Как развивалась вышивка
Искусство вышивки уходит корнями в далекое прошлое. В то время, когда древний человек сделал первый декоративный стежок на своей одежде. Вышивка позволяла выделиться, т.к. на изготавливаемых тканях зачастую отсутствовал орнамент.
Точно не известно, где и как появилась вышивка. Вышивок, датируемых ранее XII века, практически не осталось. Известно, что в Азии это искусство было известно задолго до того, как его начали использовать греки и римляне. Кстати, именно в Греции и Риме очень популярна была вышивка золотой нитью. Эта традиция была так распространена, что пытались даже запретить и ограничить такое рукоделие как неоправданную роскошь.
Техника и богатство исполнения вышивки достигло своего апогея при византийских царях. Тогда же впервые начали использовать серебряные нити. Толчком в развитии всех искусств, и вышивания в том числе, послужила эпоха Возрождения, в частности, политика двора Лоренцо Медичи. Лучшие художники разрабатывали схемы и рисунки для вышивальщиц.
В России самой большой популярностью пользовалась мережка – выдергивание ниток, а также вышивка по полотну. Вышивали чаще всего «крестом». Он выполнялся красными нитками на рубашках, передниках, по краю белья. Вышивка на рубахах располагалась на таких местах, которые считались местами соприкосновения внешнего мира и тела человека. Т.е. по вороту, рукавам, подолу, таким образом, она служила оберегом.
Начиная с XIII века, вышивание проникает в быт всех слоев населения. Оно делится на народное и городское. Городская вышивка была подвержена моде и постоянно менялась, а народная, напротив, следовала обычаям и была практически неизменна.
Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов, и постоянно разрабатываются новые. Другое дело, что у современной рукодельницы нет столько свободного времени, чтобы воплотить все свои идеи. Современный ритм жизни диктует свои условия, однако мы всегда можем обратиться к своему увлечению и провести пару часов за этим увлекательнейшим занятием – вышивкой.
Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка»
Ирина Потехина
Консультация для родителей «Значение вышивания для развития ребёнка»
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Именно в народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками.
Вышивка имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Так что же даёт ребёнку вышивание?
Развивается мелкая моторика, массируются активные точки на пальцах, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Вышивка — увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера, швеи.
Вышивание учит воспринимать цвета и их оттенки, развивает пространственное мышление. У ребёнка воспитывается художественный вкус.
Кроме всего вышеперечисленного, вышивание в силу специфики самого процесса способствует развитию в ребенке таких качеств, как усидчивость, сосредоточенность и аккуратность, которые несомненно пригодятся ребёнку в его дальнейшей, в том числе школьной, жизни.
Ребенку хочется быстрее завершить узор. Многие родители замечают, что дети очень увлекаются рукоделием, отказываются от просмотра телевизора, компьютерных игр и забав с друзьями. Согласитесь, иногда это просто необходимо.
Процесс овладения точными движениями рук, необходимыми для вышивания активизирует:
— развитие речи;
— координацию в пространстве;
— зрительную и двигательную память;
Психологи объясняют это следствием развития мелкой моторики рук в процессе вышивания.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.
Начиная вышивание,напомните правила техники безопасности при работе с иглой.
Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона,где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.
Используйте в работе шов «Вперёд иголку».Затем можно применить «Тамбурный» шов,а потом «Крест».Когда ребёнок овладеет навыком вышивания,можно перейти на ткань,закреплённую в пяльца.
Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку или коробку с крышкой. Обсуждайте вместе с ребёнком сюжет следующей работы. Замечайте успехи не только по окончанию работы,но и в процессе её.
Наша жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
Консультация для родителей «Игра как показатель развития ребёнка» Консультация для родителей «Игра как показатель развития ребёнка» Подготовила воспитатель Авилова В. С. Игра — это способ.
Консультация для родителей «Значение дидактических игр в развитии речи ребёнка» Дидактические игры — важнейший вид деятельности, в процессе которого происходит эффективное физическое, умственное, речевое и нравственное.
Консультация для родителей «Значение дневного сна для ребёнка-дошкольника» Значение дневного сна для дошкольника. Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого,.
Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей» «Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.
Консультация для родителей «Значение музыки в адаптации дошколят» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Значение музыки в адаптации дошколят Подготовила музыкальный руководитель Валентина Наломова Каждый родитель.
Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребенка» Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки,.
Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики» ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные.
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление.
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Уважаемые родители!Предлагаю вам консультацию «Значение сенсорного воспитания». Быть родителями — одно из самых важных занятий в мире.
Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети?.
«Русская вышивка. Из истории вышивки.»
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению детей с русской вышивкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyshivka.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Русская вышивка. Из истории русской вышивки».
Программные задачи. Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий.
Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать художественный вкус.
Материал. Выставка изделий, украшенных вышивкой. Ход занятия.
Педагог рассказывает историю русской вышивки, сопровождает рассказ показом различных вышитых изделий.
Рассказ педагога: «Вышивка — один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами (прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки восточные славяне — были язычниками, они поклонялись природным богам. Различные явления природы они изображали условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл «оберегов». Вышивки-«обереги» размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагали на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях-по нижнему краю; на платках-по всем четырем сторонам. Из простых знаков-символов составлялись более сложные узоры. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту — это символ верности; уточка, курочка — символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь — символ супружеской верности и счастливой семьи; пава — символ счастливой любви; конь со всадником — символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество — символ рода.
По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей. Таких полотенец нередко было около ста. Одежду шили из прямых кусков ткани, на которых легко вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, венчальная, траурная), а также имела особенности в зависимости от возраста, места проживания ее носителей (северорусская, южнорусская). Площадь узора и его яркость зависели от назначения костюма и возраста женщины. Самой нарядной была рубаха в костюме молодой, недавно вышедшей замуж женщины, которую она имела право носить только до рождения первого ребенка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник, подол сарафана или понёвы (юбки из клетчатой или полосатой домотканой шерстяной ткани). Оформление женского праздничного костюма завершал роскошный головной убор, который мог быть украшен цветным или злотым шитьем. С рождением каждого ребенка количество узоров в костюме женщины уменьшалось, цвет становился менее ярким, головной убор был скромнее и проще. У пожилых людей в узоре почти исчезал красный цвет и блестящие украшения. Специально готовилась одежда для свадьбы.
В течение нескольких столетий у русского народа в разных районах в соответствии с местными природными условиями, особенностями быта вырабатывались определенные приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Были созданы разнообразные узоры: геометрические; геометризованные с антропоморфными (женскими и мужскими) и зооморфными (олени, кони, птицы и т.д.) фигурками; растительные; изобразительные (сюжетные). Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России. Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок — это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов — ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: «шов вперед иголку», «шов-шнурок», «шов за иголку», «стебельчатый шов», «тамбурный», «козлик», «крестик» и т.д.»
Педагог предоставляет детям возможность рассмотреть вышитые изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Матрешка русская и ее историяМатрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число .
конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы «Русский костюм — хранитель истории".
Познакомить детей с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Развивать х.
Матрешка русскаяи ее история Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшег.
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси.
Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о .