготовленное с помощью челнока (макраме);
- челночное плетение (коклюшки);
- сшитое полотно (хандер);
- ленточное кружево.
Разновидности кружев по составу ткани
Ажурная ткань. Пользуется спросом у потребителей, из-за наличия целого ряда положительных качеств. Считается изысканно красивой. Ажурные вещи кардинально отличаются друг от друга. Эффектно смотрится с тканями другого вида. Полотно прекрасно сохраняет изначальную форму, не мнется, очень приятно к телу. Продолжительное время сохраняет свой первоначальный вид. Для изготовления кружевной ткани используют натуральные волокна: лен, хлопок, шелк, шерсть.
Готовое полотно очень прозрачное, почти невидимое, поэтому для его использования требуется подкладка. Чтобы кружево было крепким, добавляются эластан, лайкру и другие искусственные нити. Современная промышленность предполагает изготовление как полотен белого цвета, так и наличие цветного колора. Ажурная ткань для украшения мебели носит название «псевдоажур».
Популярность приобретают кожаные ажурные изделия. Получаются методом перфорации полотна.
Гипюр
Имеет венецианское происхождение. Существует несколько видов, зависящих от состава (классический, на сетке, стрейч, трикотажный и т. д.). Используют при изготовлении одежды, украшения интерьера, мебели.
Французское кружево
Первое полотно по достоинству оценила Екатерина Медичи, надев на свою свадьбу кружевное платье. Французы украшали не только свою одежду, но и предметы интерьера. Мастерицы разработали новый вид, получивший название французское кружево, известное по всему миру.
Кружева Алансонии
В небольшой провинции Нормандии плетутся кружева, занимающие достойное место в категории Юнеско. Для их создания используется наитончайшая, сетчатая ткань. На шестигранные ячейки, руками мастеров наносится цветочный рисунок, край узора фиксируется конским волосом. Считается сложным процессом. На изготовление одного квадратного сантиметра полотна уходит примерно пять часов. Несмотря на механизацию производства, ручная работа оценивается достаточно высоко.
К узелковому способу плетения относится макраме. Плетение отличается прочностью и крепостью. Несмотря на то, что возникло в давние времена, в морском промысле, остается популярным в настоящее время.
Виды кружева крючком: названия с фото
Любая женщина знает, что такое крючок и его применение. Даже если не случилось изготовить большое вязаное изделие, скорее всего пробовали себя в вывязывании мелких элементов. Крючок применяется для узоров с помощью одной нити. Для этой формы подходят любой материал, тесьма. Для кружевных изделий используются крепкий, хорошо скрученное сырье.
Преимущество составляет использование только одного инструмента в работе. В давние времена крючок носил название тамбур, а стиль вязания назывался тамбурным.
Брюггское кружево (аналогичное нашему вологодскому)
Разница в том, что при плетении крючок выполняет главную роль. Для изготовления полотна нужна толстая нить-шерсть, махер. Важно подобрать соответствующий размер крючка, чтобы петли получались ровными и правильными. Подходит для начинающих кружевниц.
Ленточное кружево. Отличается от классических видов работ из кружева. В основе лежат узоры, выполненные с помощью лент. Для рисунка подбирают специальный материал по ширине и длине изделия. Свойства лент помогают создать плавные округлые переходы.
Одним из красивейших видов кружева для создания одежды считается ирландское кружево. На первом этапе плетутся отдельные элементы (лепестки, листочки), затем, с помощью крючка, соединяются в единое полотно. Для овладения навыков плетения ирландского кружева достаточны элементарные навыки.
Вилочное плетение. Для работы понадобится крючок и специальная вилка или шпилька. Очень простой способ создания фантазийных работ. Нехитрый метод позволяет создавать очень простые, но красивые вещи.
Особенности ручного кружева
Каким бы прогрессивным ни был метод машинного производства кружев, наиболее ценными считаются работы сделанные руками. У каждой мастерицы есть возможность вложить свою фантазию и душу в работу.
