Что такое пэчворк patchwork

Лоскутное шитье для начинающих


Содержание

Пэчворк — искусство шитья из лоскутков. Занятие настолько древнее, что сложно проследить момент его зарождения. Скорее всего оно появилось немногим позже, чем люди научились ткацкому мастерству. А причина возникновения техники самая прозаичная — минимизация отходов, ведь некогда ткани были очень ценным материалом.

Современный пэчворк — отличный способ внесения в интерьер позитива, ярких красок и уюта. К традиционным лоскутным изделиям можно отнести коврики, одеяла, покрывала и наволочки. Однако фантазия рукодельниц не ограничивается столь коротким списком. В технике лоскутной мозаики изготавливают елочные украшения, подставки под тарелки и чашки, грелки для чайника, прихватки, мягкие игрушки, пуфики, чехлы для стульев, обивку кресел и диванов, шторы и многое другое.

Создание любого лоскутного изделия включает в себя три этапа: выбор материала для работы, создание схемы — орнамента и соединение отдельных лоскутков в единое целое. Для больших изделий последний этап также делится на три шага: сначала лоскутки сшиваются в отдельные блоки, которые затем соединяются друг с другом, а пришивание подкладки к изделию завершает работу.

Совет: если вы только знакомитесь с техникой, воспользуйтесь шаблонными схемами и цветовыми решениями из журналов или многочисленных сайтов, посвященных пэчворку.

Подготовка к работе

Итак, вы полны энтузиазма изучить основы пэчворка на практике и определились какое именно изделие удачно дополнит интерьер вашей квартиры. Кроме желания вам понадобится терпение, материал и небольшой набор инструментов.

Читайте также:  Выкройки для детской военной формы

Материалы

Прежде всего нужно выбрать ткань. Начинающим лучше отдать предпочтение хлопку, дениму или льну. Эти материалы просты в работе и не садятся при стирке. На второе место по удобству в изготовлении и последующем использовании можно отнести шерсть и вискозу, а лидируют по сложности шелк, мех, трикотаж, гофре, плиссе и ткани с добавлением металлических нитей. Не забудьте приобрести подкладочный материал, если вторая сторона изделия видна при использовании.

Ткани желательно выбирать с одинаковой плотностью, тогда лоскуты лучше стыкуются друг с другом, а готовое изделие при использовании изнашивается равномерно и не деформируется. Перед работой материю обязательно нужно постирать, высушить и прогладить.

Вам понадобятся также нитки, толщину которых определяет выбранная ткань. На вязаный пэчворк это ограничение не будет таким строгим — обвязка и соединение деталей иногда осуществляется намеренно более толстыми нитками.

Инструменты

Стандартный набор инструментов включает в себя:

  • ножницы или раскройный нож для ткани;
  • мелок или карандаш для нанесения разметки;
  • швейные иглы — вместо обычных удобнее использовать иглы для пэчворка и квилтинга, они короче и ровные по толщине, есть также изогнутые наподобие хирургических;
  • булавки для предварительной фиксации деталей;
  • материал для шаблонов — плотная бумага, картон или тонкий пластик;
  • швейная машинка;
  • вязальный крючок — пригодится только для работы в технике вязаного пэчворка.

Разновидности пэчворка

За сотни лет существования сформировалось множество разновидностей пэчворка. Предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными.

Традиционный (классический) пэчворк

Отличительная особенность — сдержанность в цветах и формах. Лицевая сторона изделия выполнена из отдельных лоскутов, создающих простые геометрические узоры — квадраты, ромбы, треугольники или трапеции. Подкладка чаще всего выкраивается цельным отрезом ткани. Варианты изделий: накидки, пледы, наволочки, прихватки и кухонные полотенца.

Сrazy пэчворк

При взгляде на работу, выполненную в данной технике, можно вспомнить строки старой песенки: «Я тебя слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила». И, действительно, несмотря на кажущуюся хаотичность форм, материалов и украшений в виде лент, бантиков, бисера, подвесок и вышивок, Крэйзи работы оригинальны и обладают притягательным шармом. В этой технике чаще всего встречаются небольшие изделия — сумки, одежда и декоративные панно.

Японский пэчворк

Характерными признаками будут контрастные цвета, использование шелка, бахромы, кистей и ручное шитье контрастной ниткой в типично японской технике стежка сашико — равномерный ручной шов направленной вперед иглой. Орнаментами могут быть как геометрические фигуры, так и восточные природные тематики — цветы, растения и животные.

