Что такое кукарское кружево
Центр вятского (кировского, кукарского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии, откуда и одно из названий кружева — кукарское). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.
B 70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Её праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.
Кукарское кружево
Кружево на вятской земле стали плести в XVIII веке. Существует несколько версий того, как появился этот промысел на вятской земле. По первой версии, кружевоплетение попало на Вятку из Великого Устюга, а стало быть, имеет вологодские корни. Считается, что вятские мастерицы сумели его воспроизвести. В первый раз встретившись со сколками и сканью, освоившись понемногу, стали сами варьировать рисунки.
Другая же версия говорит о том, что кружево на Вятке стали плести благодаря Петру Первому. Рассказывают, отправил Пётр в Голландию умелых да сметливых мужичков для обучения плотницкому делу. А один из них, будто, взял да и влюбился в голландскую жительницу. Ну, что ж, с кем не бывает, на чужбине-то?! Да и женился на ней там, в Голландии. К слову сказать, в Голландии ещё и не то может произойти. Но мы отвлеклись. Обучившись, вернулся плотник на родину, да что-то незаладилось у него с хозяевами на петровских верфях в Воронеже и бежал он вместе с молодой женой в глухие вятские леса. Осел мужичок в старинной слободе Кукарке. А жена его молодая возьми да и окажись мастерицей-рукодельницей — сама знаменитые голландские кружева плела да и местных жительниц научила обращаться с коклюшками. С той поры и повёлся на земле Вятской этот удивительный промысел. Вскоре уже во многих семьях завелись коклюшки — всё подспорье хозяйству!
Как бы там ни было, а промысел прижился — во второй половине XIX в. плетением кружев занималось многочисленное крестьянское население. И был развит этот промысел не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа и заказы поступали из Петербурга. В 1880-х годах кружевоплетением занялись и в Слободском уезде.
Распространение кукарское кружево получало через скупщиц. Собственных традиций в местном кружевоплетении ещё было мало: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной какой- либо традиции — то это был ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий.
К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объёму обогнало вологодское, и заработки кукарянок были выше, чем у мастериц Вологды. Воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплёты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево — всё освоили кружевницы. Плели из льняной и чёрной шёлковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.
В 1893 году в Кукарке была открыта школа кружевниц. Эту школу на свои средства открыла жена земского врача Афанасьева. Поначалу плетению кружев обучались 12 девочек в возрасте от 7 до 14 лет. Постепенно школа набирала силу, многие изделия её воспитанниц сразу же пришлись по вкусу местным модницам. А уж верхом признания кукарского кружева стал заказ от великой княгини Ольги. Так рукодельные творения получили всеобщую известность.
С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу семь отделений школы. Кукарская школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.
Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже завоевало мировую известность, его охотно закупают в Англию, Голландию, Швейцарию, США.
Именно здесь, в Кукарке, привились, а частью именно здесь были созданы в начале ХХ века те новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегчённым формам — с другой. Элементы в них соединяются не столько решётками, столько изломанными стеблями или так повернутыми цветочными мотивами, что они сами образуют единую связь фигур. Именно за свою «проёмность» наиболее был принят фон «ростовский крест». Кукарское кружево отличается обилием этих новых рисунков и новыми техническими приёмами.
Новый век принёс Кукарскому кружеву новый успех. Кружевом заинтересовался мэтр российской моды Вячеслав Зайцев. Покорённый красотой кукарского кружева, модельер подсказал идею цветного кружева.
Чем же отличается кукарское кружево от вологодского? Мастерицы говорят. что кукарское кружево сложнее. И за сотни лет практически не изменилось. В Вологде узор более однотипный и основной узор у них состоит из полотняного переплетения. А в кукарском есть и «полотнянка», и «сетка», и различные декоративные тесёмки: «крестик с разрывом», «восьмёрка», «крыжовник», «с дыркой», «с корчёнкой» и ещё несколько. Кукарский узор украшается различными видами сканей. Но есть и ещё одна «изюминка»: в Вологде идёт просто «сцеп», а у нас — «сцеп с пересцепом». То есть, по одному сцепу нитей у нас идёт ещё несколько сцепов — это даёт плотность, и рисунок не раздваивается. И ещё мы отличаемся количеством коклюшечек — у нас их до двенадцати пар, а всего — двадцать четыре. Нигде нет такого количества.
Да и сами коклюшки здесь особенные — «вересовые». Во всей России эти палочки делаются из берёзы и только здесь — из можжевельника (на Вятке он зовётся вересом).
В настоящее время промысел переживает сложные времена, но есть надежда, что кукарское кружево можно будет встретить не только на прилавках областного центра.
Кружевница Ангелина Шерстенникова за работой
Что такое кукарское кружево
Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области. По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.
Согласно легенде, один знатный плотник, жена которого была голландка, был послан указом Петра I на строительство кораблей в Воронеж. Однако, за провинность он был подвержен казни, но чтобы ее избежать, бежал в вятские леса, а со временем обосновался в Кукарке. Здесь он занимался плотничьими работами, а его жена плела кружева и обучала кружевоплетению местных женщин.
В то время на Вятской земле знали только один вариант кружева – крестьянское кружево. Его плели из домашней пряжи самым простым рисунком. Таким кружевом украшали в то время полотенца, которые дарили на свадьбу молодоженам. Между тем, к концу XIX века кружево все больше входило в моду, а состоятельные граждане и представители дворянского сословия предпочитали им украшать свои одежды.
В то время в Кукарке плетением кружева занималось уже более 500 женщин. В основном они изготавливали кружево по готовым сколкам, очень немногие из них умели самостоятельно создавать рисунки.
Постепенно кружевоплетение на Вятке приобретало все большую популярность. И, нужно сказать, что инициативу развития кустарных промыслов в то время всячески поддерживало Вятское земство. Были созданы целые школы кружевоплетения, а в подспорье для мастериц были изданы целые альбомы с новыми рисунками и сколками. Постепенно Кукарское кружево вышло на рынок. Им торговали Вятские купцы, благодаря которым вскоре о Кукарском кружеве узнали в Саратове, Самаре, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе и Петербурге. Путешествовало это красивое кружево и через Дальний Восток в Японию, его охотно приобретали в Англии, Франции, Голландии, Швеции и в Америке.
Пожалуй, самое сложное в кружевоплетении – это придумать, как будет выглядеть будущее кружево. Обычно, этим занимается опытный художник. Современные Кукарские мастерицы плетут кружево с помощью коклюшек. Их изготавливают из березы или вереса, эти древесные породы в процессе кружевоплетения обеспечивают коклюшкам приятный звон. За долгое время существования этого вида кружевоплетения, сложилось две основные техники: парная и сцепная.
На основе парной техники выполняются мерные кружева – край, различные оплеты, а также мотивы мелких узоров. При этом мастерицы используют большое количество парных коклюшек. Узор выплетается благодаря повторению простых геометрических фигур разной плотности. Сцепная техника используется для плетения покрывал, скатертей, занавесок, дорожек, салфеток, воротничков и других вещей.
Вообще, сама техника кружевоплетения одинакова, но плетут ее в каждой области по своей специфике, поэтому сегодня принято говорить о кукарском, вологодском, рязанском кружеве. Все эти варианты кружева различаются художественными приемами. Отличительной особенностью Кукарского кружева является сочетание различных переплетений в одном изделии, эти переплетения придают ему ажурность, легкость и красоту.
Вятское кружево является наглядной демонстрацией богатой творческой фантазии мастериц, они создают оригинальные разработки растительного и цветочного орнаментов. В Кукарском кружеве как бы раскрывается душа Вятского народа.
Традиционно, для создания кружева используются самые простые предметы: деревянная подставка с двумя перекрестными рамами, подушка-бубен с наволочкой, чтобы кружево не пачкалось и коклюшки. Кроме того, мастерице всегда пригодятся вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити.
На сегодняшний день наиболее известными производителями Кукарского кружева в Кировской области являются Вятскополянская компания «Юг» и ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» в городе Кирове. Наиболее известными кружевницами в области являются Любовь Анцыгина, Ольга Крупина, Валентина Песикова и Елена Куприна.