Бобинное (коклюшки) кружево
Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию (1717 г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоемких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.
По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.
По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.
Специфика кружева шантильи
Шантильи
Черные кружева относятся к классическому виду кружев. Получив свое название в честь городка, где работали кружевницы, приобрело невероятную популярность еще при Наполеоне. Техника используется для украшения шалей, пелерин. Пиком моды считается платье из черного кружева на белом чехле. Кружево всегда пользуется спросом у коронованных особ. Чарование способно превратить обыденную одежду в настоящий праздник.
Ирландское кружево: чем особенно и где нашло свое применение
Особенность вида в специфике ручной работы. Каждая вещь сплетенная в данной технике, имеет свою индивидуальность. Плетутся отдельные элементы, затем соединяются сеткой. Для работы привлекается несколько мастериц. Поэтому раньше производство было семейным, а вещи передавались по наследству.
Уникальные техники плетения кружева
Хартангер — норвежское кружево. Изготавливается на белой льняной ткани.На первой стадии гладью наносится контурный рисунок, затем специальными ножницами прорезаются необходимые элементы. На получившейся паутинке формируются узоры, способом стежок. В основном используется белый свет, но в данном случае не запрещено экспериментировать. Плетение используется не только в одежде, но и для текстильного украшения.
Фриволите — пришло к нам из Франции. Своим видом доказывает, значение слова «легкий воздушный».Создается способом кручения нитей, с использования челнока. В основном применяется для изготовления салфеток, скатерти, украшения постельного белья. Современные мастерицы используют данный метод в бижутерии.
Ришелье — судя по названию, имеет итальянское происхождение. На тонком полотне (батист, муслин, органза, сетка) разнообразными по глубине стежками располагаются фантастические узоры. Оставшиеся тканевые зазоры аккуратно удаляются инструментом. Получаются теневые блики, что придает объемный эффект. Самый полярный вид — ретичелла.
Использование разных видов кружева
В пошиве одежде. Многие модельеры для создания эксклюзивных моделей одежды используют кружевные полотнища. Очень эффектно смотрятся как элементы (воротники, манжеты), так и вещи полностью сшитые из кружева. Большим спросом пользуются свадебные платья, выполненные в этом стиле. Они подчеркивают воздушность и девственность женщины.
Большой популярностью пользуется применение аксессуаров из кружев в дизайнерском промысле. Любое кружевное изделие в независимости от вида, сразу привлекает к себе внимание.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему.
ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) Шатровый зал .
Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер.
Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет.
Замки Бельгии: Спонтин. Спонтин (Spontin)- это деревня на реке Бок (Bocq), расположе.
—Музыка
—Рубрики
- Живопись (1188)
- нидерландская и фламандская живопись (854)
- голландская, бельгийская живопись ХIХ-ХХI века (220)
- сюжеты в живописи (104)
- английская живопись (11)
- российская живопись (10)
- Династии России (512)
- Трубецкие (66)
- Строгановы (39)
- Юсуповы (33)
- Нарышкины (33)
- Голицыны (28)
- Шереметевы (27)
- Демидовы (26)
- Чернышевы (25)
- Орловы (25)
- Толстые (23)
- Воронцовы (23)
- Волконские (21)
- Куракины (21)
- Шуваловы (21)
- Барятинские (18)
- Оболенские (14)
- Бенкендорфы (14)
- Анненковы (13)
- Румянцевы (10)
- Мусины-Пушкины (9)
- Бакунины (9)
- Сухово-Кобылины (7)
- Муравьевы (4)
- Бестужевы (4)
- Головкины (4)
- Бобринские (3)
- Бестужевы-Рюмины (2)
- музыка (430)
- города и страны (295)
- о Голландии (169)
- о Бельгии (100)
