Самая дорогая в мире вышивка, которую создают только мужчины: Волшебство Зардози
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Зар» на персидском означает «золото» и «Дози» — «вышивка». В глубокой древности так роскошно украшали не только одежду, но и стены королевских шатров, ножны, попоны царственных слонов и лошадей. Сегодня размах работ меньше – очень уж дорогие материалы применяются для этого вида рукоделия, но зато мастера в этой технике выходят на высочайший художественный уровень, создавая настоящие шедевры. Кстати, материалы Зардози сегодня немного изменились. Если древние вышивальщики использовали настоящие золотые и серебряные нити, а также пластины из драгоценных металлов, то сегодня они работают с медной проволокой, покрытой золотым напылением. Однако и в таком варианте вышивка остается баснословно дорогой. Интересно, что Зардози – исконно мужской вид рукоделия. Возможно, что работа с металлическими нитями была не так легка для женских рук, или менталитет восточных ремесленников сложился таким образом, но испокон веков персидскими «златошвейками» были мужчины. Сегодня эта традиция не нарушается.
Считается, что расцвет Зардози пришелся на XVI-XVII века. Знаменитый падишах Акбар из династии Великих Моголов покровительствовал многим видам искусства, и драгоценной вышивке – в том числе. Однако позднее древнее мастерство пришло в упадок. Дороговизна материалов и войны, которые привели к прерыванию традиции, почти уничтожили Зардози, так как в определенный момент мастера не смогли подготовить достаточное количество учеников. Однако мастерство окончательно не угасло. Например, можно найти упоминания о великолепном «павлиньем» платье леди Керзон, вышивка для которого была создана индийскими мастерами. Этот наряд произвел фурор на празднике в честь коронации короля Эдуарда VII и королевы Александры во втором Делийском Дурбаре в 1903 году.
Платье было собрано из пластинок, которые были вышиты золотом мастерами Дели и Агры. Затем эти драгоценные элементы отправили в Париж, где в модном доме Уорта европейские мастера сшили невероятной красоты платье. Пластинки накладывались друг на друга, как перья павлина, создавая уникальный эффект. А в центре каждой еще красовалось сине-зеленое крыло тропического жука. Из-за обилия золота платье было достаточно тяжелым – оно весило около десяти фунтов, то есть примерно пять кг.
Настоящее возрождение Зардози произошло только в середине XX века, когда более современные материалы позволили хоть немного удешевить ее. Одним из величайших художников, поднявших древнее искусство на совершенно новый уровень, стал мастер Шамсуддин из Агры. Он родился в 1917 году в семье потомственных вышивальщиков. Мальчик был уже 13-м поколением, хранящим секреты Зардози.
Его отец прославился тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов британской королевской семьи. Юный Шамсуддин, освоив в мастерской отца это ремесло, создал на его основе собственный уникальный стиль объемной вышивки. Сначала, с помощью толстой хлопковой нити, создается основа будущей картины, а затем она расшивается золотом. Такая техника требует огромного терпения, ведь накладывание множества слоев ниток – очень долгое занятие, а все вышивки мастера очень большие – длина по одной стороне обычно около двух метров. Одну из самых знаменитый своих работ «Добрый пастырь» Шамсуддин вышивал 18 лет!
Именно Шамсуддин создал картину, которая на сегодняшний день считается самой дорогой вышивкой в мире. За работу «Шахматы» в 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил два миллиона восемьсот тысяч долларов. Сегодня все работы великого мастера охраняются как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Большая часть из них хранится в музее Агры и увидеть их могут все желающие, но только после тщательных проверок. Считается, что подобных шедевров в мире больше не существует.
Последней работой Шамсуддина стала картина «Букет цветов». Мастер создавал ее 11 лет в подарок своей жене. Каждый цветок в ней вышит отдельно, вырезан из ткани и затем собран в букет. Ваза украшена драгоценными и полудрагоценными камнями общим весом 20 000 карат. К сожалению, за этой работой Шамсуддин почти потерял зрение, но все же успел завершить ее в 1985 году к 50-ти летнему юбилею супруги. Мастер ушел из жизни в 1999 году, но его дело продолжают сегодня около пяти тысяч учеников. Самым талантливым стал, конечно, сын Раисуддин – следующее, 14-е поколение вышивальщиков Зардози.
Восточные мотивы всегда являются модным трендом. Пользуясь этим индийский дизайнер Маниш Арора произвел фурор в Париже.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Не для женщин: почему древней вышивкой зардози могли заниматься только мужчины
Изделия с вышивкой зардози могли позволить себе не просто богатые люди, а очень богатые представители высшего общества на Востоке. Как правило, круг этих лиц ограничивался пределами правящей семьи. Одежда и предметы интерьера, украшенные золотыми нитями и настоящими драгоценными камнями, составляли гордость правителей Индии и Персии на протяжении веков. Такие эксклюзивные вещи требовали не только дорогих расходных материалов, но и специфических знаний, поэтому мастера вышивки зардози высоко ценились с обществе. Но заниматься роскошной вышивкой (казалось бы, вполне женским ремеслом) могли исключительно мужчины. Почему?
Название этого вида творчества с персидского можно перевести как «вышивка золотом». И действительно, чистое золото было основным компонентом этих шедевров, которые дополнялись драгоценными и полудрагоценными камнями. Предметы, украшенные зардози, был признаком роскоши и богатства, знаком принадлежности к высшему сословию, а потому такие подарки высоко ценились среди правящей элиты Востока.