Квилтинг

Американская многослойная техника шитья с обязательным дополнительным этапом простегивания изделия. Она обогащает классический пэчворк использованием аппликаций, вышивок, декоративных стежек и нетканых материалов — кожи и синтепона для придания объема. Готовые изделия как правило небольшие — сумки, косметички, декоративные подушки, панно и одежда.

Вязаный пэчворк

Вязаный пэчворк встречается в двух вариантах. Комбинация из лоскутов, обвязанных по контуру и скрепленных между собой с помощью крючка или спиц, и исключительно техникой вязания. В последнем случае лоскуты могут быть условными — полотно изготавливается непрерывно с периодической заменой пряжи для создания геометрического узора. Это позволяет избежать перекоса полотна из-за неоднородности изделия.

Техники пэчворка

Несмотря на очевидное желание с первого раза сотворить сложнейший шедевр, начинающим лучше отдать предпочтение традиционным базовым техникам — таким как быстрые квадраты, акварель, волшебные треугольники и полоска к полоске. Они используют простейшие геометрические формы и не доставят проблем при работе.

Быстрые квадраты — название говорит само за себя, произведение собирается из квадратных лоскутков разного цвета. Если заготовку повернуть под 45 градусов относительно прострочки — получится ромбовидный рисунок. Есть способ, при котором квадраты выкраиваются из предварительно сшитых нескольких лент — тогда в рисунке появляются треугольники.

Шахматка — подвид квадратной техники, в котором элементы двух цветов располагаются в шахматном порядке.

Акварель — полотно набирается также из квадратных кусочков, цвета которых постепенно переходят от темного к светлому, создавая эффект акварельного размытия. Лучше использовать ткани с некрупным рисунком. Акварель хорошо смотрится на изделиях большого размера, при изготовлении которых количество деталей дает возможность создавать плавные переходы.

Волшебные треугольники — основу простых изящных композиций составляют лоскуты в форме равнобедренного или равностороннего треугольника. Можно вырезать и элементы со сторонами произвольного размера, но в этом случае сочетать их будет немного сложнее.

Полоска к полоске — ткань нарезается на обычные ленточки, но простая форма деталей никак не сказывается на возможностях рисунка. Расположение полос может быть самым разным: горизонтальное или вертикальное чередование, зигзаги, углы, ромбы, лесенка.

Бревенчатая изба или колодец — разновидность техники полос. В центре изделия располагается квадрат, вокруг которого последовательно выкладываются ленты — словно стены деревянного домика.

Боро — техника наложения заплаток. В качестве основы для нее может быть использован любой предмет из вашего гардероба. Лоскуты чаще всего пришиваются вручную грубыми стежками, либо машинная строчка комбинируется с ручной.

Ляпочиха — пришивание мелких полосок ткани на прочную основу, поверхность которой в итоге полностью закрывается. Изделие выходит фактурным, объемным, в сложном варианте используется для создания настоящих картин, немного напоминающих живопись мастихином.

Пошаговые примеры для начинающих

Шахматка

Для поделки вам понадобятся два куска ткани контрастных расцветок, один из них должен быть либо однотонным, либо с не ярко выраженным рисунком.

  1. Порежьте ткань на полосы одинаковой ширины.
  2. Сострочите полоски, чередуя цвета.
  3. Разрежьте ткань поперек на новые полосы такой же ширины.
  4. Каждую нечетную полоску переверните «вверх ногами» — у вас получится готовое шахматное поле.
  5. Пристрочите полоски друг другу в том порядке, как вы их положили.
  6. Обработайте края изделия с помощью атласной ленты или тесьмы.

Бревенчатая изба

  1. Подготовьте кусочки ткани — квадрат для центра и полоски. Заранее вычислять длину деталей не нужно, при работе они будут обрезаться.
  2. Приложите первую ленточку к квадрату лицевыми сторонами и прострочите на машинке.
  3. Обрежьте полоску по краю квадрата, отогните ее и проутюжьте.
  4. Приложите следующую полоску к длинной стороне получившегося фрагмента, так же — лицом друг к другу, прострочите.
  5. Обрежьте выступающую за край часть полоски.
  6. Отогните, проутюжьте и продолжайте так же последовательно пришивать к растущему изделию новые ленточки. Важно соблюдать выбранное направление и начинать новый виток с той же стороны, с которой вы пришивали первую деталь.

Что можно сказать напоследок? Пробуйте разные стили и техники. Для проверки новых цветовых решений рисуйте предварительные схемы на компьютере или планшете. Эксперименты ускорят обучение и помогут вам создавать предметы интерьера, одежду и аксессуары в своей индивидуальной манере.

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork ) — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Содержание

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом [1] .

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров [2] .

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.

Ткани. Подготовка и раскрой

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Оцените статью