Что такое кукарское кружево
Разработана совместно с Ext-Joom.com
История Кукарского кружева
История Кукарского кружева таит в себе много неразгаданного. Считают, что первое упоминание о нем относится к 1849г. Но зародилось оно в Вятской губернии еще раньше. М.Н.Шатров в книге «Кировские кустари» приводит бытовавшее предание: «в начале XVII века какой-то знатный плотник, изучавший плотничье дело в Голландии, женатый на голландке, по возвращении в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеже. Здесь за какую-то провинность попал в немилость, и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки…»
Далее автор замечает, что, как в каждом предании, здесь есть и правда, и вымысел.
В 1893г. в слободе Кукарке (сейчас г.Советск Кировской области) была открыта первая в Вятской губернии школа кружевниц, которую возглавляла Анастасия Григорьевна Афанасьева, жена земского врача. Первые десять лет существования кружевной школы послужило основой дальнейшего ее процветания и успеха. Она была признана не только в пределах губернии, но и во всей России.
В 1920г. Была создана первая трудовая артель кружевниц.
В 1930-е годы произошел небывалый подъем кружевного промысла. Изделия, выплетенные в г.Советске, расходились не только по стране, но и уходили за границу, участвовали в выставках.
В 1958г. артель стала фабрикой кружев, где была создана первая опытная лаборатория, которую возглавила мастерица Анна Александровна Гужавина. Она работала инструктором по плетению и рисованию кружев в Советской артели, а с 1946г. заведовала художественной лабораторией. А.А.Гужавина двадцать лет была единственным художником кружевного промысла. В период с 1930 по1950 год по ее сколкам плели кружева во всех артелях области Для ее рисунков характерны сочетания изящества и строгости использования вятских способов переплетения.
Зоя Александровна Вараксина (1960-1970-е годы) – художник, чье творчество определило характер развития Вятского кружева и сделало его более современным.
Вера Ильинична Смирнова с 1964 года работала на Кировской фабрике строчевышитых изделий им.8 Марта. Она первой начала делать большие тематические панно и занавесы, ввела в кружево накладные детали, сочетая кружево с вышивкой и тканью, возродила скань, придав кружеву большую выразительность.
Анфиса Федоровна Блинова, член Союза художников России. В 1983 году удостоена звания Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина. С 1961г. работала в Советском филиале № 1 фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта, с 1969 по 1994 год – художником по кружеву.
А.Ф.Блинова создавала орнаментальные и сюжетные композиции, связанные с темами природы и родной Вятской земли, разрабатывала новые формы изделий, и технологические приемы, а также применяла новые виды сырья. Автор целого ряда уникальных произведений, которые были отмечены высокими наградами на выставках в России и за ее пределами.
По давней традиции Кукарские кружева выполняют черными и белыми хлопчатобумажными нитками, нитками «мулине» или из отбеленного и неотбеленного льна. Нововведением явилось соединение на одном предмете черных и белых нитей. Особого совершенства в этом достигли кировские кружевницы во главе с талантливыми художниками А.Ф.Блиновой и В.И.Смирновой, которыми было найдено удачное сочетание серебристо-черной гаммы кружев. Художники и мастера тонко прочувствовали декоративные свойства переплетений двух контрастных по цвету нитей. Из белого и черного они извлекли неожиданные эффекты – то у них преобладает ровный, слегка вибрирующий серебристый цвет, то из общего серебристого фона возникает темный или белый узор, то по воздушному фону тончайшей черной решетки из плетешков с отвивными петлями в неудержимом хороводе рассыпаются белоснежные снежинки.
К сожалению, годы перестройки отрицательно повлияли на промысел. Закрылось предприятие, распался коллектив художников, не стало творческой лаборатории кружева. Остались кружевницы, которые работают на дому, не давая угаснуть кружевному промыслу. В г. Советске до сих пор сохранилось учебное заведение, где, как и прежде, учат старинному ремеслу молодежь. Замечательный коллектив мастеров производственного обучения кружевоплетения и преподаватели отделения начального профессионального образования КОГОБУ СПО «Индустриально-педагогический колледж г. Советска» передают свои знания, сохраняя и развивая традиции Кукарского кружева..
Преподаватель специальных дисциплин кружевоплетения Анцыгина Любовь Михайловна с бригадой мастеров надомников выпускают широкий ассортимент кружевных изделий. Это предметы домашнего обихода: скатерти, салфетки, дорожки, занавеси, подстаканники, панно, сувениры. Изделия для украшения одежды: воротники, вставки, галстуки, жилеты, пелерины, блузки, юбки, а также шали, косынки, палантины, шляпы и т.д.
В настоящее время в г. Советске усилиями администрации Советского района и педагогов колледжа при поддержке Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области организована артель «Кукарские кружева», объединяющая работников производства и надомного труда. Мы сотрудничаем с магазинами, участвуем в выставках-ярмарках, областных и региональных конкурсах. А также принимаем заказы на изготовление кружевных изделий.
Особенности Кукарского кружева
Нитки при плетении кружев используют самые разные – хлопчатобумажные, льняные, шелковые, металлические, нитки « мулине».Коклюшки у Кукарских мастеров из березы или вереса (можжевельника). У коклюшек из вереса «звон приятнее».
Узоры сцепного кружева состоят из плотной тесьмы – полотнянки, которую кукарские мастера называют вилюшкой. Изгибаясь, вилюшка образует основной рисунок, выявляя формы орнамента: цветы, трилистники, завитки, петли и другие формы. Наблюдая за вилюшкой в кружеве нельзя не заметить, как она меняется даже в одном изделии. Она может быть то плотной волнистой полоской, то более широкой и разреженной настолько, что почти сольется с фоном. Или из полотнянки перейти в цветок-розетку. Может раздвоиться, создавая разные формы, а затем снова соединиться в одну тесьму-полотнянку. Иногда в одном кружевном изделии можно увидеть несколько переходов.
Нередко вилюшка украшается сканью – утолщенной, рельефно выделяющейся нитью. Она может быть цветной, а в однотонном кружеве выступать в виде веревочки или косички.
Фоном для узоров служит решетка, которая состоит из плетешков, украшенных отвивными петельками, насновок и паучков. Решетки могут быть со звездочками, ромашками, выполненными из насновок, паучками, и просто плетешковые, украшенные отвивными петельками. В Кукрском кружеве применяется самое большое количество разных решеток.
Кроме полотнянки и сетки Кукарские мастера применяют другие декоративные тесемки с различными переплетениями: «восьмерки», «колечки», «крестик», «путанка», «мушка», «денежка», полотнянка с дырочками и накладными насновками. Это является одной из отличительных особенностей нашего кружева от других центров.
Переплетения в вилюшке могут из плотных переходить в более редкие разреженные, а перевивая ходовую пару в между долевыми образуется разрез.
Тесемка на большое количество пар может разделиться на две части, образуя две разные формы узора, а затем снова соединиться в одну широкую полосу. Этот прием называется « разделение тесьмы».
Фестон (зубчатая кайма по краям изделия), расположенный по краю кружева, а также при переходах из одной формы узора в другую, может образовывать цветок-розетку.
Край изделия иногда выполняется полосой крыжовника (ажурные кружочки, плотно соединенные друг с другом в виде ленты-полосы). Они могут выделяться сканью по краям.
Традиционным элементом является петля, которая образуется скруглением тесьмы и наложением одной полотнянки на другую. В местах пересечения тесемок в точках общих наколов сделаны сцепки.
В кружевных изделиях встречается большое количество разных по форме углов при выполнении основного узора, где мастера применяют разные технологические приемы и способы их выполнения.
В дизайне сцепного кружева кроме фоновых решеток применяются ажурные разделки для заполнения середин цветов и других мотивов, они объединяют орнамент и дополняют его. Легкие, воздушные, с множеством различных декоративных переплетений Кукарские кружева радуют нас своей неповторимой красотой.
Категории
1) Кружевные изделия для украшения одежды:
-воротники, вставки, манжеты, галстуки, манишки, жабо.
-жилеты, пелерины, накидки, оплечье, жакты, блузки, юбки.
-палантины, шали, шарфы, косынки, шляпы, шапочки.
4) Кружевные изделия для украшения интерьера:
-скатерти, настольники, дорожки, салфетки, подстаканники, панно.
5)Сувениры, а также зонты, сумочки.
Контакты: Кировская обл. г.Советск
Е-mail: Love-22@ mail.ru
Тел: (83375) 2-14-26, 8 912 737 80 37; 8 922 669 48 25; 8 963 885 00 33.