- Муром (25)
- история (274)
- декабристы (143)
- Голландия (44)
- Голландия. Немного истории. (27)
- Бельгия (25)
- российско-голландские связи (18)
- Приключения голландцев в России (7)
- Испания (6)
- Муром (5)
- Россия (3)
- ЖЗЛ (191)
- Пушкин и вокруг (90)
- Россия (34)
- Голландия, Бельгия (18)
- Блумсбери (14)
- Англия (10)
- Муром (8)
- Франция (8)
- Америка (6)
- разное (71)
- видео (26)
- тесты, астрология (18)
- для дневника (5)
- культура, искусство (4)
- для детей (4)
- праздники (27)
- праздники голландии (13)
- праздники России (5)
- Космонавтика, Байконур (25)
- Мятлевский (14)
- Скульптура (9)
- голландия (6)
—Метки
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Фламандское (бельгийское) кружево
Фламандское (бельгийское) кружево
Каспар Нетшер «Кружевница» (1664 год)
В Бельгии искусство плетение кружев стало популярным в шестнадцатом веке. Правда, в то время Бельгия Бельгией не была, страна входила в состав так называемого Бургундского округа и находилась под властью испанского короля Карла V. Именно Карл V и издал указ о том, что в школах и приютах при монастырях девушки должны не только молиться, но и учиться плести кружево.
В какой-то момент плетение кружев стало гораздо более популярным рукоделием, чем вышивка. Объяснялся этот феномен просто: в отличие от вышивки кружевные воротнички и манжеты могут быть использованы для декора различной одежды, то есть получалось, что заказывать и покупать кружево — гораздо более практично, чем заказывать вышивку.
Существуют вещи, которым не страшны непредсказуемые тенденции моды — они всегда остаются актуальными. К таким вещам относится кружево. Искусное плетение тончайших нитей, которые являют собой невесомый материал, требует не только огромного опыта, но и высокого качества самых нитей. Да, вершины искусства плетения кружева старались добиться многие, но достичь ее в совершенстве получилось только у бельгийских мастеров. Глядя на современный материал, который служит украшением торжественной одежды и дорогостоящим атрибутом домашнего уюта, меньше всего задумываешься о его производстве. И лишь присмотревшись к нему повнимательнее, можно сделать предположение о трудоемкости этого процесса.
Дама в кружевной накидке, 1865 годДо двадцатого века кружево считалось привилегией дворян и духовенства. Кстати, о духовенстве, именно кружево зачастую украшало богослужебные одеяния священников, и эта традиция сохранилась в Брюгге и по сей день.
Различные школы плетения кружева сформировались в Бельгии в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Связано это было с тем, что города отчаянно конкурировали друг с другом. В девятнадцатом веке самыми известными считались брюггская, беншская и брюссельская школы.
Брюггское кружево бывает нескольких видов: ажурное, гладь, бобинное, ленточное, узелковое и тд. Разнообразие рисунков и форм тоже огромно: брюггский цветок, фламандское кружево, флорентийское, мехеленское, шантильи, валенсийское и даже русское. Несколько примеров ниже.
Различные рисунки брюггского кружева, слева направо: 1) брюггский цветок, 2) валенсийское кружево, 3) шантильи, 4) мехеленское кружево.
Кружевниц обучали мастерству в 92 малых и больших школах. Такое количество объясняется стремлением церковных общин и частных лиц уберечь молодых девушек от порочного влияния улицы. Для многих женщин Брюгге школы по подготовке мастериц кружевного искусства (занятия проводились в промежутке между работой) было единственной формой получения хоть какого-то образования, своего рода «путевкой в жизнь». После Второй мировой войны, когда жизненный уровень поднялся, эти школы стали постепенно исчезать из городского ландшафта. Однако Брюгге все еще пользуется славой мастерства кружевниц. Об этом говорят около 50 магазинов, которые предлагают кружево.
Тончайшие кружева изображали на картинах фламандские художники.
Кружева хранят в музеях-как вершину мастерства его создательниц
В магазинах Брюсселя,Брюгге-самые популярные-магазины с кружевом.
Многие историки моды считают Бельгию «родиной кружева». Хотя им должно быть известно, что развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии) начинает в конце XVI — начале XVII в., вслед за Италией. В XVI в. в Венеции, Милане, Генуе получил распространение гипюр, т.е. кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками.
Официальным началом производства кружева в Бельгии принято считать 1717 год. И все началось с Брюгге. Времена были нелегкие, люди бедные, и тогда епископ Брюгге — монсеньер Хендрик-Йозеф ван Сустерен (Hendrik-Jozef van Susteren), чей портрет можно увидеть в Соборе Спасителя в Брюгге и сейчас, решил, что кружевоплетение может приносить доход нуждающимся семьям, пусть и не большой.
Так же как и в Италии, во Фландрии в XVI в. было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII в. появляются гипюры, но не шитые иглой, а плетеные, с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа.
Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, который выращивался на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить. Пряхами были главным образом девушки и даже маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание.
Обучение бедняков этому тонкому искусству была возложена на Собрание Апостольских Сестер.
Бельгийцы, новаторы в кружевоплетении, доверяли миссию плетения кружева только молодым рукодельницам с хорошим зрением и нежными пальцами, которые изливали свое вдохновение в необыкновенно красивые узоры кружева. Имя готового изделия стало нарицательным и получило название брюссельское кружево.
Популярность этого товара неуклонно росла, постепенно возводя Бельгию в ранг успешного и знаменитого государства. Ничто не могло заставить английских модниц отказаться от самого тонкого кружева, даже запрет Англии на его ввоз в страну, который ввелся, чтобы поддержать собственного производителя. Брюссельское, или фламандское кружево, считалось самым дорогим и являло собой причудливые орнаменты на невесомом тюлевом фоне.
В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетеное кружево, тонкое и совершенно лишенное рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон» (fond de neige).
Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене. В большинстве случаев их трудно отличить от кружев Бенша. В конце XVIII в. город Валансьен был завоеван Францией, выделывавшиеся там в XVIII в. кружева валансьен считаются уже французскими и к этому времени очень сильно видоизменяются.
В первой половине XVIII в. повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. Появление более легкого и воздушного тюлевого кружева объясняется изменениями, которые произошли в художественном стиле XVIII века.
Декоративный, очень пышный, но тяжелый орнамент стиля барокко сменяется более легким и изящным орнаментом рококо. Это нашло свое отражение и в узорах кружева. Густые орнаментальные завитки, стилизованные цветки и растительные побеги, характерные для гипюров XVII в., заменяются выполненными с изумительным мастерством цветами, перевязанными бантами гирляндами и завитками рокайля, которые свободно располагаются на фоне тонкого тюля, чередуясь с резервами, заполненными ажурными фигурными сетками.
Не менее знаменитым является кружево — где искусная тесьма, соединяющаяся в причудливый рисунок, плелась уникальным методом – «швом колдуньи». Секрет этого шва был в мельчайших узорах, связанных коклюшками – специальными палочками. Особо виртуозные пряхи использовали до 800 коклюшек!
Брюггские кружева были известны ещё в 16 веке. Западная Фландрия в то время принадлежала Нидерландам – цветущей, богатой стране, во времена царствования Филиппа II ставшей центром Испанской Империи. Торговля и колонии приносили стране большие доходы, благодаря чему расцвели и искусства. К тому же фламандцы по своей натуре всегда были открытыми и жизнерадостными людьми.
Прежде всего они ценили умение красиво одеваться. В то время насчитывалось около 1500 видов кружевной отделки из серебра, золота и шёлка. Предположительно их плели также на коклюшках, хотя техника плетения на коклюшках была изобретена не в Нидерландах. В этом регионе не зарегистрировано ни одного оригинального образца.
Подобные произведения искусства почти все имеют венецианское происхождение. Но как бы то ни было, совершенно очевидно, что плетение кружев на коклюшках во Фландрии считалось народным искусством. В середине семнадцатого столетия появились кружева с цветочными, растительными мотивами и с изображением вазонов.
Во фламандских провинциях Бельгии распространены разные техники кружевоплетения. И потому кружева часто называются по названию городов — брюссельское, брюггское, малин (по названию города Мехельна, который на французском звучит, как Малин), бенш, валансьен.
В конце XVII — начале XVIII в. во Фландрии главным центром производства кружев был Брюссель, но изготовлявшиеся там плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Объяснялось это тем, что еще во второй половине XVII в. английский парламент в целях поощрения местного производства запретил ввоз в Англию фламандских кружев. Но так как фламандские кружева были лучше английских и спрос на них был очень велик, то купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево под видом английского.
Брюссельское кружево англеттер отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон, состоящий из никотированных (украшенных мелкими зубчиками или узелками) связок.
Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.
Очень разнообразны ажурные сетки, детали цветочного орнамента часто подчеркиваются мягким рельефом. Иногда, на первый взгляд, кружева англеттер кажутся совершенно разными, не принадлежащих к одному типу, но их всегда роднит общность основных технических приемов. Это разнообразие типов орнамента объясняется еще и очень заметной эволюцией стиля на протяжении XVIII в.
Кружева, похожие на брюссельские, плелись и в других городах и местечках Брабанта, отчего получили название брабантских. Брабантское кружево по технике ничем не отличается от брюссельского, но гораздо грубее. Узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный.
Вверху — воротник, внизу — барб. Оба — плетёное кружево типа «бенш». Бенш (Фландрия). Начало 18 в. Эрмитаж.
Вверху — мерное плетёное кружево типа «малин». Мехелен (Малин, Фландрия). Середина 18 в. Внизу — мерное плетёное кружево типа «малин». Бельгия 19 в. Эрмитаж.
Волан. Плетёное кружево. Брюссель (Фландрия). Первая четверть 18 в. Эрмитаж.
Орнамент и фон брюссельского кружева англеттер плелся одновременно, что создавало большие трудности при изготовлении простых вещей, но с середины XVIII в. техника его изготовления упрощается. В Брюсселе начинают делать аппликации по тюлю, получившие широкое распространение в XIX веке. При изготовлении такого кружева орнамент плелся отдельно и затем нашивался на тюль. Этот прием значительно ускорил и удешевил производство, так как наиболее искусные кружевницы плели орнамент и не тратили время на изготовление тюля, который плели менее квалифицированные мастерицы. Подобное разделение труда обусловило появление предметов очень крупных размеров — шалей, косынок, пелерин, покрывал.
«Дюшесс» XIX века
Особой разновидностью брюссельского является «дюшесс» кружево, не имеющее фона, в котором орнаменты соединялись непосредственно друг с другом.
«Малин» XVIII века
Наряду с брюссельскими тюлевыми кружевами во Фландрии в XVIII в., а также на всем протяжении XIX в., славилось кружево малин, называвшееся так потому, что местом его изготовления был город Мехельн, или во французской транскрипции Малин. Для него был характерен орнамент типа рокайль, образованный из плотного переплетения нитей, и густые узорные сетки фона. Но отличительной его чертой являлся рельефный контур, образованный более толстой блестящей льняной нитью, проложенной по краю орнамента. Во второй половине XVIII в. кружево малин видоизменяется, становясь прозрачнее и воздушнее.
В конце XVIII в. кружево малин употреблялось для отделки батистовых и кисейных платьев, жабо и манжет. Кружево типа малин производилось и в других городах Бельгии — Антверпене и Лувене, а также в Лилле.
Антикварное брюссельское кружево-манжеты
Для кружева, производимого в Антверпене, типичны мотивы с цветочными вазами с фоном из мелких шестиконечных «звездочек».
Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге («брюггское кружево»). Брюггское кружево отличается цветочными узорами, для его плетения используется как тонкая, так и толстая нить. Основу такого кружева составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок.
Для плетения самого тонкого брюггского кружева нужно от 300 до 700 коклюшек. Коклюшки — точеные палочки, утолщенные с одного конца, а с другого имеющих шейку с пуговкой для намотки ниток. Считается, что Брюггское кружево схоже с вологодским кружевом.))
В XVII в. во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать плетёное кружево, тонкое и совершенно лишённое рельефа, получившее по месту изготовления название бенш. Орнамент его образован плотным переплетением нитей, а фон состоит из разнообразных густых узорных сеток. Отличительной чертой кружева бенш является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон».
Очень близкие по технике исполнения и орнаменту кружева плелись в это же время в Валансьене.
Несмотря на растущую конкуренцию со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало вплоть до начала I Мировой войны (1914). Некоторое время центром производства шитых кружев и кружев на коклюшках был Китай, откуда заветную мануфактуру экспортировали в Европу и США. Но к 1920 ремесло кружевоплетения пришло в упадок уже везде. Во второй половине XX века кружево продолжали производить в Брюгге, но в основном как изящный сувенир, а не как полноценный материал.
К 30-м гг. XX века кружево успело выйти из моды — и при этом рынок был наводнен дешевым машинным кружевом, часто импортированным из других стран. В 1958 году в последний раз открыл свои двери Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге, основанный еще в 1911.
Но жители Брюгге не могли смириться с необходимостью прервать вековые традиции плетения кружев, предмета гордости Фландрии. Состоялись встречи представителей местной власти и муниципального совета города Брюгге с мастерами кружевоплетения. Результатом этих встреч стало создание в 1972 году Центра Кружев (Lace Centre). В 1970-х вернулся интерес к кружевам и мода на традиционное рукоделие. Многие женщины нашли заброшенные коклюшки и вспомнили полузабытые навыки.Кружевницы больше не ограничиваются простым копированием известных узоров и мотивов — они предпочитают создавать собственные, к тому же, очень сложные и изысканные.
В 1997 году в Брюгге, признанном европейском центре кружевоплетения, прошла выставка кружев. Сегодня в Бельгии этим видом рукоделия профессионально занимается более тысячи человек, большинство из которых — женщины в возрасте от пятидесяти до девяноста лет. Стоит ли удивляться, что туристы редко покидают Брюгге, не купив на память тонкое кружево, умело стилизованное под старину
Сейчас современные модницы знают и без меня, что у кружева в мире моды — «вторая жизнь».)))
Кружевные воротнички, болеро, юбки, шорты, платья с кружевной отделкой — все на пике моды.
Не секрет, что, например, свадебные платья во все времена отделывали кружевом. Вспомните хотя бы платье великолепной Грейс Келли — принцессы Монако.
Ее платье было отделано 125-летним брюссельским кружевом, которое выкупил ее жених — князь Ренье в одном музее. Головной убор и даже туфли обтянули кружевом.
В общем, теперь Вы знаете, что везти из Бельгии в качестве не только сувенира!)))
Однако будем справедливы – не только кружевом, но и своими гобеленами славится на весь мир Бельгия. После того, как промышленник Франсуа Де Ла Планше, которого сегодня назвали бы удачным бизнесменом, выкупил в 18 веке у семьи Гобеленов их убыточную красильню и начал производство одноименного товара – гобелена, никто так и не смог опередить Бельгию в этом мастерстве.
Нынешнюю моду на гобелены и ручное кружево, с которым познакомили Европу искусницы, не смогло попрать даже машинное серийное производство, и в наше время, как и несколько столетий назад, в Бельгию стекаются туристы, желающие прикоснуться к неизменно прекрасному и вечному.