Несмотря на то, что зардози как вид народного промысла зародился в Персии, своего расцвета он достигло в Индии, во времена правления династии Великих Моголов. Правители Индии покровительствовали многим видам искусства и могли себе позволить такую роскошь, как зардози. В XVI-XVII веках В Индии было множество мастеров, которые могли годами вышивать крупные заказы. В этой стране также существовали школы, где готовили подрастающее поколение мастеров, которым передавали традиции роскошного ремесла. Вышивка зардози была именно работой, ремеслом, за которое платили хорошую зарплату. Причем это была работа на заказ, с дорогими расходными материалами, поэтому просто так заниматься дома вышивкой зардози было невозможно. А в школы при именитых мастерах отдавали для обучения именно мальчиков — в семье зарабатывать деньги должен был мужчина. По этой причине женщины и не занимались роскошной вышивкой.
Но с приходом колониальной эпохи в жизни Индии произошли изменениям. Не стало правителей, которые моли себе позволить богатые одежды и украшения, вышивка зардози стала исчезать. Редкие заказы британской царской семьи поддерживали существование нескольких ремесленных мастерских, но зардози как искусство почти исчезло. Возродить древнее творчество удалось лишь в середине XX века благодаря человеку из семьи мастеров зардози, в которой этим искусством занимались 13 поколений. Работы Шамсуддина из Агры сегодня находятся в охраняемом музее, а его сын и ученики продолжают дело великих мастеров.
Современное искусство зардози стало несколько скромнее. Вместо золотых нитей и пластин, сегодня применяют элементы из меди с золотым напылением или другие металлы, способные придать благородный вид изделию, но при этом сократить себестоимость. Кроме того, Шамсуддин развил новое направление в вышивке — объемные картины, которые также великолепны. Среди его последователей есть как женщины, так и мужчины, которые занимаются этим интересным творчеством в разных странах мира.
Роскошные вышивки в стиле «Зардози»
Зардози (Zardozi или Zar Douzi) — древний вид искуства вышивки золотом родом из Персии (Зар на персидском языке означает золото и Дози — вышивка), которое передавалось из поколения в поколение.
Зардози — стиль вышивки, распространенный в Индии и Пакистане, который существовал не одну сотню летвремя расцвета этого стиля — эпоха Великих Моголов и правление императора Акбара.
Этой вышивкой стали украшать одежду, оружие, стены, императорские покои, покрывала для коней и слонов и т.д. Буквально с фарси переводится как вышивка золотом.На бархате, парче, шелке вышивались причудливые узоры золотыми и серебряными нитями, нашивались драгоценные камни, жемчужины, и в результате получалось — волшебство.
Искусство вышивки достигло своего расцвета под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В XVII веке Аурангзеб решил отказаться от покровительства, что привело к тому, что искусство зардози перестало развиваться и могло вообще исчезнуть.
Материалы для вышивки стояли достаточно дорого, поэтому мастера не имели возможности заниматься вышивкой самостоятельно. Большинство мастеров в поисках заработка уехали из Дели в Пенджаб и Раджастан. С конца XVIII века и в XIX веке с наступление эпохи на судьбу искусства вышивки выпала еще одна неудача.
И только в середине ХХ века индийское правительство приняло шаги для того, чтобы восстановить и уникальное искусства зардози и дать ему развитие наряду с другими традиционными вышивками. В течение десятилетий зардози главным образом делали в Хайдарабаде и Мадрасе. В наши дни главные центры вышивки находятся в таких городах, как Кашмир, Ченнай, Аджмер, Мумбаи, Агра, Дели, Бхопал и Лакхнау.
Главной проблемой географической ограниченности зардози было то, что серебро и золото не было доступно в больших масштабах.
Препятствие было преодолено путем комбинирования золотого покрытия и медной нити, и окрашивания золотом шелковой нити. Не меньшей проблемой были также небольшое количество мастеров, способных передать свои знания.
Вышивка зардози является мужским мастерством. Вышивание в этой технике начинается с того, что мастер располагается вокруг деревянной рамы «аддаа» с необходимым материалом и инструментами.
Это нити, стеклянные и пластмассовые бусы, круглые блестки, металлические звезды, золотые проволоки и изогнутые крючки, похожие на маленькие вязальные крючки. Ткань протягивают на раме, копируют на узор, а затем начинают кропотливую работу, непосредственно сам процесс вышивки.
Одним из самых известных мастеров Зардози был Шамасуддин из Агры. Вышитые картины Шамсуддина – самые тяжелые художественные вышивки в мире, каждая весит больше двухсот килограммов! Художник украшал их драгоценными камнями, некоторые – тысячами самоцветов.
Одну из самых известных композиций — «шахматы» — с двадцатью тысячами камней мастер вышивал тридцать лет! Еще в 70-е годы шейх из Саудовской Аравии предлагал за нее два миллиона восемьсот тысяч долларов, но безуспешно. Шамсуддин работу не продал, понимая, что ничего подобного создать никогда уже не сможет. Так или иначе, но работы Шамсуддина – пожалуй, одни из самых дорогих в мире вышивок .
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию.
Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц.
Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком.
Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра.
Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
За всю жизнь у Шамсуддина — прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников.
Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело. Работа над картиной начинается с рисунка на кальке.
Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка.
«Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади.
До такой работы допускают только самых опытных профессионалов. Наